Еще раз о зоне ближайшего развития

1435

Аннотация

В статье дается анализ понятия зона ближайшего развития (ЗБР) Л.С. Выготского, рассматриваются варианты его определения, проводится критический анализ наиболее распространенного определения ЗБР, взятого из работы Л.С. Выготского 1935 г. и являющегося основным для англоязычных авторов. Исходя из общего методологического замысла Л.С. Выготского о создании психологии-практики и незавершенности его концепции развития, в том числе, незавершенности разработки понятия ЗБР в силу известных жизненных обстоятельств, делается попытка реконструкции понятия на основе анализа различных работ Л.С. Выготского, допускающих возможность иного понимания ЗБР, чем данного в определении 1935 г. В ходе анализа различных положений Л.С. Выготского о связи обучения и развития, о ЗБР, о его значении для диагностики и педагогики, о возможности применения понятия ЗБР к разным сторонам личности устанавливаются содержательные элементы понятия ЗБР, не вошедшие в «каноническое» определение. Дается описание многовекторной модели ЗБР, разработанной в рамках рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию помощи учащимся в преодолении учебных трудностей, в которой интегрируются основные идеи Л.С. Выготского о ЗБР. Осуществляется реконструкция методологического статуса понятия ЗБР в опоре на представление о методологических функциях концептуальных схем Э.Г. Юдина. Показано, что с момента своего появления понятие ЗБР проходит стадии объяснительного принципа, предмета исследования и методологического средства построения новых предметов исследований и разработок.

Общая информация

Ключевые слова: зона ближайшего развития, культурно-историческая психология, многовекторная модель зоны ближайшего развития, рефлексивно-деятельностный подход, рефлексивно-деятельностный подход к оказанию консультативной помощи, учебные трудности , учебные трудности и их преодоление, субъектная позиция, субъектная позиция учащегося, методологический статус понятия

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170204

Для цитаты: Зарецкий В.К. Еще раз о зоне ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 37–49. DOI: 10.17759/chp.2021170204

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дисс… докт. психол. н. в виде научного доклада. М. 2002. 41 с.
  2. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 19—25.
  3. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1931. 208 с.
  4. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102—108. doi:10.17759/chp.2018140211
  5. Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и «zone of proximal development»: есть ли разница? // Культурно- историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 23—36. doi:10.17759/chp.2017130102
  6. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М.: Смысл, 1996. 420 с.
  7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.—Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  8. Выготский         Л.С.       Исторический  смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Том 1. М.: Педагогика. 1982. С.291—436.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. Том 2. М.: Педагогика. 1982. С. 5—361.
  10. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии). Собр. соч.: в 6 т. Том Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
  11. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт прак- тической психологии». Воронеж НПО «МОДЭК». 1998. С. 357—388.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР. 1996. 544 с.
  13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 14—19.
  14. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. Ред. Екатерины   Завершневой   и   Рене   ван дер Веера. — Москва : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с.
  15. Зарецкий   В.К.   О    чем    не    успел    написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  16. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—26.
  17. ЗарецкийВ.К. Становлениеисущностьрефлексивно- деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С.8—37.
  18. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского   «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44—63. DOI:10.17759/chp.2015110305
  19. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Журнал консультативной психологии и психотерапии. 2015. № 2. С. 166—180.
  20. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия.   2019. Том 27. № 2. С. 95—113. doi:10.17759/cpp.2019270207
  21. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Метод ситуационно-векторного анализа когнитивно-личностного развития учащихся в процессе преодоления учебных трудностей // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 35—48. DOI:10.17759/chp.2020160104
  22. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 33—59. DOI:10.17759/ cpp.2017250303
  23. Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №2. С.110—128.
  24. Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 137—150. doi:10.17759/ cpp.2020280208
  25. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. // Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 110—134.
  26. Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность. — В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / под общ ред. Т.Г.Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. С. 294— 299.
  27. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1976. 98 с.
  28. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №4. С. 42—50.
  29. Котляр И.А., Марголис А.А., Рубцов В.В., Сафронова М.А. Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития (отчет о международной конференции) // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 4. С. 115—124.
  30. Котляр    И.А.,    Сафронова    М.А.    Три    понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно- историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 74—83.
  31. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12—23. doi:10.17759/chp.2018140202
  32. Манске К. Инклюзивное обучение грамоте детей стрех лет с синдромом Дауна, легистенией и другими особенностями / Кристель Манске. М.: Издательство «Национальное образование, 2018. — 144 с.
  33. Марголис А.А. Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя // Культурно- историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 15—26. doi:10.17759/chp.2020160303
  34. Николаевская И.А. Ситуационно-векторный анализ стенограмм занятий по преодолению учебных трудностей: анализ случая [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 186—203. DOI:10.17759/cpse.2020090110
  35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола. 1995. 360 с.
  36. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно- временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
  37. Сергиенко А.И., Холмогорова    А.Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия.   2019. Том 27. № 2. С. 8—26. doi:10.17759/cpp.2019270202
  38. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 58—92. DOI:10.17759/chp.2016120305
  39. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
  40. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно- историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
  41. Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения. В кн.: Современность и возраст / Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Остоверх О.С., Свиридова О.И. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб». 2015. С. 26—28.
  42. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС. 1997. 440 с.
  43. Daniels H. (eds.) The Cambridge Companion to Vygotsky. Cambridge University Press, 2007, 462 p.
  44. Stiles W.B., Gabalda I.C., Ribeiro E. Exceeding the Therapeutic Zone of Proximal Development as a clinical Error // Psychotherapy © 2016 American Psychological Association 2016, Vol. 53, No. 3, 268—272 0033- 3204/16/$12.00 http://dx.doi.org/10.1037/pst0000061
  45. Vygotsky L.S. (1978). Mind in society: The Development of higher psychological processes. M. Cole, V. John-Steiner, S. Scribner, & E. Souberman (Eds.) Cambridge, MA: Harvard University Press. 159 p.
  46. Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vygotsky didn’t have time to write // Journal of Russian and East European Psychology. 2009. Vol. 47. № 6. P. 70—93.
  47. Zaretsky V.K. Vygotsky’s Principle “One Step in Learning — One Hundred Steps In Development”: From Idea To Practice. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology. 2016. Vol. 12. no. 3. p. 149— 188. dol:10.17759/chp.2016120309 (In Russ., аbstr. in Engl.)
  48. Zaretskii V.K., Kholmogorova A.B. Pedagogical, Psychological and Psychotherapeutic Help in Overcoming Learning Diculties to Facilitate Development // Barma S. & Zaretskii Z.K., Contemporary Russian Contributions to Vygotsky’s Heritage. Special Issue. CRI_SAS International Journal/Revue internationale du CRIRES: innover dans la tradition de Vygotsky. 2017. Vol. 4. № 1.
  49. Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2020. Vol. 16, no. 2, pp. 89— 106. doi:10.17759/chp.2020160211

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1867
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 1435
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8