Психологическая готовность сотрудников отдела охраны следственного изолятора к применению огнестрельного оружия на поражение

6

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологической готовности сотрудников отдела охраны уголовно-исполнительной системы к применению огнестрельного оружия на поражение. Проанализированы особенности их оперативно-служебной деятельности, связанной с вероятным использованием огнестрельного оружия, установлены факторы, способствующие возникновению стресса и оказывающие негативное влияние на личность сотрудников следственного изолятора, несущих службу с оружием. Выборка представлена 25 сотрудниками отдела охраны, несущими службу с оружием, проходящими службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл. Методики исследования были представлены диагностическим блоком: методикой 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла (форма С), Мельбурнским опросником принятия решений, методикой оценки склонности к риску (RSK) Г. Шуберта. Для обработки полученных данных была использована программа Psychometric Expert. В ходе эмпирического исследования, целью которого было изучение психологической готовности данных лиц к применению оружия на поражение, была выявлена группа сотрудников с низкой психологической готовностью к применению оружия на поражение. Установлено, что с ними необходимо осуществлять специализированную психологическую работу, направленную на формирование и развитие психологической готовности.

Общая информация

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, психологическая готовность , личностные особенности, психологическая диагностика

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140310

Получена: 10.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Овчарова Е.В., Душкин А.С., Коноплева И.Н., Ковальчук И.А. Психологическая готовность сотрудников отдела охраны следственного изолятора к применению огнестрельного оружия на поражение [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 122–133. DOI: 10.17759/psylaw.2024140310

Полный текст

Введение

Актуальность изучения психологической готовности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) к применению огнестрельного оружия на поражение можно объяснить тем, что продолжает оставаться весьма высоким число побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Чтобы действия сотрудников отдела охраны следственного изолятора (далее — СИЗО) не выходили за рамки законодательства, были обоснованными и четкими, следует проводить углубленное психодиагностическое обследование до закрепления за ними огнестрельного оружия. Только тогда можно быть уверенными в том, что их действия по применению огнестрельного оружия на поражение будут профессиональными и правильными.
Служебная деятельность сотрудников СИЗО заключается в содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Однако не все подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные хотят соблюдать режим в местах содержания под стражей, вследствие чего, например, пытаются совершить побег [3]. Для пресечения побега лица, заключенного под стражу, сотрудник подразделения охраны СИЗО может применить огнестрельное оружие на поражение. И.С. Ганишина, И.В, Сучкова справедливо отмечают, что «…служба в указанных подразделениях ФСИН России подразумевает особые требования к личности сотрудника УИС, несущего службу с оружием» [2, с. 246].
Слово «готовность» имеет довольно широкий спектр толкований. По мнению О.А. Белобрыкиной, «…под психологической готовностью к деятельности следует понимать особое психическое состояние субъекта, для которого характерны установка на деятельность и операциональные умения, необходимые для достижения результатов в определенной деятельности» [1, с. 395]. О.С. Приказчикова справедливо указывает на то, что готовность «…ограничивает круг индивидуально-психологических свойств, оставляя за его рамками знания, умения и навыки» [12, с. 148]. Большинство отечественных и зарубежных исследователей определяют психологическую готовность к деятельности как многоаспектный психологический феномен, механизм соотношения направленности в сфере труда с индивидуальными свойствами человека: мировоззрением, установками и ценностями, а также с его морально-волевой и эмоциональной сферами, она предполагает активное самообразование и самосовершенствование, является составляющей ядра личности, образующейся благодаря внешним и внутренним факторам [5; 6; 9; 14; 15].
Следовательно, психологической готовностью можно назвать именно внутреннее состояние человека, чертой которого является определенная психическая напряженность, выраженная в его мобилизованности к действиям при ожидании какого-либо события. Исключительность такого состояния заключается в том, что при этом задействованы психофизиологические (включая эмоциональные) качества, активизирующие деятельность субъекта. Психологическая готовность может быть особым длительным или кратковременным состоянием человека, когда он сознательно или неосознанно проигрывает возможную предстоящую ситуацию. Его психика мобилизована, есть настрой на совершение действий, причем решительных [7].
Не только в экстремальных ситуациях, но и в ходе обычной, «рутинной» ежедневной деятельности сотрудник, имея психологическую готовность на выполнение своих обязанностей, будет более рационально применять полученные ранее знания, опыт, эффективно проявлять личные качества, контролировать себя и быстро перестраиваться при возникновении непредвиденных моментов.
Готовность к действиям в экстремальных и особых условиях, пожалуй, особая форма психологической готовности. В.А. Кулганов указывает на то, что «…оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя исследование адаптационного потенциала личности, т. е. ее устойчивости к стрессовым влияниям, способности к мобилизации и активизации деятельности, самоконтроля» [8, с. 579].
Сотрудники отдела охраны СИЗО, несущие службу с оружием, непрерывно находятся в особых условиях и постоянной готовности применять оружие на поражение, а это способствует возникновению дополнительного стресса [4]. При этом особые условия, по мнению И.В. Сучковой, «…предъявляют и дополнительные требования к личности сотрудника УИС, которые предопределены, как положениями ведомственных нормативных правовых актов, так и специфическими условиями труда в исправительных учреждениях, в том числе экстремальными факторами» [13, с. 52].
М.Г. Бариновой, Е.Г. Зуевой установлено, что «…сотрудники правоохранительных органов, демонстрирующие психологическую готовность к действиям в экстремальных условиях, считают, что они отвечают за то, что происходит вокруг, при выполнении служебных задач предпочитают действовать в одиночку и отвечать за это, окружающие на них практически не воздействуют, но если что-то мешает выполнению поставленных задач, они склонны проявлять агрессивность» [5, с. 238]. Особенно трудно приходится молодым, неопытным сотрудникам, которые еще не сталкивались с подобными ситуациями и могут испытывать затруднения с принятием верного решения, ибо их психологические установки, сформированные во время учебы, отличаются от установок, необходимых для реальной деятельности.
Конечно, еще одним психологическим фактором, оказывающим влияние на формирование готовности любого специалиста к деятельности в полном объеме, являются те условия, в которых он трудится. Как уже отмечалось, особые условия службы сотрудников УИС диктуются ведомственными нормативными правовыми актами, в которых установлены определенные ограничения в служебной деятельности сотрудников отдела охраны СИЗО и исправительных учреждений: регулируется сон, прием пищи и др. и наличие экстремальных факторов (монотонность, рассогласование ритма сна и бодрствования, нарушение суточной периодичности, условия лимита и дефицита времени для принятия решения, угроза для жизни со стороны осужденных) [10]. Все это в совокупности делает сложной и напряженной жизнедеятельность сотрудников, как в физиологическом, так и в психологическом плане.
Когда возникает ситуация, для разрешения которой необходимо применить оружие, «…сотрудник стоит перед непростым выбором причинения вреда другому человеку. Это решение, несмотря на имеющуюся нормативную базу, носит субъективный характер, поскольку юридически обозначенные ситуации его применения в ряде случаев имеют размытую формулировку» [10, с. 84].
Д.В. Пестриков, Н.А. Полянин, Е.В. Пентяшин акцентируют внимание на главной составляющей психологической готовности к применению огнестрельного оружия — «…способности сотрудников УИС быстро и верно оценивать обстоятельства применения оружия в экстремальных ситуациях и его последствия (например, он должен знать, как действовать в местах с большим скоплением людей, в помещении и др.). При этом они отмечают, что экстремальная ситуация побуждает сотрудника мобилизовать все резервные, защитные и компенсаторные механизмы организма, прогнозируя возможные варианты развития экстремальной ситуации и момент применения оружия» [11, с. 58].
Таким образом, в современных условиях развития УИС представляется актуальным и практически значимым эмпирическое исследование психологической готовности сотрудников отдела охраны СИЗО к применению огнестрельного оружия на поражение.

Методы и методика исследования

Исследование было организовано на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл. Для изучения психологической готовности сотрудников отдела охраны СИЗО к применению огнестрельного оружия на поражение нами была сформирована выборка, в которую вошли 25 сотрудников отдела охраны в возрасте от 18 до 50 лет, несущих службу с оружием.
Диагностический материал был получен при помощи стандартизированных методик: методики 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла (форма С), Мельбурнского опросника принятия решений, методики оценки склонности к риску (RSK) Г. Шуберта.

Результаты и обсуждение

Рис. 1. Распределение средних результатов исследования
по методике 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла:
А — замкнутость—общительность; В — конкретное мышление—абстрактное мышление; С — эмоциональная нестабильность—эмоциональная стабильность; Е — подчиненность—доминантность; F — сдержанность—экспрессивность; G — низкая нормативность поведения—высокая нормативность поведения; H — робость—смелость; I — реализм—чувствительность; L — подозрительность—доверчивость; M — практичность—ечтательность; N — прямолинейность (наивность)—проницательность (искусственность); О — спокойствие—тревожность; Q1 — консерватизм—радикализм; Q2 — конформизм (зависимость от группы)—нонконформизм (самостоятельность); Q3 — низкий самоконтроль—высокий самоконтроль; Q4 — расслабленность—эмоциональная напряженность
Согласно полученным данным, у сотрудников отдела охраны, несущих службу с оружием, наблюдались высокие значения по шкалам (рис. 1):
  • A (замкнутость—общительность), что свидетельствует о коммуникативности сотрудников отдела охраны и готовности к установлению межличностных контактов;
  • G (недобросовестность—совестливость), что характеризует сотрудников как ответственных и совестливых;
  • H (робость—смелость), что характеризует высокий уровень активности сотрудников в социальных контактах и готовность к принятию самостоятельных решений;
  • Q3 (низкий самоконтроль—высокий самоконтроль), что характеризует точность выполнения социальных требований и целенаправленность личности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для сотрудников отдела охраны СИЗО характерны: эмоциональная устойчивость, самостоятельность, ответственность, настойчивость, служебная направленность.
Согласно полученным результатам по методике Мельбурнского опросника принятия решений, для сотрудников отдела охраны СИЗО характерны такие качества, как бдительность (63%), прокрастинация (18%), сверхбдительность (11%) и избегание (8%) (рис. 2). Таким образом, необходима дополнительная психологическая подготовка сотрудников отделов охраны СИЗО с целью развития личностных качеств, способствующих принятию правильного и оперативного решения в вопросе применения оружия на поражение.
Рис. 2. Распределение средних результатов исследования
по методике Мельбурнского опросника принятия решений
Полученные результаты по методике RSK позволили оценить склонность к риску сотрудников отдела охраны, несущих службу с оружием (рис. 3). Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что 17 сотрудников (68%) обладают низкой склонностью к риску, 8 сотрудников (32%) — средней склонностью к риску. Таким образом, большинство сотрудников обладают низкой склонностью к риску, что может приводить к трудностям в ситуации неопределенности в служебной деятельности.
Полученные нами данные также согласуются с результатами по изучению детерминант психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов. Например, для сотрудников с высокой психологической готовностью к применению оружия характерны «…высокая нервно-психическая устойчивость и поведенческая регуляция, адекватная самооценка и реальное восприятие действительности; высокий уровень развития коммуникативных способностей; способность к активной социальной жизни; желание взаимодействовать с другими людьми. Также им присущи развитые способности к планированию, моделированию, программированию, оценке результатов, гибкость и высокий общий уровень саморегуляции. Они инициативны, в разрешении сложной ситуации предпочитают полагаться на себя» [7, с. 46].
Рис. 3. Распределение средних результатов исследования по методике RSK
Мы согласны с зарубежными авторами О. Цильмак, О. Донован, что факт применения огнестрельного оружия для устранения человека является серьезным психологическим испытанием для сотрудников правоохранительных органов [16]. Данные авторы справедливо считают, что вовремя оказанная психологическая помощь сотруднику после применения огнестрельного оружия для обезвреживания лица, пойманного при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытавшегося скрыться, будет способствовать снижению уровня нервно-психического напряжения, состояния психической депрессии и более быстрому восстановлению после утраты трудоспособности [16].
Важно отметить, что, в отличие от других исследователей, нами впервые исследована психологическая готовность сотрудников СИЗО к применению огнестрельного оружия.

Заключение

Выполнение сотрудником СИЗО своих служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, так как экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. В связи с этим сотрудник отдела охраны СИЗО, несущий службу с оружием, должен находиться в постоянной психологической готовности, в том числе к применению огнестрельного оружия на поражение.
Психологическая готовность является внутренним состоянием человека, чертой которой является определенная психическая напряженность, выраженная в мобилизованности к действиям при ожидании какого-либо события. При этом задействованы психофизиологические (включая эмоциональные) качества, активизирующие деятельность субъекта. Психологическая готовность может быть особым длительным или кратковременным состоянием человека, когда он сознательно или неосознанно проигрывает возможную предстоящую ситуацию. Его психика мобилизована, есть настрой на совершение действий, причем решительных.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что существует группа сотрудников отдела охраны со слабо сформированной психологической готовностью и низкой вероятностью применения оружия на поражение в экстремальных (особых) условиях служебной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований проблемы состоят в определении эффективности программ психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, направленных на развитие личностной составляющей психологической готовности.

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Проблема профессиональной готовности специалистов психологического профиля // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 г.: В 8 т. Т. 1. СПб, 2003. С. 395–399.
  2. Ганишина И.С., Сучкова И.В. Психологическая готовность сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний к применению огнестрельного оружия на поражение: поведенческий аспект [Электронный ресурс] // Человек: преступление и наказание. 2021. Том 29(1–4). № 2. С. 245–254. doi:10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).2.245-254
  3. Гусева Е.В. Психологические особенности деятельности сотрудников исправительного учреждения по предупреждению побегов [Электронный ресурс] // Вестник Самарского юридического института. 2022. № 4 (50). С. 83–89. doi:10.37523/sui.2022.50.4.014
  4. Зауторова Э.В. Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 2 (6). С. 99–105.
  5. Зуева Е.Г., Баринова М.Г. Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов, влияющие на психологическую готовность к действиям в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (94). С. 233–240. doi:10.35750/2071-8284-2022-2-233-240
  6. Киселев А.М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 42–46.
  7. Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Детерминанты психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. Том 2. № 2. С. 37–47. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27875 (дата обращения: 01.06.2024).
  8. Кулганов В.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб, 2005. С. 578–580.
  9. Никифоров В.М. Психологическая готовность сотрудников правоохранительных органов к применению оружия // Проблемы современного общества и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 29 апреля 2017 года. Краснодар: ООО «Электронные издательские технологии», 2017. С. 349–354.
  10. Осипов А.П., Гудилова А.А. Использование специальных средств и огнестрельного оружия: психологический аспект // Формы и методы психологической работы со спецконтингентом и персоналом: материалы VII Межведомственного круглого стола, Псков, 26 ноября 2021 года. Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2022. С. 82–86.
  11. Пестриков Д.В., Полянин Н.А., Пентяшин Е.В. Формирование психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению боевого оружия в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 56–65.
  12. Приказчикова О.С. Теоретические подходы к феномену «готовность» в современной науке [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 147–159. doi:10.24412/2308-7226-2022-2-147-159
  13. Сучкова И.В. Психологические аспекты использования оружия в служебной деятельности сотрудников отдела охраны // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 8. С. 52–61.
  14. Carleton R.N., Korol S., Mason J.E., Hozempa K., Anderson G.S., Jones N.A., Dobson K.S., Szeto A., Bailey S. A longitudinal assessment of the road to mental readiness training among municipal police // Cognitive Behaviour Therapy. 2018. Vol. 47(6). P. 508–528. doi:10.1080/16506073.2018. 1475504
  15. Johnston M., Ricciardelli R., Ghodrati M., Czarnuch S. Assessing Road to Mental Readiness (R2MR) training among correctional workers in Canada // Health & Justice. 2023. Vol. 11(1). doi:10.1186/s40352-023-00206-z
  16. Tsilmak O., Dorova O. General Principles of Providing Psychological Assistance for Police Officers who Used Firearms to Eliminate a Person Caught While Committing Serious or Very Serious Crime and Attempted to Escape // World Science. 2018. Vol. 3(7(35)). P. 42–45. doi:10.31435/rsglobal_ws/12072018/6020

Информация об авторах

Овчарова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника, кафедра психологии профессиональной деятельности, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2728-4125, e-mail: katyaovcharova-1983@mail.ru

Душкин Антон Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «СПбУ МВД России»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9139-1585, e-mail: dushkin-ac@mail.ru

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Ковальчук Илья Александрович, кандидат психологических наук, начальник, кафедра психологии профессиональной деятельности, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5400-9815, e-mail: iljakvlchk@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 32
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 6
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5