Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8554Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий 76

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Смирнова С.Ю., магистр психологии, младший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, svetlanka.vas@gmail.com
Шеина Е.Г., старший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, leshgp@gmail.com

Аннотация

В статье представлен обзор исследований, связанных с отношением родителей к использованию цифровых технологий маленькими детьми. Приводятся данные, показывающие возрастание интенсивности и существенное снижение возраста использования мобильных устройств, в том числе смартфонов и планшетов. Показано, что новые технологии существенно меняют отношения детей и родителей. Выделяются и описываются варианты родительского посредничества (медиации) в процессе использования цифровых технологий: ограничительное, активное, совместное использование и др. В заключительной части статьи приведены рекомендации Американской академии педиатрии по использованию медиа маленькими детьми. Подчеркивается необходимость создания Комментария к Конвенции ООН, позволяющего защищать права детей на доступ, защиту и пользование новыми цифровыми ресурсами в эпоху быстрых технологических изменений.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Детскиий Рунет 2018 [Электронный ресурс]: Отраслевой доклад. 2019. 31 p. // Институт исследования Рунета. URL: http://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2019/02/Detskiy-Runet-2018-Report.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  2. Котляр И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 74–83. URL: https://psyjournals.ru/kip/2011/n2/44482.shtml (дата обращения: 12.08.2019).
  3. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С. 20–24.
  4. A qualitative Inquiry into the Contextualized Parental Mediation Practices of Young Children’s Digital Media Use at Home / B. Zaman [et al.] // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2016. Vol. 60. № 1. P. 1–22. doi:10.1080/08838151.2015.1127240
  5. A qualitative study into parental mediation of adolescents’ internet use / K. Symons [et al.] // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 73. P. 423–432. doi:10.1016/j.chb.2017.04.004
  6. Blackwell L., Gardiner E., Schoenebeck S. Managing expectations: Technology tensions among parents and teens // Proceedings of the 19th ACM Conference on Computer-Supported Cooperative Work & Social Computing (San Francisco, CA, USA, February 27 – March 2, 2016). San Francisco, CA: ACM, 2016. P. 1390–1401. doi:10.1145/2818048.2819928
  7. Connell S.L., Lauricella A.R., Wartella E. Parental Co-Use of Media Technology with their Young Children in the USA // Journal of Children and Media. 2015. Vol. 9. № 1. P. 5–21. doi:10.1080/17482798.2015.997440
  8. FamiLync: facilitating participatory parental mediation of adolescents’ smartphone use / M. Ko [et al.] // ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing (Osaka, Japan – September 07–11, 2015). New York, NY, 2015. P. 867–878. doi:10.1145/2750858.2804283
  9. Frechette J., Williams R. Media Education for a Digital Generation. NewYork: Routledge, 2015. 322 p.
  10. Herring S.C. Questioning the Generational Divide: Technological Exoticism in Adult Construction of online youth identity // Youth, Identity, and Digital Media / Ed. D. Buckingham. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. P. 71–92. doi:10.1162/dmal.9780262524834.071
  11. Holloway D., Green L., Livingstone S. Zero to eight. Young children and their internet use [Электронный ресурс] // LSE Research Online. 2013. URL: http://eprints.lse.ac.uk/52630/ (дата обращения: 12.08.2019).
  12. Household use of information technology [Электронный ресурс] // Australian Bureau of Statistics. 2016. URL:  https://www.abs.gov.au/AUSSTATS/abs@.nsf/DSSbyCollectionid/DF7ED8483E4FC702CA256BD00026B4A5?opendocument (дата обращения: 12.08.2019).
  13. Jiow H.J, Lim S.S., Lin J. Level Up! Refreshing Parental Mediation Theory for Our Digital Media Landscape // Communication Theory. 2017. Vol. 27. № 3. P. 309–328. doi:10.1111/comt.12109
  14. Kirwil L. Parental Mediation Of Children’s Internet Use In Different European Countries // Journal of Children and Media. 2009. Vol. 3. № 4. P. 394–409. doi:10.1080/17482790903233440
  15. Lauricella A., Wartella E., Rideout V. Young children's screen time: The complex role of parent and child factors // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. Vol. 36. P. 11–17. doi:10.1016/j.appdev.2014.12.001
  16. Livingstone S., Lansdown G., Third A. The Case for a UNCRC General Comment on Children’s Rights and Digital Media [Электронный ресурс]: report for Children’s Commissioner for England. London: LSE Consulting, 2017. 36 p. URL: https://www.childrenscommissioner.gov.uk/wp-content/uploads/2017/06/Case-for-general-comment-on-digital-media.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  17. Marvin C. When Old Technologies Were New: Thinking About Electric Communication in the Late Nineteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 1990. 269 p.
  18. Media and Young Minds [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. e20162591. 8 p. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162591.full.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  19. Media Use by Children Younger Than 2 Years [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 5. P. 1040–1045. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1040 (дата обращения: 22.08.2019).
  20. Media use in school-aged children and adolescents [Электронный ресурс] / American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. e20162592. 8 p. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162592.full.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  21. Mendoza K. Surveying parental mediation: Connections, challenges, and questions for media literacy [Электронный ресурс] // Journal of Media Literacy Education. 2009. Vol. 1. № 1. P. 28–41. URL: https://digitalcommons.uri.edu/jmle/vol1/iss1/3 (дата обращения: 18.05.2018).
  22. Mifsud C.L., Petrova R. Young children (0–8) and digital technology: The national report for Malta [Электронный ресурс]. Msida: University of Malta: EU Joint Research Centre, 2017. 48 p. URL: http://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0012/314400/YoungChildrenandDigitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
  23. National Association for the Education of Young Children, Fred Rogers Center for Early Learning Children’s Media at Saint Vincent College. Technology and interactive media as tools in early childhood programs serving children from birth through age 8 [Электронный ресурс] / National Association for the Education of Young Children and the Fred Rogers Center for Early Learning and Children’s Media at Saint Vincent College. Washington, DC: Fred Rogers Center. 2012. 15 p. URL: http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PS_technology_WEB2.pdf (дата обращения: 13.06.2019).
  24. Parental Mediation of Tablet Educational Use at Home and at School: Facilitators or Preventers? [Электронный ресурс] / G. Palaigeorgiou [et al.] // International Conference on Interactive Mobile Communication, Technologies and Learning (Thessaloniki, Greece, 3 November – 1 December, 2017). Cham: Springer, 2017. P. 924–935. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-75175-7_90 (дата обращения: 12.08.2019).
  25. Plowman L. Researching young children’s everyday uses of technology in the family home // Interacting with Computers. 2015. Vol. 27. № 1. P. 36–46. doi:10.1093/iwc/iwu031
  26. Rideout V. The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media, 2017. P. 263–283.
  27. Roberts M., Powell J. Effects of Television Viewing on Child Development [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/effects-of-television-viewing-1995158 (дата обращения: 12.08.2019).
  28. Rodino-Colocino M. Domesticity and new media // Media & Society. 2017. Vol. 9. № 2. P. 364–371. doi:10.1177/1461444807075019
  29. Stephen C., Stephenson O., Adey C. Young children engaging with technologies at home: The influence of family context // Journal of Early Childhood Research. 2013. Vol. 11. № 2. P. 149–164. doi:10.1177/1476718X12466215
  30. Technology in the lives of educators and early childhood programs: Trends in access, use and professional development from 2012 to 2014 [Электронный ресурс] / C. Blackwell [et al.]. Washington, DC: Fred Rogers Center, 2015. 26 p. URL: http://www.fredrogerscenter.org/wp-content/uploads/2015/07/Blackwell-Wartella-Lauricella-Robb-Tech-in-the-Lives-of-Educators-and-Early-Childhood-Programs.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  31. The Common Sense Census. Media use by kids age zero to eight 2017 [Электронный ресурс] // Common Sense Media. 2017. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 25.05.2019).
  32. The effectiveness of parental mediation / M. Garmendia [et al.] // Children, risk and safety on the internet: Research and policy challenges in comparative perspective / Eds. S. Livingstone, L. Haddon, A. Görzig. Bristol: Policy Press Scholarship Online, 2013. P. 231–244.
  33. The mobile Internet: Access, use, opportunities and divides among European children / G. Mascheroni [et al.] // New Media & Society. 2016. Vol. 18. № 8. P. 1657–1679. doi:10.1177/1461444814567986
  34. The role of parents in the engagement of young children with digital technologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from ‘Gatekeepers’ to ‘Scaffolders’ / P. Dias [et al.] // Global Studies of Childhoo. 2016. Vol. 6. № 4. P. 414–427. doi:10.1177/2043610616676024
  35. Very Young Children Online: Media discourse and parental practice [Электронный ресурс] / K. Jaunzems [et al.] // Peer Reviewed Proceedings of the 8th Annual Conference Popular Culture Association of Australia and New Zealand (Wellington, New Zealand, 10–11 July, 2017). Wellington, 2017. P. 67–77. URL: http://popcaanz.com/wp-content/uploads/2017/11/E-ECOLOGIES_Jaunzems-2017.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
  36. Yardi S., Bruckman A. Social and Technical Challenges in Parenting Teens’ Social Media Use // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (Vancouver, BC, Canada, May 07–12, 2011). New York: ACM, 2011. P. 3237–3246. doi:10.1145/1978942.1979422
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика