Введение
В условиях демографической нестабильности, падения рождаемости и ситуации трансформации семейных ценностей необходимость охраны психического здоровья детей раннего возраста приобретает особую социальную значимость. Интерес к этой проблематике обусловлен ростом психических нарушений среди детского населения и поиском путей решения, в том числе и с помощью профилактических мероприятий. Актуальность исследований этой темы заключается и в том, что воспитание, коррекция и лечение детей в раннем возрасте дают значительно больший эффект.
В этиологии и патогенезе психических нарушений одну из ведущих ролей играет средовой фактор, а именно, личностно-ориентированное взаимодействие во вновь сформированной системе «мать — дитя». По мнению ряда исследователей, «нежеланная беременность представляет высокий риск для здоровья детей раннего возраста, являясь пренатальной депривацией» [3, с. 11—12]. При описании неврозов как психогенного заболевания, А.И. Захаров обращает внимание на взаимное влияние нервного состояния родителей и их детей [Захаров, 2006].
Целью представленного исследования является выявление особенностей отношения к новорожденному и выраженности невротических состояний у женщин при желанной беременности, но в ситуации рождения ребенка с заболеванием.
Терминологически «отягощенное» материнство мы определяем как субъективный феномен, проявляющийся через отношение к новорожденному с заболеванием и имеющий психологические последствия для женщины в виде измененного психоэмоционального состояния (выраженного невротического), что отражается на формировании системы «мать — дитя» в раннем послеродовом периоде.
Данный феномен наблюдается:
- При рождении ребенка с заболеванием у женщин с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией.
- При рождении ребенка с заболеванием в результате преждевременных родов, в том числе, с экстремально низкой массой тела.
Характерным признаком для женщин в ситуации «отягощенного» материнства является нестабильное эмоциональное состояние. Причину такого состояния определяет фрустрирующая ситуация неопределенности будущего для самой женщины и для новорожденного. Смысловая фиксация ситуации перенаправляет расходование основных ресурсов в ситуации принятия роли матери на поддержание собственного оптимального функционального состояния. Авторы Swanson V., Hannula L. констатируют, что «Родительский стресс связан с ухудшением здоровья и благополучия родителей и младенцев, а также с усилением психологического стресса» [Swanson, 2022, с. 6].
Методы
В исследовании принимали участие женщины, которые были переведены вместе с ребенком на лечение в отделение патологии новорожденных на 3—11-й день после родов по причине нестабильного состояния их детей. Основная группа респонденток в количестве 173 человека (средний возраст — 34,5 лет) была разделена на 3 подгруппы:
-
1 подгруппа — 78 женщин, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности (включая детей с экстремально низкой массой тела) с опытом перинатальных потерь в анамнезе;
-
2 подгруппа — 63 женщины без опыта перинатальных потерь, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности;
-
3 подгруппа — 32 женщины с нарушенной репродуктивной функцией, беременность которых наступила посредством экстракорпорального оплодотворения и завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности.
Таким образом, основным критерием отбора женщин для включения в основную группу являлось рождение ими ребенка с заболеванием в периоде новорожденности.
Результаты
- При проведении исследования были выявлены значимые различия у женщин основной и контрольной групп в отношении к новорожденному.
Женщины контрольной группы с сохранной репродуктивной функцией преимущественно демонстрируют оптимальное отношение к новорожденному (U = 238,5; р = 0,022610*). Тревожное отношение к новорожденному чаще отмечается у женщин с нарушенной репродуктивной функцией, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности, без опыта перинатальных потерь в анамнезе (U = 210; р = 0,004235**), а также у женщин, беременность которых протекала без особенностей, но у них имелся опыт перинатальных потерь в анамнезе, и роды завершились рождением ребенка с заболеванием (U = 245,5; р = 0,007393**). Для женщин с нарушенной репродуктивной функцией с опытом перинатальных потерь в анамнезе более свойственно эйфорическое отношение к ребенку (U = 199,5; р = 0,001285**) [Золотова, 2023, с. 225].
Система «мать — дитя», формирующаяся в течение девяти месяцев беременности, при рождении ребенка с заболеванием претерпевает изменения. Образ «здорового» ребенка разрушен, происходит принятие рождения ребенка с заболеванием. Любая нестандартная ситуация, в том числе перевод из родильного дома в отделение патологии новорожденного и длительное нахождение в больничном стационаре, не позволяет женщине испытать радость от состояния «я — мама», и отражается на формировании системы «мать — дитя».
Принятие материнской роли происходит в сложной стрессовой ситуации, что значительно снижает ресурсы женщины и становится для нее дополнительным испытанием. Женщина находится в постоянном состоянии непродуктивной тревоги. «Меняющиеся требования реальной действительности, связанные с появлением новорожденного, и индивидуальные особенности принятия ролевого статуса «матери» могут привести к психическим и эмоциональным перегрузкам женщины в постнатальном периоде и катализировать формирование дисфункциональных диадических отношений в системе «мать — дитя», что может отразиться на психическом здоровье ребенка в дальнейшем» [Золотова, 2021, с. 140]. Особенности отношения матери к новорожденному возможно рассматривать в числе факторов риска нарушения психического здоровья детей в раннем и младенческом возрасте.
- На момент проведения исследования соматическое состояние детей описано как тяжелое и средней степени тяжести. Заболевания новорожденных в МКБ-10 распределены на 4 большие группы: врожденные аномалии, пороки развития, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99); дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, характерные для перинатального периода (P 20-Р29); инфекция, специфичная для перинатального периода (P 35-Р39) и другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного (перинатальное повреждение ЦНС, синдром угнетения). В исследовании выявлена реакция реагирования на столь разные заболевания в раннем послеродовом периоде как типичная, не зависящая от нозологической формы и укладывающаяся в клинические проявления невротических состояний, которые являются нересурсными для ситуации становления системы «мать — дитя». Это отражают результаты, полученные при исследовании и описании выявленных синдромов невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства по шкалам: «тревога» (U = 157,5; р = 0,000910***), «истерический тип реагирования» (U = 116; р = 0,000056***), «обсессивно-фобические нарушения» (U = 367,5; р = 0,002009**) и «вегетативные нарушения» (U = 320,5; р = 0,000293***) (см. таблицу).
Результаты исследования свидетельствуют о достоверных различиях — по болезненному характеру выявляемых невротических проявлений (меньше –1,28), по шкале «невротическая депрессия» (U = 133,5; р = 0,000192) и по шкале «астения» (U = 79,5; р =0,000003) у женщин с нарушенной репродуктивной функцией. «Долгое ожидание наступления беременности, обусловленное репродуктивными сложностями» [Захарова Е.И, 2015, с. 98], рождение больного ребенка и разрушение надежд, направленных на будущее, обуславливает и поддерживает перечисленные состояния.
- Также выявлены устойчивые корреляции между психоэмоциональным состоянием и отношением к новорожденному у женщин основной группы.
Положительные корреляции между тревожным и депрессивным отношением к новорожденному и показателями по шкале «астения» у женщин с репродуктивными проблемами и у женщин с опытом перинатальных потерь в анамнезе, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием в периоде новорожденности (r = 0,39; <0,05), свидетельствуют об измененном психоэмоциональном состоянии матери. «Чем выше уровень истощения физических и психологических ресурсов женщины, что и проявляется астеническим состоянием» [Золотова, 2023, с. 230], тем более тревожное, а в отдельных случаях депрессивное отношение к новорожденному она транслирует.
Чем чаще женщины с опытом перинатальных потерь с нарушенной репродуктивной функцией и в ситуации рождения ребенка с заболеванием демонстрируют эйфорическое отношение к новорожденному, тем выше показатели по шкале «обсессивно-фобические нарушения» (r = 0,41; <0,05). Возможно, это объяснимо доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь ребёнка, формирующимся на фоне травматичного опыта. Обсессивно-фобические нарушения — это навязчивые состояния, вызванные реальными или надуманными страхами, которые чаще всего касаются реализации нежелательных событий, связанных с ситуацией «отягощенного» материнства.
Для женщин с нарушенной репродуктивной функцией характерны противоположные эмоциональные состояния — эйфория и тревога. «Первые сопровождаются ощущением расслабления и возникают, если цель достигнута» [Жмуров, 1994]. Вторичные состояния тревоги и невротической депрессии возникают из-за продолжительного воздействия стрессовых факторов. Опасность развития подобных невротических состояний заключается в потенциальной возможности их перерастания в хроническую депрессию или обсессивно-компульсивное расстройство, также могут развиться посттравматические стрессовые расстройства. Последствиями перечисленных невротических состояний являются общая астенизация и вегетативные нарушения. Отсутствие в течение длительного времени положительных эмоций и невозможность восстановления ресурсов поддерживает непродуктивное эмоциональное состояние женщины и отражается на отношении к новорожденному. Психологическое благополучие новорожденного обусловлено психоэмоциональным состоянием его матери. Данное заключение находит отражение в «Диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» («Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood», включающей в перечень нозологий «специфическое расстройство отношений в младенческом и раннем возрасте, подразумевающее развитие и проявление симптомов расстройства в контексте отношений с определенным взрослым» [Аникина, 2023; Трушкина, 2023, с. 121; DC:0-5: Diagnostic, 2016].
Таблица
Результаты сравнительного анализа невротических состояний у женщин в ситуации «отягощенного» материнства и у женщин, представляющих условную норму (по U-критерию Манна-Уитни)
|
|
Контрольная группа |
Основная группа |
U |
Z |
p |
|
Тревога |
4,44 |
1,34 |
157,5 |
3,32 |
0,000910*** |
|
Истерический тип реагирования |
3,29 |
–0,82 |
116 |
4,03 |
0,000056*** |
|
Обсессивно-фобические нарушения |
3,38 |
1,77 |
367,5 |
3,09 |
0,002009** |
|
Вегетативные нарушения |
6,06 |
4,11 |
320,5 |
3,62 |
0,000293*** |
Примечание: ** — различия на уровне значимости p <0,01
- Согласно результатам исследования, для женщин с опытом перинатальных потерь чаще, чем для представительниц условной нормы, характерен высокий уровень истерического типа реагирования (U = 245,5; р =0,0073) на любую нестандартную ситуацию. Данное невротическое состояние вполне объяснимо. Женщина обрела счастье иметь ребенка после негативного опыта перинатальной потери, но страх и неопределенность за будущее этого ребенка вызывают истерическую эмоциональную реакцию: протест, несогласие с реальной жизненной ситуацией, что может «ослаблять прежде всего те ресурсы, которые и так относительно дефицитны» [Мисиюк, 2022, с. 113]. По статистике, приведенной в зарубежных изданиях, примерно каждая пятая из беременностей заканчивается перинатальной потерей [Leon, 2008; Hughes, 2003]. Негативный опыт перинатальных потерь, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии. Изменение эмоционального состояния женщины может являться одним из неблагоприятных факторов, влияющих на психическое развитие детей раннего и младенческого возраста.
Выводы
- Впервые терминологически описан субъективный феномен «отягощенного» материнства, проявляющийся через категорию отношения к новорожденному, и эмоциональное состояние женщины на стадии принятия роли матери в раннем послеродовом периоде при рождении ребенка с заболеванием.
- Исходя из результатов исследования, мы можем рассматривать болезненный характер выявляемых невротических проявлений (меньше –1,28) по шкалам «тревога», «невротическая депрессия», «истерический тип реагирования», «обсессивно-фобические нарушения» и «вегетативные нарушения» у женщин в ситуации «отягощенного» материнства как факторы формирования неоптимального отношения к новорожденному. Это убедительно доказывает положительная корреляция между невротическим состоянием женщин, беременность которых завершилась рождением ребенка с заболеванием, и тревожным, депрессивным или эйфорическим отношением к новорожденному. Описанные результаты соотносятся с данными отечественных и зарубежных исследователей, утверждающих, «что женщины, родившие недоношенных детей, чаще испытывают депрессивные симптомы и тревожность, чем матери доношенных» [Арустамян, 2023, с. 59; Bener, 2013], а эмоциональное состояние женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития, характеризуется «выраженной деструктивностью в виде хронической психической напряженности» [Гринина, 2019, с. 207].
- Исследование носит лонгитюдный характер. Перспективы исследования сосредоточены на рассмотрении динамических проявлений невротических состояний женщин и влияния психоэмоционального состояния матери на психическое здоровье ребенка в младенческом и раннем возрасте. В контексте исследования следует обратить внимание многопрофильных специалистов на то, что формирование системы «мать — дитя» в условиях длительного стационарного пребывания матери и ребенка в отделении патологии новорожденных начинается в сложных условиях нестабильного эмоционального состояния матери.
- С целью уменьшения влияния средовых факторов риска на развитие ребенка в раннем и младенческом возрасте необходимым условием являются социальная и психологическая поддержка матерей, родителей, имеющая значительные последствия, ведущие к ослаблению стресса и ролевого напряжения [Swanson, 2022; Zhao, 2021]. Характер выявляемых невротических состояний и особенности отношения к новорожденному могут стать основой для формирования индивидуальной программы психологического сопровождения женщины в раннем послеродовом периоде.