Переверзева Д.С. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337 e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com
В статье представлены результаты исследования процесса зрительного опознания у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Характеристика выборки: 20 детей с РАС, 20 детей с типичным развитием (ТР), 10 детей с синдромом Дауна (СД). Методики исследования: карта оценки зрительной когнитивной функции; психолого-образовательный профиль (PEP-3); «Оценочная шкала раннего детского аутизма» (CARS). Результаты исследования: дети с РАС характеризуются искажением развития перцептивных способностей. На первое место выступают: нарушения восприятия плоскостных форм большого размера; специфическая стратегия опознания, основанная на выделении геометрической формы объекта; усиление способностей к различению абстрактных, несмысловых изображений; нарушение осуществления кроссмодального переноса; трудности обогащения перцептивного образа объекта.
Ранний детский аутизм представляет собой нарушение развития, причины и
патогенез которого в настоящее время до конца не изучены (Башина, 1999).
Многогранный характер нарушения развития при этом синдроме указывает на наличие
системного сбоя в формировании нервной системы. В последние десятилетия было
обнаружено большое количество данных, свидетельствующих об искажении процесса
созревания мозга у детей с этим расстройством (Carper et al., 2002; Courchesne
et al., 2001). Одним из существенных факторов признается нарушение формирования
белого вещества (Barnea-Goraly et al., 2004). Было высказано предположение, что
при аутизме имеет место избыточный рост коротких и недоразвитие длинных связей,
обеспечивающих интеграцию различных параметров обработки информации. Следствием
этого может являться дезинтеграция основных психических функций (речь,
восприятие, мышление, двигательная сфера) на фоне усиления развития узких,
локальных способностей, не требующих синтеза различных параметров информации
(механическая память, номинативная речь и т.д.). Эти особенности делают синдром
раннего детского аутизма привлекательной моделью для изучения различных
когнитивных функций, в том числе процессов восприятия, а также дают возможность
выявить определенные закономерности формирования этой функции. При аутизме,
по-видимому, неравномерный профиль развития, который включает как снижение, так
и усиление различных способностей, определяет ход перцептивного развития
ребенка.
Литература
Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина,
1999.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1986.
Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс,
1981.
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М.
Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2005.
Прокофьев А. О. Зрительное восприятие целостного
образа объекта у детей дошкольного возраста с типичным и атипичным развитием:
Дисс… канд. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 2009.
Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие. М.:
Институт психологии РАН, 2006.
Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.
СПб.: Питер, 2007.
Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование системы
зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5.
С. 26–36.
Barnea-Goraly N., Kwon H., Menon V., Eliez S., Lotspeich
L., Reiss A. L. White matter structure in autism: preliminary evidence from
diffusion tensor imaging // Biol. Psychiatry. 2004. V. 55. № 3. P.
323–326.
Bertone A., Mottron L., Jelenic P., Faubert J.
Enhanced and diminished visuospatial information processing in autism depends
on stimulus complexity // Brain. 2005. № 128. P. 2430–2441.
Carper R. A., Moses P., Tigue Z.D., Courchesne E.
Cerebral lobes in autism: early hyperplasia and abnormal age effects //
Neuroimage. 2002. № 16. P. 1038–1051.
Courchesne E., Karns C., Davis H. R. et al. Unusual
brain growth patterns in early life in patients with autistic disorder: an MRI
study // Neurology. 2001. № 57. P. 245–254.
Diamond A., Goldman-Rakic P. Comparison of human
infants and rhesus monkeys on Piaget’s AB task: Evidence for dependence on
dorsolateral prefrontal cortex // Experimental Brain Research. 1989. № 74. P.
24–40.
Doniger G. M., Foxe J. J., Murray M. M., Higgins B. A.,
Javitt D. C. Impaired visual object recognition and dorsal/ventral stream
interaction in schizophrenia // Archives of General Psychiatry. 2002. № 59. P.
1011– 1020.
HappeF. G. E., Frith U. The weak coherence
account: Detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journal
Autism Dev. Disord. 2006. № 36. P. 5–25.
Harris I. M., Benito C. T., Ruzzoli M., Miniussi C.
Effects of right parietal transcranial magnetic stimulation on object
identification and orientation judgments // Journal of Cognitive Neuroscience.
2008. № 20. P. 916 – 926.
Howard I. P. Seeing in depth. Toronto: Porteus,
2002.
Jolliffe T., Baron-Cohen S. Are people with autism and
Asperger syndrome faster than normal on the Embedded Figures Test? // Journal
Child Psychology. Psychiatry. 1997. № 38. P. 527–534.
Marshall J. C. Halligan P. W. Visuo-spatial neglect: a
new copying test to assess perceptual parsing // J. Neurol. 1993. № 240. P.
37–40.
Milner A. D., Goodale M. A. Visual brain in action.
Oxford: Oxford University Press, 2006.
Morgan B., Maybery M., Durkin K. Weak central
coherence, poor joint attention, and low verbal ability: independent deficits
in early autism // Journ. Dev. Psychol. 2003. V. 39. № 4. P. 646–656.
Mottron L., Dawson M., Soulieres I., HubertВ., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an
update, and eight principles of autistic perception // Autism Dev. Disord.
2006. V. 36. № 1. P. 27–43.
Mottron L., Belleville S. A study of perceptual analysis in a
high-level autistic subject with exceptionnal graphic abilities // Brain and
Cognition. 1993. №. 23. P. 279–309.
Ozonoff S., Macari S., Young G. S., Goldring S., Thompson M., Rogers S.
J. Atypical object exploration at 12 months of age is associated with
autism in a prospective sample // Autism. 2008. V. 12. № 5. P. 457–472.
Ozonoff S., Cook I., Coon H., Dawson G., Joseph R. M.,
Klin A., McMahon W. M., Minshew N., Munson J. A., Pennington B. F., Rogers S.
J., Spence M. A.,Tager-Flusberg H., Volkmar F. R., Wrathall D. Performance
on Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery subtests sensitive to
frontal lobe function in people with autistic disorder: evidence from the
Collaborative Programs of Excellence in Autism network //Autism Dev. Disord.
2004. V. 34. № 2. P. 139–150.
Ring H. A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Williams S.
C., Brammer M., Andrew C., Bullmore E. T. Cerebral correlates of preserved
cognitive skills in autism A functional MRI study of Embedded Figures Task
performancez // Brain. 1999. V. 122. № 7. P. 1305–1315.
Robinson S., Goddard L., Dritschel B., Wisley M., Howlin
P. Executive functions in children with autism spectrum disorders // Brain
Cogn. 2009. V. 71. № 3. P. 362–368.
Rondan C., Deruelle C. Global and configural visual
processing in adults with autism and Asperger syndrome // Research in
Developmental Disabilities. 2007. V. 28. P. 197–206.
Rose S. T. Shape recognition in infancy: Visual
integration of sequential information //Child Dev. 1988. V. 59. № 5. P.
1161–1176.
Ruff H. Infant recognition of invariant form objects
// Child Dev. 1978. № 49 P. 293–306.
Schopler E., Lansing M. D., Reichler R. J., Marcus L.
M. Psychoeducational Profile: Third Edition (PEP-3), Austin, Texas: Pro-ed,
2004.
Schopler E., Reichler R., Remler B. R. The childhood
autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and classification of
autism. NY: Irvington Publishers, 1986.
Shah A., Frith U. An islet of ability in autistic
children: A research note // Journal of Child Psychology and Psychiatry and
Allied Disciplines. 1983. № 24. P. 613–620.
Steele S. D., Minshew N. J., Luna B., Sweeney J. A.
Spatial working memory deficits in autism // Autism Dev. Disord. 2007. V. 37. №
4. P. 605–612.
Treisman A. M., Gelade G. A feature-integration theory
of attention // Cognit. Psychol. 1980. V. 12. № 1. P. 197–136.
Vandenbroucke M. W., Scholte H. S., van Engeland H., Lamme
V. A. F., Kemner C. A neural substrate for atypical low-level visual
processing in autism spectrum disorder // Brain. 2008. V. 122. № 7. P.
1013–1024.
Zhang Q., Shi J., Fan Y., Lin T., Sang H., Shen M. An
event-related brain potential study of children's conservation // Neuroscience
Letters. 2008. V. 431. № 1. P. 17–20.
Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T., Roberts W., Brian
J., Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first year of
life // J. Devl Neuroscience. 2005. № 23. P. 143–152.