Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 2. С. 73–79
ISSN: 2658-3100 (online)
Младший школьный возраст как основа формирования учебной активности ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, освоение позиции школьника, учебные трудности и их преодоление
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Для цитаты: Хухлаева О.В. Младший школьный возраст как основа формирования учебной активности ребенка [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 73–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28225 (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
При поступлении в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности — учебной. Конечно, абсолютно новой она для него не является, так как систематическое обучение знакомо ребенку с детского сада. Однако теперь учебная деятельность не только занимает все его основное время, но и становится основным источником развития, каким в дошкольном возрасте была игровая деятельность. Именно через нее теперь происходит развитие личности и познавательной сферы ребенка.
Родителям важно помнить, что учеба — это первая продуктивная деятельность ребенка. Занимаясь ей, ребенок осваивает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Учебную деятельность можно считать предпосылкой трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их за то, что они хорошо «потрудились».
Однако место учебной активности не ограничивается детством. В детстве она формируется, а на протяжении взрослой жизни постоянно используется. Через всю свою жизнь человек проносит опыт применения учебной активности, начало которому было положено в младшем школьном возрасте.
Почему же часть людей, окончив школу, не хочет учиться? Дело в том, что само по себе пребывание ребенка в школе не гарантирует формирование у него учебной активности. Для того чтобы это произошло, ребенок сам или с помощью взрослых должен сделать определенные шаги. Хорошо, когда взрослые имеют представление об этих шагах и всячески им способствуют.
Первый шаг ребенка в этом плане — освоение позиции школьника. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и трудность этого шага. Поэтому постараемся обратить на него особое внимание.
Освоение позиции школьника
Позиция школьника включает в себя несколько моментов.
1. Умение слышать учителя, т. е. не просто воспринимать звуки его голоса, а понимать, выполнения каких действий он добивается. Иногда это называют умением выполнять инструкции, иногда умением принимать правила урока и следовать заданиям учителя. Сложно ли это для ребенка? Практика показывает — да, сложно. Некоторые дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию; кто-то слушает ее, но потом забывает; кто-то торопится и пропускает нужные действия. Кому-то трудно сосредоточиться на восприятии инструкции (мы называем это невнимательностью). Ряду детей трудно справиться с желанием делать «по-своему». Поэтому очень важно научить ребенка работать с учебной инструкцией в первые месяцы школьной жизни.
2. Наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать трудности (это придет позже), а о стремлении. Оно предполагает, что ребенок, встретившись с заданием, которое ему сложно выполнить, будет всеми силами стараться его сделать, пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросит его. При этом он не переживает слишком сильно, не создает себе стрессовую ситуацию и не рискует заболеть от этого. Если же ребенок, ошибившись, например, в решении примера при устном счете, потом перестал поднимать руку, то это свидетельствует об отсутствии у него стремления справляться с учебными трудностями.
3. Дети должны уметь не только отвечать сами, но и выслушивать ответ других, поскольку обучение происходит в условиях класса. Овладеть этим умением не так просто, как кажется. Слушать другого ребенку совсем не так интересно, как отвечать самому. Когда младший школьник знает ответ и он просто срывается с языка, ему очень трудно заставить себя подождать, пока учитель его спросит. Часто дети буквально «вываливаются» из-за парт с тянущейся вверх рукой, выкрикивая: «Я! Я!» Поэтому некоторые дети поначалу обижаются на учителя или на одноклассников: «почему меня не спросили первым?», «почему его, а не меня?». Нужны время и большая работа как педагогов, так и самих детей, чтобы младшие школьники научились принимать во внимание интересы друг друга. Школьник должен уметь не только ждать, пока его спросят, но и прослушать то, что скажет одноклассник, иначе материал урока будет плохо восприниматься. Так, учитель часто просит детей несколько раз повторить правило, чтобы они его лучше запомнили. Тот, кто в это время будет не слушать ребят, а, например, играть со своей линейкой, правило на уроке не выучит. Ему потребуется специально учить его дома. Поэтому если родители замечают, что ребенок плохо запоминает материал урока, это может свидетельствовать о том, что он не слушает своих товарищей на занятиях.
Позиция ученика формируется и проявляется в школе, однако важно, чтобы родители понимали ее сущность и хорошо представляли себе все составляющие ее компоненты, поскольку фундаментом ее формирования являются особенности взаимодействии с ребенком в семье до школы. Свидетельством этого является тот факт, что у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других — медленно и трудно, при том что обучаются они в одном классе у одного учителя. Позиция ученика хорошо формируется у детей, в семьях которых сложились взаимодействия, развивающие у ребенка способность соблюдать баланс между готовностью выполнять требования и правила взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. баланс между «хочу» и «надо».
«Хочу» и «надо» можно понимать по-разному. Дошкольнику, например, позволительно хотеть играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки, поедать сладости и т. п., если при этом он будет уметь следовать таким «надо», как: самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Родители часто недооценивают значение оказания детьми помощи взрослым, в то время как эта деятельность, с одной стороны, способствует формированию у ребенка уверенности в себе, с другой — является одной из предпосылок развития умения преодолевать трудности в школе.
Родители должны внимательно следить за поведением своего ребенка, выявлять в нем соотношение «хочу» и «надо» и способствовать их сбалансированности.
После того как первый шаг в формировании учебной активности сделан, т. е. ребенок усвоил позицию школьника, ему предстоит сделать следующий очень важный шаг — освоить волевое поведение.
Развитие волевого поведения
Часто родители сталкиваются с тем, что воспитатели в детском саду, педагоги в школе жалуются, что ребенок не сидит на месте, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на уроке. Это свидетельствует о том, что у него не сформировано волевое поведение. В чем же заключается волевое поведение и как оно должно развиваться? Сразу оговоримся, что будем обсуждать только поведение абсолютно здоровых детей. Дело в том, что отклонения в психофизиологическом развитии (например, гиперактивность) накладывают свой отпечаток на волевое поведение ребенка. Мы не будем их рассматривать, рассмотрим волевое поведение, так сказать, в «чистом виде».
В младшем школьном возрасте бурно развивается воля ребенка. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки — в данном возрасте увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для осуществления волевого поведения. С другой стороны — необходимость развития воли диктуется требованиями школьного обучения.
Зачатки волевого поведения наблюдаются на ранних возрастных этапах. Уже на третьем году жизни дети обнаруживают самообладание, которое проявляется в способности отказаться от чего-либо приятного и сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Это первые свидетельства самостоятельного проявления ребенком силы воли. С 4 лет у ребенка начинает развиваться умение осуществлять контроль над своими действиями. На 4—5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности, а в случае невыполнения какой-либо обязанности — чувством вины перед взрослым. В конце преддош- кольного возраста ребенок значительно продвигается в волевом развитии: теперь он умеет брать на себя выполнение определенных обязанностей и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако настоящий скачок волевого развития приходится на младший школьный возраст. Рассмотрим, при каких условиях это происходит и какую оптимальную помощь ребенку могут оказать родители.
Вначале определим, что такое воля. Воля — многогранное понятие. В ней выделяются два компонента. Первый компонент — это умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е. сознательное управление своими действиями. Второй — умение совершать волевое усилие, мобилизоваться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Необходимо стремиться развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную «силу воли», а конкретные выделенные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем случае нельзя пропустить начальный этап мотивирования ребенка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что ребенку делать это трудно, неинтересно и не нужно. В какой-то степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда требуемое поведение нужно скорее взрослому, чем ребенку. Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она будет проявляться (например, не выкрикивать на уроках, а ждать пока спросят и т. п.).
Обратимся к первому компоненту воли — умению сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е. сознательному управление своими действиями Первый этап его освоения начинается уже в первые месяцы учебы ребенка в школе, когда перед первоклассником встает громадная «гора» школьных правил, которые ему необходимо усвоить, причем достаточно быстро. Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать, когда звенит звонок? Сколько клеточек отступать после домашней работы? Сколько между примерами? Количество правил, которые ребенок должен не просто запомнить, но и научиться выполнять, огромно, освоить их трудно, для этого необходимы значительные волевые усилия. Еще одна трудность, с которой сталкиваются первоклассники, особенно активные, это невозможность ответить на уроке всегда, когда хочется это сделать. Когда ребенок знает ответ, ему не терпится его произнести, он тянет руку. Но в классе много учеников, есть очередность ответов. И активиста начинают ругать: «ты не один в классе». Такого ученика нельзя оставить без внимания, но и ругать его тоже нельзя. Иначе первоклассник может перенаправить свою активность с учебы на какие-либо другие занятия, например, игры со своим соседом по парте. Ребенку надо объяснить, что ему надо проявить сознательность, силу воли, соблюдать правила поведения в классе.
Следующий этап развития воли — тренировочный. Ребенку даются игровые задания, перед ним ставится цель успешно справиться с ними, применив при этом определенный вид волевого поведения. Здесь важно помочь ребенку поверить, что он сможет это делать. После этого можно привлекать его к проявлению данного конкретного волевого поведения в реальной жизни. Когда такой вид волевого поведения станет автоматическим, можно «запускать» следующий. Схема освоения любых видов волевого поведения одинакова: постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, которое подразумевает постоянную фиксацию маленьких побед ребенка и его поощрение. При этом не стоит ожидать быстрых результатов.
Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1 к 4 классу должен снижаться, но не исчезать полностью. Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если ребенок не выполняет требования и это остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не будет вырабатываться.
Работая над развитием волевого поведения, родители должны учитывать «маленький секрет». Ребенку гораздо труднее выполнять требование не делать что-то, чем приказ делать что-то другое. Поэтому взрослым надо выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме. Еще одна «подсказка» родителям — групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому, если в семье несколько детей, продуктивнее организовывать игровые соревновательные формы развития воли.
Второй компонент воли — умение совершать волевое усилие, мобилизоваться в трудной ситуации, доводить дело до конца. В школе ребенок встречается с различными учебными заданиями. Какие-то будут ему интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых. Другие — не только менее интересны, но очень скучны и трудны (например, прописывание одного и того же крючочка целую строчку). Трудны, потому что у ребенка затекает напряженная рука, старающаяся выдержать наклон, одинаковые размеры, форму крючка. Еще какие-то задания будут не сразу получаться и ребенку захочется их бросить. Взрослые должны помогать ребенку выработать умение, сталкиваясь с трудностями в учебе, доводить задания до конца. Такое умение начинает формироваться у детей именно в первом классе. Обычно этот процесс происходит достаточно непросто. Одна из причин этого — отсутствие у детей психологической готовности воспринимать школу как место преодоления трудностей. Чтобы помочь ребенку полезно прочитать и обсудить с ним сказку.
«Жил-был на белом свете котенок. Он был самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, узнать, куда солнышко спать ложится. И тогда решил котенок уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли и не Яга. Да это и не важно. Важно то, что съедать она его не стала, а указала дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала:
«Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые придется карабкаться изо всех сил. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые. Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно учиться читать или буквы писать. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай, и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдешь тогда к другой горе. Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так скучно, как, например, палочки или крючочки по строчке аккуратно выводить. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто «двойки», выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, Котом-пятерочником».
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям».
С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими потребностями, т. е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей, которые может преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью. Родителям важно не впасть в одну из двух воспитательных крайностей, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Впадая в первую крайность, взрослые изнеживают школьника, избавляют от необходимости делать какие-либо усилия и, тем самым, ослабляют его волю. Между тем, готовность прилагать усилия для того чтобы чего-нибудь достигнуть, не возникает сама собой, к ней ребенка нужно приучать. Если ребенок не привык прилагать усилия, они кажутся ему непосильными. Другая крайность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания ребенок не может выполнить. В результате у него формируется привычка бросать начатое дело незавершенным, а это очень плохо влияет на развитие воли. Первое и основное правило выработки сильной воли — доводить начатое дело до конца, не оставлять незавершенным то, за что взялся. У родителей может возникнуть вопрос: как помочь ребенку выполнить действительно трудные задания Можно рекомендовать им использовать следующие приемы: — расчленить задание на части и выполнять его в
таком облегченном варианте — по частям;
— применять специальные и подготовительные упражнения, создающие уверенность в выполнении основного задания;
— выполнять первые элементы задания вместе с ребенком;
— исключить замечания, подчеркивающие боязливость детей (например, «Не бойся, это не трудно»);
— одобрять ребенка, внушать ему уверенность в том, что он сумеет выполнить задание (например, «Я верю, у тебя все получится»).
Итак, волевое развитие ребенка в младшем школьном возрасте делает настоящий скачок. Волю можно считать «мотором» учебной активности. Но учебная активность не может считаться в полной мере сформированной, если она не достигает своей цели
— высокого учебного результата. Любая активность, не достигающая результата, начинает постепенно затухать. Поэтому далее мы рассмотрим, от чего зависят учебные результаты младших школьников.
Тип нервной системы ребенка и его влияние на учебную активность
Часто родителей и педагогов удивляет, почему не все дети, находящиеся примерно в одних и тех же условиях, например, перешедшие из одной группы детского сада в один класс школы, одинаково успешны? Почему успехи ребенка в учебе ниже, чем могли бы быть? Почему получается так, что по результатам психологической диагностики у школьника высокий уровень развития мышления, а за контрольные работы он получает не только «четверки», но порой и «тройки»; психологи утверждают, что у него все в порядке с вниманием, а учителя сетуют на его невнимательность; они же утверждают, что ребенок сильно устает, а врачи не находят у него проблем со здоровьем? Дело в том, что на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Если педагоги и родители не знают об этом и не учитывают особенности типов нервной системы детей при организации урока, подготовке домашнего задания, не помогают ребенку использовать свои сильные стороны и компенсировать слабости, вот тогда и возникают перечисленные выше проблемы.
Понятие «тип нервной системы» было введено И.П. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Эта характеристика лежит в основе деления типов нервной системы на сильный и слабый. Они различаются, прежде всего, работоспособностью или утомляемостью, которая может быть оптимальной при определенных условиях.
Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять недлительные качественно разнородные действия. Например, при заучивании текста детям со слабым типом нервной системы помогут простые вспомогательные действия: деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и т. п. Если этого не обеспечить, такие дети могут переходить к выполнению следующих действий до получения результата предыдущих. При этом они будут производить впечатление небрежных учеников, которые не доделывают задания, в то время как действия таких детей обусловлены особенностями их типа нервной системы, которое включает охранительное торможение, помогающее избегать переутомления. Если же ребенок действительно устает, родителям следует подумать, как организовать его отдых. Может быть, надо снизить его внеучеб- ную нагрузку (кружки, занятия спортом и т. п.). В особо сложной ситуации оказываются мальчики, у которых отцы имеют «сильный» тип нервной системы, и которым эти проблемы незнакомы.
Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Дети с сильным типом могут их выполнить «за один присест» (при наличии высокой мотивации). При этом им не мешает ни небольшой шум, ни общество сверстников, присутствие последних только помогает их работе. Однако таким детям иногда требуется некоторая «раскачка» в начале работы, поэтому им предпочтительнее начинать уроки с легких заданий, а потом переходить к трудным.
Детям со слабым типом, наоборот, необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приготовление домашней работы им полезно планировать, а начинать ее выполнять следует с более трудных заданий. Таким детям надо предоставлять возможность тщательного контроля результатов. Можно предложить им составить наглядные образы к устным заданиям, которые потом они смогут использовать в классе при ответах.
У детей с сильным типом нервной системы в трудной ситуации увеличивается тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих. У детей же со слабым типом в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения задания увеличивается. Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Родителям «сильных» детей накануне работы можно всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обещать поощрить. Это поднимает их тонус. «Слабым» же детям это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной. Даже если родители не будут говорить об ожидании успеха, а проявят его косвенно (например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной), вполне возможно ожидать падения тонуса и ухудшение результатов работы. Поэтому взрослым слегка принизить ее значимость, можно рассказать о собственных «провалах» контрольных, вместе посмеяться.
В то же время ученик со слабым типом нервной системы должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Причем настроиться такой ученик должен не только на время проведения работы, но и на форму. Контрольное задание должно иметь ему привычную форму. Иногда полезно давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме. Таких учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Это тоже может привести их к провалу. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме.
Работая со «слабым» учеником, взрослый как бы балансирует на «лезвии бритвы» — ребенку нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.
Дети со слабым и сильным типом нервной системы отличаются еще соотношением в своей деятельности главных и вспомогательных действий.
Все действия человека делятся на главные, т. е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий (контролируют, подготавливают и т. д.). Например, при написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению его в письменной форме. Вспомогательные действия при этом — раскладывание поудобнее учебных предметов, прочитывание абзаца после его написания, продумывание, о чем писать дальше, и т. п. У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверять ее в конце работы. Иначе ее результат будет хуже возможного. А у детей с сильным типом, наоборот, главных действий намного больше, чем вспомогательных, т. е. им требуется меньше времени на подготовку к работе, проверку правильности выполнения. Однако точность выполнения работы при этом может страдать. Поэтому таких детей взрослым необходимо учить проверять работу, не торопиться.
Еще одно различие детей с сильным и слабым типами нервной системы касается планирования деятельности. Дети с сильным типом могут одновременно помнить и заботиться о выполнении нескольких заданий без специального планирования. Если же несколько заданий за длительный срок необходимо сделать детям со слабым типом, то им необходимо спланировать их выполнение. Новую работу таким детям лучше начинать, закончив предыдущую.
Важно отметить, что дети со слабым типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они сильно реагируют на такие внешние воздействия, которые детьми другого типа не были бы замечены. Но их нервная система довольно быстро достигает порога насыщения, после чего интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний. Слишком эмоциональное поощрение может привести таких детей к перевозбуждению и снижению их работоспособности. А замечание учителя на уроке вероятнее всего приведет к ухудшению результатов деятельности. Ребенку со слабым типом нервной системы вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя для того чтобы изменить свое поведение. Нужно помнить, что у некоторых таких учащихся может сформироваться страх неудачи, который приводит к тому, что при выполнении задания они ориентируются не на достижение успеха, а на избегание неудачи. Это существенно снижает эффективность работы, ведет к снижению концентрации внимания. Кроме того, родители должны помнить, что детям со слабым типом нервной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата. Поэтому таких детей необходимо учить умению более спокойно переживать неудачу.
Дети с сильным типом нервной системы испытывают трудности другого рода. Им для поддержания оптимального уровня возбуждения нервной системы необходимо проявлять высокую активность, которая предполагает энергичные или продолжительные двигательные реакции, моторные или интеллектуальные действия. Они должны избегать длительной монотонной, эмоционально неокрашенной работы, которая снижает их внимание, вызывает истощение. Такие дети нуждаются в смене видов деятельности, им надо предоставлять возможность выполнять задания разными способами. Взрослые должны помогать им формировать самоконтроль результатов выполнения заданий, учить планировать свои действия, познакомить со способами повторения пройденного.
Если родители считают, ребенок в школе недостаточно успешен, им имеет смысл обратиться к специалисту-психологу, который определит его тип нервной системы. Это даст возможность оказать необходимую помощь и самому ребенку, и педагогу в оптимизации условий его обучения.
Типы восприятия информации как фактор успешной учебы
Кроме типа нервной системы ребенка на качество его учебы может влиять преобладающий у него тип восприятия информации. Рассмотрим, как это происходит.
Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой не запомнил почти ничего. Ему приходится учить все дома. Родители начинают искать причины этого, просят психолога проверить память или внимание ребенка. Оказывается. что эти процессы соответствуют возрастной норме. Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо видит причину в педагоге, который «плохо учит».
Однако часто не виноват ни ребенок, ни учитель. Ученик не запоминает информацию на уроке потому, что учитель преподносит ее не в той форме, которая удобна для восприятия данного ребенка.
Информацию из внешнего мира человек получает посредством органов чувств. Основными из них являются: зрение, слух, осязание. Способы получения знаний с их помощью получили названия, соответственно:визуальный, аудиальный и кинестетический. Иногда внутри визуального выделяют еще один способ — логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Любой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но, как правило, имеет один наиболее предпочтитаемый по сравнению с другими, «любимый». Интересно, что и передавая информацию другому, человек охотнее будет использовать этот же способ. Т. е. у каждого человека способ восприятия и способ передачи знаний совпадают.
Однако есть дети, которые предпочитают один из способов восприятия информации не просто потому, что он им больше нравится, а потому, что он один хорошо развит, а использование остальных для них затруднительно. Такие дети могут не усваивать информацию на уроках, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, и производить впечатление забывчивых учеников. В соответствии с названиями тех каналов восприятия информации, которые у них больше развиты, таких детей называют: визуалами, аудиалами, кинестетиками и логиками. В особо сложной ситуации могут оказаться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения материала им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на которые времени на уроке практически не остается.
Поэтому, если ребенок плохо запоминает и усваивает учебный материал на уроке, взрослые (родители и учителя) должны в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации со способом ее подачи. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо «работают». А пока, по возможности при взаимодействии с ним лучше использовать предпочитаемый ребенком способ. Если ученик кинестетик, надо включать в речь описание своих ощущений. Например, если родителя огорчают невыученные уроки, можно сказать так: «Когда я проверяю твои уроки, и они оказываются невыученными, мне плохо так, как будто меня колют тысячами иголок». В разговор с ребенком-визуалом надо включать яркие образы. Например: «Давай рассмотрим перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?» Если ребенок — аудиал, нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он рассказал о своих трудностях: «Расскажи мне, почему тебе все-таки не удалось сделать уроки». Если ребенок — логик, можно предложить ему, например, построить график его невыученных уроков, сказав при этом: «Тогда мне можно будет не беспокоиться и я буду заранее знать, в какой из дней они не будут сделаны».
Родителям необходимо также научить ребенка делать уроки так, как ему будет удобнее. Кинестети- ку можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы их потрогать, повертеть. Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опору при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Текст он легче запомнит, если поделит его на части и выделит в них главный смысл.
На учебную успешность могут влиять не только тип нервной системы и преобладающий канал восприятия информации, но и особенности мышления, внимания, памяти, темперамента и пр. Поэтому, чтобы оказать действенную помощь, родители не должны мириться с учебными неуспехами ребенка и перекладывать на него полную ответственность («ты не хочешь учиться, не стараешься...»). Им следует своевременно обращаться к специалистам за полной диагностикой познавательных и личностных особенностей учащихся. На ее основании нужно определить оптимальные условия для обучения ребенка как дома, так и в школе.
У некоторых родителей может возникнуть вопрос: «Неужели мой ребенок так плох, что нужно создавать ему какие-то особые условия?» Нет, дело в том, что все дети разные, а школа: методы преподавания, учебники, темп урока, — рассчитана на усредненного ученика, в то время как любой ребенок, как правило, существенно от него отличается. Поэтому ребенок, отличающийся от образца своими индивидуальными особенностями (пусть даже в более сильную сторону), в школе попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто бывает обречен на неуспех. Как раз именно высокоодаренным детям в школе нередко бывает непросто. Поэтому, родителям надо знать индивидуальные особенности своего ребенка, понимать, что за ними стоит, и уметь оказать эффективную помощь в учебе.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1319
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1087
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2