Аутизм и нарушения развития
2010. Том 8. № 2. С. 71–72
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Впечатления от спектакля «Сотворившая чудо» Российского Академического молодежного театра (Москва)
Общая информация
Ключевые слова: театр, нарушение развития
Рубрика издания: Новости, события, документы
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Садикова И.В. Впечатления от спектакля «Сотворившая чудо» Российского Академического молодежного театра (Москва) // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 2. С. 71–72.
Полный текст
Удивительно, как это мои дети, перекормленные чтивом, музеями и зрелищами, без сильного сопротивления согласились в этот раз пойти в театр. Наверное, повлияло то, что рекомендовал этот спектакль надежный человек. По дороге на мои слова о том, что это будет вовсе не праздник, спектакль серьезный, дочь проворчала, что хочет развлекаться.
В основу пьесы У. Гибсона «Сотворившая чудо» легла реальная история слепоглухонемой Элен Келлер, которая при помощи замечательной и самоотверженной наставницы научилась общаться с людьми, сумела преодолеть отчуждение от мира и даже прославилась как ученая.
В фойе и зале уже была тьма детей: подростков и помладше, что меня очень смутило, я подумала: шумные, не дадут посмотреть спектакль, да и мои дети шумели так же, как и большинство зрителей. В первые 10 минут спектакля произошла перемена: зал замер и внимательно всматривался и вслушивался в происходящее.
Спектакль ошеломил нас так, что дома вспоминали его спустя два дня.
На сцене разыгрывалась трагическая история семьи с тяжелобольным ребенком. Родители не видят выхода: и жить с Элен дома опасно для родных и младенца- сестренки, и отдать в приют ее, родное дитя, невозможно. Появление воспитательницы Анни семью сначала обнадеживает: девочка восприимчива, выстукивает пальчиками, повторяя показанные слова, проявляет хорошую память и умение подражать. Потом ситуация обостряется. Анни пытается научить Элен правилам поведения в доме, видит, что для девочки за словами — знаками, простуканными по ладошке, не стоит смысл вещей и явлений, девочка не понимает, что ей предлагают средство общения.
Родители ребенка хотят, чтобы Анни помогла слепоглухонемой девочке научиться прилично вести себя за столом, научила кое-каким бытовым навыкам, ведь воспитательница сама, будучи слепой, провела в приюте до излечения почти всю жизнь. О большем они не думают. Но Анни знает, что ребенка надо научить общаться, что это возможно. Конфликт между бездумной родительской любовью, которая сделала Элен неуправляемой и деспотичной, помешала ей развиваться, и твердой и последовательной педагогической позицией Анни разрешается в пользу родителей: Анни, завоевав доверие ребенка, почти добившись от девочки результатов, на шаг от пути к общению, вынуждена все же уезжать.
Только на последних минутах спектакля, когда Элен скорее чувствует, чем понимает, что Анни в ее жизни больше не будет, на волне сильнейших переживаний, вдруг обнаруживает связь между привычными уже знаками, которые ей выстукивала Анни, и водой, понимает, что определенными знаками можно назвать воду и маму, и папу, и Анни. Самый важный шаг в развитии сделан.
Удивительно достоверная и даже самоотверженная игра обеих главных актрис настолько обогащает спектакль, что сопереживание героям пьесы в эти полтора часа становится для зрителей самым главным. Важно, что дети и подростки, от которых мало ожидаешь чувствительности и умения понять других, так сильно были захвачены спектаклем. И по репликам моих детей и зрителей в фойе было понятно, что спектакль пробудил самые лучшие чувства: сопереживания и сострадания.
Если будет у вас возможность посмотреть спектакль «Сотворившая чудо», посмотрите его, пожалуйста, он, наверное, идет не только в Москве. И при любых горестях вы будете с благодарностью думать о том даре, которым владеете: возможности слышать, видеть и понимать мир и людей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 935
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 425
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0