Аутизм и нарушения развития
2015. Том 13. № 2. С. 66–69
doi:10.17759/autdd.2015130209
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Новости, события, документы
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, помощь детям с РАС, системный подход
Рубрика издания: Новости, события, документы
Тип материала: отчет о событии
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130209
Для цитаты: Новости, события, документы // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 2. С. 66–69. DOI: 10.17759/autdd.2015130209
Полный текст
Круглый стол «Инклюзия в спорте:
адаптивная физкультура и массовый
спорт среди детей и подростков
с инвалидностью и без»
Москва, 25 июня 2015 г.
На заседании шла речь о необходимости развивать физкультуру и спорт для детей с инвалидностью, а также организовывать совместные занятия спортом для детей с инвалидностью и без.
Открывая заседание, директор «Перспективы» Денис Роза подчеркнула важность поднятой проблемы: «Сегодня для всех детей стоит проблема двигательной активности, но если дети без инвалидности летом все-таки имеют шанс больше заниматься спортом, поехать куда-то в лагерь или пойти в поход, то дети с инвалидностью всего этого лишены, и это нельзя так оставлять».
Паралимпийский чемпион депутат Государственной думы Сергей Поддубный поддержал Денис Роза со своей позиции: «Паралимпийский спорт для взрослых у нас находится на высоком уровне, не хуже, чем олимпийский, о чем говорят многочисленные золотые медали, которые российские паралимпийцы завоевывают на мировых первенствах. Но при этом совсем не уделяется внимание физической активности и спорту для детей с инвалидностью». Чемпион отметил, что отношение к детям с инвалидностью в нашей стране сводится к двум задачам: учить и лечить, поэтому речь о приобщении таких детей к спорту в интернатах или реабилитационных центрах обычно не идет. Однако детям очень важно выходить из дома, общаться с людьми, чувствовать себя равноценными членами общества, и спорт в этом может помочь. Хотя конечно, это очень непросто — организовать спортивные занятия для детей с инвалидностью, и с этой задачей справится далеко не каждый. Однако признав, что запрос общества в этом отношении справедлив, Сергей Поддубный пообещал поднять его и в стенах нижней палаты российского парламента.
Выступление американского эксперта Илая А. Вульфа было посвящено возможностям спорта для инклюзии людей с инвалидностью в общество. «Когда вы видите атлета, пловца с инвалидностью, на что вы в первую очередь обращаете внимание — на его атлетическую мощь или на его инвалидность?», — задал Илай вопрос присутствующим, показывая кадры спортсменов-паралимпийцев. Он призвал относиться к людям с инвалидностью на равных, признавая за ними право вести такую же жизнь, как и все прочие люди, в том числе, заниматься спортом. По мнению эксперта, настоящая инклюзия — это когда человек с инвалидностью невидим, но не потому, что исключен, а наоборот, потому что воспринимается обществом как его неотъемлемый член, хоть и с некоторыми особыми потребностями.
Елизавета Чиркова, директор московской школы № 2121, рассказала о проекте, в котором ее ученики участвовали вместе с РООИ «Перспектива»: знакомились с паралимпийским спортом, встречались с чемпионами, пробовали свои силы в разных видах спорта. По ее мнению, включение детей с особенностями гораздо легче проходит на занятиях физической активностью, чем в изучении основных предметов школьной программы. Учитель физкультуры этой же школы Дмитрий Бесполов, победитель конкурса «Учитель года Москвы» — 2004, рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются преподаватели, желающие включить в занятия детей с инвалидностью. По его словам, с такими детьми разрешено работать только специалистам по лечебной физкультуре, и обычный учитель физкультуры, даже прошедший курс спортивной медицины, боится ответственности при работе с ними. В школе же далеко не всегда есть специалист по лечебной физкультуре. При этом в Министерстве образования уже взяли курс на то, чтобы в ходе уроков физкультуры никто не сидел на скамейке освобожденных от занятий. За составление программы взялись олимпийские чемпионы, рассказал Бесполов. «Детей с инвалидностью нужно оценивать не по спортивным результатам, как прочих, а по мотивации и их личной динамике, — считает учитель. — А педагога оценивать не по количеству кубков, стоящих в холле школы, а по тому, насколько полно включены в занятия все дети с разными особенностями». Он также предложил подумать, каким образом можно было бы включать детей с инвалидностью в любые соревнования согласно их возможностям, а не придумывать для них отдельные «парасостязания». «Основная задача нынешней физкультуры — поднять ученика со скамейки освобожденных, — заявил Бесполов. — Но для этого в первую очередь со скамейки должен подняться учитель».
Выступивший затем Максим Попов, генеральный директор «Кенгуру-про», президент Федерации воркаута России, рассказал, как формировал среду для людей с инвалидностью, передвигающихся на коляске, — бывших байкеров, получивших травмы. Разрабатывал элементы конструкций — рукоходов, брусьев... Ради занятий на снарядах, удобных для передвигающихся на колясках, молодые люди с инвалидностью выходили из дома, возникла тусовка, а следом — мотивация не закрываться дома, не переживать одному свою инвалидность. О таких же площадках с конструкциями для work out рассказал президент Федерации по Параворкауту Александр Воробьев.
Затем слово взял еще один гость РООИ «Перспектива» Роб Мюллер, который рассказал, какие еще существуют способы адаптировать привычные физические упражнения для людей с инвалидностью. При этом, как заметил Кирилл Козырев, заместитель начальника программы развития и по связям с регионами в Российском Футбольном Союзе, помимо доступных спортплощадок и залов, нужна доступная среда на улицах города, доступный общественный транспорт, иначе спортсмен с инвалидностью просто не сможет ездить на тренировки.
Своим опытом проведения уроков физкультуры для детей с аутизмом поделился учитель физкультуры школы № 1321 «Ковчег» Юрий Торга- шев. Представитель ФК «Динамо-Москва» Ирина Тихомирова подняла тему незрячих спортсменов и Алексей Шипилов, тренер подмосковной сборной по голболу, рассказал, что в эту игру могут играть и спортсмены с инвалидностью по зрению, и без инвалидности, закрыв глаза специальной повязкой. При этом Алексей посетовал, что зачастую информация о голболе, о командах и клубах, просто не доходит до молодежи с инвалидностью по зрению, и из-за этого чрезвычайно трудно вовлекать в голбол молодое поколение.
Представитель Федерации спортивной борьбы России Василий Цандыков изложил присутствующим целую схему вовлечения детей и молодежи в спорт, которая не ограничивается уроками физкультуры и даже спортивными секциями, но предполагает встречи со знаменитыми спортсменами и мастер-классы, школьные спортивные фестивали и соревнования, собственные спортивные клубы, — причем все это для детей всех возрастов и с любыми особенностями. Разумеется, это предполагает переподготовку педагогического коллектива и обмен опытом, а также активное участие родителей, местной общественности, и в целом доступность спорта для всех участников процесса. В свою очередь советник ректора по инклюзивному образованию в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма Наталья Рубцова сообщила, что вуз разработал программы для занятий спортом людей с инвалидностью, более того, вступительные тесты в университет и дальнейшие экзамены также адаптированы для абитуриентов и студентов с инвалидностью: «Многие из них только у нас впервые начинают заниматься спортом», — рассказала Рубцова. По ее словам, сегодня Университет физкультуры — единственный вуз в России, использующий инклюзивную методику в спортивной подготовке. Тьюторами для студентов с инвалидностью выступают их однокурсники без инвалидности. Сурдопереводчиков нет, но с молодежью занимаются преподаватели соответствующих направлений, и ко второму году обучения практически все студенты осваивают жестовый язык.
После того как выступили все желающие, собравшиеся на круглый стол перешли к обсуждению рекомендаций для ведомств различного профиля и властей различного уровня. Учитель Дмитрий Бесполов предложил подумать об отмене строгих ограничений по здоровью для участия детей в соревнованиях разного уровня. «Например, для участия в президентских соревнованиях я должен набрать из одного класса восемь мальчиков и восемь девочек основной группы здоровья, — рассказал он. — Но нередко это невозможно сделать в рамках одного класса, ведь даже плоскостопие сразу переводит ребенка в другую группу».
Выслушав многочисленные замечания и предложения общественников и педагогов, единственный представитель исполнительной власти на заседании Ольга Джумачук, начальник отдела по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту Москомспорта, сообщила, что в Москве 247 тренеров прошли переподготовку в учебном центре и могут работать с детьми с инвалидностью, и в общей сложности в различных секциях занимается около 10 тысяч людей с инвалидностью. Она заверила собравшихся, что их пожелания услышаны: «Главное, чтобы было желание человека с инвалидностью или родителей ребенка с инвалидностью заниматься спортом, а мы со своей стороны поможем», — пообещала представитель Москомспорта.
Источник: perspektiva-inva.ru
Празднование Дня Победы в школе
День Победы — один из наиболее почитаемых праздников в России. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы с таким национальным подъемом, чувством гордости за своих дедов и прадедов.
16 апреля в ГБОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»» (структурное подразделение 359) учащимся 4—11 классов была показана литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный....», посвященная 70-й годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов..
В фойе школы был выставлен стенд с работами детей, которые они сделали на уроках истории в рамках литературно-исторического проекта «Дни воинской славы России». В подготовке к празднику также принимали участие все классные руководители, педагоги, родители и библиотекарь школы.
Актовый зал, украшенный родителями школьников, отражал дух военного времени: везде были развешаны треугольники военных писем, белые голуби мира, георгиевские ленточки.
Ученики и приглашенные родители удобно устроились в зрительном зале в ожидании начала праздника. Глаза ребят горели нетерпением. Театрализованное представление началось, и праздник открылся выступлением ученицы 5 класса Сони Бойправ, которая исполнила песню Е. Плотникова «О той весне». Кадры военной хроники на экране сменялись инсценировками рассказов военного писателя Сергея Алексеева «Берлинская знаменитость», «Достучался», «Случай с Павловцевым» в исполнении учащихся 7—9-х классов. Предвоенный вальс в исполнении ребят 9 класса сменялся сценой «Принятие присяги». За сценой сражения советского снайпера, которую показали учащиеся 8 класса, последовал иллюстрированный рассказ о танковом бое. Черникова Даша прочла стихотворение Ю. Друниной «Бинты», звучали мелодии хорошо известных песен «Бьется в тесной печурке огонь.», «Славянка», «Вставай, страна огромная.».
Мальчишки, одетые в военную форму, почувствовали себя настоящими мужчинами, защитниками Отечества.
Затаив дыхание, зрители слушали, как все участники концерта исполнили заключительную песню «И все-таки мы победили!». Это мероприятие до слез растрогало гостей праздника и послужило укреплению нравственных качеств школьников с особыми образовательными потребностями.
Мы, — весь народ, будем помнить об этих героических годах. «День Победы» навсегда останется для России одним из главных праздников.
Е. Печенкина
Стихи Николая Голышева легли
в основу театрального спектакля[I]
Необычный арт-проект задумала осуществить петербуржский театральный режиссер Яна Тумина. Она решила поставить оригинальный спектакль по произведениям молодого, но уже довольно известного поэта Николая Голышева. Кстати, выпускника Даунсайд Ап. Коле сейчас 16 лет, сочинять стихи он начал еще в детстве. Талант сына заметил отец, Сергей Голышев. Как он сам говорит, «мне повезло, что я обратил внимание, как он необычно и свежо связывает свои слова. Все началось с собаки, которая «потеряла весну». А ведь это уже поэзия, это образ. С этого момента я стал прислушиваться к тому, что говорит Коля. А что ребенку еще нужно? Папа его слушает! С тех пор он мне столько наговорил...»
Проект, над которым работает Яна Тумина, называется «Колино сочинение». Постановкой режиссер хочет постараться раскрыть мир особенного ребенка. И сложно найти лучшего автора и рассказчика, чем Коля, который может показать все грани солнечных детей через слова, стихи, поэзию. Вот как Яна описывает свое знакомство с творчеством Николая: «Я достаточно много знаю о поэзии и поэтах. Питер вообще особенно богат этой темой. Колины стихи так меня восхищают, как когда-то потрясли стихи Леонида Аранзона и Роальда Мендельштама. И тот, и другой уже стали признанными классиками в ряду с Бродским. У Коли есть то, что роднит его с подлинными мастерами слова, — это соединять очень остро, мгновенно и неожиданно слова так, что образ ярко вспыхивает и освещает душу».
В приложении к электронному сборнику стихов Николая Голышева «Поэт на крыше», который опубликовала профессиональный журналист и поэт Тереза Стизорик из Минска, есть интервью с Колей. Когда читаешь, ловишь себя на мысли, что ответы никак не могут принадлежать 13-летнему подростку. Так, на вопрос, для чего существует поэзия, Коля ответил: «Для того, чтобы научиться уму, мудрости, любви и покаянию». По словам юного поэта, сочинять он начал «во-первых, потому что без стихов мудрость пропадет; во-вторых, потому что стихи нужны сердцу и уму; и, в-третьих, потому что стихи — это важное средство для того, чтобы передать природу сердца». Главное, что Коле нравится быть творческим человеком, даже если поэт выделяется, отличается от других: «Я пишу книги как никто из моих друзей и моих обидчиков в школе, — ответил в интервью Коля. — Никто не пишет как я. Это хорошо быть поэтом. И я чувствую радость и мудрость, и счастье. И радостную судьбу чувствую, и жизнь будущих веков».
Редакция журнала «Аутизм и нарушения развития»
поздравляет нашего автора, мать девушки с аутизмом,
Екатерину Ермолаевну Демкову
и ее семью с вручением медали «За любовь и верность»
в День семьи, любви и верности в Российской Федерации
[I] Стихи Николая Голышева и фрагменты книги его отца Сергея Голышева опубликованы в журнале «Аутизм и нарушения развития» № 1 (28) 2010 г., № 4 (39) 2012 г., № 1 (40) 2013 г.
Метрики
Просмотров
Всего: 1300
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 500
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0