Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1823Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7–8 лет 1583Марютина Т.М. АннотацияНа материале 67 пар близнецов 7–8 лет установлено, что показатели умственного развития детей можно прогнозировать на основе их личностных особенностей и межличностных отношений, оцениваемых по методике Р. Жиля. Генетико-статистический анализ выявил влияние систематической среды во всех вариантах межличностных отношений и присутствие генетических влияний в особенностях отношений с партнером по паре и сиблингами. Установлено, что целый ряд изучаемых показателей когнитивного развития имеет общую генетическую основу. Особенности реакции на фрустрацию и отгороженности ребенка почти на 80 % определяются действием общих генетических факторов. Ключевые слова: умственное развитие, креативность, индивидуальность, предиктор, межличностные отношения, личностные особенности, генотип, среда Рубрика: Психогенетика Фрагмент статьи
* Данные были предоставлены автору кандидатом психологических наук Е. С. Беловой; ... В межиндивидуальной вариативности практически всех измеряемых психологических признаков на долю средовой составляющей приходится в среднем около 50 %. При этом в психогенетике развития установлена решающая роль индивидуальной среды в формировании интеллектуальных и личностных особенностей человека по мере его взросления (Егорова, Зырянова, Паршикова, Пьянкова, Черткова, 2004; РавичЩербо, Марютина, Григоренко, 2006; Bishop, Cherney, Corley, Plomin, DeFries, Hewitt, 2003; Plomin, Daniels, 1987; Scarr, 1992; Scarr, McCartney, 1983). В ряде работ было экспериментально показано, что для характеристики умственных достижений ребенка младшего школьного возраста прогностическую ценность представляют не только собственные показатели детей, но и психологические особенности родителей, старших братьев и сестер (Думитрашку, Марютина, Равич-Щербо, Трубников, 1996; Трефилова, 1998; Iarocci, Yager, Elfers, 2007; Plomin, Daniels, 1987; Plomin, Asbury, Dunn, 2001). Это те характеристики, которые и в психогенетике, и в возрастной психологии квалифицируются как условия семейной среды. В то же время практически неизученной в этом плане остается роль межличностных отношений ребенка. В связи с этим настоящее исследование ставило две задачи:
Методы исследования В данной работе представлены результаты исследования 67 пар близнецов. При решении первой задачи анализировались данные 40 пар близнецов. Средний возраст детей к моменту обследования составлял 7лет 2 мес. Из общей выборки детей были образованы две группы, в каждую вошли по одному представителю от пары. Подобный прием целесообразен, так как близнецы обнаруживают сходство по многим психологическим признакам, обусловленное и общими генетическими факторами, и общей средой. Разделяя при обработке пары, мы исключаем влияние указанных факторов на статистические результаты и получаем возможность проверить их воспроизводимость при сравнении обеих групп. Итак, анализировались данные двух групп детей по 40 человек в каждой. ... Литература
Статьи по теме
Психология образования | Вайндорф-Сысоева М.Е., Панькина Е.В. Психология развития, Способности, одаренность, талант | Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Психология развития | Молчанов С.В., Алмазова О.В. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|