Невротические состояния женщин и особенности отношения к новорожденному в ситуации «отягощенного» материнства

12

Аннотация

Актуальность и цель. Рост числа детей с особенностями психического здоровья ведет к увеличению потребности в их раннем выявлении и в исследованиях для последующего лечения. Рассматривается субъективный феномен «отягощенного» материнства как средовой фактор риска нарушения психического здоровья ребенка. Исследованы особенности отношения к новорожденному в диаде «мать — дитя» и выраженность невротических состояний у женщин при желанной беременности, но в ситуации рождения ребенка с заболеванием.

Методы и методики. В исследовании приняли участие 228 женщин. Основная группа — 173 респондентки, объединенные критерием особых условий формирования системы «мать — дитя» в ситуации «отягощенного» материнства. 55 женщин с сохранной репродуктивной функцией, беременность которых завершилась рождением здорового ребенка, отнесены в категорию условной нормы. Применялись Тест отношения беременной И.В. Добрякова; Клинический опросник невротических состояний К.К. Яхина и Д.М. Менделевича; метод полуструктурированного интервью; методы статистической обработки эмпирических данных U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. Женщины, находящиеся в ситуации «отягощенного» материнства, чаще транслируют тревожное отношение к новорожденному (U = 210,0; р = 0,004235). Описаны положительные корреляции между тревожным и депрессивным отношением к новорожденному и показателями по шкале «астения» Клинического опросника невротических состояний (r = 0,39; <0,05). Эмпирическими данными подтверждено наличие выраженных невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства по шкалам: «тревога», «истерический тип реагирования», «обсессивно-фобические нарушения» и «вегетативные нарушения».

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что особенности отношения к новорожденному и уровень выраженности невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства возможно рассматривать в числе факторов риска нарушения психического здоровья детей в младенческом и раннем возрасте.

Общая информация

Ключевые слова: «отягощенное» материнство, система «мать — дитя», отношение к новорожденному, невротические состояния, факторы риска, тревога, астения, невротическая депрессия

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220106

Получена: 23.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Золотова И.А. Невротические состояния женщин и особенности отношения к новорожденному в ситуации «отягощенного» материнства // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 45–51. DOI: 10.17759/autdd.2024220106

Полный текст

Введение

В условиях демографической нестабильности, падения рождаемости и ситуации трансформации семейных ценностей необходимость охраны психического здоровья детей раннего возраста приобретает особую социальную значимость. Интерес к этой проблематике обусловлен ростом психических нарушений среди детского населения и поиском путей решения, в том числе и с помощью профилактических мероприятий. Актуальность исследований этой темы заключается и в том, что воспитание, коррекция и лечение детей в раннем возрасте дают значительно больший эффект.

В этиологии и патогенезе психических нарушений одну из ведущих ролей играет средовой фактор, а именно, личностно-ориентированное взаимодействие во вновь сформированной системе «мать — дитя». По мнению ряда исследователей, «нежеланная беременность представляет высокий риск для здоровья детей раннего возраста, являясь пренатальной депривацией» [3, с. 11—12]. При описании неврозов как психогенного заболевания, А.И. Захаров обращает внимание на взаимное влияние нервного состояния родителей и их детей [7].

Целью представленного исследования является выявление особенностей отношения к новорожденному и выраженности невротических состояний у женщин при желанной беременности, но в ситуации рождения ребенка с заболеванием.

Терминологически «отягощенное» материнство мы определяем как субъективный феномен, проявляющийся через отношение к новорожденному с заболеванием и имеющий психологические последствия для женщины в виде измененного психоэмоционального состояния (выраженного невротического), что отражается на формировании системы «мать — дитя» в раннем послеродовом периоде.

Данный феномен наблюдается:

  1. При рождении ребенка с заболеванием у женщин с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией.
  2. При рождении ребенка с заболеванием в результате преждевременных родов, в том числе, с экстремально низкой массой тела.

Характерным признаком для женщин в ситуации «отягощенного» материнства является нестабильное эмоциональное состояние. Причину такого состояния определяет фрустрирующая ситуация неопределенности будущего для самой женщины и для новорожденного. Смысловая фиксация ситуации перенаправляет расходование основных ресурсов в ситуации принятия роли матери на поддержание собственного оптимального функционального состояния. Авторы Swanson V., Hannula L. констатируют, что «Родительский стресс связан с ухудшением здоровья и благополучия родителей и младенцев, а также с усилением психологического стресса» [18, с. 6].

Методы

В исследовании принимали участие женщины, которые были переведены вместе с ребенком на лечение в отделение патологии новорожденных на 3—11-й день после родов по причине нестабильного состояния их детей. Основная группа респонденток в количестве 173 человека (средний возраст — 34,5 лет) была разделена на 3 подгруппы:

  • 1 подгруппа — 78 женщин, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности (включая детей с экстремально низкой массой тела) с опытом перинатальных потерь в анамнезе;
  • 2 подгруппа — 63 женщины без опыта перинатальных потерь, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности;
  • 3 подгруппа — 32 женщины с нарушенной репродуктивной функцией, беременность которых наступила посредством экстракорпорального оплодотворения и завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности.
В контрольную группу вошли 55 женщин (средний возраст — 30 лет) с сохранной репродуктивной функцией, родившие здорового ребенка и представляющие условную норму.
Таким образом, основным критерием отбора женщин для включения в основную группу являлось рождение ими ребенка с заболеванием в периоде новорожденности.
В настоящее время отмечается острый дефицит валидных методик, направленных на исследование особенностей отношения к новорожденному у женщин в раннем послеродовом периоде. Поэтому для проведения представленного исследования применялись: модифицированная версия Теста отношений беременной (ТОБ) И.В. Добрякова [5]; Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхина и Д.М. Менделевича [13], а также метод полуструктурированного интервью, цель которого — достижение максимально конструктивного комплаенса. Для статистической обработки эмпирических данных использовались: U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты 

  1. При проведении исследования были выявлены значимые различия у женщин основной и контрольной групп в отношении к новорожденному.

Женщины контрольной группы с сохранной репродуктивной функцией преимущественно демонстрируют оптимальное отношение к новорожденному (U = 238,5; р = 0,022610*). Тревожное отношение к новорожденному чаще отмечается у женщин с нарушенной репродуктивной функцией, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности, без опыта перинатальных потерь в анамнезе (U = 210; р = 0,004235**), а также у женщин, беременность которых протекала без особенностей, но у них имелся опыт перинатальных потерь в анамнезе, и роды завершились рождением ребенка с заболеванием (U = 245,5; р = 0,007393**). Для женщин с нарушенной репродуктивной функцией с опытом перинатальных потерь в анамнезе более свойственно эйфорическое отношение к ребенку (U = 199,5; р = 0,001285**) [10, с. 225].

Система «мать — дитя», формирующаяся в течение девяти месяцев беременности, при рождении ребенка с заболеванием претерпевает изменения. Образ «здорового» ребенка разрушен, происходит принятие рождения ребенка с заболеванием. Любая нестандартная ситуация, в том числе перевод из родильного дома в отделение патологии новорожденного и длительное нахождение в больничном стационаре, не позволяет женщине испытать радость от состояния «я — мама», и отражается на формировании системы «мать — дитя».

Принятие материнской роли происходит в сложной стрессовой ситуации, что значительно снижает ресурсы женщины и становится для нее дополнительным испытанием. Женщина находится в постоянном состоянии непродуктивной тревоги. «Меняющиеся требования реальной действительности, связанные с появлением новорожденного, и индивидуальные особенности принятия ролевого статуса «матери» могут привести к психическим и эмоциональным перегрузкам женщины в постнатальном периоде и катализировать формирование дисфункциональных диадических отношений в системе «мать — дитя», что может отразиться на психическом здоровье ребенка в дальнейшем» [9, с. 140]. Особенности отношения матери к новорожденному возможно рассматривать в числе факторов риска нарушения психического здоровья детей в раннем и младенческом возрасте.

  1. На момент проведения исследования соматическое состояние детей описано как тяжелое и средней степени тяжести. Заболевания новорожденных в МКБ-10 распределены на 4 большие группы: врожденные аномалии, пороки развития, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99); дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, характерные для перинатального периода (P 20-Р29); инфекция, специфичная для перинатального периода (P 35-Р39) и другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного (перинатальное повреждение ЦНС, синдром угнетения). В исследовании выявлена реакция реагирования на столь разные заболевания в раннем послеродовом периоде как типичная, не зависящая от нозологической формы и укладывающаяся в клинические проявления невротических состояний, которые являются нересурсными для ситуации становления системы «мать — дитя». Это отражают результаты, полученные при исследовании и описании выявленных синдромов невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства по шкалам: «тревога» (U = 157,5; р = 0,000910***), «истерический тип реагирования» (U = 116; р = 0,000056***), «обсессивно-фобические нарушения» (U = 367,5; р = 0,002009**) и «вегетативные нарушения» (U = 320,5; р = 0,000293***) (см. таблицу).

Результаты исследования свидетельствуют о достоверных различиях — по болезненному характеру выявляемых невротических проявлений (меньше –1,28), по шкале «невротическая депрессия» (U = 133,5; р = 0,000192) и по шкале «астения» (U = 79,5; р =0,000003) у женщин с нарушенной репродуктивной функцией. «Долгое ожидание наступления беременности, обусловленное репродуктивными сложностями» [8, с. 98], рождение больного ребенка и разрушение надежд, направленных на будущее, обуславливает и поддерживает перечисленные состояния.

  1. Также выявлены устойчивые корреляции между психоэмоциональным состоянием и отношением к новорожденному у женщин основной группы.

Положительные корреляции между тревожным и депрессивным отношением к новорожденному и показателями по шкале «астения» у женщин с репродуктивными проблемами и у женщин с опытом перинатальных потерь в анамнезе, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности (r = 0,39; <0,05), свидетельствуют об измененном психоэмоциональном состоянии матери. «Чем выше уровень истощения физических и психологических ресурсов женщины, что и проявляется астеническим состоянием» [10, с. 230], тем более тревожное, а в отдельных случаях депрессивное отношение к новорожденному она транслирует.

Чем чаще женщины с опытом перинатальных потерь с нарушенной репродуктивной функцией и в ситуации рождения ребенка с заболеванием демонстрируют эйфорическое отношение к новорожденному, тем выше показатели по шкале «обсессивно-фобические нарушения» (r = 0,41; <0,05). Возможно, это объяснимо доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь ребёнка, формирующимся на фоне травматичного опыта. Обсессивно-фобические нарушения — это навязчивые состояния, вызванные реальными или надуманными страхами, которые чаще всего касаются реализации нежелательных событий, связанных с ситуацией «отягощенного» материнства.

Для женщин с нарушенной репродуктивной функцией характерны противоположные эмоциональные состояния — эйфория и тревога. «Первые сопровождаются ощущением расслабления и возникают, если цель достигнута» [6]. Вторичные состояния тревоги и невротической депрессии возникают из-за продолжительного воздействия стрессовых факторов. Опасность развития подобных невротических состояний заключается в потенциальной возможности их перерастания в хроническую депрессию или обсессивно-компульсивное расстройство, также могут развиться посттравматические стрессовые расстройства. Последствиями перечисленных невротических состояний являются общая астенизация и вегетативные нарушения. Отсутствие в течение длительного времени положительных эмоций и невозможность восстановления ресурсов поддерживает непродуктивное эмоциональное состояние женщины и отражается на отношении к новорожденному. Психологическое  благополучие  новорожденного обусловлено психоэмоциональным состоянием его матери. Данное заключение находит отражение в «Диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» («Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood», включающей в перечень нозологий «специфическое расстройство отношений в младенческом и раннем возрасте, подразумевающее развитие и проявление симптомов расстройства в контексте отношений с определенным взрослым» [1; 12, с. 121; 15].

Таблица

Результаты сравнительного анализа невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства и у женщин, представляющих условную норму (по U-критерию Манна-Уитни) 

 

Контрольная группа

Основная группа

U

Z

p

Тревога

4,44

1,34

157,5

3,32

0,000910***

Истерический тип реагирования

3,29

–0,82

116

4,03

0,000056***

Обсессивно-фобические нарушения

3,38

1,77

367,5

3,09

0,002009**

Вегетативные нарушения

6,06

4,11

320,5

3,62

0,000293***

Примечание: ** — различия на уровне значимости p <0,01

  1. Согласно результатам исследования, для женщин с опытом перинатальных потерь чаще, чем для представительниц условной нормы, характерен высокий уровень истерического типа реагирования (U = 245,5; р =0,0073) на любую нестандартную ситуацию. Данное невротическое состояние вполне объяснимо. Женщина обрела счастье иметь ребенка после негативного опыта перинатальной потери, но страх и неопределенность за будущее этого ребенка вызывают истерическую эмоциональную реакцию: протест, несогласие с реальной жизненной ситуацией, что может «ослаблять прежде всего те ресурсы, которые и так относительно дефицитны» [11, с. 113]. По статистике, приведенной в зарубежных изданиях, примерно каждая пятая из беременностей заканчивается перинатальной потерей [16; 17]. Негативный опыт перинатальных потерь, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии. Изменение эмоционального состояния женщины может являться одним из неблагоприятных факторов, влияющих на психическое развитие детей раннего и младенческого возраста.

Выводы

  1. Впервые терминологически описан субъективный феномен «отягощенного» материнства, проявляющийся через категорию отношения к новорожденному, и эмоциональное состояние женщины на стадии принятия роли матери в раннем послеродовом периоде при рождении ребенка с заболеванием.
  2. Исходя из результатов исследования, мы можем рассматривать болезненный характер выявляемых невротических проявлений (меньше –1,28) по шкалам «тревога», «невротическая депрессия», «истерический тип реагирования», «обсессивно-фобические нарушения» и «вегетативные нарушения» у женщин в ситуации «отягощенного» материнства как факторы формирования неоптимального отношения к новорожденному. Это убедительно доказывает положительная корреляция между невротическим состоянием женщин, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием, и тревожным, депрессивным или эйфорическим отношением к новорожденному. Описанные результаты соотносятся с данными отечественных и зарубежных исследователей, утверждающих, «что женщины, родившие недоношенных детей, чаще испытывают депрессивные симптомы и тревожность, чем матери доношенных» [2, с. 59; 14], а эмоциональное состояние женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, характеризуется «выраженной деструктивностью в виде хронической психической напряженности» [4, с. 207].
  3. Исследование носит лонгитюдный характер. Перспективы исследования сосредоточены на рассмотрении динамических проявлений невротических состояний женщин и влияния психоэмоционального состояния матери на психическое здоровье ребенка в младенческом и раннем возрасте. В контексте исследования следует обратить внимание многопрофильных специалистов на то, что формирование системы «мать — дитя» в условиях длительного стационарного пребывания матери и ребенка в отделении патологии новорожденных начинается в сложных условиях нестабильного эмоционального состояния матери.
  4. С целью уменьшения влияния средовых факторов риска на развитие ребенка в раннем и младенческом возрасте необходимым условием являются социальная и психологическая поддержка матерей, родителей, имеющая значительные последствия, ведущие к ослаблению стресса и ролевого напряжения [18; 19]. Характер выявляемых невротических состояний и особенности отношения к новорожденному могут стать основой для формирования индивидуальной программы психологического сопровождения женщины в раннем послеродовом периоде.

Литература

  1. Аникина В.О., Артамонова А.Ю., Шабалина Е.В. Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития детей от рождения до 5 (ДК:0-5): основные положения // Поляковские чтения 2023: Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф. Полякова): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23—24 марта 2023 г.). Mосква: МГППУ, 2023. С. 101—105. ISBN 978-5-94051-287-5.
  2. Арустамян М.А., Аветисян Л.Р., Котанян А.О. и др. Особенности психологического статуса матерей недоношенных и доношенных детей // Доктор.Ру. 2023. Т. 22. № 3. С. 56—60. DOI:10.31550/1727-2378-2023-22-3-56-60
  3. Бочарова Е.А., Белова О.С., Соловьев А.Г. Психическое здоровье и отклонения в развитии у детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2018. 114 с. ISBN 978-5-91702-313-7.
  4. Гринина Е.С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник РУДН: Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 2. С. 196—212. DOI:10.22363/2313-1683-2019-162-196-212
  5. Добряков И.В. Перинатальная психология. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 347 с. ISBN 978-5-496-01522-6.
  6. Жмуров В.А. Психопатология: в 2 ч.: Учебное пособие: Ч. 1: Симптоматология. Иркутск: ИГУ, 1994. 240 с. ISBN 5-7430-0502-8.
  7. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. Санкт-Петербург: КАРО, 2006. 672 с. ISBN 5-89815-704-2.
  8. Захарова Е.И, Якупова В.А. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 96—104. DOI:10.11621/npj.2015.0111
  9. Золотова И.А. Исследование особенностей психологического компонента гестационной доминанты как индикатора формирования дисфункциональных отношений в системе «мать — дитя» у женщин различных возрастных категорий // Вестник Костромского государственного университета: Серия: Педагогика, Психология, Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. С. 135—142. DOI:10.34216/2073-1426-2021-27-2-135-142
  10. Золотова И.А. Личностные и регуляторные ресурсы женщины в ситуации рождения ребенка с заболеванием в период новорожденности // Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (15—16 июня 2023 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2023. С. 222—230. ISBN 978-5-9296-1209-1.
  11. Мисиюк Ю.В. Изучение родительского стресса и способов совладания с ним у женщин в контексте интенсивного материнства // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6. С. 110—115. DOI:10.24158/spp.2022.6.15
  12. Трушкина С.В., Скобло Г.В. «ДК:0-5»: клиническая диагностика и психосоциальный аспект нарушений психического здоровья у детей // Поляковские чтения 2023: Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф. Полякова): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23—24 марта 2023 г.). Mосква: МГППУ, 2023. С. 120—123. ISBN 978-5-94051-287-5.
  13. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. Москва: МЕДпресс, 1998. С. 545—552. ISBN 5-93059-010-9.
  14. Bener А. Psychological distress among postpartum mothers of preterm infants and associated factors: a neglected public health problem // Brazilian Journal of Psychiatry. 2013. Vol. 35. № 3. Pp. 231—236. DOI:10.1590/1516-4446-2012-0821
  15. DC:0-5: Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (Version 2.0). Washington, DC: Original work published 2016. ZERO TO THREE: Virtual Annual Conference; 2021.
  16. Leon I.G. Helping families cope with perinatal loss [Web resource] // The Global Library of Women’s Medicine. November 2008. URL: https://www.glowm.com/section-view/item/417 (Accessed 29.01.2024). DOI:10.3843/GLOWM.10418
  17. Hughes P., Riches S. Psychosocial aspects of perinatal loss // Current Opinion in Obstetrics and Gynecology. 2003. Vol. 15. № 2. Pp. 107—111. DOI:10.1097/00001703-200304000-00004
  18. Swanson V., Hannula L. Parenting stress in the early years—a survey of the impact of breastfeeding and social support for women in Finland and the UK // BMC Pregnancy and Childbirth. — 2022. — Vol. 22, no. 1, pp. 699. DOI:10.1186/ s12884-022-05010-5.
  19. Zhao M., Fu W., Ai J. The Mediating Role of Social Support in the Relationship Between Parenting Stressand Resilience Among Chinese Parents of Children with Disability // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 2021. — Vol. 51, no. 10, pp. 3412—3422. DOI: 10.1007/s10803-020-04806-8

Информация об авторах

Золотова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент кафедры психологии и педагогики, Ярославский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5041-0082, e-mail: iazolotova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12