Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9472Новости 1866Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Экспериментальная психология - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О прикладных исследованиях роли контекста в процессах когнитивной обработки социальной информации 34

|

Самойленко Е.С.
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7980-3903
e-mail: samoylenkoes@ipran.ru

Никифоров Р.Е.
студент экономического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8979-4932
e-mail: romann.45.gymn@gmail.com

Аннотация

Обсуждаются исследования роли контекста в когнитивных процессах обработки социальной информации. Систематизированы основные виды контекста и основания, по которым они дифференцируются в психологии. Показаны некоторые противоречивые результаты прикладных исследований роли контекста на примере работ по изучению процессов восприятия и запоминания встроенной в него рекламы. Предложена интерпретация этих противоречий и определены ограничения рассмотренных исследований, связанные с использованием узких по возрастному и социальному составу выборок, а также с наличием ряда неконтролируемых факторов. Предложены пути преодоления выявленных противоречий и ограничений в дальнейших исследованиях.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00516.

Фрагмент статьи

Большое количество исследований в самых разных областях психологии посвящено изучению контекста, который, по мнению А.А. Вербицкого и В.Г. Калашникова, является «незаменимым понятием категориального строя психологии». Однако в отношении этого, интегрированного из лингвистики в психологию, конструкта сформировалась исследовательская проблема, которая имеет, с нашей точки зрения, два аспекта.

Литература
  1. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос. 2010. 300 c.
  2. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекст как психологическая категория // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 3—15.
  3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Понятие «контекст» в категориальном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015, № 4. C. 90—99.
  4. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 552 с.
  5. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Том 1. № 1. С. 8—20.
  6. Самойленко Е.С. Процесс сравнения в системах познания, общения и личности: дисс. … д-ра психол. наук. М.: ИП РАН, 2012. 521 с.
  7. Самойленко Е.С., Галаничев П.А., Носуленко С.В. К проблеме межкультурных различий в когнитивных процессах // Экспериментальная психология. 2015. Том. 8. № 1. C. 39—59.
  8. Baddeley A.D. Domains of recollection // Psychological Review. 1982. № 89. P. 708—729. doi. org/10.1037/0033-295X.89.6.708
  9. Barrett L.F., Mesquitа B., Gendron M. Context in Emotion Perception // Current Directions in Psychological Science. 2011. Vol. 20. № 5. P. 286—290. doi.org/10.1177/0963721411422522
  10. Bryant J., Comisky P.W. The effect of positioning a message within differentially cognitively involving portions of a television segment on recall of the message // Human Communication Research. 1978. Vol. 5. № 1. P. 63—75. doi/abs/10.1111/j.1468-2958.1978.tb00623.x
  11. Bushman B.J. Effects of television violence on memory for commercial messages // Journal of Experimental Psychology: Applied, 1998. № 4. P. 291—307.
  12. Bushman B.J., Bonacci A. Violence and sex impair memory for television ads // Journal of Applied Psychology. 2002. Vol. 87. P. 559—564.
  13. Elfenbein H.A., Ambady N. When familiarity breeds accuracy: Cultural exposure and facial emotion recognition // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85. P. 276—290.
  14. Eysenck M.W., Keane M.T. Cognitive psychology. Sixth edition. New York, NY: Psychology Press, 2010.
  15. Fried C.B., Johanson J.C. Sexual and violent media’s inhibition of advertisement memory: Effect of artifact? // Journal of Applied Social Psychology. 2008. Vol. 38. P. 1716—1735.
  16. Furnham A. Advertising: The contribution of applied cognitive psychology // Applied Cognitive Psychology. 2019. Vol. 33. № 2. P. 168—175. doi.org/10.1002/acp.3458
  17. Furnham A., Bergland J., Gunter B. Memory for television advertisements as a function of advertisement-programme congruity // Applied Cognitive Psychology. 2002. Vol. 16. P. 525—545.
  18. Furnham A., Gunter B., Richardson F. The effects of product-programme congruity and viewer involvement on memory for televised advertisements // Journal of Applied Social Psychology. 2002. Vol. 32. P. 124—141.
  19. Furnham A., Gunter B., Walsh D. Effects of programme context on memory of humorous television commercials // Applied Cognitive Psychology, 1998. Vol. 12. № 6. P. 555—567.
  20. Furnham A., Mori T. The effect of programme context on memory for humorous television advertisements in Japan // Psychologia. 2003. Vol. 46. № 1. P. 53—66.
  21. Furnham A., Price M.-T. Memory for televised advertisements as a function of programme context, viewer-involvement and gender // Communications: The European Journal of Communications. 2006. Vol. 31. P. 155—172.
  22. Glenberg A.M. Component-levels theory of the effects of spacing of repetitions on recall and recognition // Memory & Cognition. 1979. № 7. P. 95—112. doi.org/10.3758/ BF03197590
  23. Gunter B., Furnham A., Beeson Ch. Recall of Television Advertisements as a Function of Program Evaluation // The Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. 1997. Vol. 131. № 5. P. 541—553, doi: 10.1080/00223989709603543
  24. Gunter B., Tohola T., Furnham A. Television violence and memory for TV advertisements // Communications. 2001. Vol. 26. P. 109—127.
  25. Han D. E., McClelland A., Furnham A. The Effects of Programme Context on Memory for Humorous Television Commercials // Applied Cognitive Psychology. 2017. Vol. 31. № 6. P. 586—592. doi:10.1002/ acp.3354
  26. Isarida T., Isarida T.K. Environmental context-dependent memory // Advances in experimental psychology research / A.J. Thirnton (Ed.). New York: NOVA Science Publishers, 2014. P. 115—151.
  27. Isarida T., Isarida T. K., Kubota T., Nakajima S., Yagi K., Yamamoto A., Higuma M. Video context-dependent e-ects in recognition memory // Journal of Memory and Language. 2020. Vol. 113. doi. org/10.1016/j.jml.2020.104113
  28. 28. King J., McClelland A., Furnham A. Sex really does sell: The recall of sexual and non-sexual television advertisments in sexual and non-sexual programs // Applied Cognitive Psychology. 2015. Vol. 29. P. 210— 216. doi: abs/10.1002/acp.3095
  29. Leka J., McClelland A., Furnham A. Memory for sexual and non-sexual television commercials as a function of viewing context and viewer gender // Applied Cognitive Psychology. 2013. Vol. 27. P. 584—592.
  30. Lloyd D.W., Clancy K.J. CPMs versus CPMIs: implications for media planning // Journal of Advertising Research. 1991. Vol. 31. № 4. P. 34—44.
  31. Lull R., Bushman B.J. Do sex and violence sell? A meta-analytic review of the effects of sexual and violent media and Ad content on memory, attitudes and buying intentions // Psychological Bulletin. 2015. Vol. 141. P. 1022—1048.
  32. Murphy J., Cunningham I., Wilcox G. The Impact of Program Environment on Recall of Humorous Television Commercials // Journal of Advertising. 1979. Vol. 8. № 2. P. 17—21.
  33. Norris C.E., Colman A.M. Context effects on memory for television advertisements // Social Behavior and Personality. 1993. Vol. 21. P. 279—296.
  34. Smith S.M., Vela E. Environmental context-dependent memory: A review and meta-analysis // Psychonomic Bulletin & Review. 2001. Vol. 8. P. 203—220. doi.org/10.3758/ BF03196157
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика