80 лет Владимиру Петровичу Зинченко

512

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: поздравление

Для цитаты: 80 лет Владимиру Петровичу Зинченко [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47698 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

10 августа 2011 г. отметил свой 80­-летний юбилей Владимир Петрович Зинченко. Чело­век, своей жизнью и своей работой внесший неоценимый вклад в развитие российской психологии. Он стал достойным продолжа­телем семейной династии психологов. Пси­хологами были его отец Петр Иванович Зин­ченко и сестра Татьяна Петровна Зинченко.

Владимир Петрович родился в Харькове в 1931 г. В 1953 г. он окончил отделение пси­хологии философского факультета Москов­ского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в 1956 г. — аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В 1957 г. за­щитил кандидатскую, а в 1966 г. — докторскую диссертацию. В 1969 г. получил звание профессо­ра МГУ; в 1974 г. был избран членом-­корреспонден­том АПН СССР, в 1988 г. — почетным членом Амери­канской академии искусств и наук; в 1992 г. — академиком РАО по Отделению психологии и возра­стной физиологии. В 2001 г. перешел на работу в От­деление образования и культуры РАО.

Еще до окончания МГУ Владимир Петрович пока­зал себя как талантливый педагог. За два года до по­лучения диплома он начал работать учителем психо­логии и педагогики в средних школах №№ 593 и 598 г. Москвы и продолжал преподавать до 1956 г. С 1960 г. Зинченко стал преподавателем в МГУ.

За 60 лет педагогической деятельности Влади­мир Петрович разработал и внедрил большое коли­чество учебных программ по различным направле­ниям психологии.

Кроме того, он — автор первых в стране отече­ственных учебников по эргономике для вузов, один из инициаторов формирования новой вузовской спе­циальности «Эргономика».

В своих курсах, которые он читал как в нашей стра­не, так и за рубежом, Владимир Петрович охватил огромное разнообразие тем, среди которых: общая психология, инженерная психология, психология доверия, методология психологии, психологическая педагогика, культурное и духовное развитие челове­ка, психология искусства, эргономика и др.

Под руководством Владимира Петровича было защищено более 50 кандидатских диссертаций. Мно­гие его ученики стали докторами наук.

Не менее значителен вклад Владимира Петрови­ча в создание и развитие научно­-эксперименталь­ной базы отечественной психологии. Во многом бла­годаря этой работе научная психология нашла свое непосредственное практическое применение во многих отраслях промышленности в нашей стране.

Первый большой шаг в этом направлении был сделан в 1961 г., когда под руководством Владимира Петровича была создана лаборатория инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры, ко­торую он возглавлял до 1969 г. После этого в 1969— 1984 г.г. он работал заведующим Отделом эргономи­ки ВНИИ Технической эстетики. В 1984 г. создал кафедру эргономики Московского государственно­го института радиотехники, электроники и автома­тики (технического университета). Далее в 1988— 1991 г.г. работал заместителем директора Института философии РАН и директором-­организатором Ин­ститута человека РАН. В 1991—1998 г. стал членом Президиума Российской академии образования, ака­демиком­секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии. В 1998 г. он создал кафедру психологии Государственного университета приро­ды общества и человека «Дубна».

Экспериментальные исследования Владимира Петровича и его коллег внесли неоценимый вклад в развитие отечественной научно-­практической и экс­периментальной психологии. В течение многих лет ими изучались процессы формирования зрительно­го образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационная подготовка решений. На основе полученных данных были созданы функциональные модели зрительной кратковременной памяти, механизмов визуального мышления как компонента творческой деятельнос­ти. Результаты были использованы в рационализа­ции существующих и проектировании новых инфор­мационных моделей, систем управления техничес­кими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно­-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем.

На основе экспериментальных исследований была разработана функциональная модель структу­ры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев.

Труды Владимира Петровича оказали существен­ное влияние на процесс гуманитаризации сферы тру­да, особенно в области информационных компью­терных технологий.

Также можно с уверенностью сказать, что Влади­мир Петрович является одним из создателей науч­но­-теоретических основ инженерной психологии – одного из первых научных направлений психологии в нашей стране, доказавших свою практическую при­менимость.

Владимир Петрович — автор около 400 опубликованных научных работ. Более 100 из них изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

В настоящее время Владимир Петрович — президент Международной ассоциации раз­вивающего обучения, член редколлегии ряда журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», ежегодника «Сис­темные исследования», Journal of Russian and East European Psychology и др.

И сегодня он не прекращает профессио­нальную деятельность и продолжает воспи­тывать новое поколение ученых.

Редакция журнала «Вестник практической психологии образования» и Президиум Федерации психологов образования России от всей души поздравляют Владимира Петровича Зинченко с юбилеем, желают крепкого здоровья, счастья, новых достижений и еще многих лет активной творческой жизни.

Метрики

Просмотров

Всего: 2047
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 512
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0