Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 3. С. 5–7
ISSN: 2658-3100 (online)
Изучение психологии в школе как ресурс воспитания психологической культуры молодого поколения страны
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Изучение психологии в школе как ресурс воспитания психологической культуры молодого поколения страны [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47699 (дата обращения: 03.10.2024)
Полный текст
19—20 апреля 2011 года в Москве в Психологическом институте РАО прошла Международная научно-практическая конференция «Изучение психологии в школе как ресурс воспитания психологической культуры молодого поколения страны». Конференция проходила под эгидой Российской академии образования, Федерации психологов образования России, Психологического института РАО и Московского городского психолого-педагогического университета. На конференции обсуждались проблемы современного состояния психологического обеспечения школы и образовательного процесса в целом на этапе ее инновационных преобразований и, прежде всего, вопросы преподавания психологии в общеобразовательной школе. В работе конференции приняли участие свыше 60 человек из 14 городов России, а также гости из Дании, Болгарии и Белоруссии.
С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель директора Психологического института РАО, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук С.Б. Малых и исполнительный директор Федерации психологов образования России О.С. Мелентьева.
Пленарное заседание открыла академик РАО, профессор И.В. Дубровина (Москва). Ее доклад был посвящен проблеме воспитания психологической культуры личности в современном обществе и ответственности школы — как важнейшего института социализации — за качество психологического образования подрастающего поколения. И.В. Дубровина подчеркнула, что школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре и формирования мировоззрения ребенка. Психология в школе необходима как предмет общего образования, так как она способствует формированию у ребенка целостного мировоззрения: раздвигает границы познаваемого им мира, раскрывает содержание внутреннего мира человека, позволяет лучше понимать себя, учит его позитивному взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. Понять ценность человеческой жизни без знаний о том, что такое человек, невозможно. Эту же позицию отстаивали и выдающиеся отечественные психологи и педагоги Г.И. Челпанов, П.П. Блонский, Б.М. Теплов и др. И.В. Дубровина особо отметила, что при определении перспективных путей развития образования целесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своего времени. Необходимость психологического образования со школьных лет как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как современного общества, так и каждого из его граждан. Качественное психологическое образование в школе возможно лишь при наличии соответствующего научно обоснованного, дидактически проработанного и методически обеспеченного целостного учебного курса. В Психологическом институте РАО разработана оригинальная целостная программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы (3—11 классы), которая уже более 10 лет проходит успешную апробацию в общеобразовательных школах Москвы, Омска и ряда других городов страны.
Доктор психологических наук, профессор Ю.М. Забродин (Москва) в своем выступлении представил экспериментальную программу «Психология» для 10—11 классов, апробировавшуюся в советских школах в 1980—1990 годах. Одной из главных тактических задач данного учебного курса является конкретизация абстрактного психологического знания таким образом, чтобы помочь ученику превратить «знания о человеке вообще» в знания «для меня» и «обо мне», построить в сознании ребенка целостное видение мира и человека, который в этом мире живет. Центральная проблема, вокруг которой строится работа пор данной программе, — это проблема активного формирования механизмов самосознания, самоисследования и саморазвития, приобретение чувства уверенности в себе, собственного достоинства и психологической компетентности.
Декан психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор В.В. Семикин (Санкт-Петербург) обосновал концепцию психологической культуры как методологической основы непрерывного психологического образования. Он подчеркнул, что существующий уровень представлений о психологической культуре сдерживает решение целого ряда актуальных практико-ориентированных задач, связанных с воспитанием подрастающего поколения, оптимизацией педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях, обеспечением безопасности и гуманности образовательной среды, совершенствованием системы психологического образования, повышением уровня психологической и профессиональной подготовки специалистов образования, развитием службы практической психологии в системе образования. В своем выступлении он представил системную модель психологической культуры, которая рассматривается как ядро общей культуры человека. Кроме того, отметил В.В. Семикин, назрела необходимость введения самостоятельной специальности — учитель психологии.
Доктор психологических наук, профессор А.М. Прихожан (Москва) представила результаты экспериментального исследования, в котором сравнивалась эффективность двух подходов к преподаванию психологии в старших классах школы — как теоретической дисциплины и как системы тренинговых занятий, ориентированных на самопознание и саморазвитие учащихся. Результаты исследования свидетельствуют о преимуществах первого подхода. Систематическое усвоение научных психологических знаний в большей степени оказывает влияние на готовность старших подростков к саморазвитию, самореализации, раскрытию своих внутренних возможностей, в то время как знакомство с психологией в форме психологического тренинга в подростковом возрасте может вести к центрации на себе и снижению внимания к другим людям.
Доктор психологических наук, профессор Е.Н. Волкова (Нижний Новгород) в своем выступлении остановилась на проблемах, связанных с ростом в обществе насилия (как физического, так и психологического) по отношению к детям. Она подчеркнула психотерапевтический эффект уроков психологии с точки зрения как формирования у детей умения преодолевать трудности, опираясь на внутренние резервы, так и оказания им психологической поддержки со стороны учителя.
Проблемы конкретной реализации целей и задач психологического образования в условиях современной школы были освещены в докладах учителей психологии, внедряющих в практику экспериментальный учебный курс «Психология» для общеобразовательной школы (3—11 классы), разработанный авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной. Так, Т.М. Нестерова (Москва), М.М. Кеерд (Омск), Т.А. Егорова (Москва), кандидат психологических наук Е.А. Караваева (Москва) подчеркнули, что психологические знания, определенный уровень психологической культуры необходимы каждому выпускнику школы, вне зависимости от сферы его дальнейшей профессиональной деятельности. Эти знания создают основу для психологической готовности молодых людей к вступлению в жизнь современного, быстро меняющегося общества, предъявляющего повышенные требования к социально-психологической компетентности всех своих членов. Приобщение к психологическим знаниям необходимо и возможно уже в начальной школе, когда у ребенка начинает складываться целостная картина мира, формируются основы мировоззрения. В докладе кандидата психологических наук Н.В. Морозовой (Москва) были представлены результаты изучения эффективности преподавания психологии по данному учебному курсу.
Роль психологического образования в становлении личности младших школьников и подростков, их успешной социальной адаптации, становлении самостоятельности, профессиональном самоопределении рассматривались в докладах доктора психологических наук, профессора А.И. Сорокиной (Уфа), кандидата психологических наук Ю.А. Полещук (Минск), М.Ю. Левиной (Москва), Э.Б. Шохиной (Москва).
Большой интерес участников конференции вызвала работа круглого стола, на котором обсуждались сразу две проблемы: психология и образовательная среда и учебно-методическое обеспечение преподавания психологии в школе. Были представлены конкретные методические разработки по ведению уроков психологии для школьников разных возрастов. Так, Ю.А. Шабатина (Москва) познакомила участников конференции с системой методических приемов работы с учащимися начальной школы, Е.М. Филакова (Москва) показала значение уроков психологии для повышения психологической грамотности и психологической культуры не только учащихся, но и взрослых участников образовательного процесса: учителей, родителей, администрации школы.
Кандидат психологических наук А.В. Фокина (Москва) раскрыла мотивационный потенциал уроков психологии, их влияние на повышение общей учебной мотивации школьников. Е.В. Павлова (Коломна) акцентировала внимание на том, что уроки психологии создают благоприятные условия для развития интеллектуальной активности и исследовательской деятельности учащихся, для развития их коммуникативной компетентности.
Научный сотрудник Института педагогических и психологических исследований Роскильдского университетского центра, кандидат педагогических наук М.В. Попова (Дания) представила опыт ведения уроков психологии в Русской субботней школе для русскоязычных детей и подростков, проживающих в Дании и обучающихся в датских школах. Она показала значение уроков психологии для обеспечения психологического и эмоционального благополучия детей русских мигрантов, сохранения их национальной идентичности, поддержания и совершенствования русского языка в условиях доминирования в их повседневной жизни и учебе датского и английского языков.
Доктор психологических наук, профессор Н.О. То- вуу (Кызыл) рассказала об опыте перевода учебников по психологии для учащихся 3—5 классов с русского языка на тувинский. Основная трудность этой работы состояла в отсутствии в тувинском языке соответствующей психологической лексики. Привлечение к переводу учебников лучших переводчиков и лингвистов республики Тыва позволило не только полноценно передать содержание учебного курса, но и обогатить тувинский язык лексикой, дающей возможность описывать различные психологические феномены, внутренний мир человека.
О важности уроков психологии для становления самосознания подростков, формирования уверенности в себе, критичности мышления, умения противостоять психологическому давлению рассказал сотрудник Института национальных проблем в образовании РАО К.З. Гасанов (Махачкала).
В.А. Лунева (Астрахань), А.А. Олейник (Москва) поделились опытом подготовки психологической службы образовательного учреждения к введению учебного предмета «Психология» в практику работы школы.
Участники конференции выдвинули ряд предложений по распространению опыта преподавания психологии как учебного предмета в средней школе. В частности, большую помощь учителям психологии мог бы оказать специальный л |> - сайт, посвященный методическим и дидактическим проблемам ведения уроков психологии. Было высказано пожелание
полнее и шире освещать вопросы преподавания психологии в школе в профессиональных психологических и педагогических печатных изданиях. Во многих выступлениях звучали обращения к органам управления образованием различного уровня с предложением включить предмет «Психология» в учебную программу общеобразовательной школы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1252
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 759
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0