Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 3. С. 3–4
ISSN: 2658-3100 (online)
80 лет Владимиру Петровичу Зинченко
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: поздравление
Для цитаты: 80 лет Владимиру Петровичу Зинченко [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47698 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
10 августа 2011 г. отметил свой 80-летний юбилей Владимир Петрович Зинченко. Человек, своей жизнью и своей работой внесший неоценимый вклад в развитие российской психологии. Он стал достойным продолжателем семейной династии психологов. Психологами были его отец Петр Иванович Зинченко и сестра Татьяна Петровна Зинченко.
Владимир Петрович родился в Харькове в 1931 г. В 1953 г. он окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в 1956 г. — аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В 1957 г. защитил кандидатскую, а в 1966 г. — докторскую диссертацию. В 1969 г. получил звание профессора МГУ; в 1974 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 г. — почетным членом Американской академии искусств и наук; в 1992 г. — академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. перешел на работу в Отделение образования и культуры РАО.
Еще до окончания МГУ Владимир Петрович показал себя как талантливый педагог. За два года до получения диплома он начал работать учителем психологии и педагогики в средних школах №№ 593 и 598 г. Москвы и продолжал преподавать до 1956 г. С 1960 г. Зинченко стал преподавателем в МГУ.
За 60 лет педагогической деятельности Владимир Петрович разработал и внедрил большое количество учебных программ по различным направлениям психологии.
Кроме того, он — автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов, один из инициаторов формирования новой вузовской специальности «Эргономика».
В своих курсах, которые он читал как в нашей стране, так и за рубежом, Владимир Петрович охватил огромное разнообразие тем, среди которых: общая психология, инженерная психология, психология доверия, методология психологии, психологическая педагогика, культурное и духовное развитие человека, психология искусства, эргономика и др.
Не менее значителен вклад Владимира Петровича в создание и развитие научно-экспериментальной базы отечественной психологии. Во многом благодаря этой работе научная психология нашла свое непосредственное практическое применение во многих отраслях промышленности в нашей стране.
Первый большой шаг в этом направлении был сделан в 1961 г., когда под руководством Владимира Петровича была создана лаборатория инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры, которую он возглавлял до 1969 г. После этого в 1969— 1984 г.г. он работал заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики. В 1984 г. создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Далее в 1988— 1991 г.г. работал заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН. В 1991—1998 г. стал членом Президиума Российской академии образования, академикомсекретарем Отделения психологии и возрастной физиологии. В 1998 г. он создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека «Дубна».
Экспериментальные исследования Владимира Петровича и его коллег внесли неоценимый вклад в развитие отечественной научно-практической и экспериментальной психологии. В течение многих лет ими изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационная подготовка решений. На основе полученных данных были созданы функциональные модели зрительной кратковременной памяти, механизмов визуального мышления как компонента творческой деятельности. Результаты были использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей, систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем.
На основе экспериментальных исследований была разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев.
Труды Владимира Петровича оказали существенное влияние на процесс гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий.
Также можно с уверенностью сказать, что Владимир Петрович является одним из создателей научно-теоретических основ инженерной психологии – одного из первых научных направлений психологии в нашей стране, доказавших свою практическую применимость.
Владимир Петрович — автор около 400 опубликованных научных работ. Более 100 из них изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
В настоящее время Владимир Петрович — президент Международной ассоциации развивающего обучения, член редколлегии ряда журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», ежегодника «Системные исследования», Journal of Russian and East European Psychology и др.
И сегодня он не прекращает профессиональную деятельность и продолжает воспитывать новое поколение ученых.
Редакция журнала «Вестник практической психологии образования» и Президиум Федерации психологов образования России от всей души поздравляют Владимира Петровича Зинченко с юбилеем, желают крепкого здоровья, счастья, новых достижений и еще многих лет активной творческой жизни.
Метрики
Просмотров
Всего: 2047
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 512
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0