Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 2. С. 67–72
doi:10.17759/autdd.2018160210
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Новости, события,документы
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, конференция, семинар-совещание
Тип материала: отчет о событии
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160210
Для цитаты: Новости, события,документы // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 2. С. 67–72. DOI: 10.17759/autdd.2018160210
Полный текст
Заседание Экспертной группы
по вопросам организации
образования обучающихся с РАС
21 июня 2018 г., Москва
Заседание Экспертной группы по вопросам организации образования обучающихся с РАС Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов открыла заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.
С докладами о современных научных исследованиях по проблеме изучения расстройств аутистического спектра выступили директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Н.Н. Малофеев и директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития» А.В. Хаустов.
Председатель «Общества помощи аутичным детям “Добро”» С.А. Морозов представил собравшимся доработанную примерную АООП дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с РАС, а президент Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» А.Г. Зало- гина ознакомила с новым образовательным пособием «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: программы с доказанной эффективностью».
На заседании Экспертной группы были также рассмотрены вопросы ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Награждение победителей и лауреатов
IX Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных
возможностей»
31 мая 2018 г., Москва
В Парке культуры и отдыха «Сокольники» состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов IX Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей», организованного Фондом поддержки инвалидов «Единая страна» и Всероссийским обществом инвалидов. В 2018 году на участие в конкурсе было подано 474 заявки из 48 регионов РФ, а также от создателей русскоязычных сайтов из Узбекистана, Республик Беларусь и Молдова.
27 интернет-ресурсов стали победителями и лауреатами.
Интернет-портал ФРЦ МГППУ стал победителем в номинации «Дети как дети». Директор ФРЦ Артур ХАУСТОВ обратился со словами благодарности к организаторам фестиваля: «Мы хотим поблагодарить организаторов — Фонд поддержки инвалидов «Единая страна» и Всероссийское общество инвалидов за их поддержку и развитие интернет-ресурсов и за то, что они показывают, насколько это сейчас важно. В значительной степени это касается и поддержки лиц с РАС из отдаленных регионов нашей страны, которая возможна благодаря интернет-технологиям».
Также директор Федерального ресурсного центра поблагодарил команду, работающую над порталом, — Ольгу ВЛАСОВУ, Константина РЫЖЕНКОВА и Евгения ШВЕДОВСКОГО.
«Слаженность информационного сотрудничества в рамках нашего университета — заслуга начальника Управления информационными и издательскими проектами Анны ШВЕДОВ- СКОЙ» — отметил А. ХАУСТОВ.
Форум, посвященный началу реализации
Десятилетия детства
в Ленинградской области
1—2 июня, Ленинградская область
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» в целях совершенствования региональной политики в сфере защиты детства проведен Форум, посвященный началу реализации Десятилетия детства в Ленинградской области «Детство должно быть счастливым!». Планируется, что Форум станет традиционным и будет проводиться ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей.
В рамках проведения мероприятия прошло заседание Межведомственной группы по реализации Межведомственного плана действий по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Ленинградской области.
По приглашению Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в работе Форума в качестве эксперта принял участие директор ФРЦ МГППУ, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития» А.В. Хаустов.
Всероссийский научно-практический
семинар «Межведомственное и сетевое взаимодействие при организации
комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра»
22—23 мая 2018 г., Екатеринбург
Организаторы семинара: Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; ФРЦ МГППУ; ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения “Речевой центр”» (Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра).
Цель семинара: трансляция регионального опыта межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС.
Тематика обсуждаемых вопросов: 1. Нормативно-правовые основы межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС. 2. Организация деятельности межведомственной рабочей группы по организации комплексной помощи лицам с РАС. 3. Роль региональных ресурсных центров в развитии межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим. 4. Участие НКО в развитии системы комплексной помощи лицам с РАС. 5. Взаимодействие врачебных комиссий, психолого-медико-педагогических комиссий, медико-социальных экспертиз как ключевых участников при организации сопровождения детей с РАС. 6. Межведомственный опыт организации комплексной помощи лицам с РАС в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта.
Всероссийский семинар-совещание
«Организация комплексного сопровождения и образования
обучающихся по специальным индивидуальным программам развития
в контексте требований ФГОС»
16—17 мая 2018 г., Псков
Семинар-совещание был проведен с целью разработки предложений для совершенствования процесса доступного образования и комплексного сопровождения детей, обучающихся на основе СИПР. Обсуждались следующие вопросы: 1. Трудности, возникающие при организации образования обучающихся в рамках требований образовательного стандарта (IV вариант ФГОС НОО ОВЗ и II вариант ФГОС ИН), и пути их преодоления; 2. Нормативно-правовые условия образования обучающихся по СИПР; 3. Обеспечение специальных условий образования детей с ТМНР в образовательных организациях; 4. Организация взаимосвязанной, преемственной работы образовательной организации и детского дома-интерната в развитии жизненных компетенций детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР; 5. Взаимодействие НКО, органов власти и организаций (школ и ДДИ) в контексте образования и социализации детей-инвалидов и жизнеустройства взрослых людей с ментальной инвалидностью; 6. Подготовка специалистов по сопровождению детей с ТМНР.
Семинар-совещание проходил в ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
Генеральная Ассамблея
«Аутизм-Европа»
11—13 мая 2018 г., Роттердам (Нидерланды)
Делегация Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС приняла участие в Генеральной Ассамблее Международной Ассоциации «Аутизм-Европа» (AE) в Роттердаме (Нидерланды). ФРЦ впервые представил международному сообществу российский опыт сопровождения детей с аутизмом на государственном уровне.
В ходе работы Генеральной Ассамблеи директор Федерального ресурсного центра Артур ХАУСТОВ выступил с докладом о развитии системы помощи детям с аутизмом в России.
«В 44 из 85 регионов Российской Федерации разрабатываются и реализуются различные комплексные меры по оказанию помощи детям с аутизмом. На данный момент в России открыт 21 региональный ресурсный центр», — отметил директор ФРЦ.
В работе Генеральной Ассамблеи «Аутизм- Европа»приняли участие более 70 представителей некоммерческих национальных организаций помощи людям с аутизмом из более чем 20 стран Европы. На заседании Генеральной Ассамблеи также присутствовали руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игорь Шпицберг и исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова.
Московский международный салон
образования — 2018,
18—21 апреля 2018 г., Москва
Московский международный салон образования — 2018 прошел на ВДНХ. Стенд Федерального ресурсного центра МГППУ посетили заместитель Председателя правительства РФ Ольга Голодец, заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина и помощник заместителя Председателя правительства РФ Вениамин Каганов.
На выставке состоялась презентация результатов деятельности ФРЦ МГППУ. Прошли лекции и мастер-классы для специалистов и родителей по подготовке детей с РАС к школе, диагностике аутизма, а также по социокультурной интеграции детей с РАС. На одном из стендов МГППУ журнал «Аутизм и нарушения развития» представили члены его редакционной коллегии.
VI конференция
«Аутизм. Вызовы и решения»
19—21 апреля 2018 г., Москва
Организаторы конференции: Autism Research Institute (США), АНО «Центр проблем аутизма», МИЦ «Иммункулус», ГБОУ «Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова» г. Москвы, Московский институт психоанализа, при поддержке посольств США и Израиля. Доклады, лекции, мастер-классы отечественных специалистов и зарубежных ученых представили проблему аутизма во множестве подходов: обучение навыкам и коррекция поведения, инклюзивная среда, медико-биологическая сторона аутизма, роль семьи в реабилитации, развитие родительского движения. Среди зарубежных докладчиков были ученые, исследующие области генетики, неврологии, молекулярной биологии и нейробиологии аутизма. Эксперты из области поведенческих наук и деятельностной педагогики представили подходы к обучению лиц с РАС — от раннего вмешательства до функционального обучения взрослых с аутизмом. В рамках конференции работали несколько секций — по вопросам правового регулирования инклюзивного образования, по клиническим подходам к коморбидным заболеваниям при аутизме.
АНОНС
II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»
05—07 октября 2018 г., Москва
Организаторы конгресса:
Союз охраны психического здоровья, Российское общество психиатров,
Российское психологическое общество,
Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига,
Российская ассоциация геронтологов и гериатров»,
при поддержке Минздрава России, Минобрнауки России,
Минтруда России, Минспорта России.
Место проведения: Конгресс-центр (Центр Международной торговли).
Регистрация участников на сайте мероприятия: http://www.mental-health-congress.ru
Охрана психического здоровья детей станет ключевой темой конгресса. Психическое здоровье детей специалисты называют одним из важнейших ресурсов общества. Вопросы в сфере профилактики психических расстройств и продвижения ценностей психического здоровья среди детей и подростков в Российской Федерации и за рубежом обсудят на II Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века», который пройдет 05—07 октября 2018 года в Москве в Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции к росту психических расстройств в детско- подростковой среде. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения. При этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку от 14 до 32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности. Основная масса психических проблем взрослых начинаются в детстве, причем в 50% случаев они начинаются в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев — до 18 лет.
Своевременная профилактическая работа имеет чрезвычайно важное значение. Благодаря внедрению эффективных превентивных и лечебных стратегий можно предотвратить появление нарушений и смягчить последствия уже образовавшихся отклонений. Для этого необходимо работать с проблемой социального отторжения и менять отношение в обществе к людям, страдающим психическими заболеваниями, а также выявлять детей, находящихся в зоне риска, делать медицинские услуги более доступными. «Организации здравоохранения, образования, социальные службы и волонтерские движения должны работать вместе. Качество услуг зависит от тщательной подготовки кадров, контроля и учета результатов последних исследований, — утверждает Гордана Милавич, ведущий консультант в области детской и подростковой психиатрии в специализированной службе клиники имени Маудсли (Лондон, Великобритания), член оргкомитета Конгресса.
С самого рождения ребенка его жизнь должна быть организована таким образом, чтобы были условия для полноценной реализации возможностей его развития на каждом возрастном этапе. В этом существенная роль отводится образованию, которое является важным средством для передачи знаний, практических навыков, необходимых для формирования качеств, помогающих адаптироваться к динамичному характеру современного мира, личностному и профессиональному росту, преодолению жизненных трудностей, что в конечном итоге определяет его благополучие и успешность в настоящем и будущем. «Образовательная среда имеет важнейшее значение для укрепления детского эго и развития психического здоровья детей. Она дает детям и подросткам чувство идентичности и собственной значимости. Включение аспектов охраны психического здоровья детей в стратегии развития образовательных систем приносит положительные результаты», — отмечает Мохаммед Ходаярифард (Иран), профессор детской клинической психологии, декан факультета психологии и образования Университета Тегерана, член оргкомитета Конгресса.
Для детей с нарушениями психического развития образование приобретает еще большее значение, поскольку здесь оно, помимо своей основной задачи, осуществляет лечебно-психоортопедические и реабилитационные функции. При этом клиническая и индивидуально-психологическая специфика различных нарушений психического развития определяет специфику образовательной стратегии и тактики по отношению к каждому ребенку, а также целый ряд сопутствующих проблем, требующих своего последовательного решения на протяжении всего жизненного цикла человека. «Образование имеет решающее значение для развития молодежи, особенно тех 20%, которые имеют психические расстройства, являющиеся ведущей причиной инвалидности и ранней смерти. Скрининг, ранняя диагностика и лечение необходимы для их предотвращения. Медицинские работники (особенно занятые в сфере первичной медико-санитарной помощи), а также официальные лица и руководство должны получать образование, позволяющее обеспечить надлежащие меры и распределение ресурсов для оказания помощи лицам с психическими расстройствами», — считает Беннетт Л. Левенталь (США), почетный профессор детской и подростковой психиатрии Университета Чикаго, почетный член Всемирной психиатрической ассоциации (США), приглашенный лектор Конгресса.
На площадке Конгресса пройдет более сорока международных научных и социальнокультурных мероприятий, повестки которых содержат вопросы охраны психического здоровья детей и подростков.
Площадка
Конгресс-центр (Центр Международной торговли), Москва,
Краснопресненская набережная, д. 12, станция метро «Улица 1905 года»
http://www.mental-health-congress.ru/ru/page/location/
Международный оргкомитет конгресса
http://www.mental-health-congress.ru/ru/2018/committee/word/
Российский оргкомитет
http://www.mental-health-congress.ru/ru/2018/committee/organise/
Научный комитет
http://www.mental-health-congress.ru/ru/2018/committee/science/
Информация на сайтах:
II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» —
http://www.mental-health-congress.ru
Союз охраны психического здоровья — http://mental-health-russia.ru
Учебно-методическое пособие С.А. Морозова и Т.И. Морозовой
«Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст)»
вышло в свет в «КНИЖНОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ», г. Самара
Пособие написано двумя известными педагогами — специалистами в области РАС и основателями Региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям «“Добро”».
В книге освещены главные вопросы организации воспитания и дошкольного образования детей с аутистическими расстройствами. Авторы описали своеобразные черты, присущие детям с РАС дошкольного возраста, перечислили специфические требования к их образованию и возможности применения ФГОС с учетом особых образовательных потребностей детей. Затрагиваются проблемы определения индивидуальных образовательных траекторий детей с РАС и их вариантов в дошкольном возрасте. Серьезное внимание уделено вопросам ранней помощи, пропедевтическому этапу дошкольного образования, обеспечению коррекционной помощи в условиях ДОО, преемственности между дошкольным и школьным этапами образования детей с РАС.
Авторы — опытные педагоги, организаторы и родители ребенка с РАС — подчеркивают ведущую роль семьи в воспитании ребенка с аутизмом.
Приобрести книгу можно, обратившись непосредственно в РОБО «Добро», позвонив по телефонам
в Москве +7-495-917-37-41, +7-926-819-16-03
Книга Розмари Кроссли «Безмолвные» («Speechless»)
готовится к изданию в России
Тысячи людей лишены способности говорить и вынуждены объясняться с помощью жестов, рисунков и пиктограмм, не имея возможности полно выражать свои непосредственные впечатления и чувства, обосновывать мнение. В конце 1960-х — начале 1970-х годов одновременно в нескольких странах начала развиваться техника FC (Facilitated Communication), известная в России как «облегченная коммуникация», принципы которой были разработаны и сформулированы австралийским педагогом Р. Кроссли (R. Crossley), много лет занимавшейся с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, в том числе аутизм.
В книге Розмари Кроссли «Speechless» («Безмолвные») описывается ее путь поиска способов общения с неговорящими людьми, содержатся поразительные истории, в которых благодаря FC неговорящие пациенты раскрывались как полноценные личности.
Перевод книги на русский язык и подготовку к изданию осуществила Елизавета Заварзина-Мэмми, кандидат биологических наук, специалист в области альтернативной коммуникации, автор книги «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только» (2014).
Редакция журнала планирует публикацию нескольких глав книги Р. Кроссли «Безмолвные» и известит читателей о ее выходе из печати.
Метрики
Просмотров
Всего: 957
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 296
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0