Методологические основы развития личности в системе высшего образования

1692

Аннотация

В статье анализируется состояние современной системы высшего образования. Показаны основные методологические противоречия в ее развитии. Анализируются необходимые методологические условия эффективного развития личности в условиях информационного общества. Рассматривается роль информационных сетей в развитии личности.

Общая информация

Ключевые слова: гуманистическая модель развития личности, методологические основы развития системы образования, инновационные технологии обучения, информационное общество

Рубрика издания: Методологический семинар

Для цитаты: Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 27–34. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27731 (дата обращения: 04.12.2023)

Фрагмент статьи

Современный этап развития системы высшего образования характеризуется разработкой новых содержательных стандартов обучения, отражающих наиболее значимые современные научные достижения. Несомненно, вопрос научного уровня образования является одним из важнейших. Однако сегодня проблема состоит в том, что эта нужная информация не интериоризируется молодежью в необходимой степени и с каждым годом ее усвоение становится все более проблематичным. Причиной этого, по нашему мнению, является то, что в учебном процессе используются давно устаревшие технологии обучения, не соответствующие потребностям информационного общества и противоречащие современным достижениям психологической науки. Сегодня основное противоречие в развитии системы образования состоит между теми задачами, которые она ставит в плане развития личности и ее когнитивной сферы, и теми технологиями обучения, которые сопровождают этот процесс. При этом сутью проблемы является необходимость разработки методологической базы новых образовательных технологий. Множество техник, которые предлагаются сегодня практически в каждом диссертационном исследовании, не решают данную проблему, поскольку эклектичны, основаны на разнообразных и часто противоречащих друг другу методологических принципах. Развитие психологического знания осуществляется сегодня как смена двух грандиозных парадигм, характеризующихся заменой позитивистского подхода к развитию личности на гуманистический. В то же время, если этот переход в значительной степени осуществляется во всей гуманитарной науке, то в образовательной практике он только декларируется. Гуманистическая модель развития личности и ее образа мира ориентированы на неклассическое мироощущение, неклассический мир, события в котором не ограничиваются причинно-следственными связями, но могут быть рассмотрены через связи смысловые, синхронистичные, энергетические, структурные. Новые мировоззрение, методология, парадигма различными авторами репрезентируются с помощью различных подходов: антропологического, постмодернистского, неклассического, постнеклассического, психозойского, холистического, экологического, сетевого, личностно-ориентированного. С нашей точки зрения, термин «гуманистическая» наиболее адекватен тем идеям, которые авторы хотели бы заложить в ее основы, поскольку он сопоставим с социокультурным опытом как отдельной личности, так и с историческим опытом человечества, в котором пафос гуманизма всегда был связан с идеями справедливости, созданием условий для расцвета каждой личности, трансцендентными мотивами жизнедеятельности.

Литература

  1. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003.
  2. Берулава Г.А. Методология современной психологии. — М.: МПСИ, 2009.
  3. Берулава Г.А. Психодидактика. — М.: Изд-во Ун-та РАО, 2006.

Информация об авторах

Берулава Галина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, директор, учреждение Российской академии образования «Институт образовательных технологий», Сочи, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1611
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1692
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1