На старте психического развития

769

Аннотация

Статья посвящена проблеме обогащения детских видов деятельности как главного фактора психического развития. Показаны приемы усложнения общения, предметных действий, игры и регуляции поведения ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: обогащение деятельности, общение, условные действия, игра, личность, ранний возраст

Рубрика издания: Родительская академия

Для цитаты: Палагина Н.Н. На старте психического развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 105–108. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28236 (дата обращения: 06.12.2023)

Фрагмент статьи

Ранний возраст. От ноля до трех. Время, когда живой комочек превращается в человечка со своими желаниями, требованиями, привычками и предпочтениями. Три первых года жизни ребенка — старт его дальнейшего психического развития. Поэтому важно определить, какие факторы его обеспечивают. Чтобы разносторонне рассмотреть психическое развитие ребенка, будем опираться на основные закономерности формирования личности. Психологи школы Л.С. Выготского представляют психическое развитие как «присвоение» индивидом социального опыта прежних поколений. Предметная среда человека, от ложки до компьютера, создана обществом: в каждом предмете, в его строении и назначении заложен опыт поколений. И ребенок обогащается не случайными «пробами и ошибками», а способами познания, выработанными в ходе развития человечества. Это внимание к форме, деталям и назначению предметов, словесное выражение желаний и впечатлений, целенаправленные действия. И в целом — переход от образной картины мира к знаково-опосредованной, словесно-категориальной понятийной системе знаний, которая отличает сознание человека.

Главным условием развития выступает общение и совместная со взрослым деятельность ребенка. Поэтому успех развития обеспечивается усложнением форм и содержания общения. На этом стоит остановиться подробнее: ведь именно в усложнении общения со взрослым — ключ к пониманию развития ребенка.

Литература

  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — СПб, 2002.
  2. Мухина B.C. Психология дошкольника. — М., 1985. 
  3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1994, 1997.
  4. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. — М., 2005.

Информация об авторах

Палагина Нина Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), г. Бишкек., Киргизия

Метрики

Просмотров

Всего: 1064
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 769
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0