Каган Е.С. кандидат технических наук, заведующая кафедрой прикладной математики, Институт фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8470-961X e-mail: kaganes@mail.ru
Белогай К.Н. кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии психологии и психологии развития, Институт образования , Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7033-6584 e-mail: belogi@mail.ru
Морозова И.С. доктор психологических наук, директор Института образования, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0862-7225 e-mail: ishmorozova@ya.ru
Борисенко Ю.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5218-2841 e-mail: evseenkova@mail.ru
Евсеенкова Е.В. ассистент кафедры акмеологии и психологии развития института образования, Кемеровский государственный университет, (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9413-1914 e-mail: evseenkova_e_v@mail.ru
Гутова С.Г. кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики Института фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет, (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4118-1464 e-mail: applmath@kemsu.ru
Киндяков А.А. студент кафедры прикладной математики Института фундаментальных наук, Кемеровский государственный университет (ФГБОУ ВО КемГУ), Кемерово, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4613-3266 e-mail: c006781@yandex.ru
В статье описываются результаты исследования, направленного на апробацию методики «Hopelessness Scale for Children» (HSC) А. Kazdin, A. Rodgers, D. Colbus (детского варианта «Шкалы безнадежности» Бека) на российской неклинической выборке подростков. В исследовании были задействованы 627 учащихся кузбасских общеобразовательных школ, техникума и лицея. Статистический анализ данных заключался в расчете описательных статистик, проведении корреляционного и дисперсионного, эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, сравнении выборочных средних при помощи t-критерия Стьюдента. Для обработки данных использовались программы STATISTICA 10 и SPSS17. Полученные в ходе анализа данные позволяют выделить в апробируемом варианте опросника «Шкала безнадежности» два фактора: первый включает вопросы, сформулированные в негативном ключе относительно будущего, второй фактор включает вопросы с позитивными формулировками относительно будущего. Результаты исследования также свидетельствуют о том, что выделенные факторы прямо коррелируют с показателями депрессии и нервно-психического напряжения, а также личностными и поведенческими характеристиками, в частности — стратегиями совладающего поведения, самооценкой, склонностью к девиантному поведению. Кроме того, были обнаружены существенные различия в средних значениях показателей, полученных при помощи об суждаемого опросника, для разных групп подростков — учащихся общеобразовательных школ, лицея и техникума. Детский вариант «Шкалы безнадежности» является валидным и компактным инструментом в скрининговом исследовании подростков, а фактор «Негативные представления о будущем» обладает значительной прогностической ценностью в отношении выявления депрессии и суицидального риска у подростков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00210 А.
Фрагмент статьи
Подростковый возраст — этап онтогенетического развития,
прохождение которого сопровождается переживанием противоречивых эмоций. Одним
из типичных для подростков состояний можно считать переживание чувства
безнадежности. Под безнадежностью понимается как отсутствие надежды на лучшее,
так и низкий уровень оптимизма и жизненных сил.
Литература
Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В.
Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к
импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные
результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014.
№ 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата
обращения: 01.03.2019).
Горбатков А.А. Шкала надежды—безнадежности:
дименсиональная структура и ее детерминанты [Электронный ресурс] // Российский
психологический журнал. 2007. Т. 4. № 2. С. 26—34. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/shkala-nadezhdy-beznadezhnosti-dimensionalnaya-struktura-i-ee-determinanty
(дата обращения: 08.03.2019).
Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для
подростков: некоторые аспекты валидности [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 89—103. URL: http://
psyjournals.ru/files/2341/psyedu_2002_n3_Gorbatkov.pdf (дата обращения:
08.03.2019).
Диагностика склонности к аутодеструктивному и
суицидальному поведению у подростков: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Ю.В.
Борисенко, Е.В. Евсеенкова, К.Н. Белогай, И.С. Морозова, Е.С. Каган. ФГБОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2018.
Кудрявцев И.А. Психодиагностика суицидального риска
как критерий недобровольной госпитализации больных в системе профилактики их
общественно опасного поведения // Суицидология. 2016. № 4(25). Т. 7. С.
11—22.
Любов Е.Б., Магурдумова Л.Г., Цупрун В.Е.
Суицидальное поведение пожилых // Суицидология. 2017. № 1(26). Т. 8. С.
3—16
Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального
поведения детей и подростков в образовательных учреждениях // Современная
зарубежная психология. 2013. № 4. C. 79—91.
Abramson L.Y., Alloy L.B., Hogan M.E., Whitehouse W.G.,
Gibb B.E., Hankin B.L., Cornette M.M. The hopelessness theory of
suicidality // Suicide science: Expanding boundaries // T.E. Joiner and M.D.
Rudd (Eds.). Boston: Kluwer Academic Publishing, 2000. P. 17—32.
Allen S.F., Pfefferbaum B., Nitiéma P.,
Pfefferbaum R.L., Houston J.B., McCarter G.S., Gray S.R. Resilience and
Coping Intervention with Children and Adolescents in At-Risk Neighborhoods //
Journal of Loss and Trauma International Perspectives on Stress & Coping.
2016. Vol. 21. Iss. 2 P. 85—98. doi: 10.1080/15325024.2015.1072014
BeckА.Т., Steer R.A.
Beck Hopelessness Scale: Manual. San Antonio, 1993.
Beurs D. de Сетевой анализ: новый подход к
пониманию суицидального поведения // Суицидология. 2018. Т. 9. № 1 (30). C.
53—57.
Chery K.A., Berona J., Czyz E., Horwitz A.G., Gipson
P.Y. Child Identifying Adolescents at Highly Elevated Risk for Suicidal
Behavior in the Emergency Department // Adolesc Psychopharmacol. 2015. № 25(2).
P. 100—108. doi: 10.1089/cap.2014.0049
Jaramillo J., Mello Z.R., Worrell F.C. Ethnic
Identity, Stereotype Threat, and Perceived Discrimination Among Native American
Adolescents // Journal of Research on Adolescence. 2016. № 26(4). P. 769—775.
doi: 10.1111/jora.12228
Horwitz A.G., Berona J., Czyz E.K., Yeguez C.E., King
C.A. Positive and Negative Expectations of Hopelessness as Longitudinal
Predictors of Depression, Suicidal Ideation, and Suicidal Behavior in High-
Risk Adolescents // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2017. № 47(2). P.
168—176. doi: 10.1111/ sltb.12273
Kazdin A., Rodgers A., Colbus D. The Hopelessness
Scale for Children: Psychometric characteristics and concurrent validity //
Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1986. № 54. P. 241—245.
King C.A., Berona J., Czyz E., Horwitz A.G., Gipson
P.Y. Identifying adolescents at highly elevated risk for suicidal behavior
in the emergency department // Journal of Child and Adolescent
Psychopharmacology. 2015. Vol. 25(2). P. 100—108. doi:
10.1089/cap.2014.0049
Klonsky E.D., Kotov R., Bakst S., Rabinowitz J., Bromet
E.J. Hopelessness as a predictor of attempted suicide among first admission
patients with psychosis: A 10-year cohort study // Suicide and Life-Threatening
Behavior. 2012. № 42(1). P. 1—10. doi: 10.1155/2013/407602
Li D.P., Li X., Wang Y.H., Bao Z.Z. Parenting and
Chinese Adolescent Suicidal Ideation and Suicide Attempts: The Mediating Role
of Hopelessness // Journal of Child and Family Studies. 2016. № 25(5). P.
1397—1407. doi: 10.1007/s10826-015-0334-0
Liu R.T., Kleiman E.M., Nestor B.A., Cheek S.M. The
Hopelessness Theory of Depression: A Quarter Century // Clinical Psychology
Review (New York). 2015. № 22(4). P. 345—365. doi: 10.1111/cpsp.1212
Mac Giollabhui N., Nielsen J., Seidman S., Olino T. M.,
Abramson L.Y., Alloy L.B. The Development of Future Orientation is
Associated with Faster Decline in Hopelessness during Adolescence // Journal of
Youth and Adolescence. 2018. № 47(10). P. 2129—2142. doi:
10.1007/s10964-017-0803-4
O’Connor R.C., Nock M.K. The psychology of suicidal
behavior // Lancet Psychiatry. 2014. № 1. P. 73— 85. doi:
10.1016/S2215-0366(14)70222-6
Pajer K.A., Edwards M.C., Lourie A.E., Fields S.,
Kalman S. Depressive symptoms, hostility, and hopelessness in inner-city
adolescent health clinic patients: factor structure and demographic correlates
// International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2016. № 30(1). doi:
10.1515/ijamh-2016-0009
Pérez S., Ros M.C., Folgado J.E.L., Marco
J.H. Non-suicidal Self-injury Differentiates Suicide Ideators and
Attempters and Predicts Future Suicide Attempts in Patients with Eating
Disorders // Suicide and Life- Threatening Behavior. 2018. Oct. 24. doi:
10.1111/sltb.12521
Spirito A., Williams C.A., Stark L.J., Hart K.J.
The Hopelessness Scale for Children: Psychometric Properties with Normal and
Emotionally Disturbed Adolescents // Journal of Abnormal Child Psychology. Vol.
16. № 4. 1988. P. 445—458.