Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

17 место — направление «Психология»

0,663 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,878 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Задачи современной психологии 1195

Челпанов Г.И.

Аннотация

Выступая на открытии Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии 2 июня 1909 года Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), один из основателей Московской психологической школы, поборник эксперимента в психологии, сделал доклад, посвященный тенденциям развития российской психологической науки. Соотношение объективных и субъективных методов, природа психологических фактов, взаимосвязь теории и эксперимента, значение практики, роль естественно-научной и гуманитарной подготовки будущих психологов – далеко не полный перечень тем, затронутых в докладе. Удивительно, но спустя сто лет многие из поднятых проблем сохранили свою актуальность.

Рубрика: Научная жизнь

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Если в последнее время принято говорить о возможности и желательности объективного изучения психических явлений, то этот термин «объективного изучения» нужно понимать в очень условном смысле. Нельзя понятие объективного изучения применять к психологии в том смысле, в каком оно применяется в физических науках. Нельзя психические явления изучать объективно так, как изучаются, например, явления кровообращения, дыхания и т. п. Можно вполне согласиться с предположением, что, изучая объективные проявления психических явлений, физические симптомы психических явлений из их взаимного соотношения, мы получаем возможность делать заключения относительно природы психических явлений; но ведь совершенно ясно, что, так сказать, позади физических выражений мы предполагаем психические явления; потому что ведь мы о них и говорим, хотя они, может быть, в данном случае недоступны для нашего сознания. Если мы говорим на основании объективного наблюдения относительно природы психических явлений, то совершенно ясно, что мы говорим о них в терминах нашего самонаблюдения. Таким образом, если изучение взаимоотношений физических симптомов открывает нам отношения между психическими явлениями, которые недоступны для нашего сознания, то такое изучение не будет объективной психологией, потому что в конце концов мы открываем связи между психическими явлениями, которые известны нам из нашего самонаблюдения. Весьма часто говорят, что мы должны допустить существование так называемых бессознательных явлений, недоступных нам из нашего самонаблюдения, что в этом смысле они имеют, так сказать, физиологический, объективный характер. Но относительно понятия бессознательного я должен сделать следующие два замечания. Во-первых, бессознательные явления суть тоже явления психические, потому что, на мой взгляд, понятие психического шире понятия сознательного, а во-вторых, о действенном характере бессознательного мы знаем по преимуществу из нашего самонаблюдения; мы умозаключаем о них в том случае, когда мы не можем объяснить из самонаблюдения возникновения тех или иных психических процессов. Таким образом, ясно, что нельзя устранить самонаблюдение из психологии. Оно всегда лежит в основе и экспериментального, и так называемого объективного изучения психических явлений. Если в настоящее время выдвигают на первый план экспериментальную психологию, то есть опасность, что это будет понято в том смысле, что все другие методы исследования имеют второстепенное значение; но это едва ли будет справедливо по отношению, например, к так называемому генетическому методу психологии. Может ли он быть устранен из психологии, должен ли он уступить место экспериментальной психологии? Я думаю, что этого отнюдь нельзя утверждать. Ведь сюда относятся такие области, как психология животных, как психология ребенка, и такая важная отрасль, как социальная психология, так называемая «Volkerpsychologie», т. е. психология, занимающаяся изучением тех проявлений духовной жизни, которые являются продуктом социального общения, как, например, развитие морального чувства, мифы, развитие речи, развитие искусства и т. п. Изучение этих явлений
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика