Аутизм и нарушения развития
2012. Том 10. № 1. С. 41–49
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Я учусь пересказывать
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, обучение чтению, ОВЗ
Рубрика издания: Педагогический опыт
Для цитаты: Загуменная О.В. Я учусь пересказывать // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 41–49.
Полный текст
Рабочая тетрадь
Часть 1
Художник — Выскорко Н.В.
Уважаемые родители и педагоги!
Пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: слушать произведение, понимать его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказу детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Ле- ушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в развитии детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуется мышление, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм.
С ребенком необходимо систематически проводить занятия по рассказыванию, содержание занятий должно быть неразрывно связано со всеми аспектами его жизни. Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4-5-ти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой с совершенно новым содержанием. То есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Пересказ учит детей излагать художественное произведение постепенно, последовательно. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи: запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.
Особую значимость владение навыками пересказа приобретает в школе. Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с дошкольным возрастом — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
В школе пересказ — это очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Однако далеко не всем учащимся пересказ даётся легко. Поэтому навык пересказа нужно формировать. И начинать это делать надо как можно раньше. Работа по обучению навыкам пересказа должна проводиться целенаправленно, начиная с младшего дошкольного возраста.
Как же быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку.
Мною было разработано методическое пособие, представляющее собой рабочую тетрадь, состоящую из двух частей. Рассчитано это пособие на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель этого пособия — обучение ребёнка пересказу текста.
В пособии даны тексты с вопросами и несколько заданий, повторяющихся от текста к тексту. Это позволяет ребёнку лучше понимать, что от него требуется, развивает самостоятельность. Материал в пособии представлен в виде уроков и состоит из пронумерованных листов. К каждому уроку даётся приложение. Задания сопровождаются рекомендациями для родителей, помеченными знаком / ! /.
Остановлюсь более подробно на описании первой части пособия. В ней ребёнку предлагается прочитать короткий текст. Если ребёнок не умеет читать, текст читает взрослый. Далее ребёнку задаются вопросы по содержанию прочитанного. При ответах на вопросы используются опорные картинки-подсказки по каждому предложению, которые даны в Приложении 1.
В следующем задании взрослый намеренно переставляет картинки местами и спрашивает ребёнка, что изменилось. Ребёнок вместе со взрослым вспоминает последовательность событий и ставит картинки в правильном порядке.
Далее ребёнку предлагается лист из Приложения 2, где он должен прочитать предложения, заменяя картинки словами. Если ребёнок не умеет читать, предложение читает взрослый, делая паузу в том месте, где нарисована картинка.
Следующее задание более сложное и предназначено для детей, владеющих навыком чтения. В нём ребёнок должен прочитать предложения и поставить в квадратиках цифры, соответствующие порядковому номеру предложений в тексте. При выполнении этого задания рекомендуется прочитать все предложения, найти первое и поставить в квадратике цифру 1, затем второе и т. д.
Далее ребёнку предлагается работа по составлению предложений из отдельных слов (Приложение 3). Особенность этого задания заключается в том, что ребёнок сначала читает предложение целиком. Затем взрослый на его глазах разрезает предложение на отдельные слова и перемешивает их. После чего ребёнка просят заново сложить предложение из слов и прочитать, что у него получилось.
Итогом данной работы является самостоятельный пересказ текста по опорным картинкам из Приложения 2. Ребёнку вновь можно предложить самостоятельно расставить картинки в правильном порядке, а затем, глядя на картинки, вспомнить и последовательно воспроизвести предложения.
По желанию педагога или родителей, и исходя из возможностей ребёнка, он может написать в тетради изложение этого текста с использованием опорных картинок и вопросов.
Вторая часть пособия более сложная. В ней ребёнку необходимо пересказать текст и написать изложение уже не по картинкам, а по вопросам, опорным словам или плану, составленному вместе со взрослым.
Ко второй части пособия также предлагается приложение. В нём даны тексты, которые предварительно разрезаются взрослым на отдельные слова. Из этих слов ребёнок должен сложить предложения и целиком текст. Также в приложении представлены примерные планы текстов для взрослых. Ребёнок может писать изложения по этим планам, либо составлять свои планы вместе со взрослым.
Таким образом, работа с этим пособием способствуют развитию связной речи, совершенствованию понимания прочитанного, формированию навыка самостоятельного пересказа текста.
Загуменная Ольга Викторовна, учитель-дефектолог
Урок 1, лист 1
Дети с родителями пошли в лес.
В лесу дети увидели белку.
Белка сидела на дереве.
Дети угостили белку орехами.
Орехи очень понравились белке.
! Если ребёнок не умеет читать, текст читает взрослый.
2. Ответь на вопросы по тексту:
1) Куда пошли дети с родителями?
2) Кого дети увидели в лесу?
3) Где сидела белка?
4) Чем дети угостили белку?
5) Белке понравились орехи?
После того как ребёнок ответит на вопрос, на стол выкладывается соответствующая картинка из Приложения 1. Если ребёнок затрудняется при ответе на вопрос, можно сразу положить перед ним картинку в качестве подсказки.
! Когда ребёнок справится с заданием № 2, предложите ему закрыть глаза и переставьте картинки местами. После того как ребёнок откроет глаза, спросите, всё ли правильно. Попросите его исправить ошибку и поставить картинки в нужном порядке. При этом в качестве подсказки можно читать ему предложения из текста. Играть можно несколько раз.
4. Прочитай предложения, вставь вместо картинок слова
(см. Приложение 2).
! Если ребёнок не умеет читать, взрослый читает предложение, делая паузу в том месте, где нарисована картинка.
5. Напиши в квадратиках номера и прочитай предложения в нужном порядке:
Белка сидела на дереве.
В лесу они увидели белку.
Орехи очень понравились белке.
Дети с родителями пошли в лес.
Дети угостили белку орехами.
! Предложите ребёнку найти первое предложение и поставить в квадратике цифру 1, затем второе и т. д.
6. Составь предложения из слов, начиная с выделенного слова
(см. Приложение 3).
7. Перескажи текст по опорным картинкам (см. Приложение 1).
! Задания № 5 и № 6 подходят только для детей, которые умеют читать.
Приложение 3.
! Разрежьте текст на предложения. Предложите ребёнку прочитать предложение. Затем на его глазах разрежьте предложение на отдельные слова и перемешайте их. Предложите ребёнку заново сложить предложение из слов и прочитать, что у него получилось.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1749
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 5435
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 23