Современная зарубежная психология
2019. Том 8. № 4. С. 79–87
doi:10.17759/jmfp.2019080408
ISSN: 2304-4977 (online)
Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: родители, дети, ранний и дошкольный возраст, детско-родительские отношения, родительские посреднические стратегии (медиация), мобильные устройства, цифровые технологии, сенсорный экран, рекомендации Американской академии педиатрии
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080408
Для цитаты: Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 79–87. DOI: 10.17759/jmfp.2019080408
Полный текст
В статье представлен обзор исследований, связанных с отношением родителей к использованию цифровых технологий маленькими детьми. Приводятся данные, показывающие возрастание интенсивности и существенное снижение возраста использования мобильных устройств, в том числе смартфонов и планшетов. Показано, что новые технологии существенно меняют отношения детей и родителей. Выделяются и описываются варианты родительского посредничества (медиации) в процессе использования цифровых технологий: ограничительное, активное, совместное использование и др. В заключительной части статьи приведены рекомендации Американской академии педиатрии по использованию медиа маленькими детьми. Подчеркивается необходимость создания Комментария к Конвенции ООН, позволяющего защищать права детей на доступ, защиту и пользование новыми цифровыми ресурсами в эпоху быстрых технологических изменений.
Технологические новшества меняют жизнь не только взрослых, но и детей. Появление сенсорного экрана с интуитивно понятным интерфейсом привело к тому, что стремительно снизился возраст использования устройств с сенсорным экраном (телефонами и планшетами). Проникновение цифровых технологий в ранний возраст стало серьезной проблемой, как для специалистов, так и для родителей.
В Соединенных Штатах процент семей с детьми дошкольного возраста, сообщающих о доступе к мобильным устройствам, включая смартфоны и планшеты, постоянно растет. Так в 2011 году 38% детей указанной возрастной группы использовали тот или иной тип мобильного устройства, а к 2013 году этот процент резко вырос до 72%, а к 2017 году использование увеличилось до 84% [Rideout, 2017].
В Австралии в 2014—2015 годах, по данным Australian Bureau of Statistics, 94 % детей имели доступ к интернету с использованием настольных или портативных компьютеров, 86% — с использованием мобильных телефонов, 62% — планшетов [Household use of, 2016]. Взаимодействие с экраном стало привычным занятием даже для младенцев и детей раннего возраста. Дети быстро, самостоятельно и успешно совершенствуют свои технические навыки. При этом мотивы использования мобильных устройств связаны преимущественно с развлечениями, а не с учебными и развивающими занятиями [Frechette, 2015].
По данным 2014 года, к концу дошкольного возраста 78% российских детей активно пользовались компьютером, причем наиболее востребованным контентом являются компьютерные игры [Собкин, 2014].
По данным опроса Mediascope, в России в 2018 году у 44% детей в возрасте 5—7 лет есть собственный смартфон, в возрасте 8—11 лет этот показатель возрастает до 74%. Дети (по словам родителей) все раньше начинают пользоваться Интернетом. Дети, которым сейчас 8—11 лет, как правило, начинали пользоваться Интернетом в 6—7 лет. Дошкольники, которым сейчас 5—7 лет, становились пользователями Интернета в 4—5 лет [Детскиий Рунет 2018, 2019].
Несмотря на растущую популярность устройств с сенсорным экраном, родителям не хватает данных о преимуществах и рисках, связанных с использованием этих технологий маленькими детьми.
Отношение родителей к новым технологиям
Появление любых новых коммуникативных технологий вызывает опасения, называемые «медиа-паникой» [Marvin, 1990].
Так при появлении телевизора родители беспокоились, что у детей станут «квадратные глаза», что насилие на телевидении может сделать детей агрессивными [Roberts].
Новые устройства с сенсорным экраном породили страхи, которые касаются [Very Young Children, 2017]:
— физического здоровья — недостаток сна, расстройства опорно-двигательного аппарата, ослабленные мышцы, плохая осанка, бездумное питание и пр.;
— развития ребенка — речь, когнитивные и социальные навыки; эмоциональный интеллект, академические достижения;
— социальной изоляции и негативных психосоциальных последствий.
Беспокойство родителей вызывает также агрессивный или сексуальный контент Интернета [Connell, 2015].
С появлением новых технологий взаимоотношения детей и родителей приобретают противоречивые тенденции.
С одной стороны, родители пытаются постоянно контролировать своих детей, в том числе их поведение онлайн [Herring, 2008]. С другой стороны, родители переживают несостоятельность такого тотального контроля, они чувствуют себя неуверенными, поскольку не знают, к какому контенту их дети имеют доступ и как это влияет на их жизнь [Blackwell, 2016].
Более того, родители чувствуют себя обманутыми собственными детьми, поскольку родителей тревожит, что дети находят способы обойти введенные ограничения [The mobile Internet, 2016].
Эти страхи в совокупности приводят родителей к ощущению угрозы и заставляют чувствовать себя совершенно неподготовленными к воспитанию детей в качественно новой информационной среде [Yardi, 2011].
Во многих семьях возникают конфликты в связи с использованием компьютера; часто они связаны с тем, что установленные взрослыми правила не соблюдаются [FamiLync: facilitating participatory, 2015].
В некоторых семьях мать и отец расходятся в своих взглядах на использование компьютера. Такое расхождение проявляется в борьбе родителей за влияние на детей, за обеспечение их права пользоваться компьютером или защиту от вредных воздействий цифровых средств [The role of, 2016].
Использование детьми цифровых технологий стало той областью, где родители рискуют почувствовать «техно-вину» из-за того, что постоянно сомневаются в себе и беспокоятся, что делают что-то «не так».
Многие родители, дети которых имеют доступ к сенсорным средствам, считают, что не учат детей пользоваться техникой. Родители, как правило, считают, что их дети в основном самоучки и недооценивают свою собственную роль в овладении детьми этими средствами [Stephen, 2013].
Отчасти беспокойство родителей связано с отсутствием социального и культурного опыта использования цифровых средств. Общество только вырабатывает нормы и культуру пользования новыми технологиями.
Эти правила пользования необходимы, потому что многие родители считают, что владение цифровыми средствами необходимо в современном мире наряду с умением читать, считать.
Родители признают определенные достоинства новых технологий, например, их образовательный потенциал: они покупают приложения, которые обучают математике, чтению и т. п.
Еще один способ использования детьми цифровых технологий — видеочаты Skype и подобные им. Они позволяют общаться с родителями и другими родственниками на расстоянии. Это помогает маленьким детям поддерживать семейные отношения.
В исследовании Г. Палайеоргиу с соавторами родители рассматривают планшеты в основном как сложные игрушки и средство развлечения — многие из них (40%) указали, что приобрели планшеты для развлечения своих детей. Второй причиной покупки планшета было социальное давление (10—19%) — планшет покупается ребенку, так как он завидует сверстникам, у которых есть планшет [Parental Mediation of, 2017].
Варианты родительского посредничества
Собственные гаджеты родителей и их личное отношение к технологиям формируют домашнюю информационную среду и оказывают существенное влияние на поведение и предпочтения детей [Lauricella, 2015].
Родительское посредничество или медиация (Parental mediation) определяется как набор стратегий, которые родители используют для максимизации выгод и минимизации рисков, которые могут спровоцировать современные цифровые медиа [A qualitative Inquiry, 2016]. Это термин 1980-х гг., когда в США вопрос о регулировании доступа детей к СМИ еще не возникал, а стандарты детского телевидения были низкими [Mendoza, 2009].
Со временем стратегии родительского посредничества при просмотре ТВ стали переноситься на новые виды медиа-устройств [Rodino-Colocino, 2017].
Саймонс К. и другие предложили разделить стратегии родительского посредничества на три основные категории [A qualitative study, 2017].
— Ограничительное посредничество (Restrictive Mediation): вводятся жесткие правила, применяются ограничения и контроль в использовании детьми средств массовой информации.
— Активное посредничество (Active Mediation): обучающие или оценочные беседы, которые используются для того, чтобы обсудить просмотренный контент и поделиться критическими комментариями на понятном для детей языке.
— Совместное использование (Co-use or co-viewing or co-playing): родители участвуют в играх или просмотрах, создают общие интересы, обсуждают содержание общей активности.
Помимо этих трех категорий, новые исследования определяют и описывают две дополнительные модели родительских стратегий медиации [Jiow H.J, 2017].
— Совместное обучение (Participatory learning): родители и дети вместе изучают цифровые медиа в процессе их использования.
— Дистанционное посредничество (Distant mediation): родители контролируют использование детьми средств массовой информации на расстоянии, основываясь на доверии ребенку. Такое доверие накладывает на ребенка определенную ответственность, позволяя детям использовать цифровые средства самостоятельно, сохраняя при этом дистанционный контроль.
Диас П. и другие предлагают оригинальное представление всех родительских стратегий медиации как непрерывную шкалу между двумя полюсами (continuum): выполняющие ограничительную функцию («привратники» — Gatekeepers) и функцию поддержки («помощники» — Scaffolders[I]). Авторы связывают посреднические стратегии родителей с защитой прав детей, в данном случае права на доступ к технологиям. Привратники ограничивают доступ детей к технологиям с акцентом опять же на защиту детей и поддержку их физического и психического здоровья (ограничительное посредничество). «Помощники» помогают ребенку приобрести навыки для последующего самостоятельного использования новых технологий [The role of, 2016].
Исследование, проведенное в Сингапуре [Jiow H.J, 2017], показало, что стратегии медиации могут быть смешанными и не разделяются на четко описанные выше виды. В том же исследовании показано, что функция «привратника» (ограничительное посредничество) может использоваться в сочетании с активным посредничеством и с объяснением причин, лежащих в основе введенных правил.
Родительские стратегии зависят от многих факторов, таких как индивидуальные особенности детей, отношение родителей к воспитанию, к цифровым технологиям как к развлечению или как образовательному средству [A qualitative Inquiry, 2016].
Важными факторами, влияющими на выбор стратегий медиации, являются также социально-демографические характеристики: страна проживания, социально-экономический статус, а также демографические данные [Holloway, 2013].
Результаты европейского исследования [The effectiveness of, 2013] показывают, что родители в Нидерландах более активно участвуют в посредничестве между ребенком и Интернетом, чем родители в Эстонии, которые предпочитают делегировать посредничество старшим детям или создавать больше ограничений. В привилегированных семьях родители более активно участвуют в общении ребенка с компьютером, чем дети из бедных семей. На посредничество влияют также уровень образования родителей и цифровая грамотность. При этом менее образованные родители чаще предпочитают ограничительное посредничество.
Важное значение также имеет пол ребенка и родителя: девочки более активно контролируются и ограничиваются, чем мальчики, а матери чаще поддерживают детей и более общительны с ними, чем отцы [Media and Young, 2016].
Большинство родителей маленьких детей выбирают ограничительные стратегии медиации при использовании детьми цифровых технологий [Plowman, 2015].
Рекомендации родителям по использованию цифровых медиа для детей
В настоящее время образовался разрыв между существующими рекомендациями по использованию и реальной практикой взаимодействия детей с цифровыми устройствами. Изменения в технологической сфере происходят быстрее, чем появляются новые исследования и методические рекомендации.
В 2011 году Американская академия педиатрии (ААП) опубликовала рекомендации по использованию медиа маленькими детьми, в которых специалисты однозначно не рекомендовали использовать их детям младше 2 лет [Media Use by, 2011].
Многие исследования показывают, что многочисленные советы для родителей по сокращению времени взаимодействия детей с медиа устройствами и участию в этом процессе взрослых остаются, как правило, не реализуемыми или соблюдаются крайне редко.
Наблюдения и исследования свидетельствуют о том, что многие дети используют цифровые технологии даже в возрасте одного года [Mifsud, 2017]. По последним оценкам, дети в возрасте до 2 лет в течение одного дня проводят перед экраном в среднем 1—2 часа, в возрасте от 2 до 5 лет — более трех часов [The Common Sense, 2017].
Как показывают опросы родителей, значительное число дошкольников общаются с компьютером самостоятельно, причем время такого общения значительно превосходит установленные требования и рекомендации [Rideout, 2017; Technology in the, 2015].
Последние обновления рекомендаций ААП лучше вписываются в современную жизнь. В 2016 году ассоциация внесла изменения в существующие рекомендации, которые зависят от возраста ребенка. Признана ценность определенных программ для детей от 18 месяцев; при определенных условиях их использование признается возможным.
Приведем некоторые из рекомендаций, адресованные родителям.
• Избегайте использования цифрового мультимедиа (кроме видеочата) с детьми младше 18—24 месяцев.
• Для детей в возрасте от 18 до 24 месяцев выбирайте высококачественные программы; используйте медиа вместе со своим ребенком. Избегайте самостоятельного использования ребенком медиа в этой возрастной группе.
• Не торопитесь знакомить с технологиями в раннем возрасте; дети быстро овладеют ими, как только начнут использовать их дома или в школе.
• Для детей от 2 до 5 лет ограничивайте пользование экраном не более 1 часа в день совместно с детьми. Помогайте детям понять, что они видят, и применять то, что они узнали.
• Избегайте быстрых программ (маленькие дети их не понимают), приложений с большим количеством отвлекающего контента и любого насилия на экране.
• Выключайте телевизор и другие устройства, когда они не используются.
• Не используйте медиа как единственный способ успокоить ребенка. Хотя бывают ситуации (например, медицинские процедуры, полеты на самолете), когда медиа полезны в качестве успокаивающего средства, существует риск, что их использование в качестве успокоения может привести к проблемам саморегуляции.
• Отслеживайте контент и приложения, которые используются или загружаются. Протестируйте приложение перед тем, как дать его ребенку. Играйте вместе, спрашивайте ребенка, что он думает о приложении.
• Старайтесь не пользоваться мобильными устройствами во время приема пищи, в спальне, а также во время совместных игр. Родители могут установить опцию «Не беспокоить» на своих телефонах в это время.
• Не рекомендуется пользоваться цифровыми устройствами за 1 час до сна; убирайте цифровые устройства из спальни перед сном [Media and Young, 2016].
• Для детей в возрасте 6 лет и старше установите постоянные ограничения на время использования медиа — оно не должно занимать время сна, физической и другой необходимой для здоровья активности [Media use in, 2016].
Аналогичные рекомендации для родителей и специалистов по раннему детству были опубликованы Национальной ассоциацией образования детей младшего возраста (NAEYC) совместно с Центром Фреда Роджерса [National Association for, 2012].
Заключение
В 2017 году результатом международного исследования стала рекомендация разработать и включить в Конвенцию ООН о правах ребенка общий комментарий о детях и цифровой среде [Livingstone, 2017]. Конвенция была принята в 1989 году, с тех пор цифровые средства и Интернет стали неотъемлемой частью жизни детей, начиная с раннего возраста, однако эти радикальные изменения не нашли своего отражения в Конвенции.
В этот комментарий необходимо включить следующее.
• Международные нормы, обеспечивающие баланс между доступом детей к цифровым средствам и защитой от рисков использования цифровых устройств и интернет.
• Новые образовательные ресурсы по развитию цифровой грамотности, ориентированные на детей.
• Механизм, позволяющий учитывать мнения и интересы детей при разработке и внедрении новых цифровых ресурсов.
• Национальное и международное регулирование в области инноваций, учитывающее права детей.
Однако создание такого дополнения к Конвенции ООН предполагает консенсус различных специалистов, который в настоящее время отсутствует. Как показано в данной статье, появление у ребенка цифровых средств является серьезным вызовом, как для родителей, так и для специалистов. Эта новая реальность современного детства нуждается в фундаментальных исследованиях, что требует времени, средств и особой методологии. В настоящее время вопрос о доступности и целесообразности использования цифровых средств маленькими детьми решается на уровне здравого смысла. Родители оказываются один на один с этой проблемой. И если в некоторых странах (США, Австралия, Великобритания и др.) появляются рекомендации по использованию цифровых средств маленькими детьми, то в России (как и во многих других странах) создание таких ориентиров для детей разного возраста должно стать предметом серьезных научных исследований.
[I] От англ. scaffolding — скаффолдинг заключается в дозированной помощи взрослого, выстраивающего пространство зоны ближайшего развития ребенка [подробнее о скаффолдинге см.: 2].
Литература
- Детскиий Рунет 2018 [Электронный ресурс]: Отраслевой доклад. 2019. 31 p. // Институт исследования Рунета. URL: http://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2019/02/Detskiy-Runet-2018-Report.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- Котляр И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 74–83. URL: https://psyjournals.ru/kip/2011/n2/44482.shtml (дата обращения: 12.08.2019).
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С. 20–24.
- A qualitative Inquiry into the Contextualized Parental Mediation Practices of Young Children’s Digital Media Use at Home / B. Zaman [et al.] // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2016. Vol. 60. № 1. P. 1–22. doi:10.1080/08838151.2015.1127240
- A qualitative study into parental mediation of adolescents’ internet use / K. Symons [et al.] // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 73. P. 423–432. doi:10.1016/j.chb.2017.04.004
- Blackwell L., Gardiner E., Schoenebeck S. Managing expectations: Technology tensions among parents and teens // Proceedings of the 19th ACM Conference on Computer-Supported Cooperative Work & Social Computing (San Francisco, CA, USA, February 27 – March 2, 2016). San Francisco, CA: ACM, 2016. P. 1390–1401. doi:10.1145/2818048.2819928
- Connell S.L., Lauricella A.R., Wartella E. Parental Co-Use of Media Technology with their Young Children in the USA // Journal of Children and Media. 2015. Vol. 9. № 1. P. 5–21. doi:10.1080/17482798.2015.997440
- FamiLync: facilitating participatory parental mediation of adolescents’ smartphone use / M. Ko [et al.] // ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing (Osaka, Japan – September 07–11, 2015). New York, NY, 2015. P. 867–878. doi:10.1145/2750858.2804283
- Frechette J., Williams R. Media Education for a Digital Generation. NewYork: Routledge, 2015. 322 p.
- Herring S.C. Questioning the Generational Divide: Technological Exoticism in Adult Construction of online youth identity // Youth, Identity, and Digital Media / Ed. D. Buckingham. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. P. 71–92. doi:10.1162/dmal.9780262524834.071
- Holloway D., Green L., Livingstone S. Zero to eight. Young children and their internet use [Электронный ресурс] // LSE Research Online. 2013. URL: http://eprints.lse.ac.uk/52630/ (дата обращения: 12.08.2019).
- Household use of information technology [Электронный ресурс] // Australian Bureau of Statistics. 2016. URL: https://www.abs.gov.au/AUSSTATS/abs@.nsf/DSSbyCollectionid/DF7ED8483E4FC702CA256BD00026B4A5?opendocument (дата обращения: 12.08.2019).
- Jiow H.J, Lim S.S., Lin J. Level Up! Refreshing Parental Mediation Theory for Our Digital Media Landscape // Communication Theory. 2017. Vol. 27. № 3. P. 309–328. doi:10.1111/comt.12109
- Kirwil L. Parental Mediation Of Children’s Internet Use In Different European Countries // Journal of Children and Media. 2009. Vol. 3. № 4. P. 394–409. doi:10.1080/17482790903233440
- Lauricella A., Wartella E., Rideout V. Young children's screen time: The complex role of parent and child factors // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. Vol. 36. P. 11–17. doi:10.1016/j.appdev.2014.12.001
- Livingstone S., Lansdown G., Third A. The Case for a UNCRC General Comment on Children’s Rights and Digital Media [Электронный ресурс]: report for Children’s Commissioner for England. London: LSE Consulting, 2017. 36 p. URL: https://www.childrenscommissioner.gov.uk/wp-content/uploads/2017/06/Case-for-general-comment-on-digital-media.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- Marvin C. When Old Technologies Were New: Thinking About Electric Communication in the Late Nineteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 1990. 269 p.
- Media and Young Minds [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. e20162591. 8 p. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162591.full.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- Media Use by Children Younger Than 2 Years [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 5. P. 1040–1045. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1040 (дата обращения: 22.08.2019).
- Media use in school-aged children and adolescents [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. e20162592. 8 p. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162592.full.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- Mendoza K. Surveying parental mediation: Connections, challenges, and questions for media literacy [Электронный ресурс] // Journal of Media Literacy Education. 2009. Vol. 1. № 1. P. 28–41. URL: https://digitalcommons.uri.edu/jmle/vol1/iss1/3 (дата обращения: 18.05.2018).
- Mifsud C.L., Petrova R. Young children (0–8) and digital technology: The national report for Malta [Электронный ресурс]. Msida: University of Malta: EU Joint Research Centre, 2017. 48 p. URL: http://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0012/314400/YoungChildrenandDigitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
- National Association for the Education of Young Children, Fred Rogers Center for Early Learning Children’s Media at Saint Vincent College. Technology and interactive media as tools in early childhood programs serving children from birth through age 8 [Электронный ресурс] / National Association for the Education of Young Children and the Fred Rogers Center for Early Learning and Children’s Media at Saint Vincent College. Washington, DC: Fred Rogers Center. 2012. 15 p. URL: http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PS_technology_WEB2.pdf (дата обращения: 13.06.2019).
- Parental Mediation of Tablet Educational Use at Home and at School: Facilitators or Preventers? [Электронный ресурс] / G. Palaigeorgiou [et al.] // International Conference on Interactive Mobile Communication, Technologies and Learning (Thessaloniki, Greece, 3 November – 1 December, 2017). Cham: Springer, 2017. P. 924–935. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-75175-7_90 (дата обращения: 12.08.2019).
- Plowman L. Researching young children’s everyday uses of technology in the family home // Interacting with Computers. 2015. Vol. 27. № 1. P. 36–46. doi:10.1093/iwc/iwu031
- Rideout V. The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media, 2017. P. 263–283.
- Roberts M., Powell J. Effects of Television Viewing on Child Development [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/effects-of-television-viewing-1995158 (дата обращения: 12.08.2019).
- Rodino-Colocino M. Domesticity and new media // Media & Society. 2017. Vol. 9. № 2. P. 364–371. doi:10.1177/1461444807075019
- Stephen C., Stephenson O., Adey C. Young children engaging with technologies at home: The influence of family context // Journal of Early Childhood Research. 2013. Vol. 11. № 2. P. 149–164. doi:10.1177/1476718X12466215
- Technology in the lives of educators and early childhood programs: Trends in access, use and professional development from 2012 to 2014 [Электронный ресурс] / C. Blackwell [et al.]. Washington, DC: Fred Rogers Center, 2015. 26 p. URL: http://www.fredrogerscenter.org/wp-content/uploads/2015/07/Blackwell-Wartella-Lauricella-Robb-Tech-in-the-Lives-of-Educators-and-Early-Childhood-Programs.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- The Common Sense Census. Media use by kids age zero to eight 2017 [Электронный ресурс] // Common Sense Media. 2017. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 25.05.2019).
- The effectiveness of parental mediation / M. Garmendia [et al.] // Children, risk and safety on the internet: Research and policy challenges in comparative perspective / Eds. S. Livingstone, L. Haddon, A. Görzig. Bristol: Policy Press Scholarship Online, 2013. P. 231–244.
- The mobile Internet: Access, use, opportunities and divides among European children / G. Mascheroni [et al.] // New Media & Society. 2016. Vol. 18. № 8. P. 1657–1679. doi:10.1177/1461444814567986
- The role of parents in the engagement of young children with digital technologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from ‘Gatekeepers’ to ‘Scaffolders’ / P. Dias [et al.] // Global Studies of Childhoo. 2016. Vol. 6. № 4. P. 414–427. doi:10.1177/2043610616676024
- Very Young Children Online: Media discourse and parental practice [Электронный ресурс] / K. Jaunzems [et al.] // Peer Reviewed Proceedings of the 8th Annual Conference Popular Culture Association of Australia and New Zealand (Wellington, New Zealand, 10–11 July, 2017). Wellington, 2017. P. 67–77. URL: http://popcaanz.com/wp-content/uploads/2017/11/E-ECOLOGIES_Jaunzems-2017.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
- Yardi S., Bruckman A. Social and Technical Challenges in Parenting Teens’ Social Media Use // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (Vancouver, BC, Canada, May 07–12, 2011). New York: ACM, 2011. P. 3237–3246. doi:10.1145/1978942.1979422
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2201
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 46
Скачиваний
Всего: 1737
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 16