Изучение навыков консультативного психолога и психотерапевта: актуальное состояние в западной и отечественной психологии

1953

Аннотация

Данная статья представляет собою краткий обзор актуального состояния в области исследований психотерапевтических (консультативных) умений и навыков. Приведен обзор актуальной зарубежной литературы, освещены исследования лидирующей школы в данном направлении, также приведен обзор ряда отечественных статей исследовательского и теоретико-методологического характера

Общая информация

Ключевые слова: психотерапия, консультативная психология, навыки психотерапевта, исследования психотерапии, обучение психотерапии

Рубрика издания: Отраслевая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040206

Для цитаты: Крючков К.С. Изучение навыков консультативного психолога и психотерапевта: актуальное состояние в западной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 47–53. DOI: 10.17759/jmfp.2015040206

Литература

  1. Архангельская В.В. Консультативная психология на пути к научной специальности // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 158–179.
  2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва. 2007. 50 с.
  3. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 38–54.
  4. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №4. С. 182–207.
  5. Крючков К.С. Яломианская система экзистенциальной психотерапии как интегральная модель для преподавания экзистенциализма студентам: Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». СПб: «Анатолия». 2014. С. 150–154.
  6. Махнач А.В. Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии «психотерапевт» // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 192–219.
  7. Погодин И.А. Особенности обучения в образовательных программах по диалогово-феноменологической психотерапии // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 4. С. 49–56.
  8. Хейли Дж. Что такое психотерапия? СПб: Питер, 2002. 224 с.
  9. Шапорева А.А. К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России // Вестник славянских культур, 2011. Т. 20, №2. С. 84–87.
  10. Becoming psychotherapists: experiences of novice trainees in a beginning graduate class / Hill C. [et. al.] // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44, № 4. P. 434–449. doi: 10.1037/0033-3204.44.4.434.
  11. Class Jumping Into Academia: Multiple Identities for Counseling Academics / Nelson M.L. [et. al.] // Journal of Counseling Psychology. 2006. Vol. 53, № 1. P. 1–14. doi: 10.1037/0022-0167.53.1.1.
  12. Client-Specific Counselor Self-Efficacy in Novice Counselors: Relation to Perceptions of Session Quality / Lent R. [et. al.] // Journal of Counseling Psychology. 2006. Vol. 53, № 4. P. 453–463. doi: 10.1037/0022-0167.53.4.453.
  13. Eubanks-Carter C., Muran J.C., Safran, J.D. Alliance-Focused Training // Psychotherapy. 2015. Vol. 2015, № 2. P. 169–173. doi: 10.1037/a0037596.
  14. Experiences of Novice Therapists in Prepracticum: Trainees', Clients', and Supervisors' Perceptions of Therapists' Personal Reactions and Management Strategies / Williams E.N. [et. al.] // Journal of Counseling Psychology. 1997. Vol. 44, № 4. P. 390–399. doi: 10.1037/0022-0167.44.4.390
  15. Hatcher R., Wise E., Grus C. Preparation for Practicum in Professional Psychology: A Survey of Training Directors // Training and Education in Professional Psychology. 2015. Vol. 9, № 1. P. 5–12. doi: 10.1037/tep0000060.
  16. Helping Skills Training for Undergraduates: Outcomes and Prediction of Outcomes / Hill C. [et. al.] // Journal of Counseling Psychology. 2008. Vol. 55, № 3. P. 359–370. doi: 10.1037/0022-0167.55.3.359.
  17. Hill C., Lent R. A narrative and meta-analytic review of helping skills training: time to revive a dormant area of inquiry // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2006. Vol. 43, № 2. P. 154–172. doi: 10.1037/0033-3204.43.2.154.
  18. Hill C., Stahl J., Roffman M. Training novice psychotherapists: helping skills and beyond // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44, № 4. P. 364–370. doi: 10.1037/0033-3204.44.4.364.
  19. Hill C., Kellems I. Development and Use of the Helping Skills Measure to Assess Client Perceptions of the Effects of Training and of Helping Skills in Sessions // Journal of Counseling Psychology. 2002. Vol. 49, № 2. P. 264–272. doi: 10.1037/0022-0167.49.2.264.
  20. Hill C., Charles D., Reed K. A Longitudinal Analysis of Changes in Counseling Skills During Doctoral Training in Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 1981. Vol. 28, № 5. P. 428–436. doi: 10.1037/0022-0167.28.5.428.
  21. Imel Z., Wampold B. The Importance of Treatment and the Science of Common Factors in Psychotherapy // Handbook of counseling Psychology. 4th ed. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2008. P. 249–262.
  22. Lent R., Hill C., Hoffman M.A. Development and Validation of the Counselor Activity Self-Efficacy Scales // Journal of Counseling Psychology. 2003. Vol. 50, № 1. P. 97–108. doi: 10.1037/0022-0167.50.1.97.
  23. Miller S., Duncan B., Hubble M. The Heart & Soul of Change: What Works in Therapy. N.Y.: American Psychological Association. 1999. 462 p.
  24. Moyers T., Miller W. Is Low Therapist Empathy Toxic? // Psychology of Addictive Behaviors. 2013. Vol. 27, № 3. P. 878–884. doi: 10.1037/a0030274.
  25. Teyber E., Teyber F.M. Working With the Process Dimension in Relational Therapies: Guidelines for Clinical Training // Psychotherapy. 2014. Vol. 51, № 3. P. 334–341. doi: 10.1037/a0036579.
  26. Thomas M. The Contributing Factors of Change in a Therapeutic Process // Contemporary Family Therapy. 2006. Vol. 28, № 2. P. 201–210. doi: 10.1007/s10591-006-9000-4.
  27. Van Deurzen E. Skills in Existential Counselling & Psychotherapy. Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. 176 p. doi: 10.4135/9781446220771.
  28. Wonnell T., Hill C. Predictors of Intention to Act and Implementation of Action in Dream Sessions: Therapist Skills, Level of Difficulty of Action Plan, and Client Involvement // Dreaming. 2005. Vol. 15, № 2. P. 129–141. doi: 10.1037/1053-0797.15.2.129.

Информация об авторах

Крючков Кирилл Сергеевич, аспирант кафедры психологии личности департамента психологии факультета социальных наук, Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5954-430X, e-mail: kkryuchkov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2662
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1953
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4