Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1982Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС 75

|

Старикова О.В.
дефектолог Центра ментального здоровья, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России), Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9033-1871
e-mail: anima_doc@mail.ru

Дворянинова В.В.
кандидат медицинских наук, врач-психиатр Центра ментального здоровья, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России), Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3336-2051
e-mail: dvoryaninova.nika@yandex.ru

Баландина О.В,
руководитель Центра ментального здоровья, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3486-1162
e-mail: neurorazvitie@yandex.ru

Аннотация

Стандарты оказания ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России еще не выработаны, и вопрос внедрения успешных зарубежных практик очень актуален. Представлен опыт реализации программы ранней помощи для детей с РАС, разработанной на основе Денверской модели раннего вмешательства и апробированной в течение 6 месяцев 2020 года на базе Центра ментального здоровья Приволжского исследовательского медицинского университета. В исследовании участвовали 19 детей от 1 года до 4 лет с диагнозом спектра аутизма. Все дети занимались по разработанной низкоинтенсивной программе 2—3 часа в неделю, проводилось также и обучение родителей. В результате динамической оценки навыков по методике оценки развития детей RCDI-2000 и оценке целевых навыков в рамках Денверской модели было продемонстрировано улучшение во всех областях развития детей: например, у 9 детей развитие социальных навыков улучшилось с возраста в среднем 3 месяца до более чем 20 месяцев; у 12 детей улучшилось развитие речевых навыков с возраста в среднем от 1 до более чем 28 месяцев. Наибольшие изменения выявлены в рецептивной коммуникации (улучшение навыков в среднем на 40%), в навыках игры (рост на 30%), когнитивных навыках (рост на 30,5%), в бытовых навыках (рост на 33%). Таким образом, подтверждено, что низкоинтенсивная программа ранней помощи на основе Денверской модели является перспективной для использования в государственных образовательных и социальных учреждениях, вовлеченных в систему ранней помощи.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, ранняя помощь , Денверская модель раннего вмешательства, оценка навыков

Рубрика: Методы обучения и сопровождения

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200104

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства внутренней региональной и муни- ципальной политики Нижегородской области в рамках гранта «Методический центр ранней помощи для детей с расстрой- ствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на базе Приволжского центра ментального здоровья» ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»

Получена: 23.02.2022

Принята в печать: 09.03.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Карякин Н.Н., Альбицкая Ж.В., Баландина О.В. и др. Описание психолого-педагогических методик с доказанной эффективностью, рекомендуемых для оказания помощи детям с РАС: учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 92 с. ISBN 978-5-7032- 1360-5.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. 6 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/181 (дата обращения: 02.2022).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2021 г. № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403212204/ (дата обращения: 02.2022).
  4. Роджерс С., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 416 с. ISBN 978-5-91743-067-6.
  5. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. Москва: ИП Толкачев, 432 с. ISBN 978-5-9907565-9-5.
  6. Симашкова Н.В. и др. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра. Москва: Гэотар- Медиа, 288 с. ISBN 978-5-9704-3841-1.
  7. Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы 2 изд. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 2000. 64 с. ISBN 5-8049-0038-2.
  8. Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 62 с. ISBN 5-8049-0039-0.
  9. Colombi C., Narzisi A., Ruta L. et al. Implementation of the Early Start Denver Model in an Italian community. Autism, 2016, vol. 22, 2, pp. 126—133. DOI:10.1177/1362361316665792
  10. Dawson G., Rogers S., Munson J. et al. Randomized, controlled trial of an intervention for toddlers with autism: The Early Start Denver Pediatrics, 2010, vol. 125, no. 1, pp. e17—e23. DOI:10.1542/peds.2009-0958
  11. Fuller E.A., Oliver K., Vejnoska S.F. et al. The Effects of the Early Start Denver Model for Children With Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Brain Sciences, 2020, 10, no. 6, article no. 368. 17 p. DOI:10.3390/brainsci10060368
  12. Holzinger D., Laister D., Vivanti G. et al. Feasibility and outcomes of the Early Start Denver Model implemented with low intensity in a community setting in Austria. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2019, vol. 40, no. 5, pp. 354—363. DOI:10.1097/DBP.0000000000000675
  13. Lin T.-L., Chiang C.-H., Ho S.Y. et al. Preliminary clinical outcomes of a short-term low-intensity Early Start Denver Model implemented in the Taiwanese public health    Autism,   2020,   vol.   24,   no.   5,   1300— 1306. DOI:10.1177/1362361319897179
  14. Tateno Y., Kumagai K., Monden R. et al. The Efficacy of Early Start Denver Model Intervention in Young Children with Autism Spectrum Disorder Within Japan: A Preliminary Study. Journal of Child and Adolescent Psychiatry, 2021, vol. 32, no. 1, pp. 35—40. DOI:10.5765/jkacap.200040
  15. Vivanti G., Paynter J., Duncan E. et al. Effectiveness and feasibility of the Early Start Denver Model implemented in a group-based community childcare setting. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 12, pp. 3140—3153. DOI:10.1007/s10803-014-2168-9
  16. Zhou B., Xu Q., Li H. et al. Effects of Parent-Implemented Early Start Denver Model Intervention on Chinese Toddlers with Autism Spectrum Disorder: A Non-Randomized Controlled Trial. Autism Research, 2018, vol. 11, no. 4, pp. 654— 666. DOI:10.1002/aur.1917

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика