Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Сравнение индивидуальных особенностей электродермальной реакции при совместном просмотре видеофильмов 1384Миргородский В.И. Дементиенко В.В. Дорохов В.Б. Герасимов В.В. Пешин С.В. Шахнарович В.М. АннотацияОсновной задачей настоящей работы является изучение характера восприятия по показателям фазической электродермальной реакции как у отдельных испытуемых, так и при парном просмотре видеофильма (как социально значимого информационного продукта). Показано наличие статистически значимой корреляции электродермальных реакций, регистрируемых у отдельно взятого субъекта при повторных просмотрах видеофильмов и при совместном (парном) просмотре видеофильмов. Отмеченная закономерность позволяет выделять группы лиц со схожим типом восприятия социально значимой информации, а также осуществлять подбор партнеров для успешной совместной деятельности. Ключевые слова: электродермальная активность, фазическая электродермальная реакция, индивидуальные различия, корреляция, совместное восприятие видеофильма Рубрика: Психофизиология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Вопросы изучения совместной групповой деятельности (Журавлев, 2005) объективными методами привлекают все большее внимание исследователей (Hari, Kujala, 2009; Hasson et al., 2004; Wackermann, 2004; Frith C., Frith U., 1999; Chadi et al., 2003), что приводит к выделению этого направления в самостоятельный раздел – социальные нейронауки (Cacioppo, 1994; Norman et al., 2010). Эта новая междисциплинарная область посвящена исследованиям роли биологических систем в реализации социальных процессов и поведения. Очевидно, что человеческий мозг и психика формируются и функционируют в условиях непрерывного взаимодействия с миром и другими людьми. Изучение социальных процессов методами нейронаук потребовало развития нового парадигмального подхода к когнитивным исследованиям реальной деятельности. До начала 90-х годов экспериментальные парадигмы базировались на создании в лаборатории контролируемых условий, касающихся состояния испытуемого, его мотивации и установок, а также предъявляемых стимулов. Переход к исследованию нейробиологических основ социального взаимодействия привел к необходимости приблизить условия эксперимента к реальным и, что принципиально, перейти к исследованию физиологических реакций организма двух или более непосредственно взаимодействующих индивидуумов. Для проведения анализа динамических аспектов социального взаимодействия потребовалась разработка методик одновременной регистрации физиологических показателей у двух и более субъектов. Существующие технологии позволяют анализировать активность структур мозга методом нейровизуализации с помощью функциональной магниторезонансной томографии одновременно у двух пространственно удаленных друг от друга субъектов, общающихся между собой с помощью интернета (Montague et al., 2002). Однако определенным недостатком этого весьма информативного метода является его относительная инерционность – с временным разрешением порядка 1 секунды и более. Регистрация электроэнцефалограммы позволяет исследовать более быстрые мозговые процессы при выполнении совместной деятельности одновременно у двух (Tognoli et al., 2007; Wackermann, 2004; Rozenkrants et al., 2008) и даже четырех человек (Babiloni et al., 2007). Одним из примеров таких исследований является изучение реакции одного испытуемого на повторное предъявление статичных изображений людей или, что более естественно, – видеофильмов (Hasson et al., 2004; Pessoa, 2004; Kay et al., 2008; Rozenkrants et al., 2008; Jang et al., 2008; Kreibig et al., 2007). Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Шепелева Е.А., Лаптева Н.М., Мухорина А.К., Богданова Р.С., Сыркина Е.А. Социальная психология, Философия, антропология, культура | Самойленко Е.С., Басюл И.А. Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|