Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122 e-mail: margolisaa@mgppu.ru
Куравский Л.С. доктор технических наук, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446 e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com
Войтов В.К. кандидат технических наук, профессор факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6486-3049 e-mail: vvoi@mail.ru
Гаврилова Е.В. кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3839 e-mail: g-gavrilova@mail.ru
Ермаков С.С. кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной математики факультета информационные технологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618 e-mail: ermakovss@mgppu.ru
Петрова Г.А. кандидат психологических наук, младший научный сотрудник сектора диагностики одаренности, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4931-8728 e-mail: kharlashina-galina@yandex.ru
Шепелева Е.А. кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524 e-mail: e_shep@rambler.ru
Юркевич В.С. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586 e-mail: vinni-vi@mail.ru
Статья представляет результаты дифференциально-психологического исследования характера взаимосвязей психометрических показателей интеллекта и креативности учащихся среднего школьного возраста с успешностью решения ими задач в компьютерной игре «PLines», варианте известной игры «Lines». Игровая результативность учащихся оценивалась посредством расчета их итогового игрового балла. Результаты показали наличие значимой, но слабой положительной связи между итоговым игровым баллом и показателями креативности, но не интеллекта. Полученные эмпирические факты обсуждаются с точки зрения перспективы использования компьютерной игры в диагностике когнитивных способностей, а также других психологических переменных, которые могут выступать релевантными факторами в анализе игровой продуктивности.
Данная статья представляет результаты исследования, в
котором изучался характер взаимосвязи психометрических показателей интеллекта и
креативности учащихся среднего школьного возраста с успешностью решения задач в
компьютерной игре, варианте известной игры «Lines». В данной игре на клетчатом
поле случайным образом появляются цветные шарики, а задачей игрока является
выстраивание линий из шариков одного цвета.
Литература
Валуева Е.А., Белова С.С. Диагностика творческих
способностей: методы, проблемы, перспективы // Творчество: от биологических
предпосылок к культурным феноменам: коллективная монография / Под ред. Д.В.
Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, С. 625—648.
Корнилов С.А., Тан М., Хименко Д.Д., . Фролова Е.С.,
Мокринский Г.М., Стернберг Р.Дж, Григоренко Е.Л. Проект Аврора: комплексная
диагностика детской одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2009. Тю6. № 3. С. 117—125.
Куравский Л.С., Баранов С.Н., Корниенко П.А.
Обучаемые многофакторные сети Маркова и их применение для исследования
психологических характеристик // Нейрокомпьютеры: разработка и применение.
2005. № 12. C. 65—76.
Куравский Л.С., Мармалюк П.А., Алхимов В.И., Юрьев
Г.А. Математические основы нового подхода к построению процедур
тестирования // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 75—98.
Марголис А.А., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Гаврилова
Е.В., Петрова Г.А., Войтов В.К., Юркевич В.С., Ермаков С.С. Возможности
компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных
способностей школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 38—52. doi:10.17759/jmfp.2018070304
Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования:
учеб. пособие / Под ред. Л.С. Куравского. М.: РУСАВИА, 2013. 172 с.
Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к
Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: раздел 3: Стандартные
Прогрессивные Матрицы (включая параллельные и плюс версии) / Пер. с англ. М.:
Когито-Центр, 2002. 144 с.
Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности
развития интеллекта учеников VI—X классов [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 4. С. 56—70. doi:10.17759/
psyedu.2014060406
Федоров А.В. Краткая история компьютерных игр в
России // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 138—147.
Carroll J.B. Human cognitive abilities. A survey of
factor-analytic studies // NewYork: Cambridge University Press. 1993. 32
p.
Foroughi C.K., Serraino C., Parasuraman R., Boehm-Davis
D.A. Can we create a measure of fluid intelligence using Puzzle Creator
within Portal 2? // Intelligence. 2016. Vol. 56. P. 58—64.
doi:10.1016/j. intell.2016.026.011
Gallagher D., Grimm L.R. Making an impact: The
effects of game making on creativity and spatial processing // Thinking Skills
and Creativity. 2018. Vol. 28. P. 138—149. doi: 10.1016/j.tsc.2018.05.001
Harley B., Hart D. Language aptitude and second
language proficiency in classroom learners of different starting ages //
Studies in Second Language Acquisition. 1997. Vol. 19. № 3. P. 379—400.
Hawkins G. E., Rae B., Nesbitt K. V, Brown S.D.
Gamelike features might not improve data // Behavior Research Methods. 2013.
Vol. 45(2). P. 301—318. doi:10.3758/s13428-012-0264-3
Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Baranov S.N., Alkhimov
V.I., Yuryev G.A., Artyukhina S.V. A New Technique for Testing Professional
Skills and Competencies and Examples of its Practical Applications. // Applied
Mathematical Sciences. 2015. Vol. 9(21). P. 1003—1026.
doi:10.12988/ams.2015.411899
Kuravsky L.S. and Baranov S.N. The concept of
multifactor Markov networks and its application to forecasting and diagnostics
of technical systems. — In: Proc. Condition Monitoring 2005 // Cambridge,
United Kingdom. July 2005. P. 111—117.
Lumsden J., Edwards E.A., Lawrence N.S., Coyle D.,
Munafò, M.R. Gamification of Cognitive Assessment and
Cognitive Training: A Systematic Review of Applications and Efficacy. // JMIR
Serious Games. 2016. Vol. 4(2). e11. doi:10.2196/games.5888
Lumsden J., Skinner A., Woods A.T., Lawrence N.S.,
MunafòM. The effects of gamelike features and test location
on cognitive test performance and participant enjoyment. 2016. Peer. J 4:
e2184. doi:10.7717/peerj.2184
McPherson J., Burns N.R. Assessing the validity of
computer-game-like tests of processing speed and working memory // Behavior
Research Methods. 2008. Vol 40(4). P. 969—981. doi:10.3758/BRM.40.4.969
Quiroga M.Á., Román F.J.,
Catalán A., Rodríguez H., Ruiz J., Herranz M.,
Colom R. Videogame Performance (Not Always) Requires Intelligence //
International Journal of Online Pedagogy and Course Design. 2011. Vol. 1(3). P.
18—32. doi:10.4018/ijopcd.2011070102
Quiroga M.A., Román F.J., De La Fuente
J., Privado J., Colom R. The Measurement of Intelligence in the XXI Century
using Video Games // The Spanish Journal of Psychology. 2016. P.89.
doi:10.1017/sjp.2016.84
Quiroga M.A., Escorial S., Roman F.J., Morillo D.,
Jarabo A., Privado J., Colom R. Can we reliably measure the general factor
of intelligence (g) through commercial video games? Yes, we can! //
Intelligence. 2015. Vol. 53. P. 1—7. doi:10.1016/j.intell.2015.08.004
Rabbitt P., Banerji N., Szymanski A. Space fortress
as an IQ test? Predictions of learning and of practised performance in a
complex interactive video game // Acta Psychologica. 1989. Vol. 71. P.
243—257.