Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 4. С. 3–4
ISSN: 2658-3100 (online)
70 лет Юрию Михайловичу Забродину
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: поздравление
Для цитаты: 70 лет Юрию Михайловичу Забродину [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 4. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n4/47525 (дата обращения: 04.12.2024)
Полный текст
26 октября 2010 года отметил свой 70-летний юбилей доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, заведующий кафедрой «Организационная и экономическая психология» Юрий Михайлович Забродин.
Человек уникальной судьбы, чья жизнь и работа оказали непосредственное влияние на становление и развитие в нашей стране научной и практической психологии. Известно, что судьба российской психологической науки была драматичной. Фактически запрещенная в конце 30х годов ХХ века по политическим мотивам, она потеряла не только несколько десятков лет для развития. Была разрушена сама научная психологическая школа, чье предназначение, как и у любой другой школы, — организация, развитие и поддержка непрерывного процесса практических, теоретических и экспериментальных исследований в своей области.
Порой случайности бывают судьбоносными. Заинтересовавшись еще в школе научной психологией, Юрий Михайлович затем ушел в область, казалось бы, никоим образом с психологией не связанную. В 1963 году он окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени В.А. Бонч-Бруевича. Стал инженером.
С научной психологией его вновь свела проблематика его работы. Занимаясь проектированием человеко-машинных систем, Юрий Михайлович и его коллеги обнаружили огромный пробел, существовавший на тот момент в знаниях об особенностях работы человеческой психики. Между тем, эти знания оказались остро востребованными самой жизнью. Ведь в это время огромную роль в развитии промышленности и народного хозяйства начинали играть сложнейшие машинные и информационные системы, и они предъявляли совершенно новые требования к работавшим с ними специалистам. Специалистов нужно было готовить по принципиально новым программам, составление которых было невозможно без глубоких психологических знаний.
Первоначально получать эти знания приходилось самостоятельно, не имея ни опыта, ни специальной подготовки.
В 1966 году были открыты сразу два факультета психологии: в Москве и Ленинграде. Юрий Михайлович и десять его коллег поступили в аспирантуру факультета психологии Ленинградского университета, деканом которого был Борис Федорович Ломов. Учеба в аспирантуре не была учебой в традиционном понимании этого слова. По сути, она стала долгой совместной кропотливой работой по созданию факультета «с нуля», огромный вклад в нее был внесен не только профессорами, преподавателями, но и аспирантами и всеми специалистами, работавшими на факультете. Так, в частности, Юрием Михайловичем и его коллегами был создан уникальный, не имеющий аналогов в мире 800-часовой цикл лекций по экспериментальной психологии, читавшийся с 1-го по 5-й курс и охватывавший все грани этого предмета, необходимого для успешной работы психолога.
Общим итогом работы можно считать тот факт, что в конце 60-х годов ХХ века психология получила в нашей стране статус самостоятельной науки, востребованной во многих областях жизни, а система психологического образования обрела четкие формы.
Однако этот успех был далеко не достаточным для того, чтобы психология стала в нашей стране такой, какой мы ее видим сегодня. В начале 80-х годов стало ясно, что наша страна попрежнему сильно отстает от стран Западной Европы и США. Причиной отставания было почти полное отсутствие практической психологии как системы государственных и частных учреждений, помогающих отдельным людям в решении конкретных жизненных проблем. Специализированные психологи работали в отдельных отраслях промышленности (инженерная психология), в медицинских учреждениях (клиническая психология и психиатрия), в некоторых образовательных центрах. Но не более того.
Новый вызов, брошенный жизнью, особенно — в начале кризисных 90-х годов ХХ века, был достойно принят Юрием Михайловичем и его коллегами. Очень скоро стало ясно, что решение задач, связанных с практической психологией, требует совсем иных технологий, не тех, что используются в ходе психологического экспериментирования или преподавания психологии как учебного предмета.
Тем не менее, благодаря поддержке Государственной Академии наук, большому накопленному научному багажу, отлаженной системе непрерывных научно-практических исследований, работа по созданию российской системы практической психологической службы была начата и за сравнительно короткое время принесла свои плоды. Так, на сегодняшний день в нашей стране количество практических психологов доходит до нескольких сотен тысяч.
В настоящее время практическая психология вышла далеко за рамки специализированных учреждений. Практические психологи активно сотрудничают с самыми разными государственными и коммерческими службами, чья деятельность так или иначе связана с работой с людьми. Одновременно с этим активно продолжается поиск новых областей, где требуется и изучение, и последующее применение психологического знания.
Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что за свою жизнь Юрий Михайлович Забродин вместе со своими коллегами и учителями проделал огромную работу и внес бесценный вклад в развитие российской психологической науки и практики.
Среди его наград почетное место занимают: орден «Знак Почета», почетные знаки «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы СССР» не говоря о многочисленных медалях.
Юрий Михайлович является действительным государственным советником Российской Федерации 3 класса, членом научно-методических советов Минтруда, Минобразования России, РАН, РАО и АПО, членом международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других. Членом Национального комитета по психологии РАН, членом Президиума Российского общества психологов, членом редколлегии журналов «Прикладная психология», «Человеческие ресурсы». Действительным членом (академиком) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук, Международной Академии ноосферы, Академии профессионального образования России.
За время своей научной, организационной и преподавательской деятельности он участвовал в подготовке более 200 кандидатов наук и более 10 докторов наук.
Также на его счету более 230 научных публикаций на русском и иностранных языках (английском, итальянском, финском, японском, чешском, болгарском). Юрий Михайлович подготовил 48 книг в качестве редактора и автора, выпустил 12 монографий, в том числе:
-
«Готовность российской молодежи к выбору карьеры»;
-
«Управление человеческими ресурсами» (программа курса);
-
«Положение дел в области управления человеческими ресурсами»;
-
«Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной социальной политики»;
-
«Проблемы выбора профессиональной карьеры: цели и ценности российской молодежи в период реформ»;
-
«Психология ведения деловой беседы»;
-
«Психология личности и управление человеческими ресурсами»;
-
«Социальные процессы и управление ими с социальнопсихологической точки зрения»ю
Редакция «Вестника практической психологи образования» от всей души поздравляет Юрия Михайловича Забродина с юбилеем и желает ему счастья, крепкого здоровья и долгих лет активной творческой жизни.
Метрики
Просмотров
Всего: 1600
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 445
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0