Валуева Е.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3637-287X e-mail: ekval@list.ru
Мосинян А.Е. выпускница Государственного академического университета гуманитарных наук (ГУГН) , Москва, Россия
Лаптева Е.М. кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3051-6492 e-mail: ek.lapteva@gmail.com
Настоящая работа посвящена описанию и исследованию феномена эмоциональной подсказки – краткого эмоционального воздействия в ходе решения задачи, напоминающего инсайтную агареакцию. Результаты проведенного на материале решения анаграмм эксперимента свидетельствуют о том, что эмоциональная подсказка увеличивает вероятность правильного ответа по сравнению с контрольными условиями. В статье рассматриваются гипотезы о механизмах действия эмоциональной подсказки (гипотеза эмоции как информации, гипотеза дополнительной активации, гипотеза переключения в интуитивный режим), а также обсуждаются методы их эмпирической проверки.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 11-36-00342а2), гранта Президента РФ (проект № МК-5056.2012.6) и Министерства образования и науки РФ (соглашение № 8012).
В современной экспериментальной психологии роль эмоций в
процессе решения различных мыслительных задач изучается в нескольких аспектах.
Одно из направлений исследований посвящено изучению влияния эмоционального
состояния на успешность решения когнитивных задач. В такого рода исследованиях
испытуемому с помощью специальных процедур создают определенное настроение
(позитивное или негативное), а затем предлагают выполнять задания.
Классическими в области психологии творчества стали исследования А. Айзен,
демонстрирующие повышение креативности под влиянием позитивного настроения
(Ashby, Isen, Turken, 1999). Результаты других исследований (De Dreu et al.,
2008; Kaufman, 2003; Kaufman, Vosburg, 1997, 2002; Vosburg, 1998 a, b), а также
метааналитические данные (Baas et al., 2008; Davis, 2009) показывают, что
значимым фактором могут оказаться и негативные эмоции. Влияние настроения на
когнитивные процессы может быть связано с активацией, которую несут с собой
эмоциональные состояния, или с регуляторным фокусом (т. е., с состояниями
избегания или достижения), на который настраивают те или иные эмоциональные
состояния (Baas et al., 2008; De Dreu et al., 2010). При этом воздействие
позитивных и негативных эмоциональных состояний может быть связано с разными
опосредующими механизмами – позитивные эмоции способствуют повышению
когнитивной гибкости, а негативные – настойчивости в достижении целей (Люсин,
2011; De Dreu et al., 2010). В более широком контексте влияние позитивного и
негативного эмоционального состояния на когнитивные процессы объясняется тем,
что они провоцируют разные стили переработки информации. Человек, испытывающий
негативные эмоции, склонен к стилю «аккомодации», подразумевающему
фокусирование на деталях и конкретной внешней информации. Человек в позитивном
эмоциональном состоянии, наоборот, склонен к ассимилятивному стилю, использует
абстрактные структуры знаний и полагается на эвристики (Bless, Fiedler,
2006).
Литература
Валуева Е. А., Лаптева Е. М. Феномен подсказки при решении задач:
взгляд со стороны психологии творчества. Часть 2. Эффекты подсказки в решении
сложных когнитивных задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012.
Т. 9. № 3. С. 140–162.
Валуева Е. А., Лаптева Е. М. Эмоциональная подсказка в решении задач
и креативность // Когнитивная наука в Москве: Новые исследования. Тезисы
конференции (16 июня 2011 г.) / Под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. М.:
Ваш полиграфический партнер, 2011. С. 46–50.
Лаптева Е. М. Феномен подсказки в решении задач: когнитивный и
эмоциональный аспекты. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012.
Лаптева Е. М., Валуева Е. А. Феномен подсказки при решении задач:
взгляд со стороны психологии творчества. Часть 1. Прайминг-эффекты //
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 134–146.
Люсин Д. В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от
биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под
ред. Д. В. Ушакова. М.: Издательство ИП РАН, 2011. С. 372–389.
Медынцев А. А. Влияние результатов выполнения побочного задания на
количество «решений озарениями» при разгадывании анаграмм // Материалы итоговой
научной конференции Института психологии РАН (24–25 февраля 2011 года). М.:
Институт психологии РАН, 2011.
Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2008.
Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа
// Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.:
Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 19–143.
Ушаков Д. В., Белова С. С., Валуева Е. А. От психологии творчества к
методологии психологии: к 90-летию со дня рождения Якова Александровича
Пономарева // Психологический журнал. 2011. № 2. C. 125–132.
Alpers G. W., Pauli P. Emotional pictures predominate in binocular
rivalry // Cognition & Emotion. 2006. V. 20. P. 596–607.
Amiez C., Procyk E., Honore J., Sequeira H., Joseph J.-P. Reward
anticipation, cognition, and electrodermal activity in the conditioned monkey
// Experimental Brain Research. 2003. V. 149. P. 267–275.
Ashby F., Isen A. M., Turken U. A neuropsychological theory of
positive affect and its influence on cognition // Psychological Review. 1999.
V.106. № 3. P. 529–550.
Baas M., De Dreu C. K., Nijstad B. A. A meta-analysis of 25 years of
mood-creativity research: hedonic tone, activation, or regulatory focus? //
Psychol. Bull. 2008. V. 134. № 6. P. 779-806.
Bechara A., Damasio H., Tranel D., Damasio A. R. Deciding
advantageously before knowing the advantageous strategy // Science. 1997. V.
275. P. 1293–1295.
Bless H., Fiedler K. Mood and the regulation of information
processing and behavior. // Hearts and minds: Affective influences on social
cognition and behaviour / Ed. J. P. Forgas. New York: Psychology Press, 2006.
P. 65–84.
Bocanegra B. R., Zeelenberg R. Emotion improves and impairs early
vision // Psych. Sci., 2009. V. 20. P. 707–713.
Bowman C. H., Evans C. E., Turnbull O. H. Artificial time
constraints on the Iowa Gambling Task: the effects on behavioural performance
and subjective experience // Brain and Cognition. 2005. V. 57. № 1. P.
21–25.
Burton L. A., Rabin L., Wyatt G., Frohlich J., Bernstein V. S., Dimitri
D. Priming effects for affective vs. neutral faces // Brain and Cognition.
2005. V. 59. № 3. P. 322–329.
Damasio A. R., Tranel D., Damasio H. Somatic markers and the
guidance of behaviour: theory and preliminary testing // Frontal Lobe Function
and Dysfunction / Eds. H. S. Levin, H. M. Eisenberg, A. L. Benton. N Y: Oxford
University Press, 1991. P. 217–229.
Davis M. A. Understanding the relationship between mood and
creativity: A meta-analysis // Organizational Behavior and Human Decision
Processes. 2009. V. 108. № 1. P. 25–38.
Davis T., Love B. C., Maddox W. T. Anticipatory emotions in decision
tasks: covert markers of value or attentional processes? // Cognition. 2009. V.
112. P. 195–200.
de Dreu C. K. W., Baas M., Giacomantonia M. Processing modes and
creativity: Why (not)? // Psychological Inquiry. 2010. V. 21. № 3. P.
202–208.
De Dreu C. K. W., Baas M., Nijstad B. A. Hedonic tone and activation
in the mood–creativity link: Towards a dual pathway to creativity model // J.
of Pers. and Soc. Psych., 2008. V. 94. P. 739–756.
Dunn B. D., Dalgleish T., Lawrence A. D. The somatic marker
hypothesis: A critical evaluation // Neuroscience and Biobehavioral Reviews.
2006. V. 30. P. 239–271.
Forgas J. P. Mood and judgment: The affect infusion model (AIM) //
Psychol. Bul. 1995. V. 117. P. 39–66.
Hamann S., Ely T., Grafton S., Kilts C. Amygdala activity related to
enhanced memory for pleasant and aversive stimuli // Nature Neuroscience. 1999.
V. 2. P. 289–293.
Holyoak K. J., Koh K. Surface and structural similarity in
analogical transfer // Memory & Cognition. 1987. V. 15. P. 332–340.
Ihssen N., Keil A. The costs and benefits of processing emotional
stimuli during Rapid Serial Visual Presentation // Cognition & Emotion.
2009. V. 23. № 2. P. 296–326.
Kaufmann G. Expanding the mood–creativity equation // Creativity
Res. J. 2003. V. 15. № 2–3. P. 131–135.
Kaufmann G., Vosburg S. K. ‘‘Paradoxical” mood effects on creative
problem solving // Cognition and Emotion. 1997. V. 11. № 2. P. 151–170.
Kaufmann G., Vosburg S. K. Mood effects in early and late idea
generation // Creativity Res. J. 2002. V. 14. № 3–4. P. 317–330.
Keil A., Ihssen N. Identification facilitation for emotionally
arousing verbs during the attentional blink // Emotion. 2004. V. 4. № 1. P.
23–35.
Knutson B., Greer S. M. Anticipatory affect: neural correlates and
consequences for choice // Philosophical Transactions of the Royal Society of
London. Series B: Biological Sciences. 2008. V. 363. № 1511. P. 3771–3786.
Maia T. V., McClelland J. L. The somatic marker hypothesis: Still
many questions but no answers. Response to Bechara et al. // Trends in Cogn.
Sci. 2005. V. 9. P. 162–164.
Mathewson K. J., Arnell K. M., Mansfield C. A. Capturing and holding
attention: The impact of emotional words in rapid serial visual presentation //
Memory & Cognition. 2008. V. 36. P. 182–200.
McKenna F. P., Sharma D. Intrusive cognitions: An investigation of
the emotional Stroop task // J. of Exp. Psych.: Learning, Memory, and
Cognition. 1995. V. 21. № 6. P. 1595–1607.
Most S. B., Chun M. M., Widders D. M., Zald D. H. Attentional
rubbernecking: Cognitive control and personality in emotion-induced blindness
// Psychonomic Bulletin & Rev. 2005. V. 12. P. 654–661.
Most S. B., Smith S. D., Cooter A. B., Levy B. N., Zald D. H. The
naked truth: Positive, arousing distractors impair rapid target perception //
Cognition & Emotion. 2007. V. 21. P. 964–981.
Ossowski U., Malinen S., Helton W. S. The effects of emotional
stimuli on target detection: Indirect and direct resource costs //
Consciousness and Cognition. 2011. V. 20. № 4. P. 1649–1658.
Phelps E. A., Ling S., Carrasco M. Emotion facilitates perception
and potentiates the perceptual benefits of attention // Psych. Sci. 2006. V.
17. № 4. P. 292–299.
Reimann M., Bechara A. The somatic marker framework as a
neurological theory of decision-making: Review, conceptual comparisons, and
future neuroeconomics research // J. of Economic Psych. 2010. V. 31. № 5. P.
767–776.
Schwarz N. Feeling as information: Informational and motivational
functions of affective states // Handbook of motivation and cognition:
Foundations of social behavior / Eds. R. Sorrentino, E. T. Higgins. N. Y.:
Guilford Press, 1990. V. 2. P. 527–561.
Seifert C. M., Meyer D. E., Davidson N., Patalano A. L., Yaniv I.
Demystification of cognitive insight: Opportunistic assimilation and the
prepared-mind perspective // The Nature of Insight / Eds. R. J. Sternberg, J.
E. Davidson. Cambridge, MA: The MIT Press, 1995. P. 65–124.
Slepian M. L., Weisbuch M., Rutchick A. M., Newman L. S., Ambady N.
Shedding light on insight: Priming bright ideas // J. of Exp. Soc. Psych. 2010.
V. 46. № 4. P. 696–700.
Vosburg S. K. The effect of positive and negative mood on divergent
thinking performance. // Creativity Res. J. 1998 a. V. 11. № 2. P.
165–172.
Vosburg S. K. Mood and the quantity and quality of ideas //
Creativity Res. J. 1998 b. V. 11. № 4. P. 315–324.
Yaniv I., Meyer D. Activation and metacognition of inaccessible
stored information: Potential bases for incubation effects in problem solving
// J. of Exp. Psych.: Learning, Memory and Cognition. 1987. V. 13. P.
187–205.
Zeelenberg R., Wagenmakers E. J., Rotteveel M. The impact of emotion
on perception: Bias or enhanced processing? // Psych. Sci. 2006. V. 17. P.
287–291.
Zeelenberg R., Bocanegra B. R. Auditory emotional cues enhance
visual perception // Cognition. 2010. V. 115. P. 202–206.