Аутизм и нарушения развития
2013. Том 11. № 1. С. 61–63
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Музей одной сказки
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: музейная педагогика, стимуляция воображения, развитие эмоций, повышение мотивации для познания мира
Рубрика издания: Родительский опыт
Тип материала: эссе
Для цитаты: Баранова Н.А. Музей одной сказки // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 1. С. 61–63.
Полный текст
Мир сказок всегда был притягателен для ребёнка. Сказка - один из первых словесных жанров, с которым он встречается в своей жизни. Изучая сказку, ребёнок эмоционально вовлекается в ее сюжет, сопереживает её героям, знакомится с понятиями добра и зла, с традициями и историей своего народа, учится мечтать.
Психологи считают, что прикосновение к сказочным историям с самого раннего возраста помогает ребёнку познавать окружающую действительность. Чтобы сказка имела воспитательный эффект, она должна целиком завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, стимулировать воображение, то есть задеть все стороны личности.
В музейной работе практическая деятельность является одной из форм обучения и воспитания учащихся. Технология музейной педагогики позволяет знакомить детей со сказкой в форме увлекательных экскурсий, облегчая вхождение в сложный мир искусства.
Для детей и их родителей педагогический коллектив ЦПМССДиП на Кашенкином Луге вместе с воспитанниками подготовили проект «Музея одной сказки».
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в «Музей одной сказки». А какая сказка в нашем музее? Посмотрите на картины, вам знакомы герои этой сказки? Правильно, это русская народная сказка «Колобок». Музей показывает сегодня сказку, чтобы вы вспомнили песенку Колобка, его приключения. Те, кто не знаком со сказкой, могут взять в нашем музее книгу и почитать её, посмотреть рисунки и поделки, выполненные другими ребятами на уроках труда и в творческих студиях.
Давайте сейчас вспомним песенку Колобка!
Так обычно начинается экскурсия в «Музей одной сказки», открытый в нашем центре в сентябре 2012 года.
Приходя в музей центра, ребята через сказку знакомятся с миром искусства, культуры, с окружающим миром, получают знания и всё лучшее и доброе, что заложено в идее создания музея. Через экспонаты и театрализованные постановки дети передают это следующим посетителям. Хотелось бы, чтобы эта «эстафета» в деятельности нашего музея стала непрерывной.
Сказка «Колобок» была выбрана первой неслучайно. Это одна из сказок, с которыми ребёнок знакомится еще в раннем возрасте. В ней заложен целый педагогический свод. Сказка предостерегает от дурных поступков: Колобок оказался на редкость невежливым и невоспитанным героем: он ни разу ни с кем не поздоровался и не попрощался. Укатился от дедушки и бабушки без разрешения, не отблагодарив их за то, что потратили последние припасы, чтобы испечь его.
Можно ли после этого жалеть невоспитанного, хвастливого Колобка?
В нашем музее можно узнать биографию Колобка, почитать сказку, написанную на новый лад Владом Черных, здесь есть также интересный проект «Музыкальный колобок».
Для того чтобы посещение музея сделать ярким, запоминающимся событием, чтобы встреча со сказкой была интересной и насыщенной, большая предварительная работа проводится в классе: чтение и обсуждение сказки, изготовление поделок, ознакомительная беседа о музеях. Во время экскурсии по «Музею одной сказки» дети - не пассивные слушатели и зрители. Наоборот, они привлекаются к активному участию в мероприятии. Гостей ждут загадки, творческие задания на развитие мышления, памяти, внимания. Посещение музея помогает детям объединить прочитанное и изображённое, тем самым закрепляя сказку в памяти.
Студия «Витраж» под руководством педагога Т.В. Короткой подготовила для нашего музея самые первые экспонаты по сказке «Колобок». Ребята читали сказку и проговаривали действия персонажей, характеризовали героев и переносили сюжет на бумагу, выполняя затем работы в технике витража. А как приятно было им видеть свои поделки в «Музее одной сказки»!
Учитель технологии О.В. Шевелёва предложила ребятам подготовить для музея поделки, и знания незамедлительно воплощались в трудовой деятельности. В процессе подготовки поделок педагог старалась закрепить у детей знания о различных материалах и умение выбирать способы обработки в зависимости от их свойств, формировать интерес к разнообразным видам труда.
Каждый ребёнок выполнял поделку индивидуально, но завершался труд коллективной композицией: это могли быть, например, различные панно и макеты с использованием работ учащихся класса. Работа с текстильным материалом направлена на совершенствование и развитие у детей мелких движений кистей и пальцев рук. Обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию у детей, оптимизирует сам процесс трудового обучения. Ученикам, участвующим в создании «Музея одной сказки», была дана возможность экспериментировать, развивать творческие способности.
В работе над поделками использовались цветная бумага, картон, пластилин и другие материалы. Для нашего музея ребята изготовили аппликации в классическом виде и в технике «изонить», композиции из пластилина и солёного теста.
Педагог Е.А. Беляева с удовольствием приняла участие в организации музея и подготовила проект «Музыкального колобка»: ее студия «Музыкант» расположена совсем рядом с «Музеем одной сказки». Поэтому всегда есть возможность подойти к экспозиции, рассмотреть поделки, назвать персонажей, прочитать имена ребят, создавших замечательные работы по сказке «Колобок». На занятиях в музыкальной студии педагог с ребятами стараются проговорить сказку, иллюстрируя её контрастными звучаниями. В сказке много повторов, это близко куплетной песенной форме с вариантами в развитии, что связано с появлением очередного персонажа. Дети слушают песню Г. Струве «Колобок», постепенно разучивая её. Постоянным и необходимым спутником музыкальных занятий является пластическое движение, поскольку оно усиливает эмоциональное восприятие и служит активизирующим средством коммуникации. В течение двух-трёх занятий дети хорошо запоминают весёлую песню «Колобок», сопровождают её исполнение движениями и игрой на ударных инструментах. Затем уже вместе с родителями дети вновь посещают «Музей одной сказки» и напевают там знакомую песню. При его посещении ребята с большой радостью узнают своего «колобка» или «зайчика», показывают родителям и очень гордятся своими поделками.
Работа над созданием «Музея одной сказки» помогает не только детям. Но и мы, взрослые, вглядываясь в музей детскими глазами, открываем для себя новое пространство в изучении родной культуры.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1107
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 799
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0