Способы повышения эффективности онлайн-образования

1494

Аннотация

Статья является аналитическим обзором актуальных зарубежных рекомендаций для среднего и высшего образования относительно повышения эффективности онлайн-обучения посредством трансформации содержания программ и курсов, платформ, вариантов оценки знаний и взаимодействия преподавателя и учащихся. Кратко описаны современные исследования в области повышения эффективности онлайн-образования с методологической (организация процесса), психологической (мотивация, работа с материалом и коммуникация) и технической (платформы и технические решения) точек зрения.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-образование, цифровизация образования, дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронные курсы, массовый открытый онлайн курс (МООК)

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090302

Для цитаты: Лейбина А.В., Шукурян Г.А. Способы повышения эффективности онлайн-образования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 21–33. DOI: 10.17759/jmfp.2020090302

Литература

  1. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125–134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-kurs-opredelenie-i-klassifikatsiya/viewer (дата обращения: 21.09.2020).
  2. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36–50.DOI:10.17759/pse.2020250104
  3. A multi-institutional study of inquiry-based lab activities using the Augmented Reality Sandbox: impacts on undergraduate student learning / K.S. McNeal [et al.] // Journal of Geography in Higher Education. 2020. Vol. 44. № 1. P. 85–107. DOI:10.1080/03098265.2019.1694875
  4. Adams R.V., Blair E. Impact of time management behaviors on undergraduate engineering students’ performance // SAGE Open. 2019. Vol. 1. № 11. DOI:10.1177/2158244018824506
  5. Alqurashi E. Predicting student satisfaction and perceived learning within online learning environments // Distance Education. 2019. Vol. 40. № 1. P. 133–148. DOI:10.1080/01587919.2018.1553562
  6. Anderson T. The theory and practice of online learning. 2nd Edition. Edmonton, AB: AU Press, 2011. 472 p.
  7. Arbaugh J.B. One Bridge, (at Least) Two Paths: Reflections on «Virtual Classroom Characteristics and Student Satisfaction in Internet-Based MBA Courses» // Journal of Management Education. 2018. Vol. 42. № 4. P. 524–532. DOI:10.1177/1052562918770214
  8. Baldwin S., Ching Y. Interactive storytelling: Opportunities for online course design // TechTrends. 2017. Vol. 61. P. 179–186. DOI:10.1007/s11528-016-0136-2
  9. Baldwin S.J., Ching Y. Guidelines for designing online courses for mobile devices // TechTrends. 2020. Vol. 64. P. 413–422. DOI:10.1007/s11528-019-00463-6
  10. Baldwin S.J., Trespalacios J. Evaluation instruments and good practices in online education // Online Learning. 2017. Vol. 21. № 2. P. 104–121. DOI:10.24059/olj.v21i2.913
  11. Balentyne P., Varga M.A. Attitudes and Achievement in a Self-Paced Blended Mathematics Course [Электронныйресурс] // Journal of Online Learning Research, 2017. Vol. 3. № 1. P. 55–72. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/173313/(дата обращения: 21.09.2020).
  12. Bangert A.W. The development and validation of the Student Evaluation of Online Teaching Effectiveness // Computers in the Schools. 2008. Vol. 25. № 1–2. P. 25–47. DOI:10.1080/07380560802157717
  13. Bates A.W. Teaching in a Digital Age. 2nd Edition. Vancouver, B.C.: Tony Bates Associates Ltd, 2019. 180 p.
  14. Berman J.L.C. Teacher Preparation in a Virtual K-12 Context: The Perceptions of School Leaders Concerning Teacher Professional Development: Doctoral Dissertation. Philadelphia: Temple University, 2020. 197 p.
  15. Berry S. Teaching to Connect: Community-Building Strategies for the Virtual Classroom // Online Learning. 2019. Vol. 23. № 1. P. 164–183. DOI:10.24059/olj.v23i1.1425
  16. Blaine A.M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses // Computers & Education. 2019. Vol. 132. P. 31–43. DOI:10.1016/j.compedu.2019.01.004
  17. Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15. № 1. DOI:10.5281/zenodo.3778083
  18. Castro M.D.B., Tumibay G.M. A literature review: efficacy of online learning courses for higher education institution using meta-analysis // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 1–19. DOI:10.1007/s10639-019-10027-z
  19. Chan S.-Y., Lam Y.K., Ng T.F. Student’s perception on initial experience of flipped classroom in pharmacy education: Are we ready? // Innovations in Education and Teaching International. 2020. Vol. 57. № 1. P. 62–73. DOI:10.1080/14703297.2018.1541189
  20. Comparing Physical, Virtual, and Hybrid Flipped Labs for General Education Biology / J.Y. Son [et al.] // Online Learning. 2016. Vol. 20. № 3. P. 228–243. DOI:10.24059/olj.v20i3.687
  21. Cook K. C., Grant-Davis K. Online education: Global questions, local answers. New York: Routledge, 2020. 264 p. DOI:10.4324/9781315223971
  22. Danver S.L. The SAGE encyclopedia of online education. Thousand Oaks, California: SAGE Publications Inc, 2016. 408 p.
  23. Desai, N., Stefanek, G. A. Technique for continuous evaluation of student performance in two different domains: structural engineering and computer information technology // American Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 8. № 2. P. 83–110. DOI:10.19030/ajee.v8i2.10066
  24. Funes M., Mackness J. When inclusion excludes: a counter narrative of open online education // Learning, Media and Technology. 2018. Vol. 43. № 2. P. 119–138. DOI:10.1080/17439884.2018.1444638
  25. Gamo J. Assessing a Virtual Laboratory in Optics as a Complement to On-Site Teaching // IEEE Transactions on Education. 2019. Vol. 62. № 2. P. 119–126. DOI:10.1109/TE.2018.2871617
  26. González-González C.S., Infante-Moro A., Infante-Moro J.C. Implementation of E-Proctoring in Online Teaching: A Study about Motivational Factors // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 8. DOI:10.3390/su12083488
  27. Hartnett M. Motivation in online education [Электронныйресурс]. Singapore: Springer, 2016. 149 p. URL: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-981-10-0700-2 (дата обращения: 10.09.2020).
  28. He J., Huang X. Using Student-Created Videos as An Assessment Strategy in Online Team Environments: A Case Study [Электронныйресурс] // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2020. Vol. 29. № 1. P. 35–53. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/208362/ (дата обращения: 10.09.2020).
  29. Horn M. B., Staker H. Blended: Using disruptive innovation to improve schools. San-Francisco, CA: John Wiley & Sons, 2014. 336 p.
  30. Hsu H.K., Wang C.V., Levesque-Bristol C. Reexamining the impact of self-determination theory on learning outcomes in the online learning environment // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 2159–2174. DOI:10.1007/s10639-019-09863-w
  31. Introduction to Psychology [Электронныйресурс] // Lumen learning. URL: https://courses.lumenlearning.com/wmopen-psychology/ (дата обращения: 10.09.2020).
  32. Kalogeras S. The Practice of Transmedia Storytelling Edutainment in Media-Rich Learning Environments // Technology-Supported Teaching and Research Methods for Educators / Eds. L.N. Makewa, B.M. Ngussa, J.M. Kuboja. IGI Global, 2019. P. 149–164. DOI:10.4018/978-1-5225-5915-3.ch008
  33. Khiat H. Using automated time management enablers to improve self-regulated learning // Active Learning in Higher Education. 2019. Vol. 21. № 1.13 p. DOI:10.1177/1469787419866304
  34. Kim H.J., Jang H.Y. Sustainable Technology Integration in Underserved Area Schools: The Impact of Perceived Student Change on Teacher Continuance Intention // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 12. Article number, 13 p. DOI:10.3390/su12124802
  35. Kolekar S.V., Pai R.M., Pai M.M.M. Rule based adaptive user interface for adaptive E-learning system // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. P. 613–641. DOI:10.1007/s10639-018-9788-1
  36. Krutka D.G., Damico N. Should We Ask Students to Tweet? Perceptions, Patterns, and Problems of Assigned Social Media Participation [Электронныйресурс] // Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2020. Vol. 20. № 1. P. 142–175. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/210431/ (дата обращения: 10.09.2020).
  37. Kyei-Blankson L., Ntuli E., Donnelly H. Establishing the Importance of Interaction and Presence to Student Learning in Online Environments [Электронныйресурс] // Journal of Interactive Learning Research. 2019. Vol. 30. № 4. P. 539–560. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/161956/ (дата обращения: 10.09.2020).
  38. Learners’ attention preferences of information in online learning: An empirical study based on eye-tracking" / S. Mu [et al.] // Interactive Technology and Smart Education. 2019. Vol. 16. № 3. P. 186–203. DOI:10.1108/ITSE-10-2018-0090
  39. Lieser P., Taff S.D., Murphy-Hagan A. The Webinar Integration Tool: A Framework for Promoting Active Learning in Blended Environments // Journal of Interactive Media in Education. 2018. Vol. 1. P. 1–8. DOI:10.5334/jime.453
  40. Lin Y.-T., Chen C.-M.Improving effectiveness of learners’ review of video lectures by using an attention-based video lecture review mechanism based on brainwave signals // Interactive Learning Environments. 2019. Vol. 27. № 1. P. 86–102. DOI:10.1080/10494820.2018.1451899
  41. Lurking and participation in the virtual classroom: The effects of gender, race, and age among graduate students in computer science / I. Ruthotto [et al.] // Computers & Education. 2020. Vol. 151. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103854
  42. Ma H.Y., Yao J., Liu L.W. Research on the Correlation between Learning Effectiveness and Online Learning Behavior Based on Online Education Scene // Creative Education. 2017. Vol. 8. № 13. P. 2187–2198. DOI:10.4236/ce.2017.813149
  43. Markova T., Glazkova I., Zaborova E. Quality issues of online distance learning // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 685–691. DOI:10.1016/j.sbspro.2017.02.043
  44. Means B., Bakia M., Murphy R. Learning Online: What Research Tells Us About Whether, When and How. New York: Routledge, 2014. 220 p.
  45. Meri Yilan S., Koruyan K. ICT-Based Assessment, Methods, and Programs in Tertiary Education. Hershey, PAI: IGI Global, 2020. 444 p.
  46. Modeling collective attention in online and flexible learning environments / J. Zhang [et al.] // Distance Education. 2019. Vol. 40. № 2. P. 278–301. DOI:10.1080/01587919.2019.1600368
  47. Moore K.A., Pearson B.J. Soft skills in an online class // Horttechnology. 2017. Vol. 27. № 5. P. 583–585. DOI:10.21273/HORTTECH03672-17
  48. Negash S., Wilcox M.V. E-Learning Classifications: Differences and Similarities // Handbook of Distance Learning for Real-Time and Asynchronous Information Technology Education / Eds. S. Negash [et al.]. Hershey, PA: Information Science Reference, 2008. P. 1–23. DOI:10.4018/978-1-59904-964-9.ch001
  49. Overview of blended learning: The effect of station rotation model on students’ achievement / N.F.S. Ayob [et al.] // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. № 6. P. 320–326. DOI:10.31838/jcr.07.06.56
  50. Picciano A.G. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. 2017. Vol. 21. № 3. P. 166–190. DOI:10.24059/olj.v21i3.1225
  51. Purcell J.W., Scott H.I., Mixson-Brookshire D. Continuous Improvement in Online Education: Documenting Teaching Effectiveness in the Online Environment through Observations [Электронныйресурс] // Online Journal of Distance Learn Administration. 2017. Vol. 20. № 4. URL: https://www.westga.edu/~distance/ojdla/winter204/purcell_scott_brookshire204.html(дата обращения: 10.09.2020).
  52. Reisenwitz T.H. Examining the Necessity of Proctoring Online Exams // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2020. Vol. 20. № 1. P. 118–124. DOI:10.33423/jhetp.v20i1.2782
  53. Riad M., Hossain A. Pedagogical issues in online language classroom: a case study on 10-minute school: Doctoral dissertation. Bangladesh. Dhaka: Brac University, 2019. 189 p.
  54. Rice M.F., Deschaine M.E. Orienting Toward Teacher Education for Online Environments for All Students // The Educational Forum. 2020. Vol. 84. № 2. P. 114–125. DOI:10.1080/00131725.2020.1702747
  55. Simonson M., Zvacek S.M., Smaldino S. Teaching and Learning at a Distance: Foundations of Distance Education. 7th Edition. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2019. 374 p.
  56. Singh R., Hurley D. The effectiveness of teaching and learning process in online education as perceived by university faculty and instructional technology professionals // Journal of Teaching and Learning with Technology. 2017. Vol. 6. № 1. P. 65–75. DOI:10.14434/jotlt.v6.n1.19528
  57. Smith T.W.Making the Most of Online Discussion: A Retrospective Analysis [Электронныйресурс] //International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2019.Vol. 31. № 1. P. 21–31. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1206981.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
  58. Song H., Kim J., Park N. I Know My Professor: Teacher Self-Disclosure in Online Education and a Mediating Role of Social Presence // International Journal of Human–Computer Interaction. 2019. Vol. 35. № 6. P. 448–455. DOI:10.1080/10447318.2018.1455126
  59. Sun A., Chen X. Online education and its effective practice: A research review // Journal of Information Technology Education: Research. 2016. Vol. 15. P. 157–190. DOI:10.28945/3502
  60. Terry R., Taylor J., Davies M. Successful teaching in virtual classrooms // Learning and teaching in higher education / Eds. K. Daniels [et al.]. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2019. P. 211–221. DOI:10.4337/9781788975087.00035
  61. Thai N.T.T., De Wever B., Valcke M. The impact of a flipped classroom design on learning performance in higher education: Looking for the best «blend» of lectures and guiding questions with feedback // Computers & Education. 2017. Vol. 107. P. 113–126. DOI:10.1016/j.compedu.2017.01.003
  62. Tong Y., Kinshuk, Wei X. Teaching Design and Practice of a Project-Based Blended Learning Model // International Journal of Mobile and Blended Learning. 2020. Vol. 12. № 1. P. 33–50. DOI:10.4018/IJMBL.2020010103
  63. Ventista O.M. Self-assessment in Massive Open Online Courses // E-Learning and Digital Media. 2018. Vol. 15. № 4. P. 165–175. DOI:10.1177/2042753018784950
  64. Wang J., Tigelaar D.E.H., Admiraal W. Connecting rural schools to quality education: Rural teachers’ use of digital educational resources // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 101. P. 68–76. DOI:10.1016/j.chb.2019.07.009
  65. Woldeab D., Brothen T. 21st Century assessment: Online proctoring, test anxiety, and student performance [Электронныйресурс] // International Journal of e-Learning and Distance Education. 2019. Vol. 34. № 1. URL: http://ijede.ca/index.php/jde/article/view/1106/1729(дата обращения: 10.09.2020).
  66. Xiong Y., Suen H.K. Assessment approach in massive open online courses: Possibilities, challenges and future directions // International Review of Education. 2018. Vol. 64. P. 241–263. DOI:10.1007/s11159-018-9710-5
  67. Yaylaci F.G., Yaylaci A.F. Understandings and Tendencies of Edutainment in Turkey: An Evaluation Based on Neil Postman's Criticism on Education, Entertainment and Technology [Электронныйресурс] // Contemporary Educational Technology. 2016. Vol. 7. № 3. P. 241–263. URL: https://www.cedtech.net/download/understandings-and-tendencies-of-edutainment-in-turkey-an-evaluation-based-on-neil-postmans-6175.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

Информация об авторах

Лейбина Анна Валентиновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0967-3837, e-mail: leybina@yandex.ru

Шукурян Гоар Артуровна, дипломированный психолог, специалист по учебно-методической работе, заместитель заведующего кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1674-6133, e-mail: goar09@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1448
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1494
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8