Введение
Одним из значимых факторов, определяющих интенсивные
изменения как в различных сферах современного детства, так и в обществе целом,
выступают цифровые технологии. Сегодня многие авторы говорят о возникновении
нового социального и культурного феномена — цифрового детства как особого
исторического типа детства и цифровой социализации [Денисенкова, 2019; Солдатова, 2018].
Цифровая социализация — «опосредованный всеми доступными
цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального
опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в
смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как
часть реальной личности» [Солдатова, 2018, с.76]. Дети все в более раннем возрасте овладевают
различными цифровыми устройствами, которые становятся значимым фактором
социальной ситуации развития ребенка [Danby, 2018].
Вопросы влияния цифровых технологий на психическое
развитие детей и подростков сегодня находятся в центре внимания многих
исследователей. Однако многие проблемы все еще не решены и активно
дискутируются.
Основные споры ведутся по поводу потенциальных рисков и
возможностей, связанных с влиянием медиа на психику детей. При этом
высказываются прямо противоположные суждения [Genner, 2017; Time Spent Gaming, 2019].
Одни авторы говорят о широких возможностях использования
медиа для развития интеллектуальной сферы, социального и эмоционального
интеллекта. Так Дж. Бэйли, М. Флеер, К. Хирш-Пасек и другие подчеркивают мощный
развивающий и образовательный потенциал цифровых устройств, причем как
компьютерных игр и развивающих приложений, так и мультфильмов и образовательных
передач [Fleer, 2020; Prosocial games for, 2019; Putting Education in, 2015; Virtual reality’s effect, 2019].
Другие, наоборот, описывают множество негативных эффектов
и потенциальных рисков использования цифровых устройств. В частности, С. Прот в
своей обзорной статье указывает, что использование детьми различных цифровых
устройств негативно сказывается на развитии сенсорных процессов, общей и мелкой
моторики, дезорганизует внимание, искажает социальное и эмоциональное развитие,
а также другие важные для развития и активности процессы [Content Effects: Violence, 2017]. Особый акцент в
работе делается на исследованиях, подтверждающих корреляционную связь между
медиа-контентом с агрессивным содержанием и агрессивным поведением.
Большинство исследований касаются младших школьников,
подростков, юношей. Однако, за последние годы растет количество работ, которые
расширяют и углубляют наше понимание влияния цифровых устройств (смартфонов,
планшетов, компьютеров и др.) на развитие современных детей дошкольного
возраста.
Наиболее интересными нам представляются исследования роли
родителей в медиа-активности ребенкадошкольника, в использовании им цифровых
устройств, оценка родительского влияния на выбор детьми медиа-контента и др.
Взрослые сами являются активными пользователями цифровых устройств, которые
используются ими в работе, обучении, развлечении и общении. Для ребенка
дошкольного возраста близкие взрослые, семья — проводником различных
макросоциальных влияний и первая встреча ребенка с цифровыми устройствами
происходит именно в семье. [Parent Scaffolding of, 2016].
Цель настоящей статьи — провести аналитический обзор
зарубежных исследований, посвященных роли взрослого в использовании ребенком
цифровых устройств, с тем, чтобы раскрыть различные стороны родительского
влияния на медиа-активность дошкольника, понять позитивные и негативные
последствия такого влияния, разобраться, каким образом использование цифровых
устройств взрослым и ребенком сказывается на детско-родительских отношениях и
развитии самого дошкольника.
Мы выделили два основных направления исследований роли
родителей в использовании ребенком цифровых устройств: влияние использования
взрослыми цифровых устройств на экранное время ребенка и роль соучастия
родителей в детской медиа-активности. В первом направлении нами
проанализировано влияние экранного времени родителей, их установок и
техноференции на использование детьми цифровых устройств и их развитие. Во
втором направлении рассмотрены исследования, посвященные влиянию на
медиа-активность дошкольника и его развитие таких феноменов родительского
соучастия в использовании ребенком цифровых устройств как цифровой скаффолдинг,
родительская медиация и ее стратегии, возрастные особенности применения
стратегий родительской медиации, а также родительские установки по отношению к
применению ребенком цифровых устройств.
Влияние использования взрослыми цифровых устройств на экранное время
ребенка
Экранное время родителей
Одним из важных факторов, влияющих на интенсивность
использования цифровых устройств дошкольниками, становится медиа-активность или
экранное время родителей. Эти понятия используются нами как синонимы.
Многочисленные исследования показывают, что время, которое родители проводят
перед экраном телевизора, компьютера, смартфона и планшета значимо коррелирует
с экранным временем ребенка [Hu, 2018; Konca, 2021; Lauricella, 2020].
При этом важнейшую роль играют установки родителей по
отношению к цифровым устройствам и медиа. Чем позитивнее установки родителей
относительно влияния медиа на ребенка, тем больше времени ребенок проводит
времени перед экраном. При этом отмечается и обратная связь — чем меньше
родители сами проводят времени перед экраном и чем негативнее их установки по
отношению к цифровым устройствам, тем меньше и экранное время ребенка
[Hu, 2018].
Экранное время родителей выступает одним из важнейших
факторов, влияющих на использование смартфонов детьми и возникновение
медиа-зависимости.
К. Чо и Дж. Ли, изучая факторы, влияющие на формирование
зависимости от смартфонов у детей от 0 до 6 лет, выяснили, что чрезмерное
использование родителями смартфонов связано с появлением медиа-зависимости у
детей: увеличивается время, которое ребенок проводит со смартфоном; он получает
больше удовлетворения от пребывания в виртуальном мире, чем от активности в
реальности; возрастает тревога и нервозность при отсутствии доступа к гаджету
[Cho, 2017]. У таких детей отмечаются различные эмоциональные и поведенческие
трудности, в частности, агрессия, гиперактивность, депрессивные симптомы,
снижение уровня эмоционального интеллекта: им трудно понимать эмоции других,
выражать свои эмоции и контролировать их. Авторы отмечают, что родители в силах
смягчить негативные эффекты использования смартфонов и снизить вероятность
возникновения зависимости, если они осведомлены о потенциальных рисках их
использования, осуществляют мониторинг активности детей в цифровом устройстве и
не допускают собственного чрезмерного использования гаджетов.
Частое использование родителями цифровых устройств может
быть маркером и других переменных, например, семейной дисфункции, которая
влияет на возникновение проблемного поведения детей. При этом погруженность
родителей в цифровые устройства подает детям пример и формирует соответствующие
медиа-привычки, потенциально увеличивая экранное время ребенка [Cho, 2017; McDaniel, 2017].
Техноференция
Другим направлением исследований, подтверждающим влияние
использования родителями цифровых устройств на экранное время детей, является
изучение феномена техноференции. Техноференция — это вмешательство цифровых и
мобильных технологий в межличностное взаимодействие и совместное
времяпровождение, которое приводит к их нарушению или прерыванию [McDaniel, 2017; Yan, 2018].
Погружение родителей в цифровые устройства может приводить к снижению
восприимчивости к различным потребностям ребенка, способности вовремя оказать
ему необходимую помощь и эмоциональную поддержку, а также негативно сказаться
на формировании доверительных отношений и отношений привязанности между детьми
и родителями [Lemish, 2019; McDaniel, 2019; Smartphones in the, 2021]. Когда смартфоны и планшеты используются родителями
для того, чтобы отвлечься от взаимодействия с ребенком и снизить уровень
стресса, они часто, наоборот, могут стать источником информационный перегрузки,
эмоционального срыва и др. [Eisenberg, 2016].
Результаты исследования Б. МакДэниел и Дж. Радески
показали, что, техноференция в материнско-детских отношениях связана с
проблемным поведением ребенка [McDaniel, 2017; Radesky, 2016]. Чем больше мать использует мобильные
устройства при взаимодействии с ребенком, тем больше риск возникновения у него
различных поведенческих проблем. Техноференция в отношениях «отец-ребенок» не
связана с поведенческими проблемами ребенка, что подтверждается отчетами обоих
родителей. Авторы объясняют такие результаты несколькими причинами. С одной
стороны, дети могут по-разному реагировать на увлеченность гаджетом матерью и
отцом в соответствии со сложившимися паттернами взаимодействиями. С другой,
дети больше времени проводят с матерью, теснее эмоционально с ней общаются,
следовательно, и техноференция может возникать чаще. Негативное поведение
ребенка бывает также связано с тем, что он специально ведет себя хуже для того,
чтобы привлечь внимание родителя, занятого смартфоном, что может вызвать резкую
или даже агрессивную реакцию со стороны взрослого [Lemish, 2019; Radesky, 2016].
Следовательно, мы можем говорить, что зарубежные
исследования показывают, что установки родителей играют важную роль в объеме
экранного времени ребенка, его представления о потенциальном вреде или пользе
различного медиа-содержания. То, как родители сами используют цифровые
устройства, вносит существенный вклад в формирование зависимости от смартфона у
ребенка, появлению агрессии, гиперактивности, депрессивных симптомов.
Чрезмерная увлеченность родителей смартфонами и планшетами может привести к
техноференции, и, как следствие, к нарушению детско-родительских отношений и
различным поведенческим проблемам у ребенка.
При этом, если родители осознанно используют цифровые
устройства, осведомлены о потенциальных рисках и пользе, не допускают
техноференции при общении с ребенком, то они в силах предотвратить негативные
последствия чрезмерного использования цифровых устройств [Cho, 2017; Lauricella, 2020].
Роль соучастия родителей в детской медиа-активности
Цифровой скаффолдинг
Взрослые играют важную роль в освоении ребенком цифровых
технологий. Именно взрослые организуют первичную домашнюю «цифровую» среду и
помогают ребенку осваивать ее, отбирая для него определенное
медиа-содержание.
Э. Вуд с коллегами изучает, каким образом осуществляется
скаффолдинг (процесс, который дает возможность ребенку с помощью взрослого
решить проблему, которая находится вне зоны актуальных возможностей) при
совместном использовании взрослым и ребенком цифровых устройств [Parent Scaffolding of, 2016]. Под
«цифровым» скаффолдингом понимается обучение взрослым ребенка использованию
цифровых устройств, освоению приложений и т.д. Они выделяют несколько типов
«цифрового» скаффолдинга. Когнитивный тип, который включает в себя вопросы и
объяснения, помогающие ребенку понять происходящее. Аффективный тип —
направленный на
стимулирование ребенка, подбадривание и предоставление ему
обратной связи. Технический — предполагающий «обучение», предусмотренное
создателями программного обеспечения (подсказки, тренировочные уровни в играх и
т.д.). С помощью этих типов авторы описывают разнообразные стратегии помощи в
освоении цифровых технологий детьми.
Родительская медиация (посредничество) и ее
стратегии
Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений
зарубежных исследований в настоящее время является изучение родительской
медиации детской медиа-активности [Mediation of young, 2017]. Под медиа-активностью мы понимаем, как
экранное время ребенка, так и содержание, или медиа-контент, с которым
взаимодействует (или просматривает) ребенок.
Родительская медиация (или посредничество (Parental
mediation)) определяется как организация родителями взаимодействия ребенка с
медиа-содержанием через любое цифровое устройство [Nikken, 2017]. Родительская медиация
представляет собой воспитательные воздействия, узко направленные на сферу
медиа-продуктов и цифровых устройств и опосредующие влияние медиа-содержания на
ребенка [Mediation of young, 2017; Nikken, 2017]. Иными словами, родители учат ребенка интерпретировать
различное медиа-содержание, стремясь максимизировать пользу от применения
цифровых устройств и снизить риски и негативные последствия [Cognitive Development in, 2018]. Родительская
медиация, таким образом, в отличие от скаффолдинга, относится к более широким
воспитательным воздействиям родителя в контексте использования цифровых
устройств, в частности — ограничение медиа-активности, совместные обсуждения
различного медиа-контента и т.д.
Исследователями выделяется несколько основных стратегий
медиации, которые применяются к широкому спектру цифровых устройств (ТВ,
компьютеры, смартфоны, компьютерные игры, Интернет и т.д.): ограничительная
стратегия, активная стратегия, стратегия совместного использования, стратегия
супервизии [Cognitive Development in, 2018; Elias, 2020; Nikken, 2015].
Ограничительная стратегия — применение родителями
ограничений по времени и содержанию использования цифровых устройств. Это
приводит к введению определенных правил и ограничений в использовании ребенком
цифровых устройств.
Активная стратегия — обсуждение с детьми содержания
медиа-продуктов, например, обучающие и оценочные беседы. Родители таким образом
помогают ребенку истолковать медиа-содержание и связать его реальным
опытом.
Стратегия совместного использования подразумевает
«молчаливый» совместный просмотр различных медиа-продуктов или видеоигру с
ребенком. При этом отсутствуют какие-либо дополнительные взаимодействия и
обсуждения происходящего на экране.
Стратегия супервизии включает наблюдение родителями за
тем, как ребенок использует цифровые устройства без участия в его
деятельности.
Исследователи отмечают, что ограничительная и активные
стратегии являются наиболее эффективными с точки зрения снижения негативных
эффектов медиа и принесения пользы для развития ребенка [Beyens, 2018; Does parental mediation, 2016].
Активная стратегия помогает развивать у ребенка
критическое мышление по отношению к различному медиа-содержанию [Davies, 2012]. Ребенок
учится лучше понимать последствия изображаемого на экране поведения. Например,
препятствует копированию агрессивного поведения [Does parental mediation, 2016]. Активная стратегия также
позволяет усиливать развивающий потенциал медиа-содержания просоциальной
направленности, в частности, развивая эмпатию [Mares, 2017]. Отмечается, что
эффективность применения этой стратегии во многом зависит от того, насколько
родители включены в диалог с ребенком, откровенны при объяснении своих
ценностей и ожиданий [Nikken, 2017]. При этом негативные комментарии, давление и жесткий
ультимативный контроль непродуктивны [Martins, 2015]. Они не дают ребенку сориентироваться
в приоритетах родителей, а лишь сообщают о негативных эмоциях взрослого.
Ограничительная стратегия оказывает позитивное влияние,
защищая ребенка от неприемлемого содержания, а также уменьшает экранное время
ребенка, предоставляя ему различные другие виды деятельности [Nikken, 2015]. Однако
большое значение имеет то, в какой форме родители предъявляют ребенку свои
ограничения: насколько они последовательны, разъясняют ли причины принятых
ограничений, предлагают ли альтернативную активность [Nikken, 2017]. Это чрезвычайно
важно, так как экранное время и конкретное медиа-содержание часто становится
причиной детско-родительских конфликтов [A Naturalistic Study, 2019].
Совместное использование цифровых устройств родителями и
детьми может быть связано с повышением уровня агрессии и увеличением экранного
времени ребенка [Does parental mediation, 2016]. П. Никкен же отмечает, что совместное использование
способствует укреплению детско-родительских отношений. В то же время совместный
со взрослым просмотр неоднозначного медиа-содержания служит для ребенка неявным
одобрением подобных медиа-продуктов [Nikken, 2017]. А. Хиникер с коллегами, изучая
отношения родителей и детей во время игры на планшете, установили, что
совместные видео-игры не способствуют установлению тесных связей между ними
[Mandryk, 2018]. Родители и дети в сессиях игры на планшете значительно реже вступают во
взаимодействие друг с другом, по сравнению с игрой с обычными игрушками.
Основная причина заключается в специфических характеристиках самих видео-игр,
где игровой процесс требует от ребенка постоянного внимания, концентрации на
том, что происходит на экране. Тем самым у него недостаточно возможностей для
параллельного взаимодействия со взрослым во время игры.
Эффективность стратегии супервизии с точки зрения
успешного детско-родительского взаимодействия в настоящее время мало изучена.
Пока лишь очевидно, что, наблюдая за тем, что делает ребенок в цифровом
устройстве, взрослый либо никак не участвует в активности ребенка, либо же
переходит к другой стратегии
медиации — ограничительной, активной или совместному
использованию.
В качестве факторов, влияющих на использование различных
стратегий медиации выделяют возраст ребенка, установки по отношению к цифровым
устройствам, родительское использование цифровых устройств, а также
социоэкономический статус, количество цифровых устройств в семье и ряд других
[Beyens, 2018; Konca, 2021; Nikken, 2017; The handbook of, 2010].
Возрастные особенности применения различных стратегий
родительской медиации
Возрастные особенности применения различных стратегий
родительской медиации выделяются в отдельное направление исследований. В начале
старшего дошкольного возраста, около 5 лет, дети начинают предпочитать более
быстрое, динамичное содержание с приключенческими элементами [Valkenburg, 2016]. При этом
5-7-летние дети не всегда могут отличить воображаемый мир от реального мира в
мультфильмах и играх, поэтому легко могут быть напуганы и расстроены тем
содержанием, которое сами же выбирают. Понимая это, родители детей данного
возраста чаще всего применяют ограничительную стратегию, а также стратегию
поддержки интереса к неагрессивному, образовательному медиа-содержанию. Помимо
возраста важным фактором, приводящим родителей к применению той или иной
стратегии, являются особенности самого ребенка. В частности, проблемы в
эмоциональной сфере, трудности в поведении, гиперактивность, наличие страхов и
др. стимулируют родителей к частому применению ограничительной стратегии.
По мере взросления, ближе к 7-ми годам, дети начинают
лучше понимать медиа-содержание, а также снижается эмоциональная
восприимчивость к нему. Родители, понимая, что ребенок становится как менее
уязвимым и более автономным, начинают уменьшать использование активной и
ограничительной стратегии [Beyens, 2018].
При этом существуют исследования, утверждающие обратное.
Некоторые авторы считают, что родители детей от 0 до 8 лет используют, в
основном, стратегии супервизии и совместного использования, и лишь по мере
взросления растет роль ограничительной и активной стратегии [Cognitive Development in, 2018; McDaniel, 2017; The handbook of, 2010].
Родительские установки по отношению
к применению ребенком цифровых устройств
Помимо исследований возрастных аспектов родительской
медиации при использовании детьми цифровых устройств, выделяются исследования
роли родительских установок по отношению к применению ребенком цифровых
устройств.
Родители, позитивно относящиеся к использованию медиа
ребенком, чаще совместно используют цифровые устройства, осуществляя супервизию
медиасодержания и используя активную стратегию.
Родители же, которые негативно относятся к медиа, видят в
них множество потенциальных рисков, критически высказываются о
медиа-содержании, чаще всего
вводят различные ограничительные меры, в том числе
технические, прибегая, таким образом к ограничительной стратегии [Cognitive Development in, 2018; Nikken, 2017].
Практически все исследователи отмечают, что применение
различных стратегий медиации и использование ребенком цифровых технологий в
целом тесно связано со стилем семейного воспитания и детскородительских
отношений. В настоящий момент существует лишь небольшое количество
исследований, детально рассматривающих эту связь.
П. Волькенбург с коллегами обнаружили, что родители,
применяющие автономно-поддерживающий стиль воспитания, чаще применяют
ограничительные и активные стратегии медиации. Родители, для которых характерен
непоследовательный стиль воспитания, применяют, в свою очередь, и
непоследовательную ограничительную стратегию [Developing and validating, 2013]. В работе также отмечается,
что чем больше родители принимают ребенка, тем больше активной стратегии по
отношению к нему применяют, помогая, тем самым, понимать
медиа-содержание.
В отчете C. Ливингстоун и коллег приводятся данные, что, в
соответствии с выделенными Д. Баумринд типами воспитания, более властные
родители имеют тенденцию комбинировать различные стратегии медиации
медиа-активности чаще, чем другие [Mascheroni, 2015].
Современные исследователи также отмечают, что низкая
самоэффективность родителей в области воспитания ребенка, неумение
устанавливать правила использования цифровых устройств, а также трудности в
установлении границ приводит к увеличению экранного времени ребенка [Parenting and Child, 2021]. В
первую очередь, из-за неэффективного и бессистемного применения ограничительных
стратегий родительской медиации.
Таким образом, родительские стратегии медиации детской
медиа-активности могут быть различными, и на их применение влияет большое
количество факторов: возраст ребенка, установки родителей по отношению к
цифровым устройствам, самостоятельное использование взрослыми цифровых
устройств, особенности ребенка и тип семейного воспитания. Активная и
ограничительная стратегии приносят позитивные плоды в случае, если они
сочетаются с совместным детско-родительским обсуждением правил использования
медиаконтента, пониманием ребенком причин принятых ограничений, а также
искренней включенностью родителей в диалог и взаимодействие с ребенком. Помимо
этого, ограничительная стратегия более эффективна для защиты ребенка от
«нежелательного» содержания. Стратегии «супервизия» и «совместное
использование» не оказывают позитивного влияния на ребенка. Родительская
медиация цифровой активности ребенка опосредует прямое, непосредственное
влияние различного медиа-содержания на ребенка. Она позволяет не только снижать
негативные эффекты медиа и защищать ребенка от нежелательного содержания, но и
способствует раскрытию развивающего и воспитательного потенциала различных
медиа-продуктов.
Заключение
Проведенный нами анализ зарубежных исследований
убедительно показывает, какую важную роль в использовании ребенком цифровых
устройств играет взрослый. Использование цифровых устройств взрослыми, а также
их установки по отношению к потенциальному вреду или пользе различного
медиа-контента, оказывают значительное влияние на формирование медиа-привычек
ребенка. Большая погруженность взрослого в смартфоны и планшеты может вносить
существенный вклад в формирование зависимости от смартфона у ребенка,
проявлению агрессии, гиперактивности и других поведенческих проблем.
Увлеченность цифровыми устройствами родителей может приводить к техноференции и
негативно сказываться на детско-родительских отношениях.
Родительская медиация цифровой активности ребенка,
опосредуя прямое, непосредственное влияние различного медиа-содержания на
ребенка, позволяет снижать негативные эффекты медиа, защищать от нежелательного
содержания и способствовать раскрытию развивающего и воспитательного потенциала
различных медиа-продуктов. При этом наиболее эффективными стратегиями выступают
активная и ограничительная.
Проведенный анализ убедительно доказывает, что проблему
влияния цифровых устройств на ребенка необходимо рассматривать комплексно, с
учетом взрослых как организаторов и посредников взаимодействия ребенка с
различным медиа-контентом.
Именно взрослые могут усиливать развивающий и
образовательный потенциал современных цифровых устройств, а также
минимизировать различные риски, о чем свидетельствуют многочисленные
исследования.
Поэтому дальнейшее исследование роли взрослого в
использовании ребенком цифровых устройств является актуальным, причем особый
интерес представляет вопрос о том, как цифровые устройства включаются в ткань
детско-родительских отношений и семейного воспитания.