О практической и научной деятельности поведенческих специалистов

161

Аннотация

В предлагаемом вниманию читателей номере журнала перечислены тенденции в развитии на территории России поведенческого анализа как доказательной практики. Проводится краткий анализ содержания тематических публикаций, вошедших в номер. Читатели узнают об исследованиях, в которых с помощью однообъектного дизайна оценивается эффективность поведенческого вмешательства при изменении социально значимого поведения: об оценке эффективности использования прямого и генерализованного условного подкрепления (жетонов); о проведенной экспериментальной оценке влияния системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом; о тренинге функциональной коммуникации с опорой на навыки (SBT), а также о новом подходе к оценке и коррекции поведенческих проблем — функциональном анализе синтезированных контингентностей на основе интервью (IISCA). Выражаю уверенность, что данный номер журнала представляет интерес для специалистов и родителей детей, имеющих проблемное поведение, и будет способствовать дальнейшему развитию исследовательской и практической деятельности российских поведенческих специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, прикладной анализ поведения, прикладной анализ поведения (ПАП), однообъектный эксперимент

Рубрика издания: Колонка тематического редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021710201

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Эрц Ю.М. О практической и научной деятельности поведенческих специалистов // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 3–5. DOI: 10.17759/autdd.2021710201

Полный текст

Прикладной анализ поведения как сфера практики и как научная дисциплина развивается на территории Российской Федерации так же как и в странах Запада. Поведенческих специалистов становится все больше, и их практическая деятельность, соответствующая правилам профессиональной этики [3], позволяет представить работу поведенческих аналитиков как исследование, которое с помощью однообъектного дизайна дает возможность оценить эффективность поведенческого вмешательства для изменения того  или иного поведения, значимого для социума.

Применение однообъектного дизайна является классическим форматом исследований в сфере ПАП, учитывая то, что объектом научного изучения является поведение. Поведение — уникальное явление, свойственное только одному индивидууму и проявляющееся в его среде, и никакие усредненные показатели не могут применяться при оценке индивидуальных реакций организма в процессе применения вмешательства [1].

В работах поведенческих аналитиков, опубликованных в данном выпуске, можно найти экспериментальную оценку эффективности поведенческих вмешательств, которые применялись в разных условиях среды для поведенческих проблем детей разного воз- раста с РАС и с другими нарушениями развития.

В статье М. Заяц изучалось влияние поведенческого вмешательства на развитие речевых навыков у ребенка с РАС в непривычном, но таком необходимом в наши дни формате: в условиях дистанционного обучения. К сожалению, условия пандемии и строгих карантинных мер существенным образом сократили возможности поведенческих специалистов предоставлять услуги в сфере ПАП в привычном формате — очном, при взаимодействии как педагога, так и ребенка. Перенос привычных поведенческих технологий в дистанционный формат является серьезной и ресурсозатратной задачей и требует полного включения семьи ребенка. Однако, как показывает исследование, эффективность поведенческого вмешательства является высокой: поставленные цели были достигнуты, и у ребенка — участника исследования сформированы нужные навыки.

В статье Ю. Колесниковой проводится оценка эффективности использования прямого и генерализованного условного подкрепления (педагог использовала жетоны). Одним из сложившихся негативных стереотипов в отношении практики поведенческих аналитиков является мнение об использовании поощрений как техники, которая приводит к воссозданию «искусственного контроля» и делает процесс обучения неестественным [1]. Однако в восприятии поведенческих аналитиков не существует «естественного» и «искусственного» подкрепления, есть эффективное и неэффективное, и именно выявлению влияния подкрепления на освоение математических навыков у ребенка с РАС и посвящена данная статья. В настоящее время во всем мире распространяется новый подход к оценке и коррекции поведенческих проблем, — это методы «Функциональный анализ синтезированных контингентностей на основе интервью (IISCA)» и «Тренинг функциональной коммуникации с опорой на навыки (SBT)», разрабо- танные доктором Грегори Хенли и его коллегами [4]. В статье Н. Бутузовой и Н. Поликарповой изложены основополагающие принципы применения этих методов, а статья Л. Безносиковой и Л. Островской иллюстрирует влияние компонента процедуры «Тренинг функциональной коммуникации с опорой на навыки (SBT)» на формирование учебных навыков у дошкольника с РАС.

Острым вопросом в работе с детьми, имеющими РАС, является выбор методов развития речевых навыков. Существует множество различных подходов, в том числе и использование систем вспомогательной и альтернативной коммуникации (также и система альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями PECS [2]). Дискутируется, насколь- ко введение данной системы влияет на развитие речи. Возможно ли, что применение именно этой системы будет фактором, мешающим развитию речи, а не способствующим? В статье О. Поповой и Н. Филиной проводится экспериментальная оценка влияния системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом. Сделан вывод о положительном влиянии освоения ребенком системы PECS на его вокальную речь.

Применение методов прикладного анализа поведения не ограничивается индивидуальными занятиями. Поведенческие стратегии применяются и в групповом формате обучения как для типично раз- вивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития. Еще в конце 60-х годов ХХ века была разработана стратегия группового договора в виде игры «Хорошее поведение», и в статье А. Статникова мож но будет найти обзор исследований на тему формирования данной стратегии и перспектив ее применения в рамках современных обучающих технологий.

Несомненно, выход в свет данного тематического выпуска расширит возможности для публикаций в сфере ПАП и окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие научной и практической деятельности поведенческих специалистов, работающих на территории Российской Федерации.

Литература

  1. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. 826 c. ISBN 978-5- 89816-157-6.
  2. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
  3. Ethics code for behavior analysts / Behavior Analyst Certification Board [Электронный ресурс]. Littleton, 2020. 19 с. URL: https://www.bacb.com/wp-content/uploads/2020/11/Ethics-Code-for-Behavior-Analysts-2102010.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
  4. Ghaemmaghami M., Hanley G.P., Jessel J. Functional communication training: From efficacy to effectiveness // Journal of applied behavior analysis. 2021. Т. 54. № 2. С. 122—143. DOI:10.1002/jaba.762

Информация об авторах

Эрц Юлия Михайловна, сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения (ВСВА), Независимый специалист, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9654-8331, e-mail: yuliaerz@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 919
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 161
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0