Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019
3 место —
направление «Психология»
2,013 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX
1,040 —
двухлетний импакт-фактор
Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации 842
Бухарина А.Ю. управляющий партнер, Ассоциация независимых экспертов в области обучения и развития TnD Association, Москва, Россия e-mail: a.bukharina@tndassociation.com
Толстых Н.Н. доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития». факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический универ-ситет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503 e-mail: nnvt@list.ru
Аннотация
На основании зарубежных и отечественных исследований и разработок анализируются проблемы временной перспективы и временной компетентности в контексте мотивации учения школьников и студентов, а также повышения квалификации сотрудников организаций, включая высшие руководящие кадры. Термин «временная компетентность» трактуется в соответствии с позицией Ж. Нюттена как способность человека субъективно связывать свою активность, цели и намерения актуального настоящего с будущим. На материале исследований в разных странах показана значимость протяженной и сбалансированной временной перспективы, наличия временной компетентности в развитии мотивации учебной деятельности и достижении высокой академической успеваемости школьников и студентов, в карьерном росте и успешности сотрудников различных организаций. Большинство исследований базируется на методиках Ж. Нюттена (MIM) и Ф. Зимбардо (ZTPI). Особое внимание уделено практическому внедрению научных знаний в разработку многомодульных программ развития, включающих неотъемлемые составляющие: проектное обучение, работу со стратегическим мышлением, индивидуальные планы развития и другие компоненты, непосредственно базирующиеся на оптимизации временной перспективы и формировании временной компетентности.
Ссылка для цитирования
Скопировать
Благидзе К.Г., Бухарина А.Ю.,
Дусенко С.В. Построение стратегических программ развития личности как главный
инструмент обучения управленцев в эпоху цифровой экономики // Человеческий
капитал. 2018. № 11(119) Ч. 2. С. 209–220.
Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина
Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР.
1951. Вып. 36.
Бухарина А.Ю. Временная перспектива
и мотивация личности у студентов управленческих направлений в разрезе
потребностей общества цифровой экономики // Материалы международной научной
конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». 13–14
декабря 2018 г. / Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Российское
психологическое общество. М.: Издательство Московского университета, 2018. C.
69–72.
Бухарина А.Ю. Индивидуальные планы
развития в технологии и практике наставничества в организациях // Социальная
психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 162—176.
doi:10.17759/sps.2018090111
Бухарина А.Ю. Управление талантами:
чему учить сотрудников сегодня, чтобы выжить завтра // Социальная психология и
общество. 2017. Том 8. № 1. С. 144–162.
doi:10.17759/sps.2017080109
Кондратьев М.Д. Особенности
временной перспективы одаренных подростков и их сверстников //
Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 1. С. 106–114.
doi:10.17759/psyedu.2017090111
Кондратьев М.Д. Социальные
представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и
разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество.
2017. Том 8. № 2. С. 116–130. doi:10.17759/sps.2017080208
Никитская М.Г., Толстых Н.Н.
Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная
психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 100–113.
doi:10.17759/jmfp.2018070210
Нюттен Ж. Мотивация, действие и
перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608
с.
Толстых Н.Н. Временная перспектива и
психическое здоровье // Руководство практического психолога: Психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.
И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., Издательский центр «Академия», 1997 а. С.
146–153.
Толстых Н.Н. Использование метода
мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего
// Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 77–94.
Толстых Н.Н. Развитие временной
компетентности как важная задача профессиональной подготовки специалистов в
области финансового бизнеса // Психологические инновации в экономике и
финансах: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ФА,
«Ларклтд», 2009. С. 383–386.
Хомик В.С. Деформация субъективной
картины жизненного пути при ранней алкоголизации: Автореф. дис. … канд. психол.
наук. М., 1985. 24 с.
A question of balance: Time
perspective and well-being in British and Russian samples / I. Boniwell [et
al.] // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. № 1. P. 24–40.
doi:10.1080/17439760903271181
Abu-Rahma A., Jaleel B. Influence of
managers’ time orientation on strategic practices in the UAE // International
Journal of Emerging Markets. 2017. Vol. 12. № 2. P. 219–237.
doi:10.1108/IJoEM-01-2015-0011
Atkinson J.W. Motivational
determinants of risk-taking behavior // Psychological Review. 1957. Vol. 64. №
6. Pt. 1. P. 359–372. doi:10.1037/h0043445
Bajec B. Relationship between time
perspective and job satisfaction // International Journal of Human Resources
Development and Management. 2018. Vol. 8. № 1–2. P. 145–165.
doi:10.1504/IJHRDM.2018.092294
Barndt R.J., Johnson D.M. Time
orientation in delinquents // The Journal of Abnormal and Social Psychology.
1955. Vol. 51. № 2. P. 343–345. doi:10.1037/h0048130
Berlyne D.E. ’Interest’ as a
psychological concept [Электронный ресурс] // The British Journal of
Psychology. 1949. Vol. 39. P. 184–195. URL:
https://search.proquest.com/openview/622cac86cccb89b8a7f5fc485799bbd6/1?pq-origsite=gscholar&cbl=1818401
(дата обращения: 05.06.2019).
Cernas-Ortiz D.A., Davis M.A. Future
and past negative time perspective influences on job satisfaction and
organizational commitment in Mexico and the United States // Management
Research: Journal of the Iberoamerican Academy of Management. 2016. Vol. 14. №
3. P. 317–338. doi:10.1108/MRJIAM-04-2016-0665
Cernas-Ortiz D.A., Mercado-Salgado
P., Davis M.A. Future time perspective, job satisfaction, and organizational
commitment: The mediating effect of self-efficacy, hope, and vitality //
Journal of work and organizational psychology-revista de psicologia del trabajo
y de las organizaciones. 2018. Vol. 34. № 1. P. 1–9.
Change in competence beliefs and
subjective task values across the elementary school years: A 3-year study / A.
Wigfield [et al.] // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89. № 3. P.
451–469. doi:10.1037/0022-0663.89.3.451
David A., Kidder C., Reich M. Time
orientation in male and female juvenile delinquents // The Journal of Abnormal
and Social Psychology. 1962. Vol. 64. № 3. P. 239–240.
doi:10.1037/h0042683
De Volder M., Lens W. Academic
achievement and future time perspective as a cognitive-motivational concept //
Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 3. P. 566–571.
doi:10.1037/0022-3514.42.3.566
Design My Future: An Instrument to
Assess Future Orientation and Resilience / S. Santilli [et al.] // Journal of
Career Assessment. 2015. Vol. 25. № 2. P. 281–295.
doi:10.1177/1069072715621524
Does Age Make a Difference? Age as
Moderator in the Association Between Time Perspective and Happiness / M. Simons
[et al.] // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 19. № 1. P.
57–67.
Expectancies, values, and academic
behaviors / J.S. Eccles [et al.] // Achievement and achievement motivation.
SanFrancisco, CA: W. H. Freeman. 1983. P. 75–146.
Exploring the value of Zimbardo Time
Perspective Inventory as predictor of academic outcomes / I. Susnea [et al.] //
2018 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2018. P. 238–242.
doi:10.1109/EDUCON.2018.8363234
Hulleman C.S., Harackiewicz J.M.
Promoting interest and performance in high school science classes // Science.
2009. Vol. 326. № 5958. P. 1410–1412. doi:10.1126/science.1177067
King R.B. Does your approach to time
matter for your learning? The role of time perspectives on engagement and
achievement // Educational Psychology. 2016. Vol. 36. № 7. P. 1264–1284.
doi:10.1080/01443410.2015.1045835
Korff J., Biemann T., Voelpel S.C.
Human resource management systems and work attitudes: The mediating role of
future time perspective // Journal of Organizational Behavior. 2016. Vol. 38. №
1. P. 45–67. doi:10.1002/job.2110
Lagoutina Y. Perfectionism and time
perspectives: An inquiry into the association between perfectionism subtypes
and categorical time perspectives // Time & Society. 2016. Vol. 26. № 3. P.
286–304. doi:10.1177/0961463X15577280
Laureiro-Martinez D., Trujillo C.A.,
Unda J. Time Perspective and Age: A Review of Age Associated Differences //
Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. № 101. P. 1–8.
doi:10.3389/fpsyg.2017.00101
Life designing: A paradigm for
career construction in the 21st century / M.L. Savickas [et al.] // Journal of
Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. № 3. P. 239–250.
doi:10.1016/j.jvb.2009.04.004
Margottini M. Applicazione di
strumenti per l’autovalutazione di strategie di apprendimento e prospettiva
temporale in ambito universitario // Journal of Educational, Cultural and
Psychological Studies. 2017. Vol. 1. № 15. P. 229–251.
doi:10.7358/ecps-2017-015-marg
Mello Z.R., Worrell F.C. The past,
the present, and the future: A conceptual model of time perspective in
adolescence // Time Perspective Theory; Review, Research and Application:
Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Eds. M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van
Beek. New York: Springer, 2015. P. 115–129.
Nuttin J. Motivationét Perspective
d`Avenir. Louvain: Presses Universitaire de Louvain, 1980. 288 p.
Perspectiva Temporal de Estudiantes
Universitarios Mexicanos y Colombianos / D.G. Lomelí [et al.] // Revista
Iberoamericana de Diagnstico y EvaluacionPsicologica. 2018. Vol. 1. № 46. P.
133–145.
Savickas M.L., Porfeli E.J. Career
adapt-abilities scale: Construction, reliability, and measurementequivalence
across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80. № 3. P.
661–673. doi:10.1016/j.jvb.2012.01.009
Shipp A.J., Cole M.S. Time in
Individual-Level Organizational Studies: What Is It, How Is It Used, and Why
Isn’t It Exploited More Often? // Annual Review of Organizational Psychology
and Organizational Behavior. 2015. Vol. 2. № 1. P. 237–260.
doi:10.1146/annurev-orgpsych-032414-111245
Shipp A.J., Edwards J.R., Lambert
L.S. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective
experience of the past, present, and future // Organizational Behavior and
Human Decision Processes. 2009. Vol. 110. № 1. P. 1–22.
doi:10.1016/j.obhdp.2009.05.001
Taber B.J. Time Perspective and
Career Decision-Making Difficulties in Adults // Journal of Career Assessment.
2012. Vol. 21. № 2. P. 200–209. doi:10.1177/1069072712466722
The effect of individual perceptions
of deadlines on team performance / M.J. Waller [et al.] // Academy of
Management Review. 2001. Vol. 26. № 4. P. 586–600.
doi:10.5465/amr.2001.5393894
Time in Strategic Change Research /
S. Kunisch [et al.] // Academy of Management Annals. 2017. Vol. 11. № 2. P.
1005–1064. doi:10.5465/annals.2015.0133
Valdesolo P., Shtulman A., Baron A.
Science Is Awe-Some: The Emotional Antecedents of Science Learning // Emotion
Review. 2017. Vol. 9. № 3. P. 215–221.
doi:10.1177/1754073916673212
Wigfield A. Expectancy-value theory
of achievement motivation: A developmental perspective [Электронный ресурс] //
Educational Psychology Review. 1994. Vol. 6. № 1. P. 49–78. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2FBF02209024.pdf (дата обращения:
05.06.2019).
Wigfield A., Eccles J. The
development of achievement task values: A theoretical analysis // Developmental
Review. 1992. Vol. 12. № 3. P. 265–310.
doi:10.1016/0273-2297(92)90011-P
Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting
time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric
[Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 1999.
Vol. 77. № 6. P. 1271–1288. URL:
http://www.thetimeparadox.com/wp-content/uploads/2012/09/1999PuttingTimeinPerspective.pdf
(дата обращения: 05.06.2019).