Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 79–82
ISSN: 2658-3100 (online)
Организация групповой работы в классе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: формы организации учебной деятельности, организация групповой работы в классе, совместное обучение, обучение через сотрудничество
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Для цитаты: Коттл Т.В. Организация групповой работы в классе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 79–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27755 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Как в зарубежной (Kagan, Johnsons, Slavin, Cooper, Graves and Graves, Millis, etc. [4]), так и в российской исследовательской и практической литературе (С.Л. Соловейчик, А.С. Макаренко, ТВ. Бабушкина, Ш.А. Амонашви- ли, В.Ф. Шаталов, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.) можно найти огромное количество информации, подтверждающей положительные результаты использования педагогики сотрудничества в классе. При исследовании русскоязычной литературы напрашивается вывод о взаимозаменяемости двух таких терминов, как «совместное обучение» и «обучение через сотрудничество». Российская педагогическая наука располагает своим уникальным взглядом на эти понятия. Автор ставит перед собой задачу в рамках данной статьи рассмотреть иную интерпретацию этих понятий и на примерах продемонстрировать возможности внедрения и использования их на практике.
«Активное обучение» (active learning) — это, коротко говоря, все, что учащиеся делают в классе, исключая пассивное прослушивание лекций. В качестве примера активного обучения можно назвать использование техники активного слушания (обращение к учащимся за уточнениями, комментариями по пройденному материалу); выполнение коротких упражнений после прослушивания лекции и обсуждение нового материала; комплексные упражнения, выполняемые в парах и малых группах (от 3 до 5 человек), в ходе которых дети применяют полученные знания, умения и навыки в ситуация/, приближенных или взятых из реальной жизни.
«Обучение через сотрудничество» (collaborative learning) — это структура взаимодействия, призванная фасилицирoвать достижения конечного результата или цели, к которой движется группа работающих вместе учеников. Онo охватывает подмножество различных форм активного обучения, которое осуществляется через работу в малых группах и/или парах. Обычно обучение через сотрудничество предполагает более формальную структуру группы, где за учениками закрепляются определенные роли в группе. Таким примером может быть работа над проектом или подготовка презентации.
Следует определиться с различиями между двумя такими понятиями, как «обучение через сотрудничество» (collaborative learning) и «совместное обучение» (cooperative learning). Последнее применяется, когда речь идет о стратегиях учителя, направленных на создание равноправного общения в процессе обучения. В то время как «обучение через сотрудничество» предполагает философию и методологию, основанную на тесном взаимодействии участников, где каждый несет ответственность за свои действия, включая обучение и уважение к участникам группы несмотря на индивидуальные способности и возможности каждого [4].
Лекция и опрос, устный или письменный, считается традиционной формой обучения. Это работа с большой группой людей — 10 и более человек. При такой форме работы внимание уделяется всем или только одному человеку, и ни о каком учете индивидуальных особенностей учащихся не может идти речь; наблюдается высокая степень соперничества друг с другом, а значит повышенное напряжение и недоверие в группе. При традиционной форме обучения каждый в ответе лишь за себя, не используются и не развиваются умения и навыки общения и сотрудничества.
При обучении через сотрудничество и совместную деятельность внимание уделяется всем участникам группы в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося. Отношения строятся по принципу «если я буду победителем, то и ты будешь победителем», что способствует развитию положительной динамики отношений учащихся и положительному климату в группе. При работе в парах и малых группах отмечаются достижения как каждого, так и всей группы в целом. Подразумевается, что члены группы будут помогать и поддерживать друг друга в процессе обучения, поскольку все участники заинтересованы в положительном исходе процесса. Групповая работа способствует развитию умений и навыков, важных для командообразования. При групповой работе улучшаются самооценка и рефлексия, столь необходимые в процессе обучения. Развивается и мотивация на успех в работе и достижение своих целей. Учитель рассматривается как старший помощник, который должен обеспечить атмосферу сотрудничества, основанную на индивидуальных особенностях каждого участника. Он помогает всем членам группы найти нужное направление при решении поставленной задачи, а так же помогает каждому раскрыть свой творческий потенциал и приумножить знания [1, 3].
В своей книге «Схемы мышления в классе совместного обучения» James Bellanca и Robin Fogarty описывают шесть ступеней развития процесса формирования и обеспечения работы малой группы: Формирование => Нормирование => Адаптация => Штурм => Исполнение => Реформирование. Однако прежде чем приступить к рассмотрению ступеней формирования, развития и работы малой группы в школе, важно обратить внимание на отношения в группе и выделить три основных направления развития отношений между участниками учебного процесса.
1. Учитель — ученик: доброжелательность, открытость, отсутствие раздражения в голосе и манерах, четкая речь учителя, грамотно сформулированные вопросы, умение слушать и слышать учащихся, индивидуальные навыки общения как учащихся, так и учителя, местоположение учителя в классе по отношению к отдельным ученикам, а также хорошая подготовка педагога к каждому уроку обеспечивают положительный настрой в классе, гарантируют более высокую мотивацию учащихся. А это, в свою очередь, улучшает рабочие и человеческие отношения между учителем и учениками. Поэтому можно смело предположить, что желание детей приходить в школу и получать знания будет сильнее.
С другой стороны, мотивация учителя к поддержке и улучшению учебного процесса тоже будет увеличиваться. Определение индивидуального стиля обучения каждого ребенка является одной из основ построения учебного процесса в классе. Работа учителя должна опираться на возможности и потенциал ученика, ориентироваться на выявление его сильных сторон, а не на компенсацию индивидуальных недостатков и слабостей.
2. Ученик — ученик: отношения между учащимися в определенном возрасте могут быть даже более важными, чем отношения «учитель — ученик». Ссылаясь на иерархию потребностей А. Маслоу, нельзя не отметить значимость потребности каждого ученика в безопасности, любви, принятии в группе, необходимости в уважении и признании другими независимо от возраста. Поэтому одной из задач школьного психолога становится обучение детей конструктивному разрешению конфликтов, основам ведения переговоров (к примеру, умению слушать и слышать другого, перефразированию, рефлексии, умению выделять главную мысль услышанного), толерантному отношению к мнению и культуре другого человека. Без этого невозможно успешно и продуктивно общаться и трудиться в группе в частности и коллективе в целом.
3. Ученик — информация: применяются новые требования к ребенку и его умению работать с информацией. Сегодня уже недостаточно просто уметь запоминать теорию, а намного важнее обладать такими инструментами, как умение находить информацию в различных источниках (к примеру, в печатных изданиях, интернете). Здесь от учеников потребуются и юридические знания: использование копирайта, знания о плагиате. Учащиеся должны уметь вычленять главное, находить связи между различными частями информации, вести исследовательскую работу, уметь организовать материал и самого себя.
При отсутствии умения выстраивать и поддерживать отношения между участниками учебного процесса сложно говорить об успешности работы в группе.
На рис. 1 приведено краткое описание организации работы класса совместного обучения в малых группах. Такая работа может быть организована в учебном коллективе любого возраста, от выпускной группы детского сада до университета.
Рассмотрим организацию работы поэтапно.
Первый шаг — это формирование принципов организации работы группы: с чего начать? Как организовывать команды и обеспечить доверие между участниками? На данном этапе можно определить несколько важных моментов: разделение детей на группы, определение правил, расположение мебели.
Разделение детей на группы может быть сделано на усмотрение учителя.
Обязательным считается определение правил работы в группе. Приведем пример таких правил: «Внимательно слушай своего соседа», «Все время будь с группой», «Не говори громко, не перебивай другого», «Все члены группы должны быть включены в процесс», «Подбадривайте друг друга», «Уважай мнение других, даже e&™ ты не согласен», «Внимательно слушай говорящего», «Делайте друг другу комплементы». Выполнение таких правил способствует развитию положительного настроя в классе, который, в свою очередь, будет влиять на развитие положительных отношений через принятие друг друга, формирует желание работать вместе, повышает учебную мотивацию и улучшает климат в классе в целом.
От четкости при определении правил и их количества зависит дальнейший успех работы группы. Немаловажным является совместное предложение и обсуждение правил. Очень важно, чтобы грамотно и четко сформулированные правила были размещены в классе на видном месте. Тогда при нарушении одного из правил учителю достаточно намекнуть на то, чтобы ребенок еще раз перечитал и вспомнил правила, разработанные всем коллективом.
При организации работы класса важным является и особое расположение мебели, которое должно обеспечить возможность свободного перемещения детей и учителя по классу. Нужно определить территорию, на которой учитель и ученики могли бы собираться для обсуждения проекта, прочтения книг, индивидуальной работы и т. д. Правильное расположение участников психологически дополняет целостность группы. При этом нельзя забывать о том, что должно быть создано достаточное пространства для каждого участника, чтобы дети не чувствовали себя зажато. Парты должны располагаться так, чтобы дети могли легко сдвинуть и раздвинуть их в зависимости от выполняемой работы: если это тест, то столы могут быть отдалены друг от друга, а при групповом обсуждении они должны быть приближены друг к другу.
Второй шаг — нормирование. Здесь учитель должен ответить на вопросы: какие умения и навыки общения должны приобрести учащиеся? Что мне делать с теми, кто... ? Происходит процесс распределения ролей в группе и выстраивание эффективных отношений.
На этом этапе работы учитель дает групповые задания: обсудить прочитанную историю и ответить на главные вопросы, составить план рассказа, найти три решения выхода из ситуации и т. д.
Третий шаг — сотрудничество и адаптация. На этом этапе происходит определение стратегии работы группы в целом и просматривается эффективность и слаженность работы участников малых групп. Происходит неформальное оценивание успешности работы детей в группe. Свободное передвижение учителя по классу во время работы учащихся позволяет отметить, какие малые группы смогли сработаться, а какие испытывают сложности, какие приступили к выполнению общего задания сразу, а каким потребовалось больше времени.
Разделение по малым группам чаще происходит по принципу равного распределения детей с разными способностями, возможностями, умениями и навыками. Это относится ко всем сферам деятельности ребенка: как к способностям к учебе, так и к особенностям эмоциональной сферы, желанию и умению работать в группе и т. д. Такое распределение детей обеспечивает так называемый peer teaching, или обучение друг друга. Это позволяет детям проявить свои индивидуальные способности и сильные стороны, а также вселяет чувство уверенности в себе.
Четвертый шаг — штурм — определяется следующей задачей для учителя: «Что мне надо сделать, чтобы создать у детей желание мыслить?». Здесь предполагается три этапа работы.
1. Сбор информации: дети будут читать, искать, подбирать и т. д. На этом этапе учитель должен определить, что каждый ребенок умеет и знает, в чем ребенок более компетентен и в чем проявляются его слабости.
2. Обработка данных: дети в каждой группе должны будут, к примеру, определить причину и следствие, анализировать действия по предложенной схеме и т. д. Hа этом этапе учитель оценивает наличие умений и навыков мыслить критически, умение общаться в группе и умение быть частью группы.
3. Применение на практике полученной информации: используя полученные знания, учащиеся будут примерять, оценивать, предполагать, исследовать конкретную проблему или ситуацию, предложенную учителем. Одним из вспомогательных вопросов может быть «А что если...?». На данном этапе задачей учителя (на основе знаний сильных и слабых сторон учеников) является постановка перед детьми задач, позволяющих поддерживать у них интерес к рабочей проблеме, стимулирующих критическое мышление, поиск иной точки зрения на решаемую задачу, выстраивание новых связей с прежде полученной и новой информацией и т. д. Если такая работа проходит на уроке литературы или истории, можно предложить детям от- рефлексировать возможные ситуации и предложить новые неожиданные решения. Например: «А что могло произойти, если герой поступил бы наоборот?», «А если бы ты был на его месте? Какие чувства и мысли это вызвало бы у тебя? Почему?». Работа на этом этапе позволяет учителю и учащимся творить, раскрывать свой потенциал. Только творческий учитель может помочь детям научиться творить.
Пятый шаг — исполнение. Здесь перед учителем стоит задача сделать мышление участников групп как можно более понятным для других. Здесь предлагается использование схем, что поможет учащимся более четко организовать работу с имеющейся информацией и информацией, которую еще надо найти. На данном этапе особое внимание уделяется отношению «ученик — информация». Умение учителя помочь ребенку достичь этого этапа очень важно. В дальнейшем это усилит внутреннюю мотивацию учащегося, что будет способствовать улучшению его самооценки и оценки в глазах одноклассников.
Шестой шаг — реформирование. Работа направлена на развитие критического мышления. На данном этапе возникает вопрос, как строится работа класса в режиме совместного обучения. Сейчас уже можно четко определить отношения «ученик — учитель», «ученик — ученик» и «ученик — информация». Учитель выступает в роле фасилитатора и помогает ученикам развивать критическое мышление, креативность, улучшать умения и навыки общения, ведения переговоров и разрешения конфликтов. К этому этапу рабочая группа детей уже сформирована и работа «кипит». Дети всегда могут обратиться к учителю за помощью или подтверждением того, что группа движется в правильном направлении. Учитель может самостоятельно вмешаться в работу группы при возникновении конфликта. Он всегда должен быть готов подбодрить детей, помочь им критически взглянуть на проделанную работу; уметь найти добрые слова для всех участников и каждый раз должен помогать детям открывать новые горизонты. Работа в группе не предполагает, что любое задание будет закончено в течение одного урока. Работа в малых группах может быть рассчитана как на один урок, так и на серию уроков. По завершении задания или проекта представитель от каждой группы знакомит весь класс с проделанной работой.
Заключение
Обучение через сотрудничество считается одним из наиболее эффективных способов организации учебного процесса. Это подкрепляется исследованиями во многих странах, таких, как Великобритания, Италия, Соединенные Штаты и др. Уникальность подхода позволяет работать с учащимися различного возраста, академической подготовки, уровня развития и наличия особенностей развития ребенка, влияющих его на возможность обучения в общеобразовательной школе, а также освоения учебных предметов. Работа каждого участника группы выстраивается с учетом индивидуальных эмоциональных и когнитивных особенностей ребенка, а также культурно-исторических и социоэкономических факторов его развития и жизненного опыта. Во времена глобализации важно обеспечить подготовку к будущему не просто с позиции накопления информации Главное — помочь ребенку развить критическое и аналитическое мышление, умение находить и синтезировать информацию. Немаловажным фактором является активная работа по развитию умений и навыков общения и решения конфликтных ситуаций цивилизованным путем.
Предложенная модель обучения может быть эффективно использована при изучении любого предмета с любой категорией детей и взрослых, что подчеркивает ее простоту и уникальность. Другое преимущество использования этой модели заключается в том, что она позволяет детям при решении учебной задачи использовать знания, полученные по различным предметам, что обеспечивает установление взаимосвязей между различными областями жизни, восприятие себя как субъекта обучающего процесса. Данная модель групповой работы хорошо зарекомендовала себя при повышении профессионального уровня самих учителей, где предполагается постоянная работа над оптимизацией отношений с коллегами и формирование умения работать с информацией.
Литература
- Bellanca J., Fogarty R. Blueprints For Achievement In The Cooperative Classroom. — Illinois: Skylight Publishing Inc., 1991.
- Concept to Classroom. — http://www.thirteen.org/edonline/concept2class/
- Johnson, Johnson, Smith. Active Learning: Cooperation in the College Classroom. — 1991. — http://groups.physics.umn.edu/physed/Research/CGPS/trdvscoop.html
- Panitz T. Collaborative versus cooperative learning: a comparison of the two concepts which will help us understand the underlying nature of interactive learning. — http://home.capecod.net/~tpanitz/tedsarticles/coopdefinition.htm
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1206
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1130
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2