Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой среде (окончание)*

1504

Аннотация

Цель данной статьи — рассказать об актуальной проблеме и реально существующей опасности деструктивного воздействия на личность подростка в современном обществе. О признаках, этапах, технологиях психологического манипулирования и способах профилактики данного явления. По нашему мнению, подобная информация необходима учителям, классным руководителям, социальным педагогам и другим специалистам в области образования, т. е. именно тем людям, в чьих силах предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни. В статье также предложены правила ассертивности, которые помогут взрослым избежать созависимости с проблемными подростками и предотвратить эмоциональное «выгорание» педагогов и родителей.

Общая информация

* Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» № 3, 4 за 2010 год.

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рязанкина Е.В. Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой среде (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 76–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47629 (дата обращения: 30.05.2024)

Полный текст

Отличительные черты социально значимых и психологически безопасных (конструктивных) организаций, исключающих созависимость

1.   Создаются для обслуживания, пользы и защиты не входящих в организацию людей.

2.   Существуют на средства налогоплательщиков, но взносы четко определены, гласны и контролируются государством.

3.   Члены организации получают обмундирование, питание, деньги, жилье легальным образом.

4.   Налогоплательщики знают, куда идут их средства и как члены организации их отрабатывают.

5.   Полная свобода участия или выхода из организации (причем эти процессы могут повторяться по желанию человека) без деформации личности или материального ущерба. Человек также может беспрепятственно и по собственному желанию перейти на работу в любую равнозначную организацию.

6.   Время, затраченное на работу в организации, не превышает установленное трудовым законодательством. Отсутствие насильственного труда, не соответствующего должностным обязанностям (трудовому договору).

7.   Смена руководителя не влияет коренным образом на функционирование всей организации и деятельность каждого ее члена, т. к. устав, правила и требования остаются прежними.

8.   Самые высшие чины подотчетны гражданским лицам, не входящим в организацию.

Организация (фр. organization) — дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ. Различают: 1) организацию формальную, имеющую административно­юридический статус и ставящую индивида в зависимость от обезличенных функциональных связей и норм поведения; 2) организацию неформальную, представляющую собой общность людей, сплачиваемую личным выбором и непосредственными вне- должностными контактами.

Группа — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и т. п. Наиболее распространенные классификации групп:

1.   по размеру — большие, малые, микрогруппы;

2.    по общественному статусу — группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3.    по непосредственности взаимосвязей — группы реальные (контактные) и условные;

4.    по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, диффузные группы; б) группы высокого уровня развития — коллективы;

5.    по значимости — группы референтные и группы членства.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности.

В отечественной психологии считалось, что группы высокого развития, т. е. очень эффективные в своей деятельности — это коллективы.

Коллектив (лат. collectivus — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигающая в процессе совместной деятельности высокого уровня индивидуального и совместного развития.

В соответствии с этим определением коллективы характеризовались по следующим признакам: — коллективный стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом;

—   благоприятный психологический климат;

—   сознательное подчинение руководителю;

—самодеятельность коллектива;

—   полная демократичность;

—   выборность руководителя (как в колхозе, например);

—   равноправное сотрудничество;

—   условия для личного саморазвития и творчества;

общие нормы поведения, одинаковые для \ всех;

—   высокая эффективность совместной деятельности;

—   свобода входа и выхода (без негативных последствий для личности).

Но существовали ли такие коллективы в реальности?

Зарубежный и отечественный опыт показал, что высокой активности, экономической эффективности и продуктивности могут достигать не только коллективы, способствующие развитию сознания отдельной личности. Но это также и авторитарные деструктивные хорошо организованные группы и организации, созданные для выполнения конкретных задач и достижения определенных целей (как правило, коммерческо-иерархической направленности), о которых рядовые члены могут даже не догадываться. Это различные ассоциации, корпорации, фирмы, секты, ориентированные на максимальную прибыль (результат). Для них типично авторитарное лидерство, т. е. бюрократический централизм, характеризующийся максимумом централизации и минимумом демократичности. Основаны они на применении различных «психологических» технологий, формирующих созависимость, которая активно поощряется как общественная ценность.

Для таких групп и организаций характерны:

—   авторитарный стиль руководства (авторитаризм);

—   высокая сплоченность против конкурентов и «врагов», круговая порука;

—   бескорыстное использование личных ресурсов и средств для нужд организации;

—   бескорыстный труд (например, в личное время), добровольное согласие на эксплуатацию;

—   психологическая (эмоциональная) зависимость;

—   внутригрупповое соперничество;

—   общие ценностные ориентации;

—   отвержение личных ценностей, если они не совпадают с групповыми;

—   иерархичность норм поведения;

—   распад (ломка) собственной личности и создание новой, нужной организации;

—   высокий уровень управляемости.

Лидер и актив управляют путем влияния на социально-эмоциональные отношения рядовых членов группы. Например — создание постоянной материально-статусной конкуренции внутри группы, сенсорная перегрузка (массовые мероприятия, зрелища и т. п.), контроль мышления, информации, сознания, манипулирование эмоциями и чувствами (дружбы, любви, вины, неприязни, зависти, страха и др.) и пр.

Все «коллективные» (командные) решения принимаются только в результате скрытой или явной подачи «авторитетов» и совершенно «добровольно». В этом сила деструктивных технологий.

Лидер (англ. leader — ведущий) — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности — лидер- вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; 3) по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой;, и т. п.

Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства. Теория лидерских ролей рассматривает роли «профессионала» — лидера, ориентированного на решение деловых проблем и задач, а также «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений (роли, статус, выбор, иерархия и т. п.).

Сторонники теории черт считают предпосылкой признания человека лидером наличие у него особых «лидерских» черт и способностей. Исследования в рамках этой теории были направлены на выявление качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода — харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать — харизма.

Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи.

С точки зрения теории ситуационного лидерства (или групподинамического подхода), лидерство — это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации; и в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу и проблему (профессионал), добивается больших результатов. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей — «социально-эмоциональный специалист» (авторитет).

В теории синтетической, или комплексной, акцент сделан на взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений — лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется лидерство.

Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень группового развития. Считается, что в коллективе — ввиду наличия ценностно-ориентированного единства — снимается неизбежное, с точки зрения западных психологов, противопоставление лидера, ориентированного на людей.

Лидерство: стиль (стиль лидерства, стиль руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).

К. Левин выделил три стиля лидерства: 1) авторитарный (директивный) — жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений; 2) демократичный (коллегиальный) — коллегиальность, поощрение инициативы; 3) либеральный — отказ от управления, устранение от прямого руководства.

В отечественной социальной психологии показано, что стиль лидерства — предпосылка и следствие уровня группового развития.

Интересны наблюдения и выводы крупного отечественного ученого, выдающегося психиатра, профессора, доктора медицинских наук Андрея Евгеньевича Личко. Он дал характеристику видам подростковых групп и их лидерам.

Одни группы отличаются наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (под- чиняемость одним, помыкание другими).

В этих группах есть такие роли, как «адъютант» лидера — обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп, в борьбе с которыми в основном протекает жизнь (например, группы фанатов). Состав групп довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо, тот же оценивает новичка, прежде всего с точки зрения опасности заполучить сильного «антилиде­ра». Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свой «язык», свои клички, свои обряды, например, обряд «братания кровью», общим преступлением и пр. Подобные группы обычно образуются из подростков мужского пола (но последнее время в них все чаще встречаются агрессивные подростки женского пола).

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера — его функции несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно нестабильный — одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в нее (например, кружок по интересам).

Существуют и иные типы подростковых групп, функционирование и структура которых зависит от степени и качества влияния педагогов и администрации соответствующего учреждения.

В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря, подростковые отделения психиатрических больниц и т. п.) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием иных токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой «групповой зависимости» — когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает, только когда подросток попадает в «свою» группу.

В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы. Лидерства в них обычно добиваются подростки с выраженными гипертимными чертами, стеничные (подвижные, возбудимые), ежеминутно готовые вступить в драку, шумные, активные, во все вмешивающиеся, легко вскипающие при противоречии или ограничениях. С воспитателями у них быстро устанавливаются враждебные отношения. Реже лидерами становятся истероидные подростки. Но эти не завоевывают власть в борьбе, а, легко улавливая назревающие настроения в коллективе, подделываясь под желания группы, становятся наиболее демонстративными выразителями этих желаний и настроений. В дальнейшем они поддерживают власть над группой руками «адъютанта» — физически сильного, но недалекого подростка, которого умеют «очаровать» и использовать как орудие расправы и запугивания, однако их власть в группе редко бывает продолжительной.

В условиях специальных интернатов для трудных подростков лидерство формальное и неформальное часто сразу сосредотачивается в руках подростка эпилептоидного типа. Этому способствует умение эпилептоида приспособиться к условиям строгого дисциплинарного режима с иерархией управления и подладиться к начальству, с одной стороны, и проявить жесткую власть и деспотизм над слабыми и менее стеничными сверстниками — с другой. Для эпилептоида группа представляет ценность, если даст в руки определенную власть и позволяет извлечь для себя выгоды (Личко А.Е., 1999).

Роли, навязываемые детям в дисфункциональных семьях и группах

Роли могут меняться или совмещаться, если это требуется для поддержания групповой (семейной) созависимости, т. е. психологического симбиоза как закрытой, замкнутой, ригидной системы существования (табл. 1).

Последствия

Цинизм, жестокость, безпринципность, сердечно-сосудистые и соматические заболевания

Различные виды химических и других зависимостей, проституция, преступления

Пустота (опустошение), одиночество, разочарование, эмоциональное сгорание, зависимость от мнения других

Уединенность, скромность, умеренность, рассудительность, осторожность, творчество

Преимущество для семьи (группы)

Повышение самооценки родителей или статуса группы

Отвлечение от боли, реальных проблем, повышение собственной самооценки и групповой сплоченности

Развлечение, эмоциональная разрядка

Облегчение, освобождение от «посторонних», «лишних» проблем

Преимущество для себя

Признательность, положительное внимание окружающих

Отрицательное внимание окружающих

Внимание, вызванное шутовством

Отстраненность, бурная внутренняя жизнь, творчество, саморазвитие

Способы защиты

Ответственность, высокая работоспособность, исполнительность

Правонарушения, ложь, негативизм

Гиперактивность, шутовство, неадекватность, демонстративность

Интроверсия, независимость, упрямство, замкнутость

Чувство

Вина, одиночество, обида, зависть

Страх, обида, раздражение, неуверенность

Страх, низкая самооценка, смятение, одиночество

Обида, потерянность, разочарование

Роль

Герой, «звезда», спасатель, «надежда»

«Наказание» семьи, «козел отпущения»

Шут, клоун, марионетка

«Потерянный» ребенок, чужой, лишний

***

С момента рождения у всех людей есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что Вы имеете право:

— иногда ставить себя на первое место,

— просить о помощи и эмоциональной поддержке, — протестовать против несправедливого обращения или критики,

— иметь свое собственное мнение и убеждения,

— совершать ошибки, пока не найдете свой собственный путь,

— предоставлять людям решать их собственные проблемы,

— говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ!»,

— не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям,

— побыть одному (одной), даже если другим хочется Вашего общества,

— на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие,

— менять свои решения или избирать другой образ действий,

— добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны :

— быть безупречным(ой) на 100%,

— следовать за толпой,

— любить людей, приносящих Вам вред,

— делать приятное неприятным людям,

— извиняться за то, что были самим(ой) собой, — выбиваться из сил ради других,

— чувствовать себя виноватым за свои желания, — мириться с неприятной ситуацией,

— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было,

— сохранять отношения, ставшие оскорбительными, — делать больше, чем Вам позволяет время,

— делать что-то, что на самом деле не можете сделать,

— выполнять неразумные требования,

— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать,

— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения,

— отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали Ваши.

Тестовые методики на созависимость,
самостоятельность и другие особенности личности для взрослых и подростков

1. «Созависимость» (Москаленко В.Д.)

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос «да» = «+» или «нет» = «—».

1.    Зависит ли Ваше хорошее отношение к себе от того, нравитесь ли Вы другим людям или нет?

2.   Сконцентрировано ли Ваше внимание на помощи или защите других людей?

3.    Удерживаете ли Вы себя от свободного выражения чувств?

4.    Чувствуете ли Вы вину при необходимости постоять за себя вместо того, чтобы уступить другим?

5.    Считаете ли Вы себя иногда жертвой обстоятельств?

6.    Работаете ли Вы или едите «за компанию», компульсивно?

7.    Совершаете ли Вы поступки, чтобы получить одобрение?

8.        Расстраиваетесь ли Вы, когда Вас критикуют?

9.   Было ли у вас какое-либо нарушение здоровья и самочувствия, связанное со стрессом?

10.      Часто ли Вы критикуете себя?

11.   Поддерживаете ли Вы отношения из-за боязни одиночества?

12.   Чувствуете ли Вы ответственность за решение проблем и судьбу тех, кого вы любите?

13.   Ощущаете ли Вы, что чувствуют другие, сильнее, чем то, что чувствуете Вы сами?

14.   Тяжело ли Вам расставаться со взаимоотношениями?

15.    Есть ли у Вас трудности с отказом другим людям?

16.      Молчите ли Вы иногда, чтобы сохранить мир?

17.   Тяжело ли Вам выражать свои чувства, когда кто-то задевает Вас?

18.    Чувствуете ли Вы растерянность или обиду, если люди, которых Вы любите, делают не то, что Вы ждете от них?

19.    Определяет ли Ваше нежелание быть отверженным то, что Вы говорите или делаете?

20.   Чувствуете ли Вы необходимость контролировать тех, о ком заботитесь?

21.   Долго ли Вы переживаете после того, как пришлось прекратить взаимоотношения?

22.    Случалось ли Вам предавать собственные интересы или ценности ради кого-то?

23.   Есть ли у Вас трудности с открытым выражением чувств партнеру?

24.   Чувствуете ли Вы нервозность или беспокойство в одиночестве?

25.    Чувствуете ли Вы, что много даете и мало получаете взамен?

26.   Чувствуете ли Вы эмоциональную скованность в конфликте?

27.   Кажется ли Вам иногда, что только Вы удерживаете взаимоотношения от разрушения?

28.   Есть ли у Ваших друзей недостатки или вредные привычки, которых нет у вас?

29.   Надеетесь ли Вы, что Ваша любовь поможет исправить их?

30.   Кажется ли Вам иногда жизнь хаотичной и бесконтрольной?

Интерпретация результатов.

До 10 — низкая степень созависимости или ложь, 11—16 — средняя степень, 17—22 — высокая степень, 23—30 — очень высокая (риск эмоционального выгорания).

2. Тест «Контролирующее поведение»

(Москаленко В.Д.)

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос «да» = «+» или «нет» = «—».

1.    Я должен чувствовать, что во мне нуждаются, для того чтобы вступить во взаимоотношения.

2.    Я ценю мнение других людей о моих мыслях, чувствах и поведении выше своего собственного.

3.         Я соглашаюсь с другими, чтобы им понравиться.

4.   Я сосредотачиваю внимание на том, чтобы защищать и оберегать других.

5.   Я считаю, что большинство людей не способны позаботиться о себе.

6.    Я помню все свои добрые дела и одолжения, и очень обижаюсь, когда их забывают другие.

7.         Я часто угадываю, что думают другие люди.

8.   Я могу заранее предвидеть желания и потребности других людей и удовлетворяю их еще до того, как была выражена просьба.

9.   Я расстраиваюсь, когда другие не дают возможности помочь им.

10.   Я спокоен и эффективен в кризисных ситуациях, связанных с другими людьми.

11.      Я доволен собой, только когда помогаю другим.

12.    Я легко даю советы и рекомендации другим, даже когда меня не просят.

13.    Я откладываю в сторону собственные интересы и заботы для того, чтобы делать то, чего хотят другие.

14.    Я прошу о помощи и поддержке только когда болен и то с неохотой.

15.      Я не могу видеть, когда страдают другие.

16.      Я бескорыстен в помощи тем, кого люблю.

17.    Я помогаю понять людям, что они чувствуют и что они должны чувствовать.

18.    Я воспринимаю себя как абсолютно неэгоис­тичного человека, полностью посвятившего себя благополучию других.

19.      Я обрушиваю поток подарков на тех, кого люблю.

Интерпретация результатов.

До 6 — низкая степень созависимости или ложь, 7—10 — средняя степень, 11—15 — высокая степень, 16—19 — очень высокая (риск эмоционального выгорания).

3. Тест «Уступчивость» (Москаленко В.Д.)

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос «да» = «+» или «нет» = «—».

1.    Я беру на себя ответственность за чувства и поведение других.

2.    Иногда я испытываю вину за поведение и чувства других.

3.         Мне трудно определить, что я чувствую.

4.    У меня трудности с внешним выражением чувств.

5.    Я контролирую собственные эмоции, так как иногда у меня бывают вспышки гнева.

6.    Я волнуюсь о том, как другие отреагируют на мои чувства, мнение и поведение.

7.         Я долго принимаю решение.

8.         Я тяжело переживаю одиночество.

9.    Иногда я преуменьшаю, изменяю или отрицаю свои истинные чувства.

10.    Я очень настроен на чувства других и чувствую то же, что и они.

11.    Обычно я не выражаю мнения и чувства, отличающиеся от мнений и чувств других.

12.    Для меня мнения и чувства других людей более интересны и важны, чем мои собственные.

13.    Я ставлю потребности и желания близких людей выше своих собственных.

14.    Я смущаюсь, когда мне приходится слышать слова признательности, похвалы или принимать подарки.

15.    Я строго сужу себя и считаю, что мои мысли и слова не бывают «достаточно хороши».

16.      Я стремлюсь делать все лучше, чем другие.

17.      Я терпелив и лоялен.

18.    Я долго и тяжело переживаю травмирующие ситуации.

19.    Я не прошу других удовлетворять мои нужды и желания.

20.    Я иду на компромисс со своими ценностями, чтобы избежать отвержения и гнева других.

Интерпретация результатов.

До 6 — низкая степень созависимости или ложь, 7—10 — средняя степень, 11—15 — высокая степень, 16—20 — очень высокая (риск эмоционального выгорания).

4. Типы психологических реакций (трансактный тест)

1.     На картину современного художника.

А. Бред какой-то! Что же это должно означать?

Б. Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста пятьдесят долларов.

В. О, какие яркие цвета!

2.     На требования сдать задание вовремя.

А. Учитель никак не отучиться быть надсмотрщиком.

Б. Я знаю, что работу надо сдать завтра.

В. Что бы я ни сделал, все равно не угодишь.

3.     На агрессивную сцену на улице.

А. Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно.

Б. Мне лучше вызвать милицию.

В. Давайте посмотрим, что будет дальше.

4.     На предложение куска шоколадного торта.

А. Кушай, это поддержит твои силы.

Б. Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий. Я думаю, что воздержусь от него.

В. Какой вкусный торт! Я могу съесть его весь.

5.     На звуки рок музыки.

А. Какой ужасный шум и грохот слушают некоторые люди.

Б. Мне трудно сосредоточиться, когда звучит такая громкая музыка.

В. Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать.

6.     На опоздание друга.

А. Он выглядит уставшим, не надо его ругать.

Б. Если он не может рассчитывать свое время, то подводит других.

В. Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени.

7.     На передачу, в которой используется не­нормативная лексика.

А. Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.

Б. Я удивлен, почему ведущий предпочитает использовать такие слова, ведь аудитория не настолько однообразна.

8.     Мне нравится эта передача и этот ведущий.

8.     На запах капусты.

А. Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи.

Б. Капуста имеет высокое содержание витамина С.

В. Никто не заставит меня есть эту вонючую гадость.

9.     Если знакомый подросток начал курить, употреблять алкогольные напитки.

А. Что-то рановато.

Б. Трудно добиваться реальных успехов и настоящих радостей в жизни, а стимуляторы дают иллюзию счастья и уверенности.

В. Он уже стал взрослым.

10.     Я уважаю людей:

А. Похожих на меня.

Б. За справедливость, вежливость, образование.

В. Имеющих власть, силу, деньги.

11.     Если кто-то высказывает свое мнение как компетентное.

А. «Чем бы дитя не тешилось...»

Б. Интересно, а какими фактами и примерами это можно подтвердить?

В. Я не знаю, что такое «компетентность», но соглашусь, если мне понравится.

12.     Взрослый человек.

А. Отвечает за поступки близких.

Б. Отвечает за свой выбор и свои поступки.

В. Делает что хочет, не думая о последствиях.

13.     Если мне приказывают.

А. Подчиняюсь, чтобы избежать конфликта.

Б. Уверен, что меня с кем-то перепутали.

В. Я спокоен, когда решают за меня.

14.     Зачем читать классическую литературу?

А. Чтобы грамотно говорить и писать, логично мыслить, легко общаться, быть приятным и остроумным, приобрести хорошую профессию, интересно жить и избежать больших ошибок.

Б. Потому что нравиться изучать и понимать людей, причины их поведения.

В. Потому что заставляют или если сам хочешь стать «ботаником».

15.     На ситуацию выбора и принятия решения.

А. Я всегда могу посоветовать, как поступить.

Б. Кто решает, тот и отвечает за последствия.

В. Выбираю и делаю то, что нравится, а последствия — не моя проблема.

16.     Если кто-то начинает командовать в коллективе.

А. «Смелость города берет».

Б. Если невозможен нейтралитет, найду выход из ситуации в пределах закона.

В. С таким другом не пропадешь.

17.     «Опять двойка».

А. Эту «двойку» учитель поставил себе.

Б. В течение недели ее можно исправить.

В. Учитель все равно найдет ошибки, зачем же стараться?

18.     На ситуацию драки, ссоры.

А. Никогда нельзя позволять обижать себя.

Б. А что именно вызвало такой поступок?

В. Он же первый начал.

Интерпретация результатов.

А — «опекун», «манипулятор», «вечный родитель», «мать Тереза» — гиперопека кого-либо с личной выгодой для себя, для повышения своей самооценки. Решение своих проблем (социальных, психологических и др.) за счет опекаемого. Психологическая зависимость от опекаемого, манипулирование им. Риск эмоционального выгорания для «опекуна».

Б — зрелая личность. Взрослый сам несет ответственность за свой выбор и предоставляет это другим.

В — психологический и социальный инфантилизм. «Вечный ребенок». Манипулирование «опекуном».

5.    «Портрет учителя»

(Методика З.В. Резапкиной и Г.В. Резапкиной)

Представлена в этом номере в статье Г.В Резап- киной.

6.    Методика «Маскулинность- фемининность» (Сандра Бем)

Представлена в №4 за 2010 год.

7.    Анкета-тест «Психовозрастная и поведенческая норма для подростков 12—14 лет, воспитывающихся в семье» (уровень социального интеллекта и социального поведения)

Представлена в №4 за 2010 год.

9. Психолого-педагогическое наблюдение

Поможет проанализировать факты и предотвратить образование деструктивных отношений.

Представлено в №3 за 2010 год.

Практические рекомендации для педагогов,
классных руководителей и родителей

1. Профилактическая работа

по предотвращению появления отвергаемых детей в классе

(младшие и средние школьники)

1.   Привлекать к общей работе, играм.

2.   Тактично проконтролировать наличие пары за партой, при построении.

3.   Привлекать для оказания помощи другим ученикам во время самоподготовки и т. д.

4.   Ненавязчиво поощрять одноклассников за искренний позитивный контакт, общение (молча сел рядом, встал рядом, поделился учебным пособием, спокойно ответил на вопрос и т. п.). Но только при условии одновременного перечисления прочих хороших качеств личности.

5.   Не поощрять демонстративность и показное желание защитить в присутствии учителя.

6.   Хвалить «отвергаемых» детей только совместно с другими. Не противопоставлять в поощрениях остальным.

7.   Делать замечания всем участникам конфликта в равной мере. Не искать виноватого (сами все скажут).

8.   Проводить беседы индивидуально со всеми участниками конфликта (без свидетелей высказывать конкретные замечания).

9.   Не вспоминать прошлые проступки в новом конфликте.

10.   Изучить со всем классом правила этикета.

11.   Выделить время для чтения литературы. Список согласовать с психологом, учителем литературы и библиотекарем.

12.   Выделить место и время для настольных игр (шашки, шахматы и пр.).

13.   Продумать тематику классных часов.

14.   Организовать просмотр и обсуждение художественных фильмов на соответствующие темы.

2.   Рекомендации по работе с агрессивными подростками

Не позволяйте себе даже случайно оскорбить их или затронуть многочисленные комплексы. В диалоге не используйте резкие и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.

3.   Агрессивные подростки часто бывают вооружены и опасны, но трусливы. Обычно самоутверждаются за счет более слабых детей и женщин. Подчиняются только силе и власти, склонны к чинопочитанию.

4.   В общении предпочтителен равноправный и формальный стиль, т. е. несколько дистантно.

5.   В открытую не вступать в противодействие, т. к. это усугубит бурные негативные реакции.

6.   Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

7.   Обсуждать поведение можно только после успокоения.

8.   Агрессивные подростки мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не пренебрегать ими.

9.   Выясните (индивидуально), как возникло агрессивное поведение, и каково возможное решение. «<Имя>, ты расстроился, потому что...» «Любой человек может переживать, но не имеет права обижать других». «Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение к сказанному.

10. Пусть за что-то лично отвечает в школе.

11.   Необходимо вовремя предотвратить образование вокруг агрессивного подростка «группы поддержки», вдохновителей.

12.   Агрессивные дети отличаются некоторыми особенностями поведения. А именно: склонны объединяться в группировки; перед сильными и властными демонстрируют раболепие, покорность; со слабыми детьми или хорошо воспитанными (что они также воспринимают как слабость) — агрессивны, высокомерны. В споре часто переходят на обсуждение личности оппонента. Необходимо это понимать и учитывать в работе.

13.   Не угрожать и не шантажировать, т. к. в какой- то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны. Не использовать слово «нельзя», лучше перечислить то, что можно при определенных условиях и обстоятельствах.

14.   «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

15.   Свое плохое настроение не разряжать на нем.

16.   «Бытие определяет сознание». Окружающая ребенка среда не должна быть агрессивной, но он должен быть уверен в неотвратимости известных ему заранее и согласованных с ним санкций.

17.   Найти повод похвалить, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

18.  Ограничить или вообще не допускать прослушивание рок-музыки.

19.   Таким детям необходимо иметь достаточную физическую и трудовую нагрузку ежедневно, т. е. должна быть регулярная эмоциональная и физическая разрядка.

20.   Соблюдать профессиональную этику по отношению к коллегам и детям. Не употреблять примитивных личностных оценочных терминов, даже по отношению к себе: хороший — плохой, друг — враг, добрый — злой, свой — чужой, любит — ненавидит и пр.

21.   Воспитателям, классным руководителям, учителям рекомендуется консультироваться у педагога-психолога по поводу результатов индивидуального тестирования учащихся, их психологических особенностей, методов работы и планирования воспитательных мероприятий.

3. Меморандум подростка

1.   Не порть меня. Я прекрасно знаю, что мне совсем не нужно все, о чем я прошу. Я просто проверяю тебя.

2.   Не бойся быть твердым со мной. Так лучше. Это придает мне уверенность.

3.   Не применяй силу ко мне. Это учит меня тому, что сила — это главное на свете. Лучше если ты меня просто переубедишь.

4.   Не будь непоследовательным. Это беспокоит меня и заставляет стараться избегать делать то, что мне под силу.

5.   Не обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя.

6.   Не реагируй на мои провокации, когда я что- нибудь говорю или делаю для того, чтобы обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению все новых и новых «побед».

7.   Не очень печалься, если я скажу тебе: «Я ненавижу тебя». В действительности я не это имею в виду, а хочу, чтобы ты пожалел(а) о том, что ты сделал(а).

8.   Не заставляй меня чувствовать себя более взрослым, чем на самом деле, потому что я еще надоем своим «взрослым» поведением.

9.   Не делай за меня то, что я могу сделать сам. Не заставляй меня чувствовать себя «младенцем», из- за этого я буду постоянно требовать твоей помощи.

10.   Не обращай много внимания на мои «плохие привычки». Это только заставляет меня придерживаться их.

11.   Не исправляй меня перед людьми. Я быстрее выслушаю тебя, если ты поговоришь со мной тихо, без свидетелей.

12.   Не старайся обсуждать мое поведение во время конфликта. В это время я почему-то не очень хорошо слышу (а ты?), а слушаюсь еще хуже. Я сделаю то, что ты требуешь, но давай поговорим об этом позже.

13.   Не пытайся читать мне проповеди. Ты бы удивился(лась), если узнал(а), как хорошо я усваиваю, что хорошо, а что — плохо.

14.   Не заставляй меня чувствовать себя так, как будто мои ошибки — это мои грехи. Я должен учиться делать ошибки без ощущения, что я сам плохой.

15.   Не цепляйся ко мне все время, иначе я буду защищаться и «оглохну».

16.   Не требуй объяснения моего плохого поведения. Иногда я действительно не знаю, почему я это сделал.

17.   Не испытывай слишком мою честность. Меня легко запугать, чтобы я сказал неправду.

18.   Не забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь, поэтому прошу тебя смириться с этим.

19.   Не защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться на собственном опыте.

20.   Не замечай особенно мои болезни. Я могу научиться наслаждаться своим плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания.

21.   Не отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе ты увидишь, как я перестану спрашивать и начну искать интересную для меня информацию неизвестно где.

22.   Не отвечай на «дурацкие» или «сумасшедшие» вопросы. Если будешь отвечать, то скоро поймешь, что я просто хочу иметь тебя рядом с собой.

23.   Никогда не намекай на то, что ты идеальный и непогрешимый. Это потребует слишком многого от меня.

24.   Не жалей, что мы проводим вместе не так много времени. Главное в том, как мы его провели.

25.   Не позволяй, чтобы мои страхи потревожили тебя. Тогда я еще больше буду бояться. Демонстрируй мне свою смелость.

26.   Не забывай, что я не могу жить без доброго понимания и поощрения. Честно заработанная жизненная похвала иногда забывается, а вот ругань — никогда.

Дополнительные материалы

1. Цитаты для обсуждения с подростками

1.   Ассуирова Л.В. Риторизация. Для 5—6 кл. — М., 2005.

2.   Николаева Е. 11 баек для детских психологов. — СПб: Питер, 2009.

3.   Федоренко Л.Г. Психология для школьников: Рабочие тетради для 5 и 6 классов. — СПб: КАРО, 2002, 2003 и др.

Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. Леонардо да Винчи.

Талант — это тот, кто попадает в цель, в которую никто попасть не может, а гений — тот, кто попадает в цель, которую никто не видит. А. Шопенгауэр.

Воздействие давления зависит от материала: одни под давлением сжимаются, другие распрямляются. С. Лец.

Слабые люди считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной. К. Гель­веций.

Не делай другим того, что ты хотел бы, чтобы они делали для тебя. У вас могут быть разные вкусы. Дж.Б. Шоу.

Люди следуют за большинством не потому, что оно право, а потому что оно сильно. Б. Паскаль.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые же от них не становятся лучше. Демокрит/

Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды. В.С. Высоцкий.

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. И. Гончаров.

Вся жизнь есть непрерывное взаимодействие рационального, божественно предопределенного — и непрерывного потока иррационального, как бы еще не «проросшего», совершенно нового... Я убежден, что существует некая темная иррациональная сфера, которая более всего всегда обращена к новому. Все наиболее страшные, чудовищные события в истории человечества — связаны с новым. Это страшная французская революция, Октябрьская революция, все страшное в лице фашизма и что проросло из этого. Все это наиболее страшно обнаруживается в первом воплощении. Всякий импульс к новому всегда и творческий, и реакционный. Его нельзя просто приветствовать как принцип нового и тем самым хорошего. Новое — это и хорошее, и плохое; каким оно станет — зависит от людей, которые возьмут это новое. А. Шнитке.

Главная задача образования — научиться управлять своими желаниями. Ж. Жубер.

Достигать — это по собственному желанию ставить перед собой трудную цель и прочно удерживать ее в сознании. У. Джемс.

Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили. А. Гитерман.

Я пишу, чтобы узнать, что я думаю. Граффито.

Слова восхищают ум и окрыляют душу. Аристо­фан.

Психология — это так же интересно, как и физика, только в 100 раз сложнее. А. Эйнштейн.

Вес и мера необходимы среди людей, которые причиняют боль и чувствуют ее. М. Горький.

В России две беды и две напасти — власть тьмы и тьма власти. В.А. Гиляровский

Власть и мораль несовместимы. Н. Макиавелли

Уметь говорить — еще не значит быть человеком. М.А. Булгаков

Однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись того, что произошло, он начал уговаривать философа не подавать на него в суд.

— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

Одна гетера однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся.

— Конечно,— сказал философ.— Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

«Антон Палыч Чехов однажды заметил...» (стихотворение Б.Ш. Окуджавы).

Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Ж. Ренар.

Не все-то золото, что блестит. Русская пословица.

Молодец против овец, а против молодца — сам овца. Русская пословица.

2. Список книг для домашнего чтения

Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан. Таинственный остров.

А.Н. Рыбаков. Приключения Кроша, Каникулы Кроша, Неизвестный солдат.

М. Твен. Принц и нищий. Приключения Гекельбе- ри Финна.

Л. Пантелеев. Республика ШКИД. Ленька Пантелеев.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста.

A.    Гайдар. Тимур и его команда. Судьба барабанщика.

Народное творчество. Русские сказки и др.

Г.Х. Андерсен. Сказки.

И.А. Крылов. Басни.

Р.Л. Стивенсон. Остров сокровищ.

Р.И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.

B.        А.Каверин. Два капитана.

A.    Грин. Алые паруса. Бегущая по волнам.

B.    Коржиков. Мореплавания Солнышкина.

А. Платонов. Котлован. Река Потудань.*

A.    Волков. Урфин Джюс и его деревянные солдаты.

Л. Филатов. Про Федота-стрельца.*

Зощенко, Носов, Чехов, Драгунский. Юмористические рассказы.

Дж. Лондон. Морской Волк.

О’Генри. Вождь краснокожих.

Е. Ильина. Четвертая высота.

А.Н. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.*

Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

И. Тургенев. Первая любовь.*

И. Бунин. Митина любовь.*

Д. Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

B.    Гюго. Собор Парижской Богоматери.*

О. Уайльд. Звездный мальчик. Счастливый принц.

Р.Д. Гонсалес Гальего. Белое на черном.

Л. Кассиль, М. Поляновский. Улица младшего сына.

В.С. Пикуль. Мальчики с бантиками.

А.К. Толстой. Князь Серебряный.*

В.Т. Шаламов. Колымские рассказы.

В. Липатов. И это все о нем...*

Ю. Поляков. Сто дней до приказа. Работа над ошибками. ЧП районного масштаба.

А.Н. Островский. Доходное место. Василиса Ме­лентьева и др.

М.А. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.*

В. Распутин. Последний срок* и др.

В.Н. Войнович. Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина* и др.

В.В. Троепольский. Белый Бим — Черное ухо.

А.И. Максимов. Многослов: Книга, с которой можно разговаривать.

П.П. Бажов. Сказы.

В.Г. Короленко. Повести и рассказы.

А.И. Куприн. Повести и рассказы.

И.Н. Шорникова, В.П. Шорников. Петр I. Ломоносов. Боярыня Морозова.

3. Фильмы, рекомендуемые для просмотра и обсуждения старшеклассниками и на педсовете

«Чужие письма». СССР

«Розыгрыш». СССР

«Собачье сердце». СССР

«Чучело». СССР

«Гараж». СССР

«Бойцовские девки». Док. фильм. Россия. ТНТ.

«Подруги». Док. фильм. Россия. ТНТ.

«Свои дети». Россия

«Юленька». Россия

«Публикация». СССР

«Когда я стану великаном». СССР

«Обыкновенный фашизм». Док. фильм. СССР

«Кин-Дза-Дза». СССР

«В истинном свете». США

«Правдивая ложь». США

«Эксперимент». Германия

«Билли Элиот». Великобритания

«Класс». Эстония

«Бакенбарды». Россия

«Праздник Нептуна». СССР

«Правило лабиринта». Телесериал. Россия. НТВ

«Обитаемый остров». «Схватка». Россия

«Валькины паруса». СССР

«Школьные войны». Док. фильм. Россия. ТНТ

«Подранки». СССР

»Назначение». СССР

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». СССР

«Испытательный срок». СССР

«Это мы не проходили». СССР

«Завещание Ленина». Телесериал. Россия

«Список Шиндлера». США

«Человек ведомый. Технологии обмана». Док. фильм. Россия. РЕН ТВ

«Кислородный голод». Украина

«Поколение нулевых». Док. фильм. Россия. НТВ

«У истоков человечества. Начало цивилизации».

Док. фильм. Франция—Канада

«Пролетая над гнездом кукушки». США

«Пушкин. Последняя дуэль». Россия

«Папа». Россия

«Царь». Россия

«Ной — Белая Ворона». Исландия —Германия

«Клетка для кроликов». Австралия

«Таинственный остров». Украина

«Подмена». США

«Ужас, который всегда с тобой». Россия

«Глянец». Россия

«Академия Смерти». Германия

«Эксперимент 2: Волна». Германия

«Зло». Швеция

«Убить Дракона». СССР

«И тогда я сказал — нет». СССР

«Завтра была война». СССР

«Детки в сетке». Док. фильм. Россия. РЕН ТВ

«Войны фанатов». Док. фильм. Россия. РЕН ТВ

«Тот самый Мюнхаузен». СССР

«Обыкновенное чудо». СССР

«Москва предвоенная». Док. фильм. Россия. НТВ

«Царевич Алексей». Россия

«Республика ШКИД». СССР

«Родина или смерть». Россия

«Предательница». СССР

«Делает ли свита короля?» Док. фильм. Россия.

Культура

Литература

  1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные бо­лезни личности. — СПб: Речь, 2008.
  2. Астапов В.М. Микадзе Ю.В. Психология детей с нару­шениями и отклонениями психического развития. — СПб: Питер, 2008.
  3. Благовещенский Н. Учитель и ученик: между эросом и танатосом. Психоанализ педагогического процесса. — СПб, 2000.
  4. Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребе­нок, или Все о гиперактивных детях. — М.: Психотера­пия, 2008.
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и ди­агностика: Практическое руководство. — Часть I. — М.: Генезис, 2007.
  6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2004.
  7. Глазман О.Л. Проблема буллинга (насилия в школе) // Ананьевские чтения — 2005. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России. — СПб: Изд­во СПбГУ, 2005. — С. 436—437.
  8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. — М.: Прогресс, Универс, 1995.
  9. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. — СПб: Речь, 2007.
  10. Емельянова Е.А. Кризис в со-зависимых отношениях. — СПб: Речь, 2004.
  11. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля со­знания: экзотические и повседневные манипуляции со­знанием // Журнал практического психолога. — 2000. — № 1—2. — С. 8—34.
  12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология муж­чины и женщины. — СПб: Питер, 2006.
  13. Касаткин В.Н. Магия повтора и зависимость // Биб­лиотечка Первого сентября. Серия «Школьный психо­лог». — 2009. — №28.
  14. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и от­ветах. — М.: МПСИ, 2006.
  15. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. — 2006. — №11.
  16. Кормилицын С.В. Третий Рейх. Гитлер­югенд. — СПб: Нева, 2004.
  17. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и груп­повая психотерапия. — М., 2005.
  18. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. — М.: Прогресс­-Традиция, 2002.
  19. Лапланш Ж., Понталис Ж.­Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996.
  20. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов-­н/Д.: Феникс, 2000.
  21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. — СПб: Речь, 2009.
  22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс. Диа­гностическая и коррекционная работа. — СПб: Речь, 2007.
  23. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая по­мощь подростку в кризисных ситуациях. — Волгоград: Учитель, 2009.
  24. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. — М.: Смысл, Aсadema, 2008.
  25. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. — М.: АНАХАРСИС, 2003.
  26. Москаленко В.Д. Зависимость — семейная болезнь. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
  27. Немов Р.С. Психология: Словарь­-справочник. В двух частях. — М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2004.
  28. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. — Ростов­н/Д..: Феникс, 2005.
  29. Осипова А.А. Манипуляции в общении и их нейтрали­зация, — М.: АСТ, Астрель, 2008.
  30. Пособие для работников образования по теме «Риски торговли людьми в России. Пути их предотвращения» (Рабочие материалы). — М., 2008.
  31. Пронина Е.Е. Лекции. — М.: Факультет Практической психологии Московского Института Открытого Обра­зования, 2007.
  32. Профилактика агрессивных и террористических про­явлений у подростков / Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2005.
  33. Психология. 7 класс: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. — М. — Воронеж, 2008.
  34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и усло­вия его коррекции. — М.: Флинта, 2005.
  35. Справочник по психологии и психиатрии дет­ского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб: Питер, 2004.
  36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Рос­тов-­н/Д.: Феникс, 1997.
  37. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. — М.: Класс, 2008.
  38. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — СПб: Питер, 2006.
  39. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профес­сиональная идентичность: теория и методы диа­гностики. — М., 2007.
  40. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирова­ния к проектированию. — М.: Смысл, 2001.

Информация об авторах

Рязанкина Елена Викторовна, Москва, Россия, e-mail: elena_vik2012@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1736
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 1504
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13