Аутизм и нарушения развития
2017. Том 15. № 4. С. 53–56
doi:10.17759/autdd.2017150408
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Посетители с РАС в музее: пять шагов к инклюзии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, инклюзивная среда, социокультурная интеграция, музейная педагогика
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: краткое сообщение
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150408
Для цитаты: Степанов В.С. Посетители с РАС в музее: пять шагов к инклюзии // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 53–56. DOI: 10.17759/autdd.2017150408
Полный текст
Посетители с РАС в музее:
пять шагов к инклюзии
Степанов В.С.
Музей русского импрессионизма,
Москва, Россия,
Перемена в обществе отношения к людям с инвалидностью на более позитивное повлекла за собой смену традиционной «медицинской» модели инвалидности на социальную, и хотя этот процесс протекает неравномерно, он ширится и затрагивает различные сферы. Все больше учреждений культуры ставят своей целью создание инклюзивного учреждения, одной из задач которого является способствование процессу социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. На примере опыта Музея русского импрессионизма описаны основные пять шагов к созданию инклюзивного музея, приспособленного для посещения людьми с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, музей, инклюзивная среда, социокультурная интеграция.
Для цитаты:
Степанов В.С. Посетители с РАС в музее: пять шагов к инклюзии // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. - . doi: 10.17759/autdd.2017150408
Степанов Владимир Сергеевич, куратор отдела инклюзивных проектов Музея русского импрессионизма, Москва, Россия. E-mail: stepanov@rusimp.org
Предлагаемые ниже шаги по организации музейного пространства, подготовке персонала и созданию инклюзивной среды для работы с людьми с РАС реализованы в Музее русского импрессионизма в Москве. Такая инструкция поможет поэтапно создать возможность полноценного включения человека с РАС в культурное пространство учреждения.
1. Адаптация
При посещении музея людьми с аутистическими расстройствами музейные сотрудники, от директора до охранников, должны пройти специальную подготовку – тренинги, беседы по пониманию инвалидности, особенно, ментальной. Только знания о ментальных особенностях людей совместно с соблюдением правил этичного общения могут снять психологические барьеры при взаимодействии с посетителями с РАС. Эти знания помогают делать атмосферу в музее дружелюбной. Также важно учитывать сенсорные особенности людей с аутизмом. Следует создать более комфортную среду с минимальной световой и звуковой нагрузкой, а для устранения возможной сенсорной перегрузки посетителей предусмотреть специальную «тихую комнату» или хотя бы подходящее пространство в экспозиции. Двусторонний процесс адаптации предполагает также и предварительную подготовку самих детей и взрослых с РАС к посещению музея. Есть ряд инструментов, которые можно при этом использовать: правила поведения, социальная история, сенсорная карта, которые стоит отправлять родителям и сопровождающим, разместив электронные варианты на сайте, а печатные - при входе в музей. Желательно, чтобы правила поведения в музее были разработаны музейными сотрудниками совместно со специалистами, работающими с детьми, имеющими РАС, так как их правильное составление - не такая простая задача, как может казаться. Не лишним будет предоставить информацию об аутизме и другим посетителям при входе в музей, это может дать положительный эффект, ослабив напряжение при проведении занятий для детей с РАС в загруженные посетителями дни.
2. Интеграция
Следующей задачей после адаптации музейного пространства и подготовки обеих сторон коммуникативного процесса становится вовлечение детей и взрослых с РАС в образовательную и творческую работу. Специалистам необходимо четко понимать свою задачу и предполагаемый результат. Называть музейные программы «арт-терапией» не всегда корректно, ведь наличие таких компетенций у музейщиков — это редкость, а психологическая коррекция не является задачей музея. Но использование арт-терапевтических приемов в творческих мастер-классах будет уместным. В основном программа состоит из трех этапов: образовательная экскурсия, мастер-класс для закрепления полученных знаний и чаепитие как часть процесса социализации. Это условный шаблон, который может и должен меняться, в зависимости от различных индивидуальных факторов группы посетителей. При подготовке каждого занятия стоит учитывать количество детей или взрослых с РАС, количество сопровождающих и родителей, возраст, а также поведенческие и сенсорные особенности каждого. Это иногда может показаться некорректным и встретить негативный отклик, но в процессе проведения программы часто играет решающую роль для получения позитивного результата. На первых этапах можно ограничиться приглашением организованных групп от школ, фондов, студий. Но в дальнейшем стоит переходить к индивидуальной работе с родителями детей с РАС и со взрослыми с РАС, находить удобные и продуктивные форматы собственной студийной работы. Для этого необходимо держать обратную связь в формате анкет, электронных писем и рекламы новых проектов. Немаловажную роль играют открытые массовые мероприятия, но к их организации стоит отнестись внимательно и предусмотреть все детали взаимодействия людей с РАС и других посетителей.
3. Сотрудничество
Основой дальнейшего развития программ и музейной среды является создание совместных проектов с другими организациями. Это могут быть другие музеи и музейные сообщества. Примером такого сотрудничества может послужить партнерское участие Музея русского импрессионизма в проекте ИКОМ «Инклюзивный музей». Образовательные ролики и вебинары по взаимодействию с посетителями с РАС, а также проведенный 2 декабря «День Инклюзии» сильно продвинули работу многих учреждений в этом направлении. Это могут быть специализированные школы и организации. К примеру, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС создал на своем сайте интерактивную карту учреждений, работающих с людьми с РАС, на которой Музей русского импрессионизма первым появился наравне со специализированными организациями. Также следует упомянуть работу в этом направлении фонда «Выход», проводящего тренинги для персонала по взаимодействию с людьми, имеющими РАС. Партнерами музейных проектов могут стать и любые сторонние организации, если идея проекта это подразумевает, а также сами люди с РАС или родительские сообщества. Такое сотрудничество необходимо для обмена опытом, развития существующих практик и создания новых. Оно способствует увеличению в музее числа посетителей с РАС, укреплению взаимопонимания и повышению качества проводимых музеем программ.
4. Трансляция
Одной из главных задач работы с людьми с РАС является презентация их работ и транслирование творческих достижений. Деятельность музея по решению этой задачи не только помогает творческому и личностному развитию детей, но и имеет важное социальное значение, поскольку на данный момент в общественном сознании только формируется мнение, что люди с ментальной инвалидностью могут полноценно участвовать в жизни общества и делать свой значительный вклад. Каждый музей находит свои способы для такой трансляции. К примеру, 4 декабря на «Ночь искусств» на сцене Музея русского импрессионизма перформанс студии «Инклюзион[СВ1] . Школа» с актерами с ментальными нарушениями прошел наравне с выступлениями Гоши Куценко и Алексея Учителя и был тепло встречен публикой. А две художественные работы - победители от Музея русского импрессионизма в конкурсе «Я художник, я так вижу» проекта «Колесо Обозрения» были размещены в большом формате на стендах в парке «Мусейон». Авторы работ были подписаны, но намеренно не было указано, что это дети с инвалидностью, ведь важнее уровень произведений, а не диагнозы авторов. Хороший потенциал имеет идея некоторых музеев продавать художественные работы людей с РАС и передавать им полученные деньги, но она часто упирается в законодательные и другие барьеры. Необходимость деятельности музея по трансляции считается часто второстепенной по сравнению с образовательной, но результаты говорят об обратном. Трансляция достижений является закреплением наработанного опыта, поддержкой и мотиватором для дальнейшего развития творческого потенциала авторов.
5. Профессиональная ориентация
Последним элементом по созданию инклюзивной среды является включение людей с ментальной инвалидностью в работу[СВ2] музея на правах сотрудников. Это сложный шаг, возможности для которого по различным причинам находят далеко не все музеи. Но это и необходимый этап для становления инклюзивного общества. Существует ряд общих профессий, для которых не обязательно высшее образование, и вакансии которых есть в любом учреждении. [СВ3] Но есть уже и опыт некоторых музеев в предоставлении должности экскурсовода человеку с ментальной инвалидностью, что предполагает у него профессиональную подготовку. Такую подготовку может провести специализированное образовательное учреждение или сам музей. К этому процессу сейчас активно подключаются многие центры и организации, работающие с людьми, имеющими ментальную инвалидность. [СВ4] [СВ5] Также, если в музее существует студийная работа с определенным циклом обучающих занятий по специально разработанной программе, то она может стать основой для освоения профессии. Такие программы являются лишь вспомогательным средством, но имеют огромный положительный эффект. Примером может быть студия живописи в художественном музее.[СВ6]
Перечисленные пять шагов на пути к инклюзивному музею для посетителей с РАС приближают достижение цели создания универсальной среды[СВ7] , комфортной для посетителей с любыми особенностями, среды без барьеров не только физических, но и психологических, и социальных.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2979
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1106
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0