Организация групповой работы в классе

1078

Аннотация

Статья посвящена групповой работе в классе с использованием активного обучения, обучения через сотрудничество и совместного обучения. Обосновано преимущество групповых форм обучения, основанных на педагогике сотрудничества, перед традиционными.

Общая информация

Ключевые слова: формы организации учебной деятельности, организация групповой работы в классе, совместное обучение, обучение через сотрудничество

Рубрика издания: Психология обучения

Для цитаты: Коттл Т.В. Организация групповой работы в классе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 79–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27755 (дата обращения: 10.12.2023)

Фрагмент статьи

Как в зарубежной (Kagan, Johnsons, Slavin, Cooper, Graves and Graves, Millis, etc. [4]), так и в российской исследовательской и практической литературе (С.Л. Соловейчик, А.С. Макаренко, Т.В. Бабушкина, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.) можно найти огромное количество информации, подтверждающей положительные результаты использования педагогики сотрудничества в классе. При исследовании русскоязычной литературы напрашивается вывод о взаимозаменяемости двух таких терминов, как «совместное обучение» и «обучение через сотрудничество». Российская педагогическая наука располагает своим уникальным взглядом на эти понятия. Автор ставит перед собой задачу в рамках данной статьи рассмотреть иную интерпретацию этих понятий и на примерах продемонстрировать возможности внедрения и использования их на практике. «Активное обучение» (active learning) — это, коротко говоря, все, что учащиеся делают в классе, исключая пассивное прослушивание лекций. В качестве примера активного обучения можно назвать использование техники активного слушания (обращение к учащимся за уточнениями, комментариями по пройденному материалу); выполнение коротких упражнений после прослушивания лекции и обсуждение нового материала; комплексные упражнения, выполняемые в парах и малых группах (от 3 до 5 человек), в ходе которых дети применяют полученные знания, умения и навыки в ситуацияx, приближенных или взятых из реальной жизни. «Oбучение через сотрудничество» (collaborative learning) — это структура взаимодействия, призванная фасилицирoвать достижения конечного результата или цели, к которой движется группа работающих вместе учеников. Онo охватывает подмножество различных форм активного обучения, которое осуществляется через работу в малых группах и/или парах. Обычно обучение через сотрудничество предполагает более формальную структуру группы, где за учениками закрепляются определенные роли в группе. Таким примером может быть работа над проектом или подготовка презентации.

Литература

  1. Bellanca J., Fogarty R. Blueprints For Achievement In The Cooperative Classroom. — Illinois: Skylight Publishing Inc., 1991.
  2. Concept to Classroom. — http://www.thirteen.org/edonline/concept2class/
  3. Johnson, Johnson, Smith. Active Learning: Cooperation in the College Classroom. — 1991. — http://groups.physics.umn.edu/physed/Research/CGPS/trdvscoop.html
  4. Panitz T. Collaborative versus cooperative learning: a comparison of the two concepts which will help us understand the underlying nature of interactive learning. — http://home.capecod.net/~tpanitz/tedsarticles/coopdefinition.htm

Информация об авторах

Коттл Татьяна Владимировна, PhD, практический психолог, Школа графства Фэирфакс, Вирджиния, США, e-mail: Tatyana.cottle@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1127
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1078
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2