Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Компьютерные исследования интонационной точности вокальной речи 2039Морозов В.П. АннотацияВ работе приводятся результаты компьютерных исследований звуковысотных характеристик вокальных гласных, точнее – способности вокалистов к воспроизведению голосом заданной высоты звука. Звуковысотные характеристики гласных вокальной речи, т. е. фактически мелодическая структура вокальной речи любого вокального произведения, – наиважнейшее свойство искусства пения. И соответственно, способность к точному интонированию – наиважнейшая музыкально-художественная и вокально-техническая способность певца, как, впрочем, и любого музыканта. Рассматриваются теоретические (психологические) основы разных причин неточности воспроизведения вокалистами мелодической структуры вокальной речи. Ключевые слова: восприятие, воспроизведение звука, вокальная речь, высокочастотные характеристики речи, сенсомоторные механизмы голосообразования Рубрика: Психоакустика Фрагмент статьи
Вокальная речь – особая форма звуковой речи, известная под термином искусство пения. Основной характерной чертой вокальной речи является специфичность ее целевого назначения. Информацию, которую несет речевой сигнал, принято делить на две категории: 1 – семантическую (вербальную), 2 – эмоционально-эстетическую (Моль, 1966), относящуюся к категории невербальной (Морозов, 1998). Если в разговорной речи доминирующей обычно является семантическая информация, то вокальная речь служит, как известно, средством эмоционального воздействия на слушателя, т. е. средством передачи главным образом музыкально-эстетической и эмоциональной информации. «Слово (в пении) – ЧТО, музыка – КАК», – писал К. С. Станиславский (1926, с. 509). Эта особенность вокальной речи как специализированного средства звуковой коммуникации человека лежит в основе многих других ее особенностей. От обычной разговорной речи вокальная речь резко отличается прежде всего спецификой своего аку стического строения: значительно увеличенной мощностью и громкостью, длительностью гласных, особенностью тембра, характерными модуляциями высоты основного тона и рядом других свойств (Морозов, 1977, 2008). Важно отметить, что многие из указанных акустических параметров вокальной речи не являются произвольными, как в обычной речи, а довольно строго предопределены нотной записью исполняемого вокального произведения: чередование длительности гласных составляет ритм, а изменение высоты основного тона – мелодию вокальной речи. Как известно, в нотной записи даются также указания о громкости звука (forte, piano, crescendo, diminuendo и т. д.), что в известной мере предопределяет также и характер изменения силы голоса исполнителя. Перечень акустических отличий вокальной речи от обычной будет не полон, если не Звуковысотные характеристики гласных, определяющиеся изменением основного тона голоса, относятся к так называемым невербальным особенностям речи и имеют большое значение для восприятия как вокальной речи, так и обычной разговорной и тем более публичной и актерской речи. Звуковысотные изменения речевого сигнала несут слушателю информацию различного рода. Ими обусловливается интонация предложения – вопрос, восклицание, повествование (Зиндер, 1960; Артемов, 1974), ударение (Светозарова, 1982), смысловое значение слова, что особенно выражено в так называемых тональных языках (японский, индонезийский и др.), эмоциональное отношение говорящего к предмету разговора (Sedlacek, Sychra, 1962; Бондарко и др., 1975; Манеров, 1975; Морозов, 1998). В процессе обычной разговорной речи частота основного тона изменяется в пределах от 85 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин (Мартынов, 1962). Средняя частота основного тона для мужчин составляет 136 Гц, для женщин – 248 Гц, т. е. почти на октаву выше. Дети (до мутационного периода) имеют частоту основного тона голоса приблизительно в женском диапазоне частот. Литература
Статьи по теме
Теория и методология | Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Юридическая психология | Кулиева А.К., Тихонов Р.В., Иванчей И.И. Теории и практики измерения осознания в экспериментальных когнитивных исследованиях Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия друг друга субъектами конфликта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|