Лаптева Н.М. младший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии Российской Академии Наук (ИПРАН), Москва, Россия e-mail: n.m.lapteva@mail.ru
Валуева Е.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3637-287X e-mail: ekval@list.ru
Шепелева Е.А. кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524 e-mail: e_shep@rambler.ru
В статье анализируются теоретические подходы и результаты эмпирических исследований проблемы влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные и творческие способности, достижения в образовании, личностные черты, поведенческие особенности и социальные предпочтения. Показано, что результаты исследований различаются в зависимости от способа анализа данных – эффект снижения интеллекта при увеличении порядкового номера рождения обнаруживается при сравнении показателей большого количества детей с разным порядком рождения из разных семей, и как правило не выявляется при внутрисемейном анализе данных. Для объяснения полученных различий используются три основных теоретических модели – модель слияния, модель истощения ресурсов и модель примеси. Обусловленные порядком рождения различия в личностных чертах выражены сильнее, различия в когнитивной сфере. Данные исследований подтверждают, что по результатам личностного опросника «Большая пятерка» у первенцев более выражена «добросовестность», а у младших детей – «доброжелательность» и «открытость опыту». Отдельные работы, посвященные особенностям социального взаимодействия старших и последующих детей, демонстрируют большую способность младших детей к кооперации. Несмотря на то, что прогностическая значимость выявленных на больших выборках эффектов не так велика в отношении отдельных семей, результаты могут иметь практическую значимость для педагогической и психотерапевтической работы с детьми.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01023 и гранта РФФИ № 17-06-00574
Литература
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М: Академический
проект, 2007. 232 с.
Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] //
Психологические исследования. 2008. № 2(2). 27 с. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения:
13.06.2019).
Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. Спб.: Питер, 2007. С.
174–182.
Barclay K., Hällsten M., Myrskylä M. Birth order and college major in
Sweden // Social Forces. 2017. Vol. 96. № 2. P. 629–660.
doi:10.1093/sf/sox069
Black S.E., Devereux P.J., Salvanes K.G. The more the merrier? The effect
of family size and birth order on children's education // The Quarterly Journal
of Economics. 2005. Vol. 120. № 2. P. 669–700.
doi:10.1093/qje/120.2.669
Black S.E., Grönqvist E., Öckert B. Born to lead? The effect of birth order
on noncognitive abilities // Review of Economics and Statistics. 2018.
Vol. 100. № 2. P. 274–286. doi:10.1162/REST_a_00690
Bleske-Rechek A., Kelley J.A. Birth order and personality: A within-family
test using independent self-reports from both firstborn and laterborn siblings
// Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 56. P. 15–18.
doi:10.1016/j.paid.2013.08.011
Bonesrønninga H., Massihb S.S. Birth order effects on young students’
academic achievement // The Journal of Socio-Economics. 2011. Vol. 40.
№ 6. P. 824–832. doi:10.1016/j.socec.2011.08.010
Cho H. Birth order and education. Evidence from a Korean cohort //
Economics Letters. 2011. Vol. 110. № 3. P. 200–202.
doi:10.1016/j.econlet.2010.11.044
Costa P.T., McCrae R.R. NEO PI-R professional manual. Odessa, FL:
Psychological Assessment Resources, 1992. 101 p.
Eisenman R. Creativity, birth order, and risk taking [Электронный ресурс]
// Bulletin of the Psychonomic Society. 1987. Vol. 25. № 2.
P. 87–88. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.3758%2FBF03330292.pdf (дата обращения:
13.06.2019).
Ellis H.A. A study of British genius. Boston: Houghton Mifflin, 1904. 396
p.
Ernst C., Angst J. Birth Order: Its Influence on Personality.
Springer-Verlag, Berlin, 1983. 343 p.
Galton F. English Men of Science: Their Nature and Nurture. London:
Macmillan&Co. 1874. P. 16–75. doi:10.4324/9780429020919
Harris J.R. Context-specific learning, personality, and birth order //
Current Directions in Psychological Science. 2000. Vol. 9. № 5.
P. 174–177. doi:10.1111/1467-8721.00087
Harris J.R. Socialization, personality development, and the child's
environments: Comment on Vandell // Developmental Psychology. 2000.
Vol. 36. № 6. P. 711–723. doi:10.1037/0012-1649.36.6.711
Healeya M.D., Ellis B.J. Birth order, conscientiousness, and openness to
experience Tests of the family-niche model of personality using a within-family
methodology // Evolution and Human Behavior. 2007. Vol. 28. № 1.
P. 55–59. doi:10.1016/j.evolhumbehav.2006.05.003
Hertwig R., Davis N.J., Sulloway F.J. Parental investment: how an equity
motive can produce inequality // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128.
№ 5. P. 728–745. doi:10.1037//0033-2909.128.5.728
Hotz V., Pantano J. Strategic Parenting, Birth Order and School Performance
// Journal of Population Economics. 2015. Vol. 28. № 4.
P. 911–936. doi:10.1007/s00148-015-0542-3
Intelligence and birth order in boys and girls / D.I. Boomsma [et al.] //
Intelligence. 2008. Vol. 36. P. 630–634.
doi:10.1016/j.intell.2008.01.005
Intelligence and educational achievement / I.J. Deary [et al.] //
Intelligence. 2007. Vol. 35. № 1. P. 13–21.
doi:10.1016/j.intell.2006.02.001
Intelligence test scores and birth order among young Norwegian men
(conscripts) analyzed within and between families / P. Kristensen [et al.] //
Intelligence. 2007. Vol. 35. № 5. P. 503–514.
doi:10.1016/j.intell.2007.01.004
Kalimijn M., Kraaykamp G. Late or later? A sibling analysis of the effect
of maternal age on children's schooling // Social Science Research. 2005.
Vol. 34. № 3. P. 634–650.
doi:10.1016/j.ssresearch.2004.04.008
Kantarevic J., Mechoulan S. Birth order, educational attainment, and
earnings // The Journal of Human Resources. 2006. Vol. 41. № 4.
P. 755–777. doi:10.3368/jhr.XLI.4.755
Kristensen P., Bjerkedal T. Educational attainment of 25 year old
Norwegians according to birth order and gender // Intelligence. 2010.
Vol. 38. № 1. P. 123–136. doi:10.1016/j.intell.2009.08.003
Kubaa R., Flegra J., Havlíčekc J. The effect of birth order on the
probability of university enrolment // Intelligence. 2018. Vol. 70.
P. 61–72. doi:10.1016/j.intell.2018.08.003
Mackintosh N.J. IQ and human intelligence. Oxford: Oxford University Press,
1998. 419 p.
Marini V.A., Kurtz J.E. Birth order differences in normal personality
traits: Perspectives from within and outside the family // Personality and
Individual Differences. 2011. Vol. 51. № 8. P. 910–914.
doi:10.1016/j.paid.2011.07.019
Michalski R.L., Shackelford T.K. An attempted replication of the
relationships between birth order and personality // Journal of Research in
Personality. 2002. Vol. 36. № 2. P. 182–188.
doi:10.1006/jrpe.2001.2350
Personality and birth order in large families / M.M. Dixon [et al.] //
Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. № 1.
P. 119–128. doi:10.1016/j.paid.2007.07.015
Price J. Parent-child quality time: does birth order matter? // Journal of
Human Resources. 2008. Vol. 43. № 1. P. 240–265.
doi:10.3368/jhr.43.1.240
Prime H., Plamondon A., Jenkins J.M. Birth order and preschool children’s
cooperative abilities: A within-family analysis // British Journal of
Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. № 3. P. 392–405.
doi:10.1111/bjdp.12180
Reconsidering the effects of sibling configuration: Recent advances and
challenges / L.C. Steelman [et al.] // Annual Review of Sociology. 2002.
Vol. 28. P. 243–269. doi:10.1146/annurev.soc.28.111301.093304
Resolving the debate over birth order, family size, and intelligence / J.L.
Rodgers [et al.] // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 6.
P. 599—612. doi:10.1037/0003-066X.55.6.599
Retherford R.D., Sewell W.H. Birth order and intelligence: Further tests of
the confluence model [Электронный ресурс] // American Sociological Review.
1991. Vol. 56. № 2. P. 141–158. URL:
https://www.ssc.wisc.edu/wlsresearch/publications/files/public/Retherford-Sewell_Birth.Order.I.pdf
(дата обращения: 13.06.2019).
Revisiting the Birth Order–Creativity Connection: The Role of Sibling
Constellation / M. Baer [et al.] // Creativity Research Journal. 2005.
Vol. 17. № 1. P. 67–77. doi:10.1207/s15326934crj1701_6
Rodgers J.L. Are birth order effects on intelligence really Flynn Effects?
Reinterpreting Belmont and Marolla 40 years later // Intelligence. 2014.
Vol. 42. P. 128–133. doi:10.1016/j.intell.2013.08.004
Rodgers J.L. What Causes Birth Order-Intelligence Patterns? The Admixture
Hypothesis, Revived // American Psychologist. 2001. Vol. 56. № 6/7.
P. 505–510. doi:10.1037//0003-066X.56.6-7.505
Salmon C. Birth order and relationships: Family, Friends, and Sexual
Partners // Human Nature. 2003. Vol. 14. № 1. P. 73–88.
doi:1045-6767/03/$1.00+.10
Salmon C.A. On the Impact of Sex and Birth Order on Contact with Kin
[Электронный ресурс] // Human Nature. 1999. Vol. 10. № 2.
P. 183–197. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs12110-999-1014-9.pdf (дата
обращения: 13.06.2019).
Salmon C.A. The Evocative Nature of Kin Terminology in Political Rhetoric
// Politics and the Life Sciences. 1998. Vol. 17. № 1. P. 51–57.
doi:10.1017/S0730938400025351
Salmon C.A., Daly M. Birth Order on Familial Sentiment: Middleborns Are
Different // Evolution and Human Behavior. 1998. Vol. 19. № 5.
P. 299–312. doi:10.1016/S1090-5138(98)00022-1
Sulloway F. Born to rebel and its critics // Politics and the Life
Sciences. 2000. Vol. 19. № 2. P. 181–202.
doi:10.1017/S0730938400014817
Sulloway F. Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics, and Creative
Lives. New York: Pantheon, 1996. 653 p.
Sulloway F.J. Birth Order // Reference Module in Neuroscience and
Biobehavioral Psychology. 2017. P. 149–158.
doi:10.1016/B978-0-12-809324-5.06133-2
Sulloway F.J. Birth Order and Evolutionary Psychology: A Meta-Analytic
Overview // Psychological Inquiry. 1995. Vol. 6. № 1. P. 75–80.
doi:10.1207/s15327965pli0601_15
Sulloway F.J. Sibling-order Effects // International Encyclopedia of the
Social & Behavioral Sciences: Second Edition. 2015. P. 923-927.
Sulloway F.J., Zweigenhaft R.L. Birth order and risk taking in athletics: A
meta-analysis and study of major league baseball // Personality and Social
Psychology Review. 2010. Vol. 14. № 4. P. 402–416.
doi:10.1177/1088868310361241
Wichman A.L., Rodgers J.L., MacCallum R.C. A multilevel approach to the
relationship between birth order and intelligence // Personality and Social
Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32. № 1. P. 117–127.
doi:10.1177/0146167205279581
Zajonc R.B., Markus H., Markus G.B. The birth order puzzle // Journal of
personality and social psychology. 1979. Vol. 37. № 8.
P. 1325–1341. doi:10.1037/0022-3514.37.8.1325