Готовимся к родительскому собранию. Родителям о самоопределении детей и подростков

467

Аннотация

В своей статье автор рассказывает о том, что необходимо знать и понимать родителям, чтобы оказывать своим детям эффективную помощь при выборе будущей профессии.

Общая информация

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Резапкина Г.В. Готовимся к родительскому собранию. Родителям о самоопределении детей и подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 1. С. 81–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n1/Rezepkina (дата обращения: 11.11.2024)

Полный текст

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии — без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома — другое, многих способна травмировать и дезориентировать. Мы не ставим перед собой недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если считаем их непродуктивными. Но установление диалога между семьей и школой, создание общего понятийного поля, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профориентационной работы — необходимо и достижимо, хотя требует значительных усилий с обеих сторон.

Представляем вашему вниманию материалы к родительским собраниям по важным и острым темам: 1 ) самооценка и уровень притязаний,

2)    влияние семьи на выбор профессии,

3)    профильное обучение и отбор в профильные классы,

4)    профессиональные интересы и склонности,

5)    истинное и мнимое лидерство.

Однако даже качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч.

1.   Самооценка и уровень притязаний

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя»: « Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить помощи от других в трудную минуту. Он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность другихлюдей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект» (В. Сатир, «Как строить себя и свою семью»).

Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет и, возможно, еще раньше. Но именно в школьном возрасте она приобретает определяющее значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно ставят школьника в ситуацию, когда он должен оценить свои умения или личностные качества.

В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценку. Психологи говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Эти подходы дополняют друг друга.

Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия. К сожалению, чаще всего психологам и педагогам приходится иметь дело с детьми с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием, которым особенно нужна психолого-педагогическая поддержка. Это очень сложный и тонкий инструмент, неумелое применения которого может принести больше вреда, чем пользы. Вот что писал по этому поводу Р. Бернс: «Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Например, он может сказать себе: “Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное” или “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я тупой”».

Нет такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Завышенный уровень самооценки характеризуется высокой физической и познавательной активностью, стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, конфликтностью. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом избегания неуспеха.

Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Привычка к определенному положению в классном коллективе накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которые лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценки учащихся. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей и результатов своей деятельности.

«Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты письменных тестов одного двоечника, некоего Генри Карсона. Из- за сбоя в программе Генри оказался на первом месте. Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Генри как самого способного ученика. Генри быстро входит в новую для себя роль отличника и начинает быстро расти не только в интеллектуальном, но и личностном плане, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения» (Х. Лоури, «Мышь и Генри Карсон»).

Этот рассказ, написанный сорок лет назад, заставляет задуматься о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбах и насколько можно доверять тестам.

Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: кто я? какой я?

Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда американский психолог У Джеймс определил самооценку с помощью своей формулы «самооценка = успех/ притязания», он указал на два пути повышения самооценки.

Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное психологом К. Левиным для обозначения стремления человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Но вправе ли мы решать, что для ученика «адекватно», а что — нет, если не обладаем всей полнотой информации не только о другом, но и о себе? Выдающийся психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».

Итак, уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.

В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, учебной и трудовой мотивации, нарушения основных психических функций и т. д.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Согласованные тактичные действия семьи и школы будут способствовать мягкой коррекции самооценки и уровня притязаний учащихся.

Самооценка детей во многом зависит от самооценки их родителей.

Проверьте свою самооценку. Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов ответа, который точнее всего отражает ваши чувства и реакции.

1.    Когда ребенок рассказывает о том, что мне неизвестно, я испытываю

1)    интерес; 2) смущение; 3) раздражение.

2.    Когда посторонний наблюдает за моей работой, это

1)    воодушевляет меня;

2)    никак не отражается на моей работе;

3)    выбивает меня из колеи.

3.    У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да; 2) нет; 3) не уверен.

4.    Критика со стороны друзей и коллег

1) меня мало волнует; 2) иногда задевает меня; 3) часто задевает меня.

5.    Мысль о предстоящей встрече с бывшими одноклассниками

1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость.

6.    В дружелюбном отношении со стороны коллег

1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить.

7.    У меня нет сомнений в своем профессионализме

1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться.

8.    На собраниях я выступаю по волнующим меня вопросам

1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других.

9.    Мне приходилось выполнять приказы людей, не вполне компетентных

1) да; 2) не помню; 3) нет.

10.    Большинство знакомых относится ко мне с симпатией

1) да; 2) не все; 3) не знаю.

Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, реализующему свои возможности; доверяющему людям и ожидающему ответного дружелюбия. Человек с позитивным восприятием способен признать свои ошибки и с пониманием относится к чужим промахам.

Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек испытывает эмоциональный и творческий подъем. Снижение самооценки в «полосе неудач» снижает эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Преобладание третьего варианта говорит о негативном самовосприятии, при котором трудно вступать в свободное общение с другими. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно», в полной мере относятся к человеку с негативным са- мовосприятием.

Высокая самооценка выступает важным фактором мобилизации творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому оправданы усилия, направленные на повышение самоуважения, значимости решаемой задачи и уверенности в успехе. Успешность деятельности зависит от представления о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей.

2.   Отрок, подросток, тинейджер

Отрок, подросток, тинейджер... На международном конгрессе специалисты по социологии подросткового возраста не смогли дать ему определения! Но как бы мы их ни называли и сколько бы ученые ни спорили о возрастной периодизации, родителям и учителям «уже не детей, но еще не взрослых» вполне очевидно, о чем и о ком идет речь. Медики называют подростковый возраст «пубертатом», заостряя внимание на физиологических изменениях, происходящих в подростковом возрасте, в частности, развитии половой функции. В социальном аспекте подростковый возраст называется юностью. Размытость границ подросткового возраста объясняется индивидуальной скоростью развития человека, которая варьируется в пределах 2-3 лет: так, в восьмом классе можно встретить ученицу, которая по некоторым параметрам обгоняет десятиклассницу. Двенадцатилетняя девочка выходит из того, что называется «третьим детством», и уже вступает в пору отрочества, а с ее ровесником- мальчиком это произойдет только через год-два. А есть еще национальные и генетические особенности каждого ребенка.

Надо признать, что подростков мы знаем и понимаем еще хуже, чем детей. Подросток напоминает устрицу, которая захлопывает свои створки в случае малейшей угрозы. Подросток меняется стремительно и неожиданно даже для самого себя, часто становясь пленником собственных иллюзий.

Самый лучший способ понять подростка — вспомнить себя в его возрасте, потому что юность в отличие от моды, не меняется в зависимости от эпохи. Меняются только стереотипы, интересы, образы. Поэтому попробуем выделить самые общие и важные черты подросткового возраста.

К 12-13 годам физическое и психологическое равновесие ребенка нарушается. Намечаются глубокие физиологические изменения, которые приведут к изменению форм тела, голоса, походки. Характер становится менее ровным. На смену детским интересам и привычкам, чаще всего ограниченным семьей и школой, приходят мечты и мысли о будущем, бередя душу и отвлекая от учебы. Эти изменения растягиваются до 15-16 лет и принимают форму пубертатного кризиса. Он почти всегда является периодом невзгод. Тело нескладное, настроение неровное. Редкий подросток не ощущает себя в этот период «гадким утенком». Бурный рост может сопровождаться чувством усталости и головными болями. Подросток ощущает новые, еще смутные потребности, неоформленные, но властные желания, предваряющие притяжение к противоположному полу. Его поведение становится неровным и удивляет окружающих, но больше всего — его самого. Он может испытывать внезапные порывы симпатии, совершать необъяснимые поступки. Если в 13­14 лет половой инстинкт занимает ограниченное место в чувственной сфере, то через 3-4 года эмоциональная и физиологическая сфера молодого человека полностью эротична.

Подростки более эмоциональны, чем дети. Одного слова, намека, жеста достаточно для того, чтобы поднять бурю. С девушками случаются приступы судорожного смеха или громких рыданий. Эмоциональное возбуждение способно парализовать интеллектуальную деятельность. Повышенная эмоциональность, вызванная гормональными изменениями, характерна для каждого второго подростка. Она проявляется в застенчивости, беспричинной грусти, тревоге. «Чем объяснить тоску молодых? — Юностью».

Наверное, никто так точно не описал внутренний мир подростка, как Селинджер в своей книге «Над пропастью во ржи». Его герой, Холден Колфилд, хочет стать взрослым. В своих фантазиях он пьет, развлекается с женщинами и представляет себя гангстером. И в тоже время ужасно боится взрослой жизни. Половина волос Холдена поседела. Он живет между двумя мирами, между детством и взрослой жизнью.

В период третьего детства ум практичен, а любопытство ограничивается учебной деятельностью. Ребенок живет настоящим, подросток же находится в двух измерениях — прошлом и будущем. Активность, направленная в прошлое и будущее, сводит до минимума интерес к настоящему. Подросток отрывается от реальности. Воображение стирает границу между реальностью и фантазиями. Так, например, девушки часто переживают настоящие сны наяву. Иногда наблюдается мифомания, то есть склонность выдавать желаемое за действительное. Следует отличать сознательную ложь от бессознательного фантазирования, чтобы напрасно «не уличать» подростка во лжи.

 

Чувства — психологическое богатство подростков. У ребенка они представляют сплетение живых эмоций и достаточно бедного образного мышления. У подростков, напротив, образ занимает важное место, и благодаря этому любой эмоциональный всплеск может вызвать сильное чувство. В подростковом возрасте возникают любовь и ненависть, презрение и восхищение, любовь и дружба.

Еще одна особенность подросткового возраста — потребность в социальном самоутверждении, которая проявляется во многих ситуациях. Подростковый возраст — это переход от иждивенческого существования к самостоятельной жизни. Опека уступает место ответственности за свои действия. Неосознанно, но активно молодые люди отбрасывают старые привычки, готовясь к новым задачам. Стремление к независимости — лишь проявление этой эволюции. Любое ограничение становится настолько непереносимым, что подросток не в состоянии осознать его необходимость. Свобода воспринимается не как ответственность, а лишь как освобождение от пут и запретов. Хотя только в семье ребенок может полноценно развиваться, ее рамки для подростка становятся тесны, особенно для мальчиков. Они становятся непослушными, обидчивыми и неуправляемыми.

Поведение человека регулируется двумя фундаментальными реакциями — реакциями имитации и противостояния. Известно, что действие, совершаемое на наших глазах, заразительно. Но существует противоположная и столь же естественная установка — делать наоборот. Потребности «быть как все» и «быть непохожим на других» в разумных пределах необходимы и в норме находятся в динамическом равновесии. В третьем детстве верх берет подражание, а в подростковом — противостояние, которое может перейти в негативизм («выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой»).

Кроме возрастных проблем существует ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка, в том числе ухудшение социально-экономической обстановки, инфекции, наследственность и образ жизни родителей, взаимоотношения в семье, завышенные требования школьного образования, которые опережают темпы умственного развития ребенка, завышенные ожидания родителей. Сегодня к этим факторам можно добавить разрушительное влияние СМИ. Психологи отмечают, что 85% детей, родившихся после 1991 года, имеют различные нарушения психоэмоциональной сферы. Утешает, что, несмотря на все перечисленные трудности, подростковый возраст является самым жизнеспособным и благополучным периодом человеческой жизни.

Надеюсь, что эти сведения помогут вам лучше понять своего ребенка. Если вы чувствуете, что вам нужна помощь специалиста, вы можете получить индивидуальную консультацию психолога. К сожалению, рекомендации часто разбиваются о нежелание взрослых менять свое поведение, взгляды, установки. Оптимальная модель взаимодействия взрослого с детьми описана в уже упоминавшейся повести Селинджера, герой которой представляет себя на краю пропасти во ржи, где бегают и играют дети. Все, что он может сделать для детей, — оградить их от этой пропасти или, в крайнем случае, подхватить на лету. Но для этого надо быть всегда рядом и наготове.

3.    Территория выбора

Выбор профессии и карьеры во многом определяется семейным воспитанием. Хорошо это или плохо? «Семейственность» — говорят с оттенком осуждения и зависти о детях известных артистов, бизнесменов, политиков, идущих по стопам своих родителей. «Династия» — с лицемерным уважением говорили о потомственных учителях и рабочих.

Некоторые родители подсознательно стремятся «прожить» в своих детях свою вторую жизнь и поэтому «тянут» своих детей в профессию, которая им неинтересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Нелюбимая работа, несостоявшаяся карьера, загубленные таланты со всеми последствиями — от соматических расстройств до потери смысла жизни...

Непослушный и независимый «ропщет и бунтует», в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва. Еще ладно, если ради высокой цели. А может, это просто подростковая протестная реакция на любое вторжение на свою территорию.

«Наш сын будет финансистом. Как мы с мужем», — тоном, не терпящим возражений, сказала психо- логу-профконсультанту мама старшеклассника, пришедшая узнать результаты тестирования. «Не думаю, что вы мне сможете сказать что-то новое, с моим сыном уже второй год работает (называет фамилию известного психотерапевта)».

Пару лет музыкально одаренный подросток, сочинявший песни и успешно выступающий на концертах, разрывался между своей мечтой и амбициозными планами родителей, потому бросил престижный вуз, в который поступил под ихдавлением, и ушел из дома.

Нередко конфликт становится стимулом для достижения карьерных успехов — неслучайно в китайском языке этот иероглиф означает «опасность» и «возможность». Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто.

Чтобы понять, какое поведение родителей благотворно влияет на профессиональную карьеру их детей, журналисты газеты «Известия» задали несколько вопросов успешным, по общепринятым меркам, профессионалам: «Чему вы научились у родителей?

 

Родительская академия

 

 

 

Что пригодилось вам в жизни, в карьере? Чем родители помогли? За что вы им благодарны?».

Сергей Недорослев, глава совета директоров «Кас- кола»: «Я, сын своих родителей и папа четверыхдетей, могу уверенно сказать: воспитание мало влияет на карьеру, она больше зависит от правильного набора генов. Все свои качества человек получает не только от родителей, но и от бабушек, дедушек и так далее. Все дальнейшее развитие определяется генетикой. И пусть педагоги говорят, что нужно воспитывать детей на личном примере, как быть добрыми и не мучить кошку, — влияние такого воспитания минимально».

Ирина Лимитовская, директор по маркетинговым коммуникациям Группы «АльфаСтрахование»: «Чувству ответственности за то, что делаешь. Как говорит моя мама, “все нужно делать хорошо, плохо получится само”. Этот важный жизненный принцип определил мою карьеру в бизнесе. Еще одна важная истина, которую мне передали родители, — не делай другому то, чего не пожелаешь себе сам».

Сергей Моложавый, председатель ФГУП «Техно­промэкспорт»: «Уверенность в себе, подкрепленная хорошим образованием и желанием учиться, — главное, за что я благодарен родителям. Они рано выпустили меня в большой мир и никогда не докучали опекой. С первого курса я обеспечивал себя сам, хотя жил в семье. Родителям трудно “отпустить” своего ребенка, но чем раньше они это сделают, тем лучше».

Владимир Кимерин, директор компании «Мос­энергосбыт»: «В 14 лет я в школьной мастерской из своего велосипеда сам, без помощи отца, который был квалифицированным слесарем на заводе, сделал мопед. Конечно, родители не одобрили испорченную при этом одежду, но искренне радовались, что их сын сделал все сам, и даже разрешили хранить мопед на балконе. Благодаря своим родителям я понял, что самостоятельность помогает добиваться поставленных целей».

Сергей Кузнецов, генеральный директор телекоммуникационной компании «Арктел»: «Меня учили достигать цели, кажущейся другим нереальной, находить выход из любой ситуации. Мама всегда считала, что о человеке можно судить по тому, какие у него дети, поэтому на воспитание детей в нашей семье не жалели ни сил, ни времени, и сейчас, став взрослым, я могу это оценить. Я благодарен родителям за порядочность, хотя, наверно, она сейчас выходит из моды».

Эдвард Жук, генеральный директор УК «Кэпитал Эссет Менеджмент»: «Сколько себя помню, родители всегда давали мне возможность принимать решения и ни в чем меня не ограничивали. Думаю, что именно привитая с детства независимость и позволила мне достичь определенных результатов. И, кстати, я стараюсь в таком же духе воспитывать своего сына» (по материалам СМИ).

«Мои дорогие папа и мама! Я вас очень люблю. Я благодарю за все, что вы для меня делаете. Я знаю, что вы хотите мне только добра. Но у меня своя жизнь и своя судьба. И я хочу самостоятельно принимать решения и отвечать за них».

Даже взрослому человеку трудно выговорить эти слова. Но примерно так звучит ответ подростка, способного отвечать за свои поступки, в том числе, и за выбор профессии. Если вы когда-нибудь услышите это от своего ребенка, значит, он стал большим, а вам удалось воспитать доброго, сильного и ответственного человека.

Напоследок — слова великого педагога Януша Корчака: «Ребенок — не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, возможно, в каком-нибудь поколении она вспыхнет пожаром гениальности, прославив собственный род и осветив человечество светом нового солнца».

4.    Воспитание лидерства

(по книгам И.Я. Медведовой и Т.Л. Шишовой)

Как отличить настоящих лидеров от детей с претензиями на лидерство? Настоящий лидер умеет общаться. Он не только способен быть в центре внимания, но и ладить с людьми. Человек с претензиями на лидерство тоже обычно оказывается в центре внимания, однако это внимание со знаком минус. Он обидчив и конфликтен, не терпит конкурентов. Конечно, и настоящий лидер остро реагирует на возможность вдруг оказаться на вторых ролях, однако он умеет трезво оценить свои силы и не жаждет любой ценой быть первым.

Что же мешает «лидерам-неудачникам» добиться удачи? Причин много, но главная — несоответствие способностей человека уровню его притязаний. Поэтому малейшая неудача воспринимается как катастрофа.

Жажда лидерства — это неотъемлемое свойство натуры, которое проявляется очень рано. Безусловно, никому не по нраву, когда его упорно оттесняют на задний план, и он служит лишь фоном для кого-то более успешного, однако очень многие люди вполне довольствуются положением ведомых, не желая брать на себя ответственность и прочие издержки «вождизма». Поэтому родителям нужно объективно оценить, есть ли у их ребенка потребность в лидерстве, и не выдавать желаемое за действительное. А такое встречается довольно часто, особенно в последние годы, когда нам усиленно навязывается западный образ жизни и западные (а точнее, американские) принципы воспитания. Одним из таких важных принципов является ориентация ребенка на успех. Мы всерьез задумались над этой проблемой несколько лет назад, во время интервью, которое брала у нас корреспондентка молодежной газеты.

«Сейчас детям часто внушают, что они должны быть лидерами, обязательно добиваться успеха, — сказала она. — Как вы считаете, в детях полезно развивать соревновательность? Вот в Америке, например, это очень развито...»

 

Честно говоря, ее вопрос застал нас врасплох и задел за живое. Мы потом не раз к нему возвращались. И сейчас уверенно ответили бы нашей собеседнице «нет». Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что наши дети не соревновательны, ориентация на успех часто их только травмирует. Возможно, истоки этого явления надо искать в особенностях психологии, в том, что раньше называлось «духом коллективизма». Сейчас он проявляется в том, что большое число людей (причем не только старшего и среднего поколения) сбиваются в стаи в виде клубов по интересам, политических партий, преступных группировок.

Социальное одобрение получает успешная деятельность на благо общества (для ребенка это, прежде всего, коллектив, членом которого он является: группа в детском саду, школьный класс, компания во дворе и т. п.).

Чему обычно учат малышей, которые играют в песочнице? Быть добрыми, делиться игрушками, не обижать других детей, мирно играть вместе. С возрастом эти установки, естественно, усложняются, но, по сути, не меняются.

Кого обычно школьники признают лидерами? Отличников? Самых сильных и ловких? Нет. И драчунов дети боятся, но не любят, как и тех, кто выделяется одеждой, хвалится родительскими деньгами, машинами и прочими благами.

Так кто же все-таки способен реально претендовать на «свято место», которое не пустует ни в одном классе? Это самые разные мальчики и девочки (в том числе и из перечисленных категорий) при одном условии: они должны непременно быть душой компании, уметь налаживать контакт с окружающими и делиться с ними, делиться не только конфетами и машинками, но и своей бодростью, весельем, инициативностью, изобретательностью, фантазией, силой, смелостью, знаниями...

Поэтому ребят имеет смысл ориентировать на успех вместе с другими и для других. Когда мы это поняли, нам стало легко работать с детьми, стремящимися к первенству. Раньше мы говорили: «Потерпи, Коля. Ты в прошлый раз выступал первым. Пусть на этом занятии кто-нибудь другой первым пойдет за ширму».

Теперь мы говорим: «Коля, давай ты сегодня будешь самым благородным и терпеливым, ладно? Как ты думаешь, ты сможешь пропустить вперед четверых ребят и не расстроиться? Неужели? Вот это да! Смотрите, ребята, какой Коля благородный! Ведь ему очень хочется выступить первым, а он согласился спокойно дождаться своей очереди и внимательно посмотреть сценки, которые вы приготовили».

Поясним стратегию подобной работы на примерах. Перечисляя причины, мешающие псевдолидерам стать настоящими, мы упомянули трусость, которая сочетается с гипертрофированным самолюбием. Если ребенка не воспитывать, может вырасти интриган, «серый кардинал». Если заниматься воспитанием, то робость можно возвысить до сдержанности и осмотрительности (что по современным меркам является безусловным достоинством), а самолюбию предоставить открытую, а не тайную площадку для самоутверждения. Когда ребенок убедится в своей состоятельности, желательно сориентировать его на покровительство слабым, не требующее проявлений отваги и борьбы с соперниками. В будущем из такого ребенка может получиться хороший педагог

А вот другой случай: неутоленная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения, которая происходит не от робости (такие дети часто бывают безрассудно храбрыми), а от непомерной гордыни, гипертрофированного самолюбия. В подростковом возрасте это может проявиться в форме хулиганских выходок. В этом случае гордецу необходимо не только предоставить поле для самоутверждения, но и дать возможность стать на нем реальным, успешным лидером. Однако и этого мало. Нельзя забывать о его страстной, активной натуре. Что это значит? А то, что таких детей часто не устраивает лидерство на том поприще, которое взрослым кажется престижным и желанным. Быть первым в изостудии или в музыкальной школе и даже побеждать на соревнованиях по большому теннису — это для них маловато. В идеале они должны либо лидировать в каком-то деле, сопряженном с риском (предположим, быть первыми в секциях каратэ, мотогонщиков, в альпинистском клубе), либо организовывать что-то свое.

Активность подобных личностей следует учитывать и когда подходит время выбора профессии. Но родителям важно не перегнуть палку ни в ту, ни в другую сторону: опасно втискивать лидера в слишком тесные для него рамки, хотя не менее опасно навязывать роль лидера ребенку, который не особенно на нее претендует.

Говоря о лидерстве, необходимо затронуть и проблему, возникающую в семье, где есть несколько детей. Рассмотрим взаимоотношения детей. Казалось бы, для младших создан режим наибольшего благоприятствования. Им уступают и нередко даже потакают. Очень многие привилегии и свободы, которых старшие добивались в упорной борьбе, младшим даруются просто так. Родители чувствуют себя со вторым ребенком гораздо уверенней, чем с первым, поэтому меньше нервничают, тревожатся, и в результате он получает больше спокойной заботы и ласки. Рай — да и только!

Но за привилегию быть баловнем семьи младший нередко платит чувством собственной неполноценности. К четырем-пяти годам, когда у детей появляется потребность в самоутверждении, им уже не хочется получать все «на блюдечке с голубой каемочкой».

«Я сам!» — заявляет малыш и бывает очень доволен, если ему удается проявить свою ловкость, силу, изобретательность. Но тут выясняется, что старший брат или сестра все это давно умеют. В семьях, где царит дух ревности, этот момент часто бывает переломным. Привыкнув, что старший ему уступает, младший болезненно переживает свою неумелость. Старший же чувствует себя отмщенным и торжествует.

 
 

«Ты малявка, — презрительно заявляет старший. — Только и умеешь, что пищать и ябедничать». «Когда мне тоже будет десять лет, — пытается утешить себя младший, — я тебе покажу!» «Ха! Тебе будет десять, а мне пятнадцать! Ничего ты мне не покажешь! Я всегда буду тебя старше и сильнее». Развитие сюжета вполне предсказуемо.

Но даже в тех случаях, когда отношения между братьями и сестрами складываются благополучно, борьба за лидерство не исключена. И главная задача родителей не в том, чтобы, подобно рефери на ринге, разнимать соперников, а в том, чтобы помочь каждому из детей обрести «экологическую нишу», в которой наилучшим образом раскроются их природные задатки. Желательно, чтобы эти ниши были различны. Тогда сама идея соперничества утрачивает смысл. Действительно: как, скажем, решить вопрос, кто лучше — спортсмен или музыкант?

Вы говорите: «Дать площадку для самоутверждения». А в чем он может быть лидером? Он ведь еще маленький, у него ни к чему нет особых склонностей.

Такие родители переносят на детей свои представления о лидерстве, забыв, что у детей и взрослых, как теперь принято выражаться, «разные приоритеты». И пустяковый эпизод, на который взрослый даже внимания не обратит, может зафиксироваться в памяти ребенка как большая, важная победа. Или, наоборот, поражение. Скажем, малыш надел рубашку и застегнул ее на все пуговицы. Ерунда? Для взрослого — конечно. А для карапуза, который вчера еще надевал рубаху наизнанку, это достижение. Раньше он под утро лез в кровать к маме с папой, а тут всю ночь проспал в своей постели. Кто стрелой мчится к дверям, чтобы встретить любимую маму? Другие только поднимаются с дивана, а он уже теребит замок и победоносно кричит: «Япервый!» Подобных побед немало у каждого ребенка, надо только научиться их видеть и ценить.

Это относится и к развитию способностей. Не надо ждать, пока ребенок проявит свои интересы и склонности в секции или кружке. Тех, что уже есть, вполне достаточно, чтобы «назначить» его в чем-то лидером. У мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообразительным. Другой — тугодум, долго примеряется, прежде чем начать какое-то дело? Возьмите на вооружение пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» и «Семь раз отмерь — один отрежь». Пусть этот ребенок будет самым обстоятельным, разумным.

Одна ваша дочь робкая, а другая — «сорвиголова»? Не проводите сравнения по принципу «кто храбрее». Лучше выделите в первой впечатлительность, скажите, что она тонкая натура, будущая писательница, художница или актриса, а вторую хвалите за оригинальность идей, за то, что с ней не соскучишься и не пропадешь. С такой хорошо ходить в походы, она, наверное, станет великой путешественницей, поедет в Африку, будет изучать жизнь диких зверей. А потом можно почитать девочкам Даррелла или Бианки и сказать, что когда-нибудь они тоже напишут прекрасную книгу про животных.

Как вырастить неудачника из нормального ребенка

1.    С самого рождения общайтесь с ним как можно меньше: не берите на руки, не улыбайтесь и не разговаривайте с ним.

2.    Не позволяйте ничего делать самому.

3.    Реагируйте на малейшие ошибки и промахи, высказывая свое неодобрение.

4.    При каждом удобном случае сравнивайте с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу.

5.    Игнорируйте его успехи и старания.

6.    Ставьте нереалистичные цели.

7.    Внушайте ему убеждение в своей исключительности.

8.    Контролируйте каждый его шаг

5.    Интересы и склонности в выборе профессии

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве под влиянием родителей.

Интерес — это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различаются по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т. д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

А.К. Дусавицкий в книге «Формула интереса» дает портрет заинтересованного человека: «Как работает человек, когда ему интересно? Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она—точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение. Человек лучше видит и слышит, чем обычно. Мысль работает ясно, четко, приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру поставленной задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира, дает возможность побывать в ином пространстве. Хрестоматийным в этом смысле является пример знаменитого математика Эвариста Галуа. В шестнадцать лет случай столкнул его с геометрией. Он раскрыл книгу «Начала геометрии» Лежандра, и перед ним внезапно, как оазис в пустыне, появилось прекрасное здание новой науки. У него дрожали пальцы, когда он перелистывал страницы. Он читал быстро, схватывая не только частные теоремы, но их взаимосвязь, величие самой структуры геометрии. Все окружающее для него исчезло. Абстрактные теоремы становились осязаемы, растворяя в себе мир реальных вещей. В два дня он прочитал книгу, рассчитанную на два года учебы. Вот какая гигантская взрывчатая сила заложена в этом загадочном явлении, которое обозначается коротким словом «интерес». В биографии любого крупного представителя науки и культуры виден этот чудо-стержень, пронизывающий насквозь жизненный путь, начало которому — детство».

Родоначальником научного подхода к проблеме интереса считают Яна Амоса Коменского (1592— 1670). Великий чешский педагог создал учебники, в основе которых лежит принцип интереса в обучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию». Глубокая вера в нравственные и умственные возможности, заложенные в природе каждого ребенка, помогла ученому отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика и выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.

Роль интереса в обучении отмечал и К.Д. Ушинс­кий: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Великий русский педагог разработал систему развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением воздействия на детей в школе.

Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всесторонне развитой личности. В.А. Сухомлинский писал: «Самое главное — чтобы ребятам не надоело, чтобы в детские сердца не закралось тоскливое ожидание того мгновенья, когда учитель скажет: “Пора домой”. Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у детей обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть обещает он им новые радости».

Перечислим основные характеристики интереса:

—   положительная эмоция по отношению к деятельности;

—   наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познавания;

—   наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство — срабатывает исследовательский рефлекс, который есть и у животных. Чтобы любопытство переросло в любознательность, нужна интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует познавательную потребность, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерять ни одно из этих звеньев, взрослым надо поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их профессиональную успешность. Но оно осложнено следующими фактами:

—   мотивы наших поступков и чувств не всегда лежат на поверхности, поэтому трудно осознаваемы;

—   представления подростков о профессиях обычно неполны или искажены;

—    подростковые интересы неустойчивы.

Методика «Карта способностей» (см. на следующей странице) поможет родителям и педагогам осознать и уточнить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок.

Советы подростка своим родителям

1.    Не бойтесь быть твердыми со мной: это поможет мне определить свое место.

2.    Не заставляйте меня чувствовать себя глупее, слабее и хуже, чем я есть на самом деле, иначе я стану таким.

3.    Не делайте то, что я могу сделать сам, если не хотите превратиться в мою прислугу.

4.    Не показывайте мне своего страха за меня, иначе я вырасту трусом — покажите мне, что такое мужество

5.    Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, чтобы не пошатнуть мою веру в вас.

6.    Не вымещайте на мне свое плохое настроение: вам лучше от этого не станет, а наши отношения пострадают.

7.    Не читайте мне наставления и нотации: я уже знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

8.    Не бойтесь признаваться в своих ошибках и своей слабости: я люблю вас не за силу и непогрешимость, а потому, что вы — мои родители.

9.    Не верьте, когда я говорю вам обидные слова, — это говорит моя детская обида, лучше разберитесь вместе со мной, в чем дело.

КАРТА СПОСОБНОСТЕЙ (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ ХААНА И КАФФА)

Инструкция. Опросник содержит вопросы, относящиеся к разным видам деятельности. Оцените вашего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

2 — свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

1 — свойство выражено, но проявляется непостоянно;

0 — свойство личности выражено нечетко, проявляется редко.

Оценку ставьте в клетку с номером вопроса. Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте соответствующую клетку пустой.

ТВ

Н

Х

М

Л

А

Т

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

 

1.    Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

2.     Усваивает новые знания очень быстро, все схватывает на лету.

3.    В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

4.     Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

5.     Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

6.     Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

7.     Интересуется механизмами и машинами.

8.     Инициативен в общении со сверстниками.

9.     Энергичен, испытывает потребность в движении.

10.    Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

11.    Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания.

12.    Становится задумчивым и серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, художественно выполненную вещь.

13.    Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

14.    Может легко построить рассказ, от завязки до разрешения какого-либо конфликта.

15.    Интересуется актерской игрой.

16.    Умеет ремонтировать приборы, использует старые детали для создания чего-то нового.

17.    Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

18.    Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

19.    Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

20.     Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

21.     Составляет оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток.

22.     Хорошо поет.

23.     Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

24.     Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

25.     Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

26.     Легко общается с детьми и взрослыми.

27.     Часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях у сверстников.

28.     Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

29.     Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два.

30.     Любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

31.     В игру на музыкальном инструменте, песню, танец вкладывает много энергии и чувств.

32.    Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное.

33.     Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

34.     Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

35.     Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, понимает подтекст.

36.     Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

37.     Способен с разных сторон подойти к одной и той же проблеме.

38.     Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

39.    Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.

40.     Любит музыкальные записи, посещает концерты и музыкальные вечера.

41.     Выбирает слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев рассказы.

42.     Убедительно передает свои чувства через мимику, жесты, движения.

43.     Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

44.     Часто руководит играми и занятиями других детей.

45.     Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

46.     Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

47.     Читает книги, научно-популярные статьи, опережая сверстников в своем развитии на год или два.

48.     Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

49.     Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

50.     Умеет передавать в рассказах детали, важные для понимания события, не теряя основной линии событий, о которых рассказывает.

51.     Своими рассказами может вызывать эмоциональные реакции у других людей.

52.     Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

53.     Склонен принимать на себя ответственность не по возрасту.

54.     Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

55.     Предпочитает новые способы решения жизненных задач.

56.     Умеет делать выводы и обобщения.

57.     Любит создавать объемные изображения из глины, пластилина, бумаги.

58.     В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

59.     Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

60.     С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

Родительская академия

61.     Проводит много времени над конструированием моделей самолетов, автомобилей, кораблей.

62.     Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

63.     Любит подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

64.     Продуктивен в любой деятельности, предлагает много разных идей и решений.

65.    В свободное время читает научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), предпочитая их художественной литературе (сказки, детективы и др.).

66.    Может дать свою оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке или модели.

67.     Сочиняет оригинальные мелодии.

68.     Умеет в рассказе передать характер, чувства, настроения героев.

69.     Любит игры-драматизации.

70.     Быстро и легко осваивает компьютер.

71.     Обладает даром убеждения, способен увлекать своими идеями других.

72.     Физически выносливее сверстников.

Подсчитайте количество баллов в каждом столбце и запишите их в нижней клетке. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка творческих, научных (академических), художественных, музыкальных, литературных, артистических, технических, организаторских, спортивных способностей.

13-16 баллов говорят о ярко выраженных способностях;

9-12 баллов — выраженные способности;

6-8 баллов — способности выражены в средней степени;

0-5 баллов — способности слабо выражены.

10. Не ставьте мне условий, которые мне не под силу принять.

11. Не делайте мне замечания в присутствии посторонних: рискуете получить в ответ обиду и раздражение.

12. Не отмахивайтесь от моих вопросов, чтобы мне не пришлось искать ответы у других людей.

13. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени: важнее то, как мы его проводим.

14. Не обижайтесь, если в какой-то момент мнение друзей для меня важнее, чем ваше, — это временно.

15. Не сравнивайте меня с другими: любите меня со всеми недостатками и слабостями.

6.  Выбор профессии и профильное обучение

По данным социологических исследований, к моменту окончания школы только каждый второй может сказать, что уже выбрал профессию. На выбор каждого третьего выпускника влияние оказали средства массовой информации: фильмы, рекламные ролики, заказные статьи о профессиях, якобы престижных и перспективных (например, сомелье, ри­элтер, брокер, трейдер, мерчендайзер, гринкипер и другие, привлекающие звучностью слова и загадочностью содержания).

Влияние семьи на выбор профессии достаточно велико, хотя и слабее, чем мнение друзей. Родители, к сожалению, часто оказывают своим детям «медвежью услугу», навязывая свои стереотипы или утоляя нереализованные амбиции.

Школа по степени влияния на выбор профессии занимает последнее место. В России нет государственной системы профориентации, в том числе системы подготовки консультантов по выбору профессии, как в других странах, например, в Ирландии, где каждый класс курирует специалист по карьере. Этот человек в течение всего периода обучения в школе занимается психолого-профориентационным сопровождением каждого ребенка, к моменту завершения школы подводя его к оптимальному выбору профессиональной карьеры.

Выбор профессии — такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это — в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Именно в подростковом возрасте складываются новые личностные образования. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии — только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

 

Компонентами профильного обучения являются предпрофильная подготовка и отбор в профильные классы. Предпрофильная подготовка — родная сестра профориентации, которая проводилась в школах в различных формах начиная с 90-х годов. Разница в том, что школьная профориентация, элементами которой, как известно, являются профессиональное информирование и профессиональное консультирование, не требовала от старшеклассника профессионального выбора в стенах школы, откладывая его на неопределенное время. Профильное обучение «подталкивает» учащихся к этому выбору уже в стенах школы, форсируя процесс профессионального самоопределения. В этих условиях возрастают требования к качеству профориентационной работы. Повышается и ответственность взрослых, проводящих отбор в профильные классы.

Цель предпрофильной подготовки — формирование у школьника реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации. Без всего этого отбор в профильные классы превратится в селекцию «перспективных» учеников, способствуя дальнейшему расслоению нашего общества. Важным элементом продпрофильной подготовки являются занятия по профессиональному и личностному самоопределению, в ходе которых учащиеся знакомятся со своими личностными особенностями и миром профессий, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Показатель эффективности предпрофильной подготовки — осознанный выбор учащимися профиля обучения в соответствии со своими интересами и склонностями.

В ситуации непростого выбора родители иногда оказывают своим детям «медвежью услугу», «программируя» их на цели, которых сами они не достигли в своей жизни, но считают их «правильными» и достойными. Большинство родителей стереотипно ориентируют своих детей на продолжение образования в вузе, профиль которого может не совпадать с интересами подростка, его способностями.

Поэтому так велико сегодня число выпускников вузов, работающих не по специальности, и так низок уровень тех, кто все-таки пытается устроиться по профилю обучения.

Необходимо учитывать, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема в эти классы. Поэтому необходима открытая и гласная процедура проведения подобного конкурсного набора.

В этих целях разработана технология комплектования профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Однако психологическая диагностика способна только констатировать сформированность некоторых психологических свойств личности. Важнейшим условием успешной профессиональной деятельности является трудолюбие, ответственность, целеустремленность. Все эти качества воспитываются с детства, в семье.

Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. Надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей. Поэтому отбор в профильные классы мы рассматриваем не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики.

Целенаправленная работа по изучению интересов и склонностей, особенностей мышления, памяти, внимания позволяет ученикам лучше узнать свои возможности и ограничения. Эти данные учитываются при комплектовании специализированных классов. Особое внимание уделяется развитию способностей учащихся к исследовательской деятельности и подготовке выпускников к поступлению в высшие учебные заведения, с которыми налажено тесное взаимодействие.

Результаты диагностики позволяют довольно точно прогнозировать успешность учащихся в рекомендуемом профильном обучении. Но одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов.

Решение о зачислении в профильный класс можно считать обоснованным, если результаты тестирования подкрепляются наблюдениями учителей-предметников и не противоречат желаниям самих учащихся.

Информация об авторах

Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования и Центра практической психологии образования Академии социального управления, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 623
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 467
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0