Современная зарубежная психология
2022. Том 11. № 2. С. 101–112
doi:10.17759/jmfp.2022110209
ISSN: 2304-4977 (online)
Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: глубокие нарушения, тяжелые нарушения , множественные нарушения, интеллектуальные нарушения, нарушения развития, непрерывное обучение, естественное обучение, повседневное обучение, обучающие подсказки, развивающая среда, совместное обучение, пошаговое обучение, альтернативная коммуникация, дополнительная коммуникация, АДК
Рубрика издания: Медицинская психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110209
Благодарности. Авторы благодарят кандидата психологических наук, профессора кафедры специальной психологии и реабилитологии ФГБОУ ВО МГППУ, Басилову Татьяну Александровну.
Для цитаты: Ветрова М.А., Ветров А.О. Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 101–112. DOI: 10.17759/jmfp.2022110209
Полный текст
Введение
Название журнала/год |
2022 |
2021 |
2020 |
2019 |
2018 |
2017 |
Итог |
% статей о детях с ТМНР (2017—2022 гг) |
||||||||||||||
Другое |
Всего |
О детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
o детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
О детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
О детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
О детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
О детях с ТМНР |
Другое |
Всего |
|||
«Research and Practice for Persons with Severe Disabilities» |
1 |
6 |
7 |
5 |
13 |
18 |
4 |
6 |
11 |
3 |
14 |
17 |
3 |
15 |
18 |
4 |
15 |
19 |
20 |
69 |
89 |
22,47% |
«Focus on Autism and Other Developmental Disabilities» |
1 |
9 |
10 |
0 |
19 |
19 |
1 |
21 |
21 |
0 |
22 |
22 |
0 |
24 |
24 |
3 |
22 |
25 |
5 |
117 |
122 |
4,10% |
«Journal of Intellectual Disabilities» |
0 |
14 |
14 |
2 |
33 |
35 |
0 |
27 |
27 |
3 |
28 |
31 |
4 |
16 |
20 |
3 |
19 |
22 |
12 |
137 |
149 |
8,05% |
«Journal of Learning Disabilities» |
0 |
17 |
17 |
0 |
27 |
27 |
0 |
34 |
34 |
0 |
30 |
30 |
0 |
48 |
48 |
0 |
57 |
57 |
0 |
213 |
213 |
0% |
«The Journal of Special Education» |
1 |
9 |
10 |
2 |
20 |
22 |
0 |
21 |
21 |
0 |
21 |
21 |
1 |
20 |
21 |
0 |
21 |
21 |
4 |
112 |
116 |
3,45% |
Название журнала/год |
2022 |
2021 |
2020 |
2019 |
2018 |
2017 |
Итог |
% статей о детях с ТМНР |
||||||||||||||
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
o детях с ТМНР |
другое |
всего |
|||
«Клиническая и специальная психология» |
0 |
11 |
11 |
0 |
50 |
50 |
2 |
10 |
44 |
2 |
41 |
43 |
3 |
44 |
47 |
0 |
48 |
48 |
7 |
204 |
211 |
3,32% |
«Вопросы психического здоровья детей и подростков» |
0 |
13 |
13 |
2 |
49 |
51 |
0 |
53 |
53 |
1 |
60 |
61 |
0 |
55 |
55 |
2 |
60 |
62 |
5 |
290 |
295 |
1,69% |
«Психолого-педагогические исследования» |
0 |
10 |
10 |
0 |
35 |
35 |
0 |
32 |
32 |
0 |
45 |
45 |
0 |
44 |
44 |
0 |
59 |
59 |
0 |
225 |
225 |
0% |
«Альманах института коррекционной педагогики» |
0 |
8 |
8 |
1 |
22 |
23 |
6 |
18 |
24 |
0 |
28 |
28 |
5 |
27 |
32 |
2 |
32 |
34 |
14 |
135 |
149 |
9,40% |
«Дефектология» |
0 |
16 |
16 |
1 |
46 |
47 |
3 |
45 |
48 |
5 |
45 |
50 |
1 |
47 |
48 |
3 |
56 |
59 |
13 |
255 |
268 |
4,85% |
Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями
-
обучение в естественной бытовой среде и повседневной жизнедеятельности;
-
предоставление множества благоприятных возможностей ребенку для проявления себя (учет доступных средств самовыражения и общения: мимики, взгляда, движений, вокализаций и др.; побуждение ребенка к ответной реакции, общению; предоставление возможностей совершать выбор; включение в повседневные дела, взаимодействие с другими детьми и взрослыми, досуговые мероприятия и др.)
-
обеспечение отзывчивых партнеров по общению;
-
систематические процедуры обучения — подбор и организация обучения детей использованию альтернативных устройств, способов общения с использованием различных обучающих подсказок.
Проблемы организации и содержания обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями
-
доступные, функциональные навыки;
-
членство в семье, школе, и сообществе;
-
значимые отношения;
-
самоопределение и принятие решений.
-
планирование, ориентированное на личность, семью и близкое окружение ребенка;
-
экологичные, учитывающие возрастные особенности академические учебные программы;
-
функциональную и социальную актуальность;
-
индивидуальное систематическое обучение;
-
активное и осознанное участие ребенка. Последним шагом является обобщение приоритетов и разработка учебного плана и руководства.
-
систематическое обучение (systematic instruction): это метод формирования академических и бытовых навыков, при котором обучение производится на основе цепочек конкретных последовательных действий, составляющих учебную задачу. На основе данных последовательных «шагов» разрабатываются таблицы (чек-листы) для отслеживания динамики. Это облегчает воспроизводимость и понимание учениками с ТМНР требуемых действий и позволяет отслеживать их успешность.
-
сопровождающее обучение(embeddedinstruction): представляет из себя использование любой возможности в течение дня для того, чтобы организовывать продуктивное взаимодействие между ребенком и учителем. Педагог заранее намечает цели, выбирает отвечающие им занятия и использует запланированные, преднамеренные стратегии для обучения ребенка новому поведению [29].
-
естественные сигналы и последствия (natural cues and consequences) — тип подсказок, которые ребенок может самостоятельно замечать в окружающей среде, в повседневной деятельности или в изменениях в собственном организме, и реагировать соответствующим образом (пример: грязные руки = надо помыть руки; урчащий живот = надо поесть). Также сюда относятся естественные последствия, которые возникают вследствие совершения определенных действий (пример: поел = сыт).
-
обучающие подсказки (learning prompts) — метод предоставления обучающимся разнообразных, индивидуально подобранных видов помощи (вербальной, физической и др.)
-
постепенное уменьшение помощи (fading assistance) — метод связан с постепенным снижением интенсивности и частоты различной помощи ребенку — физической, устных подсказок и др. по мере способности ребенка выполнять изучаемое действие самостоятельно.
-
активное и совместное обучение (active and collaborative learning) — обучение ребенка совместно со сверстниками, используя приемы, обеспечивающие максимальную вовлеченность и осознание ребенком происходящего.
Выводы
Литература
-
Анискович Л.И. Под покровом Царицы Небесной. Екатерина Константиновна Грачева [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 32—41. URL: https://psyjournals.ru/autism/2007/n2/aniskovich.shtml (дата обращения: 23.06.2022).
-
Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] // Всемирная Организация Здравоохранения. Мальта, 2011. 28 с. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/WHO_NMH_VIP_11.04_rus.pdf?sequence=7 (дата обращения: 23.06.2022).
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ № 1155 от 17.10.2013 г. / Министерство просвещения Российской Федерации. 2013. URL: https://docs.edu.gov.ru/id850 (дата обращения: 23.06.2022).
-
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс] / Министерство просвещения российской федерации // Реестр основных общеобразовательных программ. 2020. 148 с. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-orbazovatelnya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detey-s-tyazhelymi- mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 23.06.2022).
-
Чухутова Г.Л. Недоношенность как фактор нарушенного развития ребенка [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 72—85. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n1/69053.shtml (дата обращения: 23.06.2022).
-
Эффективные практики организации развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития: информ.-метод. сб. для специалистов [Электронный ресурс] / О.В. Бережная, Н.Н. Литвинова, К.А. Самофатова, А.К. Фадина. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2021. 105 с. URL: https://fond-detyam.ru/pechatnye-izdaniya-fonda/15998/#pdf-document-0/ (дата обращения: 23.06.2022).
-
Assessing Generalization in Single-Case Research Studies Teaching Core Academic Content to Students with Intellectual and Developmental Disabilities / J. McDonnell, J.M. Jameson, J.A. Bowman, O. Coleman, J. Ryan, C. Eichelberger, L. Conradi // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2020. Vol. 35. № 3. P. 143—152. DOI:10.1177/1088357620902500
-
Boehm Thomas L., Eric Carter W. Family Quality of Life and Its Correlates Among Parents of Children and Adults with Intellectual Disability // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2019. Vol. 124. № 2. P. 99—115. DOI:10.1352/1944-7558-124.2.99
-
Borgström Å., Daneback K., Molin M. Young people with intellectual disabilities and social media: A literature review and thematic analysis // Scandinavian Journal of Disability Research. 2019. Vol. 21. № 1. P. 129—140. DOI:10.16993/sjdr.549
-
Brady N.C., Bruce S. Communication Services and Supports for Individuals with Severe Disabilities: Guidance for Assessment and Intervention // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2016. Vol. 121. № 2. P. 121—138. DOI:10.1352/1944-7558-121.2.121
-
Calculator S. Use and Acceptance of AAC Systems by Children with Angelman Syndrome // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2013. Vol. 26. № 6. P. 557—567. DOI:10.1111/jar.12048
-
Chadwick D., Buell S., Goldbart J. Approaches to communication assessment with children and adults with profound intellectual and multiple disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2019. Vol. 32. № 2. P. 336— 358. DOI:10.1111/jar.12530
-
Challenges and opportunities in augmentative and alternative communication: Research and technology development to enhance communication and participation for individuals with complex communication needs / J. Light, D. McNaughton, D. Beukelman, S. Koch Fager, M. Fried-Oken, T. Jakobs, E. Jakobs // AAC: Augmentative and Alternative Communication. 2019. Vol. 35. № 1. P. 1—12. DOI:10.1080/07434618.2018.1556732
-
Cheminais R. How to Achieve Every Child Matters Standards: A Practical Guide. New York: SAGE Publications Ltd, 2007. 144 p. DOI:10.4135/9781446216606
-
Children with profound intellectual and multiple disabilities: The effects of functional movement activities / H. Nakken, Vlaskamp, A. Van der Putten, K. Reynders // Clinical Rehabilitation. 2005. Vol. 19. № 6. P. 613—620. DOI:10.1191/0269215505cr899oa
-
Coiffait Fleur-Michelle M., Leedha A.T. Psychological Well-Being of Children and Adults with Severe and Profound Intellectual and Developmental Disabilities // Health Care for People with Intellectual and Developmental Disabilities across the Lifespan / Eds. I.L. Rubin, J. Merrick, D.E. Greydanus, D.R. Patel. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 1401—1419. DOI:10.1007/978-3-319-18096-0_113
-
Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt, I. Van keer, A. van der Putten, B. Maes // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. Vol. 33. № 3. P. 529—541. DOI:10.1111/jar.12695
-
Craig F., Savino R., Trabacca A. A systematic review of comorbidity between cerebral palsy, autism spectrum disorders and Attention Deficit Hyperactivity Disorder // European Journal of Paediatric Neurology. 2019. Vol. 23. № 1. P. 31—42. DOI:10.1016/j.ejpn.2018.10.005
-
Diversity of practices in telerehabilitation for children with disabilities and effective intervention characteristics: results from a systematic review / C. Camden, G. Pratte, F. Fallon, M. Couture, J. Berbari, M. Tousignant // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42. № 24. P. 3424—3436. DOI:10.1080/09638288.2019.1595750
-
Educating Students with Severe and Multiple Disabilities: A Collaborative Approach. Fifth Edition. / Eds. F.P. Orelove, Sobsey, D.L. Gilles. Baltimore: Brookes Publishing, 2017. 552 p.
-
Effect of deinstitutionalisation on quality of life for adults with intellectual disabilities: A systematic review / P. May, R.L. Vance, E. Murphy, M.-A. O’Donovan, N. Webb, G. Sheaf, P. McCallion, R. Stancliffe, C. Normand, V. Smith, M. McCarron // BMJ Open. 2019. Vol. 9. № 4. Article ID e025735. 9 p. DOI:10.1136/bmjopen-2018-025735
-
Examining perceptions of a communication course for parents of children with profound intellectual and multiple disabilities / A. Rensfeldt Flink, J. . Johnels, M. Broberg, G. Thunberg // International Journal of Developmental Disabilities. 2022. Vol. 68. № 2. P. 156—167.
-
Frounfelker S.A., Bartone A. The importance of dignity and choice for people assessed as having intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disabilities. 2021. Vol. 25. № 4. P. 490—506. DOI:10.1177/1744629520905204
-
Identifying behavioral indicators for intellectual functioning and adaptive behavior for ICD-11 disorders of intellectual development / M.J. Tassé, G. Balboni, P. Navas, R. Luckasson, M.A. Nygren, C. Belacchi, S. Bonichini, G.M. Reed, C.S. Kogan // Journal of Intellectual Disability Research. 2019. Vol. 63. № 5. P. 386—407. DOI:10.1111/jir.12582
-
Ismail F.Y., Shapiro B.K. What are neurodevelopmental disorders? / Current Opinion in Neurology. 2019. Vol. 32. № 4. P. 611—616. DOI:10.1097/WCO.0000000000000710
-
Light J., McNaughton D., Caron J. New and emerging AAC technology supports for children with complex communication needs and their communication partners: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2019. Vol. 35. № 1. P. 26—41. DOI:10.1080/07434618.2018.1557251
-
McCann D., Bull R., Winzenberg T. The daily patterns of time use for parents of children with complex needs: A systematic review // Journal of Child Health Care. 2012. Vol. 16. № 1. P. 26—52. DOI:10.1177/1367493511420186
-
Moorcroft A., Scarinci N., Meyer C. A systematic review of the barriers and facilitators to the provision and use of low- tech and unaided AAC systems for people with complex communication needs and their families // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2019. Vol. 14. № 7. P. 710—731. DOI:10.1080/17483107.2018.1499135
-
Nijs S., Vlaskamp C., Maes B. Children with PIMD in interaction with peers with PIMD or siblings // Journal of Intellectual Disability Research. 2016. Vol. 60. № 1. P. 28—42. DOI:10.1111/jir.12231
-
Novak I., Honan I. Effectiveness of paediatric occupational therapy for children with disabilities: A systematic review // Australian Occupational Therapy Journal. 2019. Vol. 66. № 3. P. 258—273 DOI:10.1111/1440-1630.12573
-
Okamoto J., Lipkin P.H. The Individuals with Disabilities Education Act (IDEA) for Children with Special Educational Needs // Pediatrics. 2015. Vol. 136. № 6. P. 1650—1662. DOI:10.1542/peds.2015-3409
-
Parent perceptions of the language development of toddlers with developmental delays before and after participation in parent-coached language interventions / M.A. Romski, R.A. Sevcik, L.B. Adamson, A. Smith, M. Cheslock, R. Bakeman // American Journal of Speech-Language Pathology. 2011. Vol. 20. № 2. P. 111—118. DOI:10.1044/1058-0360(2011/09- 0087)
-
Parents’ knowledge of their child with profound intellectual and multiple disabilities: An interpretative synthesis / K. Kruithof, D. Willems, F. van Etten-Jamaludin, E. Olsman // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. Vol. 33. № 6. P. 1141—1150. DOI:10.1111/jar.12740
-
Parton N.L. Every Child Matters: The shift to prevention whilst strengthening protection in children’s services in England // Children and Youth Services Review. 2006. Vol. 28. № 8. P. 976—922. DOI:10.1016/j.childyouth.2005.10.002
-
Prevalence of cerebral palsy, intellectual disability, hearing loss, and blindness, National Health Interview Survey, 2009—2016 / D.O. McGuire, L.H. Tian, M. Yeargin-Allsopp, N.F. Dowling, D.L. Christensen // Disability and Health Journal. 2019. Vol. 12. № 3. P. 443—451. DOI:10.1016/j.dhjo.2019.01.005
-
Review of International Studies on Multiple Disabilities / A. Düzkantar, K. Öğülmüş, D. Altın, B. Görgün // Sakarya University Journal of Education. 2020. Vol. 10. № 3. P. 532—559. DOI:10.19126/suje.670873
-
Three Approaches to Understanding and Classifying Mental Disorder: ICD-11, DSM-5, and the National Institute of Mental Health’s Research Domain Criteria (RDoC) / L.A. Clark, B. Cuthbert, R. Lewis-Fernández, W.E. Narrow, G.M. Reed // Psychological Science in the Public Interest. 2017. Vol. 18. № 2. P. 72—145. DOI:10.1177/1529100617727266
-
Töret G. Imitation Recognition by Minimally Verbal Young Children: A Comparison Between Down Syndrome and Autism Spectrum Disorder // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2022. Vol. 37. № 1. P. 34—45. DOI:10.1177/10883576211035030
-
Trends in autism research in the field of education in web of science: a bibliometric study / N. Carmona-Serrano, J. López-Belmonte, J.A. López-Núñez, A.J. Moreno-Guerrero // Brain Sciences. 2020. Vol. 10. № 12. Article ID 1018. 22 p. DOI:10.3390/brainsci10121018
-
Using the DEC Recommended Practices [Электронный ресурс] // Early Childhood Technical Assistance Center. ECTA Center, 2017. URL: http://www.ectacenter.org/decrp (дата обращения: 27.06.2022).
-
Variables related to the quality of life of families that have a child with severe to profound intellectual disabilities: A systematic review / N. Luitwieler, J. Luijkx, M. Salavati, C.P. Van der Schans, A.J. Van der Putten, A. Waninge // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 7. Article ID e07372. 11 p. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e07372
-
Waters C.L., Friesen A. Parent Experiences of Raising a Young Child with Multiple Disabilities: The Transition to Preschool // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2019. Vol. 44. № 1. P. 20—36. DOI:10.1177/1540796919826229
-
Wu Y., Chen M., Lo Y., Chiang C. Effects of Peer-Mediated Instruction with AAC on Science Learning and Communitive Responses of Students with Significant Cognitive Disabilities in Taiwan // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2020. Vol. 45. № 3. P. 178—195. DOI:10.1177/1540796919900955
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5945
В прошлом месяце: 264
В текущем месяце: 122
Скачиваний
Всего: 917
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 27