В октябре 2024 года на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ состоялись уже ставшие традиционными научные встречи, посвященные наследию доктора психологических наук, профессора Федора Ефимовича Василюка. Мероприятие продолжает цикл состоявшихся в 2018, 2020 и 2022 годах международных конференций по консультативной психологии (Карягина, 2019; Карягина, Кисельникова, Молостова, Шерягина, 2021; Молостова, 2020; Молостова, 2023). Их цель — обсуждение развития научного наследия Ф.Е. Василюка, которое продолжается в работах его коллег и учеников, в том числе выпускников факультета и молодых преподавателей.
В научной части встреч было представлено четыре доклада. Открыл программу доклад кандидата психологических наук, доцента кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, руководителя магистерской программы «Консультативная психология» Т.Д. Карягиной «Как нам мыслить эмпатию? Переживание—сопереживание в понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка».
На научных встречах в 2023 году Татьяна Дмитриевна посвятила свой доклад центральной категории понимающей психотерапии и специфике ее понимания Ф.Е. Василюком — категории «переживание» (Карягина, Шерягина, Мазаева, 2023). Именно с этим понятием в наибольшей степени связывается вклад Федора Ефимовича в психологию и психологическую практику. Однако в понимающей психотерапии понятие переживания тесно связано с понятием сопереживания, к которому предлагает в своем докладе обратиться Т.Д. Карягина. За последние двадцать лет, во многом благодаря вкладу нейронаук, объем и разнообразие исследований эмпатии значительно выросли. В то же время многие авторы отмечают тенденцию ее упрощенного, редуцированного видения. Недавние дискуссии об узком/широком понимании эмпатии среди академических психологов инициировали интерес к ее трактовкам в психотерапии и, прежде всего, в базовом варианте, предложенном Карлом Роджерсом. В докладе были раскрыты ответы на вопросы: что может дать практика психотерапии «общей психологии» эмпатии? Как неразрывная связка переживания и сопереживания в понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка позволяет искать подход к решению методологических проблем психологии эмпатии, разрабатывать практику и дидактику развития эмпатии консультанта/психотерапевта? Как соотнести понятия «эмпатия» и «сопереживание»?
В программе прозвучали доклады других преподавателей кафедры индивидуальной и групповой психотерапии — кандидата психологических наук, доцента кафедры индивидуальной и групповой психотерапии А.И. Сосланда и кандидата психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Д.Г. Сорокова.
А.И. Сосланд в докладе «Метакачества клиента и психотерапевта (введение в тему)» обратился к исследованию факторов, влияющих на психотерапевтический процесс. Ф.Е. Василюк в своей работе уделял внимание не только работе психотерапевта вообще, но и множеству конкретных факторов, влияющих на психотерапевтическую ситуацию. Именно эту часть его научных интересов Александр Иосифович развивает в своем сообщении. Ориентирами в работе психотерапевта с клиентами обычно являются клинические и проблемные диагнозы. Они стоят в начале историй болезней (случаев), наряду с паспортными данными и некоторыми общими сведениями о жизни клиента. Но есть много других факторов, влияющих на терапевтический процесс, как со стороны клиента, так и со стороны психотерапевта. Это могут быть самые разные факторы — такие как культурный опыт, интеллектуальные интересы, статус и уровень состояния, религия, принадлежность к сообществам и многие другие. Анализируя метасвойства клиентов, которые могут стать настоящими вызовами нашей практике и нашим компетенциям, А.И. Сосланд приводит ряд примеров из своей работы. Нетрудно предположить, что со стороны терапевта мы тоже можем столкнуться со множеством обычно неучитываемых факторов, влияющих на психотерапевтический процесс. Исследование этих факторов может многое прояснить в нашей повседневной работе.
Д.Г. Сороков в докладе «Научно-педагогическое наследие Ф.Е. Василюка как педагогическая система» продолжил начатый им в 2020 году (Сороков, 2020; Сороков, 2023; Сороков, 2023а) многоуровневый анализ образовательного и педагогического компонентов научно-практического наследия Ф.Е. Василюка. Доклад был посвящен подробному анализу уникальной отечественной «умной» (smart) педагогической системы психотехнической подготовки, профессионального развития и сертификации немедицинских психологов-консультантов в рамках отечественного высшего и дополнительного профессионального образования. В центре внимания докладчика — опыт первого десятилетия ее реализации на дневном отделении факультета психологического консультирования МГППИ/МГППУ, однако в масштабе не столько отдельного факультета или университета, сколько отечественного высшего образования в целом, а также в контексте мировых педагогических систем, актуальных международных трендов высшей школы и глобального образовательного пространства общества современности.
С докладами выступили выпускники факультета: А.В. Новичкова и О.А. Родионов.
В докладе «К вопросу о единстве тетра-типологий Василюка: четырехтактная модель развития совместности» А.В. Новичкова рассказала о своем теоретико-методологическом исследовании и создании динамической модели совместности. Развивая динамическую модель совместности (модель, скорее в статическом варианте, изначально была апробирована в кандидатской диссертации Е.В. Мишиной под руководством Ф.Е. Василюка (Мишина, 2010)), автор стремится создать психотехнический инструмент понимания и работы с жизненным миром человека как с неделимой целостностью. Для обоснования гипотезы о стадиях развития совместности ею были сопоставлены две теории: теория аффективного развития О.С. Никольской (Никольская, 2020) и психология переживания Ф.Е. Василюка (Василюк, 1984). О.С. Никольской сформулированы представления об уровнях или этапах аффективного развития, особых типах аффективного переживания в специфических для каждого этапа условиях контакта с миром и другими людьми, что дает возможность рассматривать их также как этапы развития совместности. Таким образом, А.В. Новичкова соотносит этапы развития аффективности с присущими этим этапам решаемыми задачами, по О.С. Никольской, и типы жизненных миров Ф.Е. Василюка, что позволяет ей описать различные типы совместности, критических ситуаций и смыслопорождения в контактах человека с миром (Новичкова, 2024).
О.А. Родионов в докладе «Психотерапевтическая компаративистика: проблема различий и анализ дидактики», продолжая традицию, заложенную на факультете психологического консультирования, представил несколько исследований в области психотерапевтической компаративистики, проведенных за три года. Несомненно, что проблемы психотерапевтической дидактики и проблемы анализа соотношения психотерапевтических школ были важными аспектами в творчестве Ф.Е. Василюка. Эти проблемы обычно мыслились им связно — как вопрос личной профессиональной ориентировки на неясной и нечеткой карте мировой психотерапии. В докладе были освещены несколько методологических подходов к сравнению различных школ психотерапии, а также сделана попытка общепсихологического анализа психотерапевтической дидактики с помощью понятия «функциональный орган».
В этот день состоялась также презентация нового издания книги Ф.Е. Василюка «Психология переживания». Супруга Федора Ефимовича О.В. Филипповская рассказала о подготовке книги и новых материалах в ней, дополнительных комментариях автора, сделанных им в рабочих черновиках в течение многих лет после первого издания книги в 1984 году.
Завершил программу мастер-класс «Игра “Personae non gratae”» — психотехническая настольная игра, предлагающая инструменты для исследования коммуникативного пространства психотерапии, разработанная сотрудниками кафедры индивидуальной и групповой психотерапии доцентом Е.В. Шерягиной и преподавателем М.О. Сухановой. Авторы рассматривают коммуникативное пространство игры с точки зрения категории адресованности переживания (Василюк, 2005; Суханова, Шерягина, 2024). Эта категория помогает лучше понять, как устроено переживание, его диалогическая структура, направленность и жанр его выражения. Игра позволяет интегрировать «внепрофессиональный» отклик в профессиональную реплику терапевта; выслушать и понять, кому адресовано переживание клиента, кто субъект этого переживания; понять, как устроено пространство внутренней коммуникации клиента; настроить свой профессиональный слух для того, чтобы сопереживание было более полным и объемным. Участники смогли познакомиться со своими «внутренними персонажами», которые обычно становятся «нежелательными» и «неприкаянными» в пространстве отклика психотерапевта.
Осмысляя тему научного наследия Ф.Е. Василюка, важно обратиться к идеям, которые оставил Федор Ефимович в своих текстах. М.О. Суханова провела обзор и обобщение таких идей.
Для Ф.Е. Василюка базовым принципом организации исследований любого уровня является психотехнический принцип. Исследовательская программа в психотехнической парадигме способна в конкретных разработках осуществить общий методологический принцип соработничества науки, практики и образования. Принципы проектирования такой общей программы описаны Ф.Е. Василюком в работе «Понимающая психотерапия как психотехническая система», где, кроме классических исследований, предполагается осуществление научно-исследовательских проектов разных методологических типов, которые можно обозначить как «участное исследование», «исследование участности» и «супервизорское исследование» (Василюк, 2007).
Еще одним важным направлением общей исследовательской программы Ф.Е. Василюк обозначает сравнительные исследования. Это систематическое сопоставление понимающей психотерапии с различными психотерапевтическими концепциями, необходимое для ориентации в поле «мировой психотерапии», что является способом развития психотехнической системы методами «психотерапевтической компаративистики» (Василюк, 2007).
В работах Ф.Е. Василюка можно выделить уровень отдельных исследовательских программ. Таковой является исследовательская программа апробации теоретических положений стратиграфической модели сознания на примере анализа конкретных процессов переживания. Примером такого исследования может служить проведенное автором изучение переживания горя (Василюк, 1991), где некоторые из стратиграфических понятий оказались очень продуктивными (Василюк, 2008).
Обширная область задач содержится в программе исследований феномена сопереживания в контексте понимающей психотерапии. Ее цель: «Продвинуться к теоретически развернутой и эмпирически обоснованной теории сопереживания. Такая программа призвана интегрировать уже давно ведущиеся в понимающей психотерапии работы по проблематике сопереживания» (Василюк, 2016).
Наряду с описанием исследовательских программ можно выделить ряд методологических, теоретических и практических вопросов, обозначенных Ф.Е. Василюком в работах разных лет. Так, в работе «Психология переживания» (Василюк, 1984) ставится вопрос о реализации культурно-исторического подхода в изучении переживания, предполагающего анализ трех взаимосвязанных вопросов. Каковы специфические культурные средства переживания? Каковы особенности процесса их освоения? Каков характер участия других людей в этом освоении и в переживании индивида? С этой точки зрения перед исследователем психологии переживания открывается широкое поле деятельности в психологическом изучении обрядов, связанных с рождением, смертью, инициацией, свадьбой и пр. (Василюк, 1984).
В книге «Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования» Ф.Е. Василюк обозначает исследовательскую перспективу, которая состоит в изучении «молитвенной культуры переживания», также обозначается исследовательская тема психологической культуры утешения (Василюк, 2005).
В работе «Модель хронотопа психотерапии» Ф.Е. Василюк отмечает, что эта модель может быть использована для эмпирических исследований психотерапевтического процесса. (Василюк, 2009)
Таким образом, Ф.Е. Василюк задает форму организации исследований (через типологию исследовательских проектов), описывает возможные объекты и содержание психотехнических исследований (через обозначение феномена или исследовательского вопроса), определяет задачи развития понимающей психотерапии как психотехнической системы. Пространством для реализации этих замыслов могут стать исследовательские проекты разного уровня, выполняемые студентами, аспирантами и преподавателями: курсовые и дипломные работы, диссертационные исследования, научные статьи, научно-исследовательские семинары.