Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 5. С. 5–13
doi:10.17759/pse.2024290501
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О государственном регулировании развития инклюзивного образования и создания специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Аннотация
В статье подведены итоги реализации мер по обеспечению прав обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на образование. Представлены результаты осуществления межведомственных комплексных планов (на 2015 год, 2016–2017 годы, 2018–2020 годы), утвержденных Правительством Российской Федерации. Выявлено, что за 10 лет в мероприятии государственной программы «Доступная среда» по созданию доступности в образовательных организациях поучаствовало более 8 тысяч детских садов и более 10 тысяч школ. В соответствии с формой федерального статистического наблюдения (ФСН) ОО-1 в 2023/24 учебном году психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляли 32466 педагогов-психологов, 21703 учителя-логопеда, 9530 учителей-дефектологов, 8888 тьюторов. Данные по субъектам Российской Федерации за 2023 год показывают наличие вакантных должностей – 3123 педагога-психолога, 2378 учителей-логопедов, 1740 учителей-дефектологов, 1389 тьюторов. Отмечено важное значение Комплекса мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 года (от 7 февраля 2024 г. № СК-1/07вн), проведения Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». В работе отражены итоги научных исследований, проведенных ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». Исходя из положения Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, предусмотрен главный инструмент – исследование субъективного благополучия подростков, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Подчеркнута высокая значимость Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период до 2030 года. Определены направления отечественной методологии инклюзивного образования как основной базы для обеспечения прав и возможностей любого ребенка.
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, безбарьерная среда, ОВЗ, права ребенка, психолого-педагогические меры, квалификация педагога, методика, инструментарий, государственная образовательная политика, инклюзивная культура
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290501
Получена: 24.10.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Фальковская Л.П. О государственном регулировании развития инклюзивного образования и создания специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 5–13. DOI: 10.17759/pse.2024290501
Полный текст
Развитие инклюзивного образования базируется на гарантированном Конституцией и законодательством Российской Федерации праве на образование для каждого ребенка.
Возможность обучаться рядом со своим местом жительства, создание специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации стали серьезным вызовом для системы образования и профессионального педагогического сообщества в целом. С 2020 года впервые численность школьников с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах превышает численность школьников, получавших образование в отдельных образовательных организациях; в 2023/24 учебном году уже 58,8% школьников с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья получали образование инклюзивно.
На протяжении последнего десятилетия вопросы развития инклюзивного образования в Российской Федерации являются предметом системных изменений и дискуссий в профессиональном сообществе. С момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на всех уровнях образования было обеспечено методологическое, содержательное и организационное сопровождение работы как на уровне региональных органов управления образованием, так и на уровне образовательных организаций.
В целях системной реализации мер по обеспечению прав обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на образование начиная с 2015 года в Российской Федерации реализовывались межведомственные комплексные планы (на 2015 год, 2016-2017 годы, 2018-2020 годы), утвержденные Правительством Российской Федерации.
В результате реализации указанных планов:
- увеличилось количество образовательных организаций, в которых созданы «безбарьерная» архитектурная среда и условия для образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью (материально-технические, дидактические, кадровые) (до 8072 дошкольных образовательных организаций из 35249 функционирующих, до 10106 общеобразовательных организаций из 44425 функционирующих, до 548 организаций дополнительного образования из 11030 функционирующих); созданы 146 базовых профессиональных образовательных организаций и 46 ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования на базе профессиональных образовательных организаций, 21 ресурсный методический учебный центр на базе образовательных организаций высшего образования; федеральные ресурсные центры: Федеральный ресурсный центр по развитию инклюзивного образования (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»), Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и с инвалидностью (на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»), Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»); Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения (на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»);
- на базе МГППУ создан Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, осуществляющий экспертно-консультационное и методическое сопровождение развития системы инклюзивного образования, на базе Федерального центра начала работу Горячая линия по вопросам инклюзивного образования (8-800-600-40-44), по которой уже сегодня все желающие могут задать интересующие их вопросы;
- коррекционная помощь начала оказываться детям раннего возраста (с 2 месяцев), что позволило увеличить вероятность получения такими детьми образования совместно со сверстниками с минимальным психолого-педагогическим сопровождением и снизить порог инвалидизации общества в целом;
- увеличилась численность обучающихся с инвалидностью, ОВЗ, получающих общее образование инклюзивно (с 407,8 тыс. обучающихся в 2018/19 учебном году до 472,6 тыс. обучающихся в 2020/21 учебном году – на 158%);
- повысились уровень и объем учебно-методического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, ОВЗ (по состоянию на 2021 год в федеральный перечень учебников было включено 106 специальных учебников);
- увеличилась численность педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, ОВЗ, а также повысился уровень их квалификации (с 118,3 тыс. специалистов в 2018/19 учебном году до 134,5 тыс. специалистов в 2020/21 учебном году – на 13,7%).
В целях унификации содержания и результатов обучения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ разработаны федеральные адаптированные образовательные программы:
- дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022;
- начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023;
- основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025;
- для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Одновременно в федеральную образовательную программу среднего общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371, включены специальные требования в части организации обучения обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра.
Внедренные с 1 сентября 2023 года на территории всей Российской Федерации единые федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные, формируют единое образовательное пространство и, что важно, единые образовательные результаты для всех обучающихся. Эти программы учитывают особые образовательные потребности обучающихся и вместе с тем сохранили возможность индивидуализации образовательных маршрутов детей.
За 10 лет в мероприятии государственной программы «Доступная среда» по созданию доступности в образовательных организациях поучаствовали более 8 тысяч детских садов и более 10 тысяч школ. Полномочия по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам образования относятся к компетенции региональных и местных властей, и начиная с 1 июля 2016 года установлена недопустимость строительства и ввода в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов в сфере образования, закупки любого оборудования без соблюдения требований к их доступности для инвалидов.
С 2021 года мероприятия по созданию «безбарьерной» среды в детских садах и школах реализуются на уровне субъектов Российской Федерации. Соответствующие мероприятия должны быть включены в региональные комплексные планы мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, которые утверждены в соответствии с федеральным межведомственным планом, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.
В целях развития кадрового обеспечения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым утвержден Комплекс мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 года (от 7 февраля 2024 г. № СК-1/07вн) (далее – Комплекс мер).
В реализации Комплекса мер принимают участие как образовательные организации высшего образования, подведомственные Минпросвещения России (педагогические университеты), так и образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России, и субъекты Российской Федерации.
В соответствии с формой ФСН ОО-1 в 2023/24 учебном году психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляли 32466 педагогов-психологов, 21703 учителя-логопеда, 9530 учителей-дефектологов, 8888 тьюторов.
Одновременно субъекты Российской Федерации представили данные по 2023 году о наличии вакантных должностей: 3123 педагога-психолога, 2378 учителей-логопедов, 1740 учителей-дефектологов, 1389 тьюторов.
Вне зависимости от того, где получает образование ребенок с инвалидностью, с ОВЗ – в коррекционном детском саду или школе или в условиях инклюзии, ему необходимо квалифицированное сопровождение специалистами, знающими и на практике умеющими применять методики работы с такими детьми. И если в коррекционных школах традиционно учатся дети одной группы обучающихся с ОВЗ, то для педагогов инклюзивных школ важно иметь компетенции по работе с детьми разных групп.
Сегодня особое внимание уделяется и повышению квалификации педагогов. В прошлом году на курсах повышения квалификации и различных обучающих мероприятиях по вопросам организации образования и комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ прошли подготовку более 75 тысяч педагогических и административных работников.
Но, помимо необходимости в повышении квалификации педагогических работников, нам также нужно увеличивать численность специалистов психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях, особенно узкопрофильных – учителей-дефектологов, потребность в которых, по данным субъектов Российской Федерации, составляет более 10 тысяч человек.
Вступивший в силу с 1 сентября 2023 г. профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», помимо традиционных компетенций по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает еще и обобщенные трудовые функции по работе с детьми раннего возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Кроме того, профессиональный стандарт предусматривает возможность работать учителем-дефектологом (учителем-логопедом) как специалистам, имеющим высшее профильное образование, так и специалистам, имеющим высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» с дополнительным профессиональным образованием (программа профессиональной переподготовки) по направлению деятельности. Это должно способствовать увеличению численности учителей-дефектологов в образовательных организациях. Университетами, в свою очередь, разрабатываются и апробируются новые форматы организации практической подготовки будущих специалистов в области дефектологии. И это один из приоритетов работы – не только с точки зрения качественной университетской подготовки, но и с точки зрения повышения мотивации выпускников оставаться в профессии. Поэтому необходимо изменить сам подход к профориентации и к подготовке студентов – будущих дефектологов.
В целях повышения кадрового обеспечения образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 7 февраля 2024 г., как уже указывалось выше, утвержден Комплекс мер, реализация которого началась в 2024 году.
В Комплекс мер вошли:
- аналитические мероприятия, предусматривающие мониторинг актуального кадрового обеспечения образовательной деятельности, формирование на региональном уровне кадровых реестров педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специальных психологов, анализ исследовательской базы научных организаций и формирование реестров основных профессиональных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и программ дополнительного профессионального образования (переподготовки) по вопросам формирования и совершенствования профессиональных компетенций педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специальных психологов;
- мероприятия по обеспечению единых подходов к подготовке/повышению квалификации педагогов-дефектологов (разработка единого программно-методического обеспечения подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, занятого в подготовке педагогов-дефектологов);
- профориентационные мероприятия для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций по знакомству с профессией педагога-дефектолога;
- мероприятия по привлечению к занятию научной и научно-педагогической деятельностью молодых специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии (проведение конкурсов научно-практических проектов).
В целях выявления лучших практик организации инклюзивного образования, а также повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного общего образования в Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» (далее – Конкурс). В 2024 году Конкурс прошел в одиннадцатый раз; выбраны победители в следующих номинациях: Лучший инклюзивный детский сад; Лучшая инклюзивная школа; Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования; Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления. В 2023 году подготовлен Альманах Конкурса, включивший практики победителей Конкурса 2013-2023 годов.
Наравне с развитием инклюзивного образования в Российской Федерации сегодня большое внимание уделяется поддержке отдельных (коррекционных) школ. Так, в рамках национального проекта «Образование» с 2019 года обновляется материально-техническая база отдельных (коррекционных) школ – за 5 лет в проекте уже приняло участие 776 школ. В рамках проекта школы не просто закупают оборудование для реализации предметной области «Технология» – меняются сами подходы к обучению детей в коррекционных школах, открываются новые современные и востребованные профили трудовой подготовки, коррекционные школы становятся ресурсными центрами для организации инклюзивного образования.
Еще одним важным аспектом организации образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями являются специальные учебники. Да, не всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья требуются специальные учебники, но, например, для детей с нарушениями зрения без специальных учебников качественный образовательный процесс построить невозможно. С учетом изменений законодательства в сфере образования, в соответствии с которыми организация работы по подготовке, экспертизе, апробации и изданию учебников осуществляется Минпросвещения России, подведомственным Институтом коррекционной педагогики с 2021 года разрабатываются и включаются в федеральный перечень ранее не издававшиеся специальные учебники – например, «Информатика» для слепых обучающихся, «Изобразительное искусство (тифлографика)» для слепых обучающихся.
Ключевым компонентом в обеспечении специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья является финансовое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ.
По поручению Минпросвещения России разработана и направлена в субъекты Российской Федерации примерная методика (и инструментарий) определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ, которая позволяет обеспечить в полном объеме реализацию образовательных программ, в том числе их коррекционно-развивающую область.
В настоящее время проводится мониторинг применения разработанных материалов при формировании региональных бюджетов на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.
В целях научного обеспечения разработки проблем инклюзии по заказу Минпросвещения России в 2017–2024 годах подведомственными Минпросвещения России организациями проводились научные исследования по следующим направлениям.
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» проведены исследования, направленные на:
- - изучение клинико-психолого-педагогических характеристик современных детей с инвалидностью, ОВЗ;
- - исследование факторов и условий, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся с инвалидностью, ОВЗ в отдельных общеобразовательных организациях (коррекционных школах), анализ режима учебной нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности в указанных организациях;
- - исследование влияния компьютерных технологий и электронного обучения на здоровье и качество образования обучающихся с инвалидностью, ОВЗ;
- - изучение современных подходов к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- - исследование проблем социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ;
- - проектирование моделей ранней коррекционной помощи;
- - исследование специфики цифровизации специального и инклюзивного образования, в том числе разработку специальных требований к организации включения обучающихся с ОВЗ в образовательно-реабилитационный процесс в условиях цифровой образовательной среды;
- - разработку системы непрерывного образования специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики, в том числе реконструкцию системы дополнительного профессионального образования указанных специалистов.
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» проведены исследования, направленные на:
- изучение механизмов развития инклюзивной образовательной среды в системе общего и профессионального образования;
- обоснование и разработку программы подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»;
- исследование инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации;
- изучение оказания психологической поддержки обучающихся в инклюзивной образовательной среде общеобразовательных организаций.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» проведены исследования, направленные на:
- изучение основ системы воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью;
- обоснование и разработку новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» проведены исследования, направленные на:
- совершенствование и оценку профессиональных компетенций педагогов инклюзивных образовательных организаций;
- разработку диагностико-методического обеспечения коррекционно-развивающих мероприятий для детей с нарушениями зрения.
В соответствии с пунктом 128 Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, предусмотрен инструмент – исследование субъективного благополучия подростков, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Исследование 2023 года показало, что обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью значительно ниже удовлетворены своим здоровьем, достижениями во всех значимых для них сферах жизни, общением с близкими и родными по сравнению со своими сверстниками. При этом обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которые получают образование в инклюзивных школах (классах), более удовлетворены дальнейшими жизненными перспективами, их прозрачностью, чем сверстники из отдельных классов/коррекционных школ. Вместе с тем обучающиеся с ОВЗ, инвалидностью, которые получают образование в отдельных школах (классах), имеют уровень субъективного благополучия выше, чем их сверстники, получающие образование в формате инклюзии.
Понимая высокую значимость вопросов развития инклюзивного образования в целом, в том числе с опорой на обратную связь от общественных объединений родителей, представляющих интересы детей с инвалидностью, ОВЗ, профильных некоммерческих организаций, основным стратегическим документом, определяющим развитие инклюзивного образования в стране, является Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой в 2021 году, который предусматривает: совершенствование регионального нормативного правового и методического обеспечения образования детей с ОВЗ, проведение научных исследований о современной популяции детей – обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их семьях, оказании им психолого-педагогической помощи; внедрение новых организационно-управленческих решений в сфере образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; учебно-методическое и дидактическое обеспечение; развитие инфраструктуры образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; развитие системы психолого-педагогического сопровождения и информационного пространства образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; мероприятия по развитию кадрового обеспечения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и повышению качества образования особых категорий детей.
В стране происходят системные изменения в образовательной политике и практике, формируется инклюзивная культура. Постепенно мы создаем отечественную методологию инклюзивного образования как фундамент прочного обеспечения прав и возможностей каждого ребенка.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 143
В прошлом месяце: 109
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 52
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 17