Аутизм и нарушения развития
2019. Том 17. № 3. С. 60–67
doi:10.17759/autdd.2019170306
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза.
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: младший школьный возраст, универсальные учебные действия, развитие, когнитивные процессы
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170306
Для цитаты: Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 3. С. 60–67. DOI: 10.17759/autdd.2019170306
Полный текст
Оценка эффективности программы
Поскольку нейропсихологическое обследование не может многократно применяться из-за обучаемости, то вводятся контрольные задания по выделенным разделам, позволяющие анализировать состояние звена – «мишени» коррекционной работы, и работа над которым велась в рамках тематики или конкретной ВПФ. Предлагаемые контрольные задания позволяют качественно и количественно проанализировать динамику (позитивную или негативную) в отношении каждого звена психической деятельности. Контрольные варианты заданий желательно проводить приблизительно через 1 месяц после окончания коррекционной работы в соответствии с разделами программы. Критериями оценки состояния ВПФ являются качественные и количественные показатели.
Критерии:
1. Результативность – количество допускаемых ошибок в отношении основного отрабатываемого звена;
2. Темповые характеристики выполнения задания – общее время выполнения того или иного задания;
3. Степень произвольности:
·Высокий уровень произвольности заключается в самостоятельном выполнении каждого задания, в понимании инструкций, а также возможность следовать и контролировать результат выполнения при единичных обращениях за помощью к психологу.
·Средний уровень – при самостоятельном выполнении заданий минимальные трудности понимания инструкций при доступности выполнения операциональной стороны заданий, с периодическим обращением за помощью к психологу или периодически возникающей вербализацией выполняемой деятельности и/или с трудностями самостоятельного контроля.
·Низкий уровень – выраженные трудности включения в деятельность, осуществление психологом организации и регуляции деятельности ученика, парциальная доступность и парциальная автоматизированность отдельных заданий, ограниченная доступность контроля за выполняемой деятельностью.
Контрольные задания
Произвольное внимание
Методика «Школа внимания» [2].
Цикл 1. Задание №10.
Цикл 2. Задание № 20.
Цикл 3. Задание №30.
Цикл 4.Задание №40.
Цикл 5. Задание №50
Зрительное восприятие
Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. М. Изд. центр «Академия», 2003 С. 5, 6 [1].
Двигательная сфера
Тонкая моторика оценивается по результатам анализа почерка в тетрадях ученика по русскому языку и математике и в классных работах. Для сформированности функций моторного программирования и зрительно-моторных координаций могут быть проанализированы результаты повторного выполнения одного из заданий с минимальной модификацией упражнения № 8.
Пространственные процессы
Контрольно-диагностическими заданиями являются упражнения № 10 и № 11; выбираются аналогичные отрабатываемым заданиям.
Речь
Контрольным заданием на словарный запас являются следующие задания:
Контрольное задание № 1. Словарный запас
Инструкция: Подбери слова, противоположные по значению
1. Полный - …
2. Ленивый - …
3. Кричать - …
4. Храбрец - …
5. Собирать - …
6. Тьма - …
7. Гладкий - …
8. Мыть - …
9. Мелкий - …
10. Тусклый - …
Контрольное задание № 2. Словарный запас.
Методика «Свободные и направленные вербальные ассоциации», «глаголы», где оценивается точность удержания программы и количество актуализируемых слов.
Критерии успешности актуализации свободных ассоциаций у детей: 6-7 лет – 16-17 слов, 7-8 лет – 18 слов, 8-9 лет – 24 слова.
Для глаголов: у детей 6-7 лет – 9 слов, 7-8 лет – 10 слов, 8-9 лет – 15 слов.
Контрольное задание № 3. Фразовая речь
Оценка фразовой речи проводится по составлению рассказа по серии сюжетных картин с фиксацией количества развернутых предложений и средней длины фразы в сравнении с первичным диагностическим обследованием.
Контрольное задание № 4. Логико-грамматические конструкции
а) Используются тесты Бинэ как констатирующее задание;
б) Задание на понимание предлогов:
Кошка сидит … окне.
Деревья качаются … ветра.
… деревом была глубокая яма.
Собака вышла … конуры.
Чайки летают … морем.
Девочка спряталась … деревом
Грузовая машина привезла мебель и остановилась … домом.
Чтение
Оценка чтения проводится в сопоставлении с первичным диагностическим обследованием по параметрам: скорость (затраченное время), способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, слитное), количество и характер ошибок.
Память
При оценке зрительной памяти используется упражнение № 6 «Парочки»; как объем так и удержание местоположения картинок, изображений, оценивается количество повторных открытий одного и того же изображения.
Мышление
Наглядно-образное мышление
Материалом являются картинки из альбома Н.Э. Радлова «Рассказы в картинках» [4], которые не использовались в коррекционной работе. Оценивается правильность понимания смысла сюжетных картинок, возможность составления последовательно рассказа и выделение причинно-следственных связей в сравнении с первичным диагностическим обследованием.
Вербально-логическое мышление
Используются традиционные методики «четвертый лишний» и «пятый лишний», простые аналогии, понимание метафор и пословиц, оценивается умение выделять категориальные различия, сформированность системы понятий, операций обобщения и отвлечения, а также возможности понимания переносного смысла.
Дискурсивное мышление
Инструкция: реши задачу
1. Оценивается, как ученик приступает к решению задачи, и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности.
2. Как составляет план или общую схему решения задачи.
3. Как составление предварительного плана соотносится с дальнейшим ходом решения задачи.
4. Как проводится анализ осознания проделанного пути и коррекция допущенных ошибок.
Контрольное задание № 1. Инвертированные задачи [3]
«В спортивном зале было 15 мячей, часть из них забрали для соревнований. В зале осталось 8 мячей. Сколько мячей забрали?»
Контрольное задание № 2. Составные задачи.
Например: «У Пети 13 машинок, а у Миши на 5 машинок меньше. Сколько машинок у обоих мальчиков?».
Конструктивное мышление
Для оценки сформированности применяется методика «кубики Кооса», где фиксируются умение анализировать структуру предлагаемого образца, предварительная ориентировка в задании при построении плана действий и контроль за выполнением, доступность построения целостного пространственного образа, а также время, затраченное на выполнение задания.
Письмо
Контрольным заданием сформированности письма является нахождение и исправление ошибок в тесте:
Контрольное задание № 1. Инструкция: Исправь ошибки
Наступила висеннеее утро. лес отелся в пушыстый зиленый нарят. Наберезе кричят грачята. Шуршыт вкустах ежык. петя малчит и прислушывается к весенним свукам.
Счет
Контрольно-диагностическими заданиями являются задания на решение примеров и серийного счета.
Контрольное задание № 1
Для 1-го класса. Инструкция: Вставь пропущенные числа:
5 +… =12
… + 7=16
15 -… =9
… - 11 =8
Контрольное задание № 2. Серийный счет
Инструкция: Прибавляй к 2 по три, пока не дойдешь до 20.
Контрольное задание № 1
Для 2-го класса:
38 + .. =55
… + 24= 88
56 - …=41
.. – 48=37
Контрольное задание № 2. Серийный счет
Инструкция: Прибавляй к 7 по четыре, пока не дойдешь до 50
Коммуникативные действия
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Контрольное задание № 1.«Левая и правая стороны» (Пиаже).
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкции:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую». (Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком).
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой».
3. (На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку): «Карандаш слева или справа? А монета?».
4. (Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш): «Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?».
Критерии оценивания:
– понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
– соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Контрольное задание № 2. «Братья и сестры» (Пиаже).
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?».
2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?».
3. «Сколько сестер в этой семье?».
Критерии оценивания:
– понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
– сопоставление разных точек зрения.
Показатели уровня выполнения задания
Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не сопоставляет разные точки зрения.
Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и сопоставляет их.
Данные по динамике состояния психической деятельности школьников могут быть внесены в таблицу, что позволяет структурировать полученные результаты и представить их в виде итогового заключения или характеристики. Наряду с когнитивными процессами желательна оценка эмоциональной сферы школьника, которая может стать отражением отношения школьника к процессу и результатам коррекционно-развивающей деятельности.
Психолого-педагогическая карта развития обучающегося
Ф.И.О.обучающегося___________________________________________
Дата рождения_________________________________________________
Класс_________________________________________________________
В отношении всех высших психических функций и их звеньев, а также для оценки эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков вводятся следующие оценки относительно уровня сформированности:
полная сформированность – высокий уровень,
негрубая дефицитарность – средний уровень,
выраженная дефицитарность – средний уровень
Параметр |
Оценка |
начало коррекционной работы |
Оценка динамики |
Включение в произвольную деятельность |
а) Быстро |
|
|
б) Легкие трудности |
|
|
|
в) Выраженные трудности |
|
|
|
Эмоциональный фон |
а) Ровный, устойчивый |
|
|
б) Пониженный (астеничный) |
|
|
|
в) Тенденция к эйфории |
|
|
|
г) Тенденция к агрессии |
|
|
|
д) Лабильность |
|
|
|
е) Выраженный аффект |
|
|
|
з) Уплощен (безразличие) |
|
|
|
Работоспособность |
а) Устойчивая |
|
|
б) Колебания |
|
|
|
в) Утомление |
|
|
|
г) Пресыщение |
|
|
|
Темп психической деятельности |
а) Быстрый |
|
|
б) Замедленный |
|
|
|
в) Грубо замедлен |
|
|
|
Зона ближайшего развития |
а) Требуется постоянная помощь |
|
|
б) Требуется минимальная помощь |
|
|
|
в) Помощь требуется, но не берет |
|
|
|
Стимуляция к произвольной деятельности |
а) Постоянная |
|
|
б) Минимальная |
|
|
|
в) На определенные задания |
|
|
|
Произвольное внимание |
1. а) Удерживает |
|
|
б) часто не удерживает |
|
|
|
в) всегда не удерживает |
|
|
|
2. а) Устойчивое |
|
|
|
б) с колебаниями |
|
|
|
5) Активно избегает контакта |
|
|
|
Критика к выполняемой деятельности |
а) адекватная |
|
|
б) частичная |
|
|
|
в) отсутствует |
|
|
|
Зрительное восприятие |
а) Предметное |
|
|
б) Активность зрительного восприятия |
|
|
|
Двигательная сфера |
а) Тонкая моторика |
|
|
б) Моторное программирование |
|
|
|
в) Зрительно-моторные координации |
|
|
|
Пространственные процессы |
а) Телесное пространство |
|
|
б) Окружающий предметный мир |
|
|
|
в) Графическое представление пространственного расположения предметов и объектов |
|
|
|
Речь |
а) Актуализация словарного запаса |
|
|
б) Фразовая речь |
|
|
|
в) Развернутое речевое высказывание |
|
|
|
г) Логико-грамматические конструкции |
|
|
|
Письмо |
Количество ошибок |
|
|
Чтение |
Скорость |
|
|
Способ чтения |
|
|
|
Количество ошибок |
|
|
|
Произвольная память |
Зрительная память Объем |
|
|
Мыслительные процессы |
а) Наглядно-образное мышление: понимание и установление причинно-следственных связей |
|
|
б) Вербально-логическое мышление |
|
|
|
в) Дискурсивное мышление |
|
|
|
г) Конструктивное мышление |
|
|
|
Число, счет и счетные операции |
Количество ошибок |
|
|
Коммуникативные действия |
Личностная позиция а) эгоцентрическая б) моральная децентрация |
|
|
В качестве дополнительной информации для специалистов, занимающихся коррекционной работой, обращаем ваше внимание на необходимость учета возрастных особенностей детей с нарушениями развития, у которых может присутствовать не только комплексная (системная) положительная динамика, но и диссоциативные варианты формирования психических процессов, когда наряду с позитивными изменениями могут присутствовать на коротких временных этапах негативные изменения или отсутствие динамики в отношении отдельных звеньев высших психических функций.
Литература
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Москва: ИЦ «Академия», 2003. 64 с. ISBN 5-7695-1247-4.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. Рабочая тетрадь. 4-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 112 с.
- Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Москва: Секачев В. Ю., 2012. 48 с. ISBN 978-5-88923-339-8.
- Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. Москва: Изд-во «Мелик-Пашаев», 2013. 56 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3404
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 687
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7