Записки дедушки

88

Общая информация

Ключевые слова: ребенок с аутизмом, семейное воспитание, родительский опыт

Рубрика издания: Родительский опыт

Тип материала: эссе

Для цитаты: Мамедов К.А. Записки дедушки // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 1. С. 62–70.

Полный текст

   Моему внуку восемь лет. Наверное, как любой дедушка, я безгранично люблю своего внука. Люблю особой любовью и не потому, что он – «особый ребенок», как принято называть таких детей, а потому что для меня он самый дорогой, самый ласковый, беззащитный, самый необыкновенный и благодарный человечек.

       Проблемы в развитии у него начались со второго года жизни: Ника не проявлял интереса к окружающей среде, замыкался на своих пристрастиях, не любил играть с детьми, был очень расторможенным. Первые слова появились к шести годам, проблемы социальной адаптации Ники до сих пор очень остро стоят перед нами. Все эти годы проблемы накатываются, как снежный ком. Нике предстоит еще очень многого добиться, многому научиться, многое преодолеть. Но радует то, что при постоянной и усердной работе всей нашей семьи над его  проблемами и при поддержке психологов, логопедов и врачей удается многого добиться.

   Состояние Ники на март-апрель 2005 года

Находясь около двух месяцев в гостях у моей дочери (мамы Ники) за границей, где работает его отец, я постоянно был рядом с ним и посчитал полезным написать о нем свои соображения.

Прежде всего, должен отметить большое усердие родителей в повседневной и постоянной работе по воспитанию Ники. Чувствуются значительные позитивные изменения в его поведении, образе жизни, отношении к окружению. Однако в его поведении многое остается сложным и труднодоступным. Постараюсь, по возможности, изложить все по порядку.

Выполняет команды, обращения

Создается впечатление, что Ника понимает любое обращение к нему. Например: «Дай, (принеси, унеси)  тарелку  (вилку, нож, салфетку, пульт телевизора)». «Закрой, открой двери. Включи (выключи) телевизор (видеомагнитофон, свет). Дай руку, возьми за руку».

При обращении к нему,  например: «Ника, хочешь чай?» (или что-либо другое), отвечает: «Нейч» (нет) или – «Да». ( Почему-то в конце некоторых слов добавляет Ч, например Нейч).

Но при этом не всегда реагирует на обращение к нему, как бы  игнорирует обращение. Заставить откликнуться возможно, если отнять у него предмет (игрушку), с которым он занят в этот момент, и тем самым привлечь его внимание. В этом случае он не отвечает на вопрос, а повторяет необходимую фразу, выполняет поставленное перед ним задание. Например, если начать за него предложение со слова «я», он правильно заканчивает фразу:

Я............. ХОЧУ ГУЛЯТЬ

Я.............. ХОЧУ ЧАЙ

МНЕ..............8 ЛЕТ и т д.

На мой взгляд, другой пример показывает, что Ника многое понимает, если терпеливо объяснить ему ситуацию и разъяснить выход из этой ситуации, и  тогда он соглашается с твоим предложением. Мы вместе с Никой поехали  за город в Макдоналдс. По дороге, проезжая мимо его излюбленного супермаркета, он начал просить: «Игули, игули» (игрушки). Мы торопились, к тому же подъезд к магазину был сложный, надо было съезжать с автострады и т д., и дочь отказала ему, мотивируя тем, что, у нее, якобы, нет денег. Он стал кричать, визжать, требуя повернуть в сторону супермаркета, плакал, кричал всю дорогу, успокоился только, когда подъехали к кафе и зашли туда, чтобы купить ему «Кинтуки».

На следующий день мы опять все вместе поехали в зоопарк. Зная, что, проезжая мимо того же супермаркета, он опять будет плакать, я стал заранее разъяснять ему, что мы сейчас едем в зоопарк, там посмотрим обезьяну, зебру и т.д., а на обратном пути заедем в супермаркет и купим игрушки. Какое-то время он сидел спокойно, но как только стали подъезжать к тому самому супермаркету, стал хныкать и показывать пальцем в то место. Я вновь стал ему объяснять, что едем в зоопарк, потом приедем в этот супермаркет, при этом стал показывать ему деньги и повторял, что я для этого взял из с собой, чтобы купить игрушки. Он внимательно смотрел на меня, еще немного похныкал, но не плакал, потом  успокоился и отвлекся. Мы все поняли, что на него подействовало терпеливое разъяснение, которое его и успокоило. После прогулки в зоопарке, у выхода, он подбежал к киоску, где продавали игрушки, взял несколько штук, радостно пошел и сел в машину. На обратном пути я решил проверить свое предположение, что Ника все понимает, и на него действуют разъяснения и  убеждения. Подъезжая на обратном пути к тому же супермаркету, помня, что я обещал ему заехать и купить игрушки, он стал показывать пальцем в направлении магазина. Я тут же, якобы возмущаясь, стал возражать, показывать на игрушки, которые купили ему около зоопарка, и говорить: «Разве это не игрушки? Мы же купили тебе игрушки, что ты еще хочешь?» Все эти слова я убежденно и терпеливо повторял несколько раз. Он смотрел прямо мне в глаза, и я, чувствуя, что почти его убедил, еще несколько раз повторил слова убеждения. Наконец, почувствовав, что его просьбы необоснованны, он откинулся на сиденье и мирно замолчал. Все мы убедились, что Ника реагирует на  уговоры, разъяснения.

Еще один пример показывает, что Ника все понимает, если во взаимоотношениях с ним придерживаться строгого подхода.

С первого дня моего приезда и находясь с Никой в течение двух месяцев, я придерживался позиции доброго, мягкого отношения в сочетании со строгостью, твердостью. С каждым днем нашего общения он все лучше и лучше понимал, что со мной можно поиграть, но, вместе с тем, нужно выполнять то, что я ему скажу. Он прекрасно понимал, что на меня не действуют его крики, визжание, неповиновение. Но в присутствии родителей мои усилия не действовали. Когда я настаивал на том, чтобы Ника подчинялся моим требованиям, он тут же подбегал к матери, обнимал ее, как бы надеясь на ее поддержку.

Итак, пример: неподалеку от их дома есть небольшой магазин. Он неравнодушен к этому магазину, ему там постоянно покупают сладости, и если проезжают мимо этого магазина, не купив ему шоколад, поднимается крик, шум, пока не купят ему требуемое, и это вошло в систему. Недавно, возвращаясь с прогулки, не успел я остановить машину, как Ника самостоятельно открыл дверь, выбежал из машины  и стремглав помчался в магазин. Как только я подошел к магазину, смотрю, он выходит из него, и в руке сникерс. Тут я решил быть строгим, сделал суровое лицо, почти злое, но, подойдя к нему, удивился: он протянул мне другую руку ладонью вниз, как бы говоря: «Пошлепай меня по рукам». Я не стал этого делать, мол, пусть поймет, что его поступок требует более  строгого наказания. Взял его за руку, повел обратно в магазин и, не отпуская руку, очень строго сказал: «Положи сейчас же на место». Услышав мой возмущенный голос, он, глядя мне в глаза, положил сникерс на место и пошел со мной к выходу, при этом не издал ни единого звука. (В другое время он поднял бы неимоверный скандал). Мы сели в машину и спокойно поехали домой.

В автомобиле

 Чтобы быть устойчивым на сидении, при напоминании, держится за рукоятку двери. При обращении к нему: «Закрой (или открой) окно, (двери)», безукоризненно выполняет. Самостоятельно обычно открывает переднюю дверь и садится рядом с водителем, но если обратиться к нему: «Садись на заднее сидение», мгновенно пересаживается. Очень любит нажимать на всевозможные кнопки, переключатели.

Все вышеизложенное возможно при хорошем настроении и спокойном состоянии Ники. В противном случае он не откликается и не оборачивается на обращение к нему, не выполняет какую-либо просьбу, команду, не реагирует на слово НЕЛЬЗЯ.

В последнее время с ним стало проще договориться. Однако добиться своего он пытается только криком, визгом. Мы пытаемся объяснить ему, что просьбу нужно выражать не криком, а словами. «Скажи, я хочу... », и он продолжает фразу.

 Выражает просьбы к окружающим. Действия, которые выполняет сам

Словарный запас у Ники  недостаточен, он состоит из небольшого количества слов: «Качу воды» (хочу воды), «Куучить» (кушать). «Дай пить, дай тифры (цифры), хочу шакалад, качу писит» (идет в туалет, снимает штанишки, писает, спускает в унитазе воду, одевает штанишки, подтягивает их). «Игули, качу игули» (хочу игрушки). «Купутя» (купаться). В отсутствие дома отца или матери подходит к дверям и говорит: «Папа иди. Мама иди». Садясь на качели, обращается: «Катай», или «Дида, катай». (Меня он называет Дида). При желании вырезать из журнала какую-либо картинку, приносит ножницы и говорит: «Порежь». Пытаемся обучить его штампам, фразам, которые закрепляются у него в устойчивых предложениях. Например: «ДЕДА, Я ХОЧУ ГУЛЯТЬ». На вопрос: «Сколько у тебя вафель?» отвечает: «У МЕНЯ ДВЕ ВАФЛИ». При этом чаще всего собеседнику нужно начать эту фразу. Удалось с помощью любимых вафель обучить счету до 4-х, дифференцировано: У МЕНЯ ОДНА ВАФЛЯ, У МЕНЯ ТРИ ВАФЛИ и т д. Но, к сожалению, считает только  до 10, различая в этом пределе все цифры, называя их.

 Приобрел следующие навыки:

Различает цвета. Отвечает на вопросы. Например, показывая на картинку, дочь спрашивает: «МАЛЬЧИК ЧТО ДЕЛАЕТ?» - Он отвечает: «БЕЖИТ»;  «СТРЕКОЗА?»  - отвечает: « ЛЕТИТ»; «ЧЕРЕПАХА?» - «ПОЛЗЕТ»; «РЫБКА?» - «ПЛЫВЕТ»; «БАБОЧКА?» - «ЛЕТИТ», и т д. Называет пластмассовые цифры. (Конечно, это необходимо систематически закреплять).

Стал увлекаться компьютером

Самостоятельно вставляет игровые диски в дисковод, захватывает правой рукой мышку, ведет курсор по  экрану, направляет его на интересующий  персонаж и нажимает на  кнопку. Включает и регулирует звук динамика. Увлеченно, сосредоточенно смотрит содержание игры. Особенно ему нравится, когда персонаж пищит, издает какие-то звуки, треск. В интересный для него момент от души смеется, реагируя на происходящее. Вместе с тем,  не вслушивается в голос ведущего игры, почти не реагирует на объяснения матери. В компьютерной игре «АЛИК. СКОРО В ШКОЛУ» он абсолютно точно выполняет задания относительно цветов. Знает цвета: красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, серый, розовый, коричневый, белый, черный. На прогулке на вопрос: "КАКОГО ЦВЕТА ЦВЕТОЧЕК, МАШИНА?" и т д. отвечает совершенно точно, но при этом искажает слова.

Кроме этого, удалось научить его дифференцировать названия действий, изображенных на картинках, пусть, для начала, даже механически. Приходится сперва начать фразу самому. Например: «бабочка ЛЕ...»,  и он продолжает: …ЛЕТИТ». - «Папа КУ...» - «… КУШАЕТ». Но эти штампы уже закрепляются в его памяти, и он к ним относится с пониманием. Удалось обучить обобщению предметов. Например: фрукты, овощи, игрушки, буквы, цифры. Когда надоедает читать, (как правило, через минуту) говорит: «Я СОБИРАЮ ПАКЕТ», при этом кладет пластмассовые буквы в пакет. Когда надоедает компьютерная игра, говорит: «АЛИК, ПОКА».

 Сообразительность

Как-то Ника был увлечен игрой на обеденном столе. И вдруг, мгновенно побежал в ванную комнату, взял комок ваты, вернулся к столу, положил  на него вату и стал ее пышно раскладывать отдельными кусочками. После этого взял со стола маленький, игрушечный самолет и стал вести над ватой в разные стороны. Наблюдая за этим, мы поняли, что Ника имитировал полет самолета над облаками.

Ника очень любит купаться в ванной, а особенно в бассейне. В жаркое время его невозможно вытащить из бассейна, находящегося во дворе дома. Увлекаясь купанием в этом бассейне, он начал самостоятельно учиться плавать, и что-то у него получается. Бассейн разделен условно на две части (дно на фоне голубого кафеля выложено полоской из черного  кафеля, обозначающей границу:  для детей - мелкой и для взрослых - глубокой частей). Как-то раз, когда он купался, ему бросили мяч, и он с удовольствием играл с ним. Он подложил мячик под живот, держался за него двумя руками, а ножками стал проделывать движения пловца,  и это  ему понравилось. И он стал переплывать так называемую границу и перешел в глубокую часть. Таким способом проплыл несколько раз, радуясь, смеясь своему успеху. Вдруг  он потерял равновесие, и мячик чуть не выскочил из-под рук. Почувствовав опасность, он одной рукой стал держать мячик, а другой, загребая воду, приблизился к краю бассейна и, не отпуская из-под руки мяч, придерживаясь края бассейна, самостоятельно добрался до поручня и поднялся на сушу. Ему подали тот же мяч, чтобы продолжал играть, но, недолго думая, он взял в руки мяч и выбросил его в кусты. Все мы, конечно, удивились этой сцене, но происшедшее на наших глазах подчеркнуло его мгновенную сообразительность.

Или другой пример: Нике купили игрушечную полицейскую машину с мигалкой на крыше. Он стал рассматривать ее, убедился, что мигалка не включается, и стал напевать, точно имитируя звук сирены.

Иногда, как бы балуясь,   разбегается с одного конца комнаты и всем своим туловищем бросается на мягкий диван, восторженно, радостно смеется.

Благодаря инстинкту самосохранения самостоятельно научился плавать, прекрасно держится на воде. Когда хочет купаться в бассейне, сознательно подходит к матери или кому-либо другому, заглядывает в глаза, улыбается и говорит: «ПЛЯКИ» (плавки). Говоришь ему: «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО», он говорит: «МАМА, ДАЙ  ПЛЯКИ» или «МАМА, КОЧУ КУПАТЬСЯ». Фраза  «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО» хорошо срабатывает. После этой фразы он на секунду замирает, словно копается в памяти, и правильно выстраивает предложение, абсолютно адекватное его просьбе, при этом пользуется закрепленным штампом.

 Память

У Ники неплохая память. При желании все очень хорошо запоминает, ориентируется на местности. Например, знает дорогу на дачу, домой, на свою игровую площадку, иногда пальчиком показывает в направлении этих и других мест. Знает каждую свою игрушку и, если какую-либо потерял, не успокаивается, пока ее не найдет. Поэтому родители бережно хранят огромное количество его игрушек. На автостоянке, среди множества автомобилей, он бежит и садится в знакомую для него машину.

 Любимые игрушки, пристрастие к ним. Увлечения

В прошлом году имел пристрастие к различным флагам, заставлял по возвращении домой (рядом был канцелярский магазин) покупать миниатюрные флаги различных государств. Различал флаги по цветам. Если на флагштоке мы переворачивали флаг какого-либо государства вверх ногами,  чтобы запутать его, он тут же переставлял флаг в соответствии со стандартом.

Ники издавна и в настоящее время имеет пристрастие к самолетам. Проезжая мимо аэропорта, показывает в его направлении, как  бы давая понять, что хочет поехать туда. И по сей день, если в небе слышится гул мотора, Ника поднимает голову и ищет в небе самолет, находит его и долго наблюдает за его движением. Многие самолеты различает по авиакомпаниям, называет компании: "АЭРОФЛОТ", "ЭР КАНАДА", "ЛЮФТГАНЗА". Очень любит игрушечные самолеты, вертолеты. У него их огромное количество. Увлекается также игрушечными автомобилями. Он может эти игрушки часами раскладывать в ряд, по величине, по окраскам и т д. Иногда это делает лежа на полу, на ковре, иногда сидя на корточках, иногда стоя. (Нам понятно, что это ненормальное явление, но противостоять этому мы пока не можем). Однако, игра с самолетами и машинами, как правило, не стереотипна. Ему купили игрушечный аэропорт и автодорогу. Он выстраивает самолеты в аэропорту, подводит к самолету трап. Кладет в багажную машину чемоданы. На крыше аэропорта крутит локатор. Поднимает над крышей аэропорта самолет, имитируя посадку или взлет. То же самое проделывает с дорогой. Выстраивает машины на трассе, подвозит их к бензозаправке. Ему очень нравится, когда машины стоят, как бы в пробке, друг за другом. Он может подолгу играть в эти ситуативные игры. Чаще всего не любит когда кто-то вмешивается и нарушает созданный им порядок-ситуацию. При этом кричит, убирает руку того, кто вмешивается в его игру.

Увлекается также качелями. Основное время на игровой площадке катается на качелях. Если не раскачивать его, обращается: «ДИДА, КАТАЙ». На игровой площадке может оставаться очень долго, даже может быть там и в вечернее время, допоздна.

Играет Ника также персонажами из игрушек лего, их у него огромное количество. Он катает их на машине, дает им в руки чемодан, коляску.

Другое дело с цифрами. Знает цифры до 10, они у него магнитные, разноцветные. Как ни странно, есть любимые. Например: 564. Цифру 4 иногда называет Гусь. Если какая-то потерялась, очень нервничает. Выстраивает их в ряд на столе. Если в книжках видит любимые цифры, просит непременно их вырезать. Такое пристрастие нас беспокоит.

Хочу заметить, что в игрушечном магазине не сразу кидается на любую игрушку, а выбирает. Берет те, которые ему знакомы и понятны. Любит мягкие игрушки. При их помощи удалось закрепить понятия мягкий, пушистый, колючий. С помощью фотографий удалось научить фразам: «ЭТО МОЯ МАМА; МОЙ ПАПА», и т д. При этом надо за него начать фразу. Раньше он отвечал лаконично, называл только имя. Сейчас, показывая на фотографию, говоришь: «ЭТО...», и он продолжает мысль.

Ника очень быстро устает от познавательной деятельности. Одним словом, учиться не хочет. Когда достаешь учебный материал, и он знает, что сейчас его будут обучать, кричит. Поэтому приходится давать эти навыки в повседневной жизни и, как правило, за взятку. При обращении к нему: «СКАЖИ..., и я тебе дам …»,  сразу что-то скажет.

Подолгу может терпеливо наблюдать, пока соберут ему новую игру (лего, дорогу, конструктор). 0днако, получив новую игрушку, играет 5-10 минут и бросает.

Объясняем ему, что дети ходят в школу учиться. Глядя на картинки, говорит: «ИДЕТ В ШКОЛУ». Но когда спрашиваешь: «Хочешь в школу?», отвечает: «НЕЙЧ».

Общее состояние Ники

С раннего утра и до вечера у Ники хорошее настроение. Всегда бодрый, понурого, вялого состояния почти не бывает. Может целый день находиться на свежем воздухе в хорошем настроении, как говорят в народе, домой не затащишь. Любит игру «догони», так он ее называет. Подходит, например, ко мне, прикасается к одежде и обращается: «догони», убегает, оглядываясь. Если не отреагировать на его обращение, вновь подходит с таким же обращением, радостно, смеется и почти вынуждает бежать за ним. Приходится подчиниться. Для того чтобы привлечь к себе внимание,  схватит какой-либо предмет (стакан, вазу, подсвечник  зубную пасту, крем (делает вид, а иногда и выжимает содержимое), бежит по комнате вокруг обеденного стола, как  бы намеревается сломать предмет, тем самым вынуждает бежать и догонять его, при этом  от души смеется, хохочет с визгом, получая удовольствие.

Иногда встает с каким-либо предметом на противоположной стороне бассейна, хохочет, и как только бежишь, чтобы поймать его, стремглав пускается в бег, оглядывается, не дает возможности   настичь его, опять становится на противоположной стороне. Так может продолжаться очень долго для догоняющего, поэтому приходится звать кого-нибудь на помощь, чтобы его поймали.

Любит общение с ним, любит, чтобы постоянно кто-либо находился с ним рядом, развлекал его. По натуре - добрый, ласковый. Подставь ему щеку - он обязательно поцелует, покажешь ему пальцем на свою щеку, он обязательно подойдет и поцелует.

Хотел бы особо подчеркнуть, что если заинтересовать, сосредоточить внимание Ники на себе, он может пристально, в упор, смотреть вам в глаза и слушать вас. Со мной, например, он удерживает взгляд и считает до десяти, повторяя: один, два, три и т д.

Ника очень ласковый, добрый. Если случайно наступил кому-либо на ногу и видит, что сделал больно, обязательно подойдет, начинает обнимать, целовать, тем самым сглаживает свой проступок. До того эта сцена всем нравится,  что, порой, мы сами имитируем обиду, а он как всегда готов обласкать.

Особенно он ласков с матерью: садится на ее колени, по-доброму обнимает, прикладывает свою щеку к ее щеке, гладит лицо, волосы, целует, при этом очень часто смотрит прямо в ее глаза. Ласков также с отцом, подходит к нему, прижимается, садится на колени и т. д.

Вместе с тем, всю нашу семью беспокоит другая сторона состояния Ники

1. Как только Ника услышит вступительную мелодию телевизионной программы «Время», двумя руками закрывает уши, чтобы не слышать музыку, издает долгий, монотонный звук, тем самым заглушает шум. После окончания мелодии открывает уши и продолжает обычную бытовую жизнь. Иногда закрывает уши при включении миксера или когда писает в туалете. Однако не реагирует на спуск воды в унитазе.

2. Сжимает кулачки, пристально смотрит на них, не отрывая свой взгляд, постепенно разжимает один, затем другой большой палец, при этом несколько раз наклоняет руки вправо и влево. Все это продолжается 10-15 секунд, один или два раза в день, иногда в течение дня это состояние повторяется несколько раз, а иногда в течение дня вообще не наблюдается.

3.   Игрушечные самолетики, машины раскладывает в ряд на край обеденного стола  или на пол.

4.  На игровой площадке с детьми почти не общается, самостоятельно, активно играет, катается на качелях, лазает на всевозможные горки, скатывается с них, любит карусели. Но однажды на игровой площадке стал забавно играть с озорным мальчиком. Тот первый вызвал Нику на игру: подошел к Нике, издал звук, как бы при карате, наш малыш с удовольствием ответил ему так же, и они начали бегать друг за другом.

5. Создается впечатление, что Ника ничего не боится. Например, в зоопарке вначале, как и все, несколько раз кормил страуса при помощи длинной палочки, потом бросил палочку, взял левой рукой за шею страуса, нагнул голову и правой рукой стал кормить его. Такое же он повторил с верблюдом. Все мы были, конечно, удивлены этим поступком. Когда наша машина стоит, он  может самостоятельно открыть дверь, выбежать из машины и не обращать внимания на движение другого транспорта.

6. В случае отказа ему в чем-либо начинается крик, визжание, а иногда доходит почти до истерики. Очень сложная ситуация при этом создается в магазине, в общественных местах. Заходя в магазин, взглянув на стеллажи, он быстро разглядывает игрушки, затем   мгновенно подбегает к какой-либо игрушке, хватает ее и бежит к кассе. Стараешься объяснить ему, что такая игрушка дома есть и отказываешь ему в покупке этой игрушки, и все это сопровождается это неистовым криком, истерикой. При этом он валяется на полу, не воспринимает никакие уговоры, не дает возможности поднять его на ноги, поднимая свои руки вверх и всей своей тяжестью сползая на пол, не успокаивается, пока не удовлетворить его требование. Если после прогулки не хочет идти домой, то у входа в подъезд  начинает кричать, визжать, сопротивляться, а иногда валяться на земле. Остается единственный выход - приходится всеми усилиями поднимать его на ноги, чтобы затащить домой. Все это происходит на глазах у посторонних и, естественно, очень тяжело отражается на родителях и близких.

Вся наша семья прочитала книгу С.А. Сошинского «Зажечь свечу», в которой рассказывается история воспитания автором книги и его семьей аутичного ребенка Андрюши. Мы понимаем, что каждый такой ребенок требует индивидуального подхода, и состояние одного ребенка не похоже на состояние  другого. Однако у Ники нет таких глубоких симптомов, с которыми столкнулась семья Сошинского, и несмотря на это, они вывели Андрюшу из этого состояния. Я уверен, что и мы все вместе выведем Нику из этого состояния. Значительная нагрузка, безусловно, ляжет на родителей, и, Бог даст, они осилят эту работу. Необходимо терпение, упорный труд, нельзя  успокаиваться на достигнутом.   Мой совет - сочетать мягкость и доброту со строгостью, требовательностью к нему. Он должен понять  раз и навсегда, как бы он не протестовал против Вашего требования, все же должен его исполнить.

                                                                                               30 апреля 2005 года.

 

 

 

РАСПОРЯДОК развития социально бытовых навыков

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Для обучения и развития навыков самообслуживания, самостоятельности и бытового поведения необходимо:

- решить основную задачу, это - развитие способностей ребенка к общению;

- подключить его и его руки как участника к выполнению некоторых действий, не допуская при этом гиперопеки. (Он может при этом стать зависимым от поддержек и подсказок взрослого);

- организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнениями задач, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение уверенности в собственных силах;

- прежде чем требовать что-либо, надо понаблюдать, что он может сделать;

- просьбы не должны оставаться без внимания, невыполненными;

- кратко комментировать события и его действия (но не перегибать), постоянно отмечать, поощрять удачи.

- стимулировать посильную ручную деятельность. Использовать инструкции «Принеси. Унеси, дай и др.»;

- следить за правилами этикета (здороваться, благодарить, извиняться, прощаться и т.д.);

- прививать чувство заботы о других членах семьи. Можно вспомнить, что «сестра учится в школе. Папа скоро придет с работы» и т.д.;

- стремиться не доводить ситуацию до аффективных вспышек: предотвращать пресыщение и истощение в деятельности. Иногда при аффекте использовать запрет «НЕЛЬЗЯ» или в этих случаях надо его переключать, отвлечь внимание;

- научить имитировать ваши действия (похлопать в ладоши, поднять руки вверх и т.д.);

- развивать использование указательного жеста, на вопрос «ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ? ПОКАЖИ ПАЛЬЧИКОМ" он должен указательным пальцем показать на предмет или на исполнение какого-то желания, т.е. показать желаемое указательным пальцем. На просьбу «ПОКАЖИ ПАЛЬЧИКОМ МАМУ, ПАПУ, ДЕДА И ДР.» он должен показать пальцем на них;

- вести дневник, систематически его дополнять, чтобы знать, чему его научили. Для развития речи необходимо фиксировать в дневниках те ситуации, слоги, звуки, из которых возникают или могут возникнуть новые слова. Стараться моделировать такую же ситуацию, чтобы закрепить использование этих слов на практике;

- необходимо просить произносить слова «ДА», «НЕТ», «ПАПА, ПОМОГИ» и т.д.;

- просьбы к нему должны быть произнесены не в пространство, а чтобы он видел ваше лицо, смотрел на вас. Если он отвлечен другим, привлеките внимание, а потом обращайтесь;

- при обучении навыкам позиция взрослого должна быть позади ребенка, и это создаст ощущение, что он сам выполняет действие. Одним словом, сделать все руками ребенка, стоя позади него. Желательно максимально ограничить свою речь и комментарии непосредственно во время выполнения действий, которые должны в настоящем быть самостоятельными.

ОСОБЕННО:

- в требованиях и в отношениях к ребенку все члены семьи должны быть во всех случаях последовательны и договориться об общих требованиях к нему: если запретили, нужно выдержать требование, это особенно касается запретов;

- непоследовательность взрослых может создавать дополнительные трудности. Если близкие всякий раз иначе учат умываться, одеваться и т.д., эти ситуации будут по-прежнему повергать ребенка в растерянность: а что делать дальше? Очень важно, чтобы все повторяли одни и те же шаги и учили ребенка одинаково.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Нижеследующий распорядок дня должен ежедневно выполняться всеми членами семьи своевременно, неукоснительно, в одной и той же последовательности.

1. Утро. Ребенок проснулся

 - Помогите и дайте возможность самостоятельно поменять ночную одежду на дневную. (Предварительно сложите одежду в постоянное место, разместите последовательно). Приучите к самостоятельности, начиная с раздевания, складывания одежды в порядке, соответствующем последовательности одевания.

- Когда он входит в общую комнату, научите ребенка здороваться - «Доброе утро», «Здрав­ствуйте» и т.д. Все это должно быть постоянно у него «на слуху».

2. Утренний туалет

- Проводите ребенка в ванную комнату, посадите на унитаз.

- Приступайте к умыванию, чистке зубов и т.д. (Все это осуществлять по заранее продуманной схеме действий).

3. Подготовка к завтраку. Завтрак

- Попросите ребенка накрыть на стол. Поднести тарелку, ложки, вилки, чашку, салфетки, сахарницу. Сажайте его в одном и том же месте. Поставьте на стол горячее или другое приготовленное заранее блюдо. Покормите. Желательно дать возможность покушать самому. Уберите со стола чайные и другие принадлежности по своим местам, а остальное отнесите в раковину.

4. Развлечение, отдых. Работа с ребенком

- Просмотр мультфильмов (обязательно комментировать).

- Вырезание картинок.

Очень важно, чтобы вырезание картинок всегда имело определенный смысл, и это в дальнейшем может стать фундаментом для развития других видов деятельности. Например, вырезать квадрат из зеленой бумаги, треугольник из красной и сопровождать это соответствующим комментарием: «Зеленый квадрат», «Красный треугольник». Наклеить фигуры на картон, вырезать наклеенные фигуры из картона. Собрать домик (треугольник - крыша, квадрат - под ней). Это уже конструктивная деятельность. Однако одновременно вы сделали шаблоны для обводки. Это уже графическая деятельность. Раскрасили домик в те же цвета, рукой ребенка подрисовали фломастером солнышко, травку, дорожку и т.д. Это уже изобразительная деятельность, а ваши комментарии - это развитие речи. То же дополните вырезанием небольшого круга желтого цвета, поместите круг в центре квадрата - получилась конура для собаки или клетка для птиц. В дальнейшем домик можно сделать побольше, дополнить его окошками и дверью, в окошко поместите фигурки людей (он сам, мама, бабушка и т.д.). Использовать аппликацию.

- Занятие лепкой всевозможных фигурок из пластилина. Широко использовать фантазию.

- Рассматривать семейные фотографии (особенно те, где есть сам ребенок), называя членов семьи, описывая, комментируя, что они делают, вспоминая связанные с ребенком извес­тные события. Рассматривание фотографий важно не только для развития эмоциональной привязанности к близким, его самоидентификации, но также для подготовки его к обуче­нию с использованием фотографий, картинок и т.п.

- Провести совместную с ним игровую деятельность, построенную на имеющихся у него привязанностях, постоянно дополняя и насыщая сюжет различными деталями. Например, «А я тебя поймаю» или игра с ним в прятки.

- Привить ему интерес к слушанию музыки, танцам. На магнитофоне прокрутить различные мелодии, в том числе танцевальные, и отобрать то, что ему понравится. Постоянно дополнять его фонотеку и использовать ее.

- Совместно с ним играть в пазлы, т.е. составить картинку из вырезанных заранее фабричным способом частей этой же картинки, комментировать весь процесс.

- Отработать с пластмассовыми, столовыми, чайными приборами их название, расстановку их на столе, применение.

5. Подготовка к прогулке на воздухе. Прогулка

- Надо сказать, что «сейчас мы подготовимся и пойдем гулять», он должен знать, что надо готовиться гулять. Комментируя эту подготовку, поведите его в детскую комнату и переодевайте в одежду на выход. (Раздеваться и одеваться необходимо в одной и той же последовательности).

- Повести в туалет, посадить на унитаз,

- Перед выходом, если кто-то остается дома, научите прощаться (послать воздушный поцелуй, помахать ручкой и т.д.).

- Чтобы прогулка была полезна и имела цель, необходимо оговорить: наметить постоянный маршрут, а затем ему следовать.

- Прогулка должна начинаться и заканчиваться в определенное время.

- Во время прогулки, обеспечивая его безопасность, необходимо взять за руку или ходить рядом.

- Надо пытаться удерживать его внимание, комментируя то, что он видит вокруг.

- Улавливая его движение, побежать вместе с ним к обозначенной вами цели, остановиться, обняв и покачивая или подняв на руки, вместе рассмотреть то, что привлекло его внимание.

- Иногда ребенок провоцирует отрицательную реакцию взрослого. Надо быстро переключить его внимание на другие обстоятельства, предметы.

- Поведите в парк. Дайте ему возможность в парке пообщаться с другими детьми. На первых порах важно просто смотреть издалека на играющих детей и комментировать то, что делают ребята. Важно сказать: «Мы также можем играть». Важно дозировать его присутствие на площадке с детьми.

- Можно зайти в магазин (но не в каждый).

- Для того чтобы он вел себя спокойно на прогулке или в магазине,  возьмите с собой его любимую игрушку. При необходимости отвлеките этим.

- Во время прогулки используйте семейную автомашину. В машине можно с ним хорошо поработать. (Показать пальчиком на деду, папу, маму, глазки, ушки, носик. Прошла собачка.  «Как собачка лает?» и т.д.).

- Добившись какого-либо успеха, расскажите об этом дома и запишите в дневнике.

6. Возвращение домой после прогулки

- Возвратившись домой после прогулки, надо переодеться в домашнюю одежду (в той же последовательности, как и прежде).

- Пойти в ванную комнату, дать возможность посидеть на унитазе, умыться.

 Время обеда:

- Накрыть на стол (принести на стол в однотипной последовательности необходимую посуду, хлеб и др.);

- Пообедать, закончить обед уборкой со стола.

7. Дневной сон.

- Переодеть ребенка в спальную одежду, придерживаясь предыдущей последовательности, провести в туалет, посадить на унитаз.

- Положить на кровать, приговаривать, что «он сейчас будет отдыхать, спать, после этого мы продолжим с ним интересное занятие». Сон должен организовываться в определенное время.

8. Полдник

- После дневного сна переодеть в повседневную домашнюю одежду.

- Провести в туалет, посадить на унитаз.

- Дать чай с какими-нибудь печеньями.

- Организовать игры и занятия, описанные выше. Продолжать эти занятия до ужина.

9. Ужин

- Накрыть на стол, как было описано выше. Поужинать.

- После ужина убрать со стола в той же последовательности, как было указано ранее.

10. В вечернее время

- Можно повторить слова, действия, навыки, которые отрабатывались за этот и предыду­щий день.

- Можно просмотреть мультфильмы.

- Дать возможность самостоятельно поиграть с игрушками, пообщаться с членами семьи, иногда с гостями.

- Выйти с ним на улицу, погулять.

- Пойти вместе с ним в гости.

11. Сон

- Переодеть ребенка в пижаму.

- Повести в ванную комнату, посадить на унитаз.

-Уложить спать.

Информация об авторах

Мамедов К.А., родственник ребенка с аутизмом, Баку, Азербайджан

Метрики

Просмотров

Всего: 457
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 88
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1