Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью

745

Аннотация

Статья посвящена изучению развития способностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста и выявлению факторов, вносящих существенный вклад в формирование саморегулирующего поведения. Анализируются такие понятия, как саморегуляция, самоконтроль, процессы психического саморегулирования, структурные компоненты саморегуляции, контроль поведения, этнокультурные особенности и стили семейных отношений. Эмпирическая часть исследования проводилась на примере изучения особенностей развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста, проживающих в различных условиях Севера, как в городе, так и в сельской местности, с различной этнокультурной принадлежностью. В обследовании приняли участие дети младшего школьного возраста из 129 семей, проживающих в Якутии. Использовались традиционные методики оценки волевого контроля и уровня развития когнитивных функций, а также методы оценки специфики детско-родительского взаимодействия. Обнаружено, что дети из городских семей, по сравнению с сельскими семьями и семьями, ведущими традиционный образ жизни, демонстрируют низкий уровень когнитивного контроля и контроля действий.

Общая информация

Ключевые слова: саморегуляция, самоконтроль, контроль поведения, саморегуляция поведения в онтогенезе, младший школьный возраст, детско-родительские отношения, малые народы Севера, этнокультурные особенности, стиль семейных отношений

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130106

Для цитаты: Жиркова А.В. Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 79–90. DOI: 10.17759/exppsy.2020130106

Фрагмент статьи

Регуляция собственного поведения является ключевым компонентом личностно-поведенческой сферы человека. В исследованиях отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, С.Л. Рубинштейна, А.К. Осницкого и др. способность к саморегуляции рассматривается как важный психологический фактор и неотъемлемый внутренний механизм субъектного развития человека.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
  2. Божович Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976 № 4. С. 55—68.
  3. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 107—113.
  4. Вербианова О.М. Развитие способности детей дошкольного возраста к саморегуляции в социальном пространстве семьи // Вестник КГПУ имени В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 184—189.
  5. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 68.
  6. Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 3. С. 18—32.
  7. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 148 с.
  8. Жиркова А.В. Особенности детско-родительских отношений у малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. Т. 2, № 42. С. 24—34.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; МОДЭК, 2016. 448 с.
  10. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно- функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5—12.
  11. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. М.: Рад школа, 1971. 128 с.
  12. Курносова И.М. Формирование метакогнитивной саморегуляции у старших дошкольников: автореф. дисс. …канд. психол. наук. Тамбов, 2003. 199 с.
  13. Лурия А.Р. Методы нейропсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1971. 320 с.
  14. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
  15. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 5—19.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  17. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. 352 с.
  18. Сипачев Н.О. Особенности становления произвольной саморегуляции в дошкольном и младшем школьном возрасте // Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО, 2005. С. 235—270.
  19. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и в дошкольном возрасте. М.: Изд-во ИПП, 1988. 256 с.
  20. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 62—69.
  21. Хусаинова С.В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения у старших дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Набережные Челны, 2002. 185 с.
  22. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62—67.
  23. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
  24. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер. М.: Педагогика, 1988. 136 с.

Информация об авторах

Жиркова Анжелика Васильевна, преподаватель психологии дошкольного отделения, Якутский педагогический колледж (ГАПОУ), соискатель Института психологии РАН (ФГБУН), Якутск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5872-965X, e-mail: ang.lika.vas@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1302
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 745
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6