Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью 545Жиркова А.В. АннотацияСтатья посвящена изучению развития способностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста и выявлению факторов, вносящих существенный вклад в формирование саморегулирующего поведения. Анализируются такие понятия, как саморегуляция, самоконтроль, процессы психического саморегулирования, структурные компоненты саморегуляции, контроль поведения, этнокультурные особенности и стили семейных отношений. Эмпирическая часть исследования проводилась на примере изучения особенностей развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста, проживающих в различных условиях Севера, как в городе, так и в сельской местности, с различной этнокультурной принадлежностью. В обследовании приняли участие дети младшего школьного возраста из 129 семей, проживающих в Якутии. Использовались традиционные методики оценки волевого контроля и уровня развития когнитивных функций, а также методы оценки специфики детско-родительского взаимодействия. Обнаружено, что дети из городских семей, по сравнению с сельскими семьями и семьями, ведущими традиционный образ жизни, демонстрируют низкий уровень когнитивного контроля и контроля действий. Ключевые слова: саморегуляция, самоконтроль, контроль поведения, саморегуляция поведения в онтогенезе, младший школьный возраст, детско-родительские отношения, малые народы Севера, этнокультурные особенности, стиль семейных отношений Рубрика: Возрастная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Регуляция собственного поведения является ключевым компонентом личностно-поведенческой сферы человека. В исследованиях отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, С.Л. Рубинштейна, А.К. Осницкого и др. способность к саморегуляции рассматривается как важный психологический фактор и неотъемлемый внутренний механизм субъектного развития человека. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Юридическая психология | Васильченко А.С., Проничева М.М., Костина Е.В. Юридическая психология | Сафуанов Ф.С., Савина О.Ф., Морозова М.В., Калашникова А.С., Кулаков С.С., Переправина Ю.О., Забежинская И. Д., Малиновская М.А., Солдатова К.М., Бодрова О.К. Взаимодействие ребенка с родителем: судебно-психологические экспертные оценки |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|