Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования

1739

Аннотация

Работа направлена на анализ новой социокультурной ситуации развития детей и подростков в информационном обществе в условиях социализации, предполагающей освоение виртуальной реальности и новых компьютерных технологий. Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. Риски и вызовы при использовании новых информационных технологий обусловливают необходимость психологического просвещения детей и подростков по вопросам безопасности, негативного влияния, этических норм общения в интернете. Представлены материалы, касающиеся: 1) направлений повышения компетентности педагогов по вопросам особенностей развития и воспитания современных детей и подростков, траекторий и рисков развития; 2) просвещения подростков в вопросах позитивного развития (саморегуляции, эмоционального интеллекта, эффективной коммуникации, безопасности в интернете); 3) теоретических оснований, форм и технологий психологического просвещения родителей, повышения родительской эффективности. Указаны методы, формы и технологии просветительской работы с педагогами, подростками и родителями.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое просвещение, воспитание, образование, информационное общество, социальная ситуация развития, психологическая культура, педагоги , родители, подростки

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405

Получена: 10.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 73–93. DOI: 10.17759/psyedu.2021130405

Полный текст

 
 
 

Введение

В рамках системы образования воспитание подразумевает направленные действия педагогов, посредством которых ребенку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым ребенок приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

Ядром направленного воспитания является образование, то есть процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Школьное образование в форме целенаправленного обучения ассоциируется преимущественно с передачей интеллектуальной информации (знаний) или практических умений и навыков. Термин «воспитание» в образовательном процессе чаще всего употребляется в узком смысле для обозначения системы эмоциональных, социально-личностных воздействий, направленных на формирование морально-нравственных, эстетических ценностных ориентаций учащихся.

Новые поколения живут в информационном обществе новых компьютерных технологий и, как показывают данные исследований, большую часть времени проводят в виртуальном пространстве, которое взрослые не могут контролировать и о котором практически ничего не знают [24]. Можно ли в этой связи говорить о новой социокультурной ситуации развития современных детей и подростков?

Современная социокультурная ситуация развития детей и подростков

Известный американский социальный антрополог М. Мид выделила три исторических типа культур: постфигуративную, кофигуративную, префигуративную. В постфигуративной культуре преобладают автоматически усвоенные стереотипы поведения, в неизменном виде передающиеся из поколения в поколение. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. В кофигуративной культуре преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников. Культурная ситуация, в которой имеет место кофигурация, характеризуется тем, что опыт молодого поколения радикально отличен от опыта их родителей. В этом случае молодежь должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников. Нововведения, осуществляемые молодым поколением, имеют характер адаптации. Самой молодой культурной формой является префигуративная. Сегодня во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникает общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта социокультурных перемен. Этот разрыв между поколениями является совершенно новым, глобальным и всеобщим [21].

Суть происходящего связывают с четвертой информационной революцией, в частности с развитием интернета [5].

Информация в современном мире фактически выступает в качестве «новой субстанциональной единицы, детерминирующей современную культуру» [34]. Стремительно нарастающий процесс всеобщей информатизации обусловлен развитием новых средств коммуникации, информационно-коммуникационных технологий.

Одним из ключевых понятий «эпохи информации», с точки зрения М. Кастельса, является понятие «виртуальная реальность». С появлением компьютеров начинается новый этап развития общества, в котором «вымываются идентичности», а виртуальное пространство и виртуальная реальность признаются неотъемлемой составляющей нового мирового порядка [40].

В современных психологических исследованиях делается акцент на изучение психологической виртуальной реальности, которая рассматривается как комплекс эмоционально окрашенных восприятий и представлений относительно доступных виртуальных объектов: электронных текстов, визуальных образов, источников информации, справочных систем, межличностных контактов и др. Психологическая виртуальная реальность имеет различные функции (например, мотивационную, коммуникативную, прагматическую, фокусирования внимания, психологической защиты), связанные с виртуальными «мирами», участником которых является человек. Виртуальная социализация выступает как процесс вхождения личности во взаимодействие с виртуальными субъектами, реальными людьми или вымышленными персонажами, результатом применения компьютерных технологий [23].

Виртуальная психологическая реальность становится реалией бытия современного человека, а перед подрастающими поколениями стоит задача освоения этой новой реальности. Сложность воспитания в этих условиях состоит в том, что направленные действия педагогов, посредством которых ребенку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, проблематичны, так как виртуальная реальность непредсказуемо изменчива, не поддается контролю, наряду с новыми возможностями порождает новые вызовы и риски.

Современная социокультурная ситуация развития детей и подростков, связанная с переходом к префигуративному типу культуры, выдвигает подрастающие поколения на передовые позиции в плане адаптации к новому миру. Так, известно, что по активности освоения интернета и гаджетов дети существенно опережают взрослых [37].

С другой стороны, исследования показывают, что повышение роли и значения интернета, сетевых информационных технологий, возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры оказывают сложное, неоднозначное воздействие на развитие детей и подростков, сопряжены с вызовами и рисками (например, информационная безопасность, кибербуллинг, вовлечение в деструктивные группы и сообщества) [26; 36].

Новые реалии выдвигают целый ряд дискуссионных вопросов в плане организации и содержания воспитания и обучения детей и подростков. Для системы образования: чему и как учить современных детей, какие компетенции нужны в быстроменяющемся мире? Для родителей: какие качества воспитывать у ребенка, как подготовить его к будущему? Для детей и подростков: как адаптироваться к миру информационной культуры, использовать возможности и избегать риски? В поиске ответов на эти сложные вопросы постараемся обозначить определенные ориентиры.

Прежде всего, неизменной остается ведущая роль взрослого (педагогов и родителей) в создании условий для психологического развития и воспитания детей и подростков.

Создавая условия для решения задач возрастного развития, участники воспитательного процесса устанавливают границы, нормы, ориентиры и перспективы развития, тем самым направляют и контролируют процесс и результаты развития.

Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. Психологическое просвещение педагогов, учеников, родителей может выступать как значимый воспитательный ресурс современной системы образования. В результате просветительской работы со всеми участниками воспитательного процесса может быть достигнут контроль условий оптимального психологического развития детей и подростков с учетом позитивных и негативных факторов современной социокультурной ситуации развития.

Психологическое просвещение педагогов

Одной из важных целей психологического просвещения педагогов должно стать повышение компетентности по вопросам особенностей возрастного и индивидуально­личностного развития современных детей и подростков, индивидуальных траекторий и рисков развития. Задача просвещения педагогических работников в отношении особенностей развития современных детей впервые была поставлена в работах научной школы Л.И. Божович [32]. В конце 80-х годов стало очевидно расхождение знаний о подростковом возрасте, как это представлено в учебниках, и особенностях подростков, проявляющихся в реальной жизни. Выявление особенностей, индивидуальных траекторий и рисков развития современных подростков было продолжено в исследованиях А.Д. Андреевой, Н.И. Гуткиной, К.Н. Поливановой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [33], О.В. Рубцовой. Результаты данных исследований способствовали получению знаний, на которые могли опираться педагоги, педагоги-психологи в ходе образовательной и воспитательной деятельности (готовность к школе, динамика учебной мотивации, школьная тревожность, подростковый кризис, неравномерность социального, психологического и физиологического развития и пр.).

В зарубежной психологии просвещение педагогов начиная с 80-90-х годов ХХ века тесно связано с гуманистическим подходом в психологии. Так, на стыке психологии и педагогики разрабатывается единая наука о воспитании, основанная на интеграции гуманистической психологии и педагогики. Центральным положением данного подхода становится представление о ребенке не просто как объекте воспитательных воздействий, а о субъекте, развивающейся личности. Насколько необходимо интегрированное знание о человеке для научно обоснованного воспитания показано на примере морально-психологического аспекта развития ребенка - Я-концепции. В своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс показывает связь представлений о себе и отношения к себе с психологическим благополучием, уверенностью в себе, самопринятием, возможности воспитания в укреплении психологического здоровья личности на этапах возрастного развития [3].

Однако важно не только получение новых знаний об особенностях развития детей и подростков, необходимо также содействие формированию профессиональных компетенций и личностных качеств, позволяющих учителю эффективно работать с современными детьми и подростками.

В современном высшем образовании активно используются модели педагогического образования, отвечающие современным реалиям. Так, в Российской Федерации была 77

разработана новая образовательная программа для педагогов, в которой единицей учебного содержания становится модуль, а взаимосвязь разделов, составляющих его, задана функцией педагога, формируемой в данном модуле, которая показала более высокую эффективность в формировании профессиональных компетенций студентов-педагогов по сравнению с традиционными программами [19]. Стоит отметить, что при разработке программ повышения профессиональной компетентности педагогов не целесообразно чрезмерно сосредотачиваться на определении понятия компетентности [2], предлагая трудно реализуемые модели компетентности [18]. Проектируя программы повышения компетентности педагогов, необходимо ориентироваться на их потребности, связанные с реальной работой с современными детьми и подростками.

В исследовании И.В. Дубровиной и Д.В. Лубовского [7] проводилось анкетирование учителей одного из образовательных комплексов г. Москвы, направленное на выявление их потребности в повышении профессиональной компетентности в условиях школы, где они работают, т.е. на занятиях с педагогом-психологом, и в условиях курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Были выявлены различия в ожиданиях учителей в этих двух ситуациях обучения: в своей образовательной организации они хотели бы получить консультацию по вопросам коммуникативной компетентности (разрешение конфликтов, налаживание взаимоотношений между учащимися в классе, проявления тревожности у детей и др.) [7]. В условиях переподготовки и повышения квалификации педагоги ожидали расширения знаний в области организации учебного процесса, а также понимания себя и саморегуляции [7]. Полученные в исследовании данные могут послужить ориентирами в создании программ повышения квалификации разного уровня с учетом потребностей педагогов в повышении компетентности, а также условий реализации этих программ.

Однако главным содержанием психолого-педагогического просвещения должно быть современное знание об особенностях детей и подростков, которое детерминировано новыми взглядами на детство и отрочество в современной науке и культуре. К.Н. Поливанова отмечает, что в условиях, когда «...растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы» [26, с. 5], взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым, сменяется взглядом на ребенка «здесь и сейчас», ребенка как такового. Из этого следует, что повышение компетентности учителей относительно особенностей развития современных детей и подростков должно быть направлено на формирование представлений о многообразии нормативного развития в современных условиях, индивидуальных траекториях развития.

Не теряют своей значимости просвещение и консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания, учитывающих индивидуально­психологические особенности обучающихся. Задача психолога - провести информирование педагогов на тему особенностей возрастного развития детей и подростков, задач каждого психологического возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и кризисов, возникающих на каждой ступени онтогенеза. То есть, как замечает В.Э. Пахальян, осуществлять «ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста», а также «с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов),особенностями поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка, о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи» [25].

Также содержанием психологического просвещения педагогов являются способы налаживания коммуникации и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов среди всех участников образовательного процесса. Психолог выступает в роли медиатора социального конфликта, организует обсуждение конфликтной ситуации. Также доносит до всех участников ситуации различные копинги поведения в конфликтной ситуации. Создание условий для эффективной коммуникации, позитивного климата и взаимодействия в классе, безусловно, способствует психологическому благополучию учеников и высокому уровню школьной мотивации.

Психологическое просвещение педагогов также направлено на получение и применение знаний, способствующих решению важных и актуальных проблем, связанных с организацией эффективного учебного процесса, построением взаимоотношений со всеми субъектами образовательного процесса, осознанием себя в профессии. В этой связи необходимо включить в содержание психологического просвещения педагогов современные подходы, позволяющие им развивать эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций, саморегуляцию и позитивную самооценку [11; 12].

Важно отметить, что социальная ситуация развития современных детей и подростков опосредована общением в интернете [34], нарастающей информатизацией общества, следовательно, это необходимо учитывать при разработке основного содержания психологического просвещения педагогов. Актуальными направлениями работы в этом плане становятся обсуждение вопросов безопасного использования интернета, возникновения кибербуллинга, хейтерства и манипуляций в пространстве социальных сетей. Знакомство с данными темами позволит учителям, в том числе, донести их важность и актуальность до детей и родителей.

Основная задача психолога в рамках психологического просвещения - научить учителей верно оценивать степень угрозы информации, которую дети получают в условиях медиапространства, например, «посещения потенциально опасных сайтов, контентные риски, связанные с настройкой браузера и скачивания файлов, электронные риски, связанные с вредоносными программами, которые могут быть скачаны из сети Интернет, коммуникационные риски, связанные с взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с помощью мессенджера (скайп, онлайн-чат) и пр.» [20; 35].

Тематика психологического просвещения педагогов, связанная с безопасным использованием интернета, должна включать в себя обсуждение вопросов общения в сети, «...где можно столкнуться с людьми с преступными наклонностями, мошенничеством, приглашением на игровой сайт, который может оказаться азартной игрой с последующим взломом персональной страницы, с предоставлением персональных данных на различных ресурсах и страницах в социальных сетях» [20; 35].

Важно донести до педагогов, что в работе с учениками необходимо применять привлекательные для них интерактивные и игровые технологии, упражнения, направленные на развитие навыков безопасного поведения школьников в сети Интернет.

В качестве перспективных вопросов психолого-педагогического просвещения учителей можно отметить следующее: учет задач возрастного развития; содействие позитивному развитию детей и подростков; реализация личностно-ориентированного обучения; эффективная коммуникация; умение учитывать эмоциональное состояние ребенка при построении взаимодействия; умение налаживать контакт с родителями и другими заинтересованными лицами в интересах ребенка.

Психологическое просвещение детей и подростков

Психологическое просвещение детей и подростков является еще одной составной частью психолого-педагогической работы в рамках образовательного процесса. Выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов, один из авторов теории учебной деятельности и концепции развивающего обучения, писал, что «...в каждом человеке надо “видеть личность”, имеющую равное и неотъемлемое право на полноценное духовное развитие. Ребенок - это уже личность, но “личность в самом начале”, и разгадку “ставшей личности” надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» [6]. Истоки специфических возрастных проблем подростничества находятся на предшествующих стадиях онтогенеза, и накопление неразрешенных проблем зачастую формирует у ребенка к 12-13 годам поток сложно управляемых поведенческих реакций и «острых» личностных черт. Эти эмоционально-поведенческие негативные особенности приносят страдания не только родителям и педагогам, но и самому ребенку, который оказывается в зоне отношений порицания, неприятия, нелюбви и даже психологического отвержения. Профессиональная задача психолога - в открытом диалоге помочь подростку конструктивно решать проблемные вопросы с опорой на научно-методические достижения современной психологии.

В последние десятилетия гуманитарные науки обогатились идеями и технологиями позитивной психологии, которая в центр своих исследований поместила психологическое здоровье, качество жизни и связанное с ними психологическое благополучие личности (С.А. Водяха, И.В. Дубровина, М.А. Егорова, О.А. Карабанова, Д.А. Леонтьев, С.В. Молчанов, К.Н. Поливанова, Р.М. Шамионов и др.). Позитивная психология смещает акцент теоретических и прикладных исследований с полюса изучения проблем и трудностей развития на анализ ресурсов личности и возможности позитивных интервенций, что сближает новое направление в психологии с концепцией Л.С. Выготского о значении понимания «зоны ближайшего развития» в деятельности психолога и педагога.

Аналогичная исследовательская тенденция обнаруживается и в образовании, в частности, в поле внимания Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, в которой традиционно принимают участие 15-летние школьники, с 2018 года помимо аналитических данных об образовательных достижениях появилась оценка факторов позитивного развития подростков - граждан различных государств. Благополучие, по данным PISA 2018, можно охарактеризовать по следующим показателям, психологический смысл которых отражает условия позитивного развития школьников- подростков:

•Удовлетворенность своею жизнью, что является интегративным показателем субъективного благополучия, то есть «хорошего психического состояния, включающего все различные оценки, положительные и отрицательные, которые люди делают о своей жизни, а также эмоциональные реакции людей на их опыт». В фокусе анализируемой информации находятся ответы на вопросы о смысле и цели жизни обучающихся (эвдемония) [42].

• Чувства, аффекты, эмоции, настроения в определенных жизненных ситуациях.

• Самоэффективность как готовность к решению жизненных задач в обычных осложненных ситуациях. Вопросы задаются относительно самоэффективности в предметных учебных областях и относительно ситуаций неопределенности (экзамен), опасности.

• Установка на рост - психологическая готовность к развитию личностной сферы и познавательной.

Не менее важное условие позитивного развития - это школьный климат. Ценность для современных подростков представляет среда, исключающая издевательства, насыщенная поддерживающими и уважительными отношениями с учителями, благоприятствующая добросердечным паритетным коммуникациям со сверстниками. Особую роль в создании школьного климата 15-летние подростки признают за родителями, которые, по мнению детей, могли бы добровольно участвовать в школьных мероприятиях и тем самым содействовать атмосфере общности интересов и сотрудничества в школе. Следование этим условиям позволяет подросткам чувствовать себя безопасно физически и эмоционально в школе и свободно раскрывать свои личностные ресурсы - психологические установки и поведенческие стратегии, моральные ценности и способности, склонности к творчеству и познавательные интересы.

Однако опыт психологической работы с подростками свидетельствует, что понимание ими индивидуальных условий позитивного развития и, главное, собственных ресурсов для актуализации этих условий совершенно не развито и даже искажено. Поэтому так важно просвещение самих подростков в вопросах развития саморегуляции; личной значимости развития у себя эмоционального интеллекта; вариантах и способах построения эффективной коммуникации; развития конструктивных поведенческих копинг-стратегий и овладение приемами самореализации.

Отметим, по-нашему мнению, правовую недоработку в этом вопросе - в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в описании обобщенной трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» отсутствует главный субъект - сам обучающийся [31]. Исключение психологом задачи просвещения обучающихся имеет своим следствием редуцирование ключевого смысла позитивной направленности своей деятельности - ориентацию на зону ближайшего развития детей и подростков.

В прошлом остались мало результативные методы просветительской работы с подростками - лекция, реферат. На первый план вышли деятельностные технологии, предполагающие решение подростками познавательных и морально-нравственных задач; технологии, активизирующие и направляющие культурное развитие: просветительские беседы с элементами эвристических открытий, дискуссии по актуальным для подростков проблемам, тренинги, тематическое проектирование. Определяя проблемное поле просветительской работы, психолог должен обладать широкими профессиональными знаниями и пониманием того, каков есть современный подросток. Н.А. Логинова, рассуждая о развитии личности и ее жизненном пути, писала: «Определение личности как современницы эпохи и сверстницы поколений указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек» [1, с. 158]. Историческое время подростка третьего десятилетия 21 века характеризуется стремительным распространением новой online-реальности. Остановимся на ключевых рисках пребывания интеллектуально, личностно и социально незрелого индивида, каковым является подросток, в online жизненной и образовательной среде: во-первых, способ получения информации не выстраивает поток знаний как систему, что обусловливает формирование т.н. «клипового мышления», поверхностные несистемные знания; во-вторых, недостаточный для полноценного делового и личного общения уровень социального интеллекта, следствием чего может стать учебная и партнерская неуспешность; в-третьих, высокий риск оказаться вовлеченным в группы деструктивной социальной направленности или опасные виды деятельности, в т.ч. в кибербуллинг. Второй и третий риски имеют ближайший результат в виде эмоционального неблагополучия подростка. Поэтому наряду с традиционными вышеобозначенными направлениями психологического просвещения необходимой становится работа по овладению подростками компетенциями безопасного использования интернета: проверке достоверности информации, безопасному общению в социальных сетях. Корректное интернет-поведение может дать подростку значительные преимущества на его жизненном пути и стать ключом, открывающим дверь к саморазвитию, самореализации, самообразованию.

И.В. Дубровина, основоположник и методолог отечественной Психологической службы образования, в своей монографии «Психологическое благополучие школьников» так обозначает условия позитивного развития в подростковом возрасте: внешние, с позиции взрослого - понимание педагогами и родителями индивидуальных особенностей и психологических проблем ребенка, безусловно уважительное отношение к его суждениям; школьная и семейная поддержка его позитивных намерений и достижений; опора при взаимодействии с подростком на привлекательную для него область знания или деятельности, в которых он успешен и может раскрыть личностные ресурсы. Внутренние, с позиции ребенка - развитые социальная перцепция и способность к рефлексии; позитивная нравственная ориентация [8].Принимая во внимание концепцию Д.А. Леонтьева о личностных ресурсах [14;15],которые являются предикторами, позволяющими прогнозировать характер реализации личностного потенциала, внесем в данный конструкт уточнения применительно к ребенку подросткового возраста.

1.Развитая способность к саморегуляции позволяет подростку управлять собственными целями - ближними и перспективными, а также контролировать и ответственно регулировать свои активности - познавательную, общение, поведение.

2.Психологические средства или инструментальные ресурсы, к которым относят компетенции, необходимые для выполнения определенных действий, и компетенции, важные для рационального выбора вида психологической защиты и копинг-стратегии.

3.Психологическая устойчивость, в основе которой находятся саморегуляция и инструментальные ресурсы, и которая обусловлена позитивно направленными ценностными ориентациями и личностными смыслами. Устойчивость как ресурс обеспечивает возможность принятия подростком конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях и выбор социально приемлемых паттернов поведения.

Понимание родителями, педагогами, специалистами психолого-педагогических условий позитивного развития подростка позволяет выстраивать стратегию взаимодействия с ним, определять воспитательные задачи, среди которых на первом месте должны стоять те, которые выявляют и активизируют личностные ресурсы индивида. К данным ресурсам можно отнести жизнестойкость и совладающее поведение - копинг-стратегии, ответственность и совесть, социальные компетенции, духовный потенциал, целеустремленность и вовлеченность в происходящие события.

Психологическое просвещение родителей

Запрос на психологическое просвещение родителей уже достаточно отчетливо сформулирован в современном обществе. Об этом свидетельствует появление новых современных моделей родительства, таких как «осознанное», «интенсивное», «позитивное» родительство. В данных моделях главную роль играет психологическая составляющая: создание условий для личностного развития ребенка, гармоничного детско-родительского взаимодействия, эмоционального благополучия детей и родителей. В рамках системы образования психологическое просвещение родителей включено в составную часть психолого-педагогической работы. Просветительская работа с родителями имеет свою специфику и особые запросы, реализация которых способствует созданию однородного психологического пространства, дружественного по отношению к развитию и обучению детей и подростков.

Стоит отметить, что в последнее десятилетие создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для развития детей и подростков стало одним из основных национальных приоритетов России.

Так, в указе о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы ставились задачи разработки современной и эффективной государственной политики в области детства. Важным является максимальная реализация потенциала каждого ребенка: «в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» [37].

Ставится задача разработки программ профилактики и просвещения, учитывающих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, систему образования и пр. Также просветительская работа должна быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны родителя и проводится психологом с учетом конкретных особенностей психолого­педагогической ситуации, таким образом помощь становится адресной. В.В. Пахальян замечает, что методы психологического просвещения «становятся эффективными только тогда, когда непосредственно связаны с происходящим в реальной жизни людей, состоят из анализа конкретных психологических проблем, касающихся непосредственно личности тех, для которых все это делается, их деятельности в данной сфере, учреждении и т.п. Именно в психологическом просвещении существует оптимальная возможность без особого труда и без создания специальных условий наглядно (непосредственно) показать (а не только рассказать) многим людям, что психологические знания имеют прямое отношение к решению их конкретных проблем» [25].

Проблемы детства и пути их решения также нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [13].

Важно заметить, что среди прочих проблем в сфере детства указана низкая эффективность профилактической и просветительской работы с семьями.

Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания особенно актуально в условиях современной социокультурной ситуации, когда виртуальная среда и использование новых технологий влекут за собой необходимость получения новых знаний родителями относительно развития, обучения и воспитания детей и подростков. Более того, ситуация локдауна, связанная с пандемией COVID-19, вынудила родителей соприкоснуться с этой новой реальностью, в связи с чем появились вопросы - чем занять ребенка дома в период дистанционного обучения, как с ним сотрудничать и взаимодействовать, как воспитывать ребенка?

Изменение социокультурной ситуации требует новых способностей и компетенций, которыми должны обладать родители. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения психолого-педагогической компетентности родителей становится важнейшей задачей современного общества, которая решается в процессе психологического сопровождения. Таким образом, вопрос о необходимости целенаправленной разработки программ просвещения по вопросам семьи и детско- родительских отношений не вызывает сомнения.

Психологическое просвещение является разделом системы психопрофилактической работы психолога. Последняя была выделена в образовании как отдельное направление деятельности практического психолога уже в одном из первых документов: «Положение о психологической службе в системе народного образования» от 1990 г. [30].

Согласно В.В. Пахальяну, «просвещение направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей и т. п.» [25]. И.В. Дубровина считает психологическое просвещение одним из основных видов деятельности практического психолога [25].

Исходя из определений, можно выделить основную цель психологического просвещения: психологизация общества, то есть формирование представлений о психологических знаниях, а также потребности их использовать с целью развития, улучшения качества жизни, предупреждения трудностей, нарушений в развитии человека.

При этом цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям, в том числе и просвещения, по М.Р. Битяновой, заключается в создании социально­психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

Определяя содержание психологического просвещения и способы его реализации, педагог-психолог учитывает специфику образовательного учреждения и тех проблем, которые возникают в процессе сопровождения образовательного процесса, состояние и актуальные запросы современного общества, возраст детей и наиболее часто встречающиеся трудности в данном возрасте, запросы всех участников образовательного процесса, 84 методические наработки и пр.

Содержание психологического просвещения должно быть нацелено на повышение родительской компетенции, в том числе на расширение представлений в области психологических знаний. Общими и наиболее актуальными могут стать следующие вопросы , решаемые в процессе психологического просвещения : развитие детей и подростков в разные возрастные периоды на всех этапах онтогенеза (понятие кризиса, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и пр.), основные проблемы детско-родительских отношений, развитие детей с особыми образовательными потребностями и пр.

Всестороннее развитие ребенка, успешность в обучении, возможность комфортно взаимодействовать со сверстниками во многом зависят от той среды, которая окружает ребенка. Задача взрослых - сформировать благоприятные условия для развития ребенка. Создание таких условий может быть осуществлено в тесном контакте психолога, педагога и родителя. В этой связи особую роль играет психологическое просвещение, которое позволяет «расширить знания о психическом развитии детей в процессе онтогенеза, знакомить родителей, воспитателей и педагогов с условиями благоприятного развития ребенка, доносить результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности» [29, с. 59].

В настоящее время в психологической практике существует достаточно большое количество различных форм просветительской деятельности психолога.

К наглядным формам просветительской деятельности можно отнести презентации, методические рекомендации, буклеты, информационные стенды, плакаты, памятки, сайт образовательного учреждения, социальные сети, которые несут информационно­просветительную нагрузку.

Формой вербального письменного варианта психологического просвещения являются публицистические статьи в печатных и электронных СМИ. Можно выделить следующие виды взаимодействия педагогов-психологов и СМИ: постоянные рубрики, мнения, комментарии по письмам читателей, проблемные выступления, отдельные публикации, реклама, краткая информация и объявления [39].

К вербальным формам просвещения относятся консультации, беседы, как групповые, так и индивидуальные, выступления на телевидении, радио, проведение дней открытых дверей, тренингов, просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, родительские собрания, педагогические советы, конференции, консилиумы.

Просветительская деятельность может осуществляться в контактном или дистантном виде. Контактная осуществляется при непосредственном взаимодействии психолога и участников деятельности. Дистантная подразумевает контакт в онлайн-формате, печатные тексты, видео- и аудиозаписи.

Практически безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет интернет (размещение тематической информации на web-сайтах, в социальных сетях, блогах и т.п.).

В работе с семьей традиционно используются следующие формы психологического просвещения: проведение психологом тематических родительских собраний, лекций для родителей в рамках актуальных запросов, практических занятий в активной и интерактивной форме, организация родительского клуба, ведение блога в социальных сетях с актуальной и современной информацией, связанной с вопросами семьи, детско-родительских отношений, обучения, воспитания детей и подростков.

Одной из наиболее современных и удобных форм построения диалога психолога с родителями являются вебинары. Примером такой деятельности, показавшей высокую эффективность, заинтересованность родителей, является проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», который по заданию Министерства просвещения Российской Федерации реализуется во всех регионах России, в том числе рядом педагогических вузов, в число которых входит и Московский государственный психолого-педагогический университет. В рамках данного проекта была организована всероссийская неделя родительской компетентности - это образовательная площадка для родителей, где представлены ведущие эксперты в области развития и воспитания детей и подростков. Психологи, педагоги, специалисты по развитию детей с особыми потребностями проводили вебинары, мастер-классы и круглые столы по самым актуальным запросам родителей.

Особое значение в реализации психологического просвещения родителей имеют практические и активные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - упражнения для совместного выполнения, методы социально-психологического обучения для гармонизации детско-родительских отношений (моделирование и решение проблемных ситуаций, различные кейсы, ролевые и интерактивные игры, метод психодрамы, тренинговые упражнения, дискуссия и пр.).

Выводы

Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. В настоящее время в российском обществе сформировался запрос на психологическое просвещение педагогов (в целях повышения компетентности по вопросам особенностей и рисков развития современных детей и подростков); психолого-педагогическую работу с подростками (в сфере задач позитивного возрастного развития, общения со сверстниками, безопасности в интернете); просвещение родителей (по вопросам развития и воспитания детей и подростков в современных социокультурных условиях, повышения родительской эффективности).

Психологическое просвещение педагогов, учеников, родителей может послужить важным воспитательным ресурсом современной российской системы образования. В результате просветительской работы со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса можно внести существенный вклад в оптимизацию психологических условий развития и обучения современных детей и подростков.

 

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 3–20.
  2. Белькова И.А. Современные подходы к проблеме развития профессиональной компетентности педагога // Наука и перспективы. 2019. № 2. С. 1–8.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Издательство Прогресс, 1986. С. 30–66.
  4. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114–120.
  5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  6. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность: Сборник / Введ. и общ. ред. Р.И. Косолаповой. М.: Политиздат, 1979. С. 109–140.
  7. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. DOI:10.17759/pse.2017220407
  8. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 140 с.
  9. Егорова М.А., Емельянова И.В., Голованова Н.В. Психологические ресурсы и риски эмоционально-личностной сферы обучающихся 10-11 классов в период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 32–43. DOI:10.17759/bppe.2020170303
  10. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
  11. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 55–63.
  12. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 29–36.
  13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) / ФСО России, 2007. 16 с.
  14. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6. С. 86–95. DOI:10.31857/S020595920012592-7
  15. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Кострома, 23-25 сентября 2010 г.). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Том 2. С. 40–42.
  16. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI:10.17223/17267080/62/3
  17. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2013. 495 с.
  18. Манакова И.П. Модель повышения профессиональной компетентности педагога // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: Сборник результатов научных исследований. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 464–473.
  19. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101
  20. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет» / О.В. Селиванова, И.Ю. Иванова, Е.А. Примакова, И.В. Кривопалова. Тамбов: ИПКРО, 2012. 37 с.
  21. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Издательство «Наука», 1988. 430 с.
  22. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI:10.17759/pse.2019240402
  23. Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/sps.2020110102
  24. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2018. 384 с.
  25. Пахальян В.В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.
  26. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
  27. Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 26–34. DOI:10.17759/chp.2020160403
  28. Позитивная психология личности / Р.М. Шамионов [и др.]. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018. 200 с.
  29. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. 528 с.
  30. Приказ об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования от 19.09.1990 № 616 / Государственный комитет СССР по народному образованию. АО «Кодекс». 6 с.
  31. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 10.09.2021).
  32. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 80 с.
  33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23–25 ноября 2011 г.) М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 14–22.
  34. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117–124. DOI:10.17759/chp.2019150312
  35. Солдатова Г.У. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
  36. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.201809030
  37. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  38. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] / М., 2012. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.09.2021).
  39. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164–241.
  40. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Wiley Blackwell, 1996. 656 p.
  41. OECD guidelines on measuring subjective well-being. Paris: OECD Publishing, 2013. 265 р. DOI:10.1787/9789264191655-en
  42. OECD PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing, 2019. DOI:10.1787/acd78851-en

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3441
В прошлом месяце: 426
В текущем месяце: 105

Скачиваний

Всего: 1739
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 15