Прикладной анализ поведения как сфера практики и как научная дисциплина развивается на территории Российской Федерации так же как и в странах Запада. Поведенческих специалистов становится все больше, и их практическая деятельность, соответствующая правилам профессиональной этики [Ethics code for, 2020], позволяет представить работу поведенческих аналитиков как исследование, которое с помощью однообъектного дизайна дает возможность оценить эффективность поведенческого вмешательства для изменения того или иного поведения, значимого для социума.
Применение однообъектного дизайна является классическим форматом исследований в сфере ПАП, учитывая то, что объектом научного изучения является поведение. Поведение — уникальное явление, свойственное только одному индивидууму и проявляющееся в его среде, и никакие усредненные показатели не могут применяться при оценке индивидуальных реакций организма в процессе применения вмешательства [Купер, 2016].
В работах поведенческих аналитиков, опубликованных в данном выпуске, можно найти экспериментальную оценку эффективности поведенческих вмешательств, которые применялись в разных условиях среды для поведенческих проблем детей разного воз- раста с РАС и с другими нарушениями развития.
В статье М. Заяц изучалось влияние поведенческого вмешательства на развитие речевых навыков у ребенка с РАС в непривычном, но таком необходимом в наши дни формате: в условиях дистанционного обучения. К сожалению, условия пандемии и строгих карантинных мер существенным образом сократили возможности поведенческих специалистов предоставлять услуги в сфере ПАП в привычном формате — очном, при взаимодействии как педагога, так и ребенка. Перенос привычных поведенческих технологий в дистанционный формат является серьезной и ресурсозатратной задачей и требует полного включения семьи ребенка. Однако, как показывает исследование, эффективность поведенческого вмешательства является высокой: поставленные цели были достигнуты, и у ребенка — участника исследования сформированы нужные навыки.
В статье Ю. Колесниковой проводится оценка эффективности использования прямого и генерализованного условного подкрепления (педагог использовала жетоны). Одним из сложившихся негативных стереотипов в отношении практики поведенческих аналитиков является мнение об использовании поощрений как техники, которая приводит к воссозданию «искусственного контроля» и делает процесс обучения неестественным [Купер, 2016]. Однако в восприятии поведенческих аналитиков не существует «естественного» и «искусственного» подкрепления, есть эффективное и неэффективное, и именно выявлению влияния подкрепления на освоение математических навыков у ребенка с РАС и посвящена данная статья. В настоящее время во всем мире распространяется новый подход к оценке и коррекции поведенческих проблем, — это методы «Функциональный анализ синтезированных контингентностей на основе интервью (IISCA)» и «Тренинг функциональной коммуникации с опорой на навыки (SBT)», разрабо- танные доктором Грегори Хенли и его коллегами [Ghaemmaghami, 2021]. В статье Н. Бутузовой и Н. Поликарповой изложены основополагающие принципы применения этих методов, а статья Л. Безносиковой и Л. Островской иллюстрирует влияние компонента процедуры «Тренинг функциональной коммуникации с опорой на навыки (SBT)» на формирование учебных навыков у дошкольника с РАС.
Острым вопросом в работе с детьми, имеющими РАС, является выбор методов развития речевых навыков. Существует множество различных подходов, в том числе и использование систем вспомогательной и альтернативной коммуникации (также и система альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями PECS [Фрост, 2011]). Дискутируется, насколь- ко введение данной системы влияет на развитие речи. Возможно ли, что применение именно этой системы будет фактором, мешающим развитию речи, а не способствующим? В статье О. Поповой и Н. Филиной проводится экспериментальная оценка влияния системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом. Сделан вывод о положительном влиянии освоения ребенком системы PECS на его вокальную речь.
Применение методов прикладного анализа поведения не ограничивается индивидуальными занятиями. Поведенческие стратегии применяются и в групповом формате обучения как для типично раз- вивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития. Еще в конце 60-х годов ХХ века была разработана стратегия группового договора в виде игры «Хорошее поведение», и в статье А. Статникова мож но будет найти обзор исследований на тему формирования данной стратегии и перспектив ее применения в рамках современных обучающих технологий.
Несомненно, выход в свет данного тематического выпуска расширит возможности для публикаций в сфере ПАП и окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие научной и практической деятельности поведенческих специалистов, работающих на территории Российской Федерации.