Гриценко В.В. доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709 e-mail: gritsenko2006@yandex.ru
Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534 e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru
Павлова О.С. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550 e-mail: os_pavlova@mail.ru
Усубян Ш.А. специалист по УМР отдела по международным связям МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4427-6677 e-mail: usubyansha@mgppu.ru
Шорохова В.А. cтарший преподаватель, кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5424-2350 e-mail: shorokhovava@gmail.com
Статья содержит первую часть аналитического обзора, в целом включающего 14 зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и разработанных на их основе психодиагностических методик, которые в зарубежной психологии прошли проверку на надежность и валидность. Проведен анализ девяти подходов к межкультурной компетентности, представлены результаты их исследований. Описана структура предметно-ориентированных, т.е. сосредоточенных исключительно либо на оценке межкультурных черт характера, либо межкультурных отношений и мировоззрения, либо межкультурных возможностей, и смешанных моделей, т.е. сочетающих в себе черты характера, мировоззрения и возможности.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00892 «Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия».
Ссылка для цитирования
Литература
Бульцева М.А., Лебедева Н.М. Взаимосвязь межкультурной
компетентности и креативности у российских студентов // Общественные науки и
современность. 2018. № 6. C. 31–44.
DOI:10.31857/S086904990002750-7
Захарова А.М. Социально-психологические особенности феномена
межкультурной компетентности (на примере Иркутской области) // Современные
исследования социальных проблем. 2014. Том 11. № 43. С. 172–185.
DOI:10.12731/2218-7405-2014-11-14
Корнилова М.В. Динамика межкультурной компетентности в моно- и
поликультурных группах (на материале межкультурного тренинга): Дис. … канд.
психол. наук. М., 2012. 308 с.
Костенко Н., Скокова Л. Тестирование шкалы культурной компетентности
(CQS): украинская аудитория [Электронный ресурс] // Социология: теория, методы,
маркетинг. 2012. № 4. C. 158–193. URL:
https://i-soc.com.ua/assets/files/journal/sockult/2012-4-ru11.pdf (дата
обращения: 12.03.2020).
Логашенко Ю.А. Межкультурная сенситивность студентов в
полиэтнической среде: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 240 c.
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И. Апробация
русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта // Психология.
Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 3. С. 510–526.
DOI:10.17323/1813-8918-2018-3-510-526
Чибисова М.Ю., Иванова Т.М. Структурная модель межкультурной
компетентности как основа разработки экспресс-опросника // Теоретические
проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы Пятой Международной
научной конференции: г. Смоленск, 27–28 мая 2016 г. Смоленск: СГУ, 2016. С.
243–246.
Bennett M.J. Becoming interculturally competent [Электронный ресурс]
// Towards multi" culturalism: A reader in multicultural education / Ed. J.
Wurzel. Newton, MA: Intercultural Resource Corporation, 2004. Р. 62–77. URL:
https://www.uua.org/sites/live-new.uua.org/files/becoming_interculturally_competent_3.pdf
(дата обращения: 12.03.2020).
Brinkmann U. Connecting intercultural learning with personal
development: Insights from the Intercultural Readiness Check [Электронный
ресурс]. 2009. 7 p. // WU. Wirtschafts universität Wien. Vienna university
of economics and Business. URL:
https://www.wu.ac.at/fileadmin/wu/o/iaccm/Abstracts/2009_26brinkmann.pdf (дата
обращения: 12.03.2020).
Chen G.-M., Starosta W.J. The development and validation of the
Intercultural Communication Sensitivity Scale [Электронный ресурс] // Human
Communication. 2000. Vol. 3. P. 1–15. URL:
https://pdfs.semanticscholar.org/6b76/b27955625acd2c7c630201819ae7c284557f.pdf
(дата обращения: 12.03.2020).
Chibisova M., Khukhlaev O. Measuring teachers’ intercultural
competence: Towards a theory-based instrument // Book of Abstracts of the 19th
International Congress of the International Association for Cross-Cultural
Psychology / Eds. N.R. Brown [et al.]. Bremen: Jacobs University, 2008.
P. 237–238.
Cultural intelligence: Its measurement and effects on cultural judgment and
decision making, cultural adaptation and task performance / S. Ang [et al.] //
Management and Organization Review. 2007. Vol. 3. № 3.
P. 335–371. DOI:10.1111 /j.1740-8784.2007.00082.x
Defining the content domain of intercultural competence for global leaders
/ A. Bird [et al.] // Journal of Managerial Psychology. 2010. Vol. 25.
№ 8. P. 810–828. DOI:10.1108/02683941011089107
Development and validation of a measure of intercultural adjustment
potential in Japanese sojourners: The Intercultural Adjustment Potential Scale
(ICAPS) / D. Matsumoto [et al.] // International Journal of Intercultural
Relations. 2001. Vol. 25. № 5. P. 483–510.
DOI:10.1016/S0147-1767(01)00019-0
Fantini A., Tirmizi A. Exploring and assessing intercultural
competence [Электронный ресурс]: Final Report of a Research Project conducted
by the Federation of the Experiment in International Living with funding
support from the Center for Social Development at Washington University. St.
Louis, Missouri: Washington University. 2006. 133 p. URL:
https://openscholarship.wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1815&context=csd_research
(дата обращения: 16.04.2019).
Hammer M.R., Bennett M.J., Wiseman R. The Intercultural Development
Inventory: A measure of intercultural sensitivity // International Journal of
Intercultural Relations. 2003. Vol. 27. № 4. P. 421–443.
Javidan M., Hough L., Boullough A. Conceptualizing and measuring
global mindset: Development of the global mindset inventory [Электронный
ресурс]. Glendale, AZ: Thunderbird. Global Mindset Institute, 2010. 108 p. URL:
https://thunderbird.asu.edu/sites/default/files/gmitechnicalreportexecutivesummary1-1_0.pdf
(дата обращения: 16.04.2019).
Javidan M., Teagarden M.B. Conceptualizing and measuring global
mindset // Advances in Global Leadership. 2011. Vol. 6. № 1.
P. 13–39. DOI:10.1108/S1535-1203(2011)0000006005
Johnson J.P., Lenartowicz T., Apud S. Cross-cultural competence in
international business: Toward a definition and a model [Электронный ресурс] //
Journal of International Business Studies. 2006. Vol. 37. № 4.
P. 525–543. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1057/palgrave.jibs.8400205.pdf (дата
обращения: 16.04.2019).
Matsumoto D., Hwang H.C. Assessing Cross-Cultural Competence: A
Review of Available Tests // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013.
Vol. 44. № 6. P. 849–873. DOI:10.1177/0022022113492891
Measuring global leader intercultural competency: Development and
validation of the Global Competencies Inventory (GCI) / M. Stevens [et al.] //
Advances in Global Leadership. 2014. Vol. 8. P. 115–154.
DOI:10.1108/S1535-120320140000008014
Unraveling the psychological correlates of intercultural adjustment
potential / D. Matsumoto [et al.] // International Journal of Intercultural
Relations. 2004. Vol. 28. № 3–4. P. 281–309.
DOI:10.1016/j.ijintrel.2004.06.002
Van der Zee K., Brinkmann U. Construct Validity Evidence for the
Intercultural Readiness Check against the Multicultural Personality
Questionnaire // International Journal of Selection and Assessment. 2004.
Vol. 12. № 3. P. 285–290.
DOI:10.1111/j.0965-075x.2004.283_1.x
Van Der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The Multicultural Personality
Questionnaire: A multidimensional instrument of multicultural effectiveness //
European journal of personality. 2000. Vol. 14. № 4. P. 291–309.
DOI:10.1002/1099-0984(200007/08)14:4<291::AID-PER377>3.0.CO;2-6
Van der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The Multicultural Personality
Questionnaire: Reliability and validity of self- and other ratings of
multicultural effectiveness // Journal of Research in Personality. 2001.
Vol. 35. № 3. P. 278–288. DOI:10.1006/jrpe.2001.2320
Van Dyne L., Ang S., Koh C. Development and validation of the CQS
[Электронный ресурс] // Handbook of cultural intelligence: Theory, measurement,
and applications / Eds. L. Van Dyne, S. Ang. New York: M.E. Sharpe, 2008.
P. 16–38. URL:
http://culturalq.com/wp-content/uploads/2016/05/Van-Dyne_Ang_Koh-Handbook-Ch-2-CQS-Scale.pdf
(дата обращения: 16.04.2019).
You can take it with you: Individual differences and expatriate
effectiveness / M.A. Shaffer [et al.] // Journal of Applied Psychology. 2006.
Vol. 91. № 1. P. 109–125. DOI:10.1037/0021-9010.91.1.109