Вестник практической психологии образования
2012. Том 9. № 4. С. 21–22
ISSN: 2658-3100 (online)
К 100-летию ПИ РАО: история института в лицах и научных трудах
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: К 100-летию ПИ РАО: история института в лицах и научных трудах [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 21–22. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/pirao (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
На церемонии открытия этого уникального научно-образовательного учреждения Георгий Иванович произнес проникновенную речь о будущем блестящем развитии психологии в России, о том, что институт должен стать общим домом, под кровлей которого будут собираться представители разных направлений психологической науки. Так оно и было на протяжении всего столетия, так оно и есть.
Теоретическая и практическая психология, общая психология и психофизиология, возрастная и педагогическая психология, социальная психология и психология личности и др. — все направления были и сейчас представлены в институте. Эти направления и раньше, и сейчас возглавляются талантливыми учеными, которые продолжают дело своих предшественников. Великие учителя среди многочисленных своих учеников обязательно оставляют потомкам талантливых ученых, которые являются связующим звеном между прошлым и будущим науки и не дают угаснуть живой мысли, развивая, углубляя, иногда подвергая сомнению или отвергая, но всегда включая в решение самых сложных актуальных современных проблем. Так создается преемственность в науке.
Неслучайно В.В. Давыдов, будучи директором Психологического института, подчеркивал: «Дух Г.И. Челпанова перенесли в институт люди, некоторое время работавшие с ним и знавшие его... Мне кажется, что благодаря А.А. Смирнову и другим людям его поколения дух института, созданного ГИ. Челпановым, был перенесен и сохранился в институте, несмотря на достаточно трудные 20-е и 30-е (и прочие) годы. Мне кажется, что этот дух А.А. Смирнова еще до сих пор присутствует в стенах этого института. Я бы говорил, что этот институт является институтом Челпанова — Смирнова».
Вообще институту повезло с директорами. А.В. Петровский отмечал: « Есть такие руководители, которые не просто оставляют в истории след, а выступают в качестве маркировки эпохи. Я бы назвал двоих, которые эту роль сыграли для психологического института: это Г.И. Челпанов и А.А. Смирнов. Именно они способствовали превращению института в исторический центр развития психологической науки, каким он являлся на протяжении многих десятилетий».
Академические исследования сотрудников института всегда были не только направлены на решение научных проблем, но и ориентированы на использование их результатов в практике.
Как известно, первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли в нашей стране на рубеже XIX-XX веков и были связаны с педологией. Наиболее значительные работы проводились в Психологическом институте. Работы П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, Н.А. Рыбникова и др., прежде всего, конечно, Л.С. Выготского заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка и основы развития практической психологии в системе образования.
Н.С. Лейтес вспоминает: «По моим наблюдениям, интенсивная и увлеченная работа Института конца 40-х — начала 60-х годов несла на себе отпечаток призванности, которой в какой-то мере были захвачены научные сотрудники всех уровней, - создавать передовую психологическую науку, широко внедрять ее в практику.
В последующие годы научные разработки начинают приобретать все более выраженный практико-ориентированный характер. Накапливается опыт научной разработки проблем, выдвигаемых непосредственно практикой обучения и воспитания детей в различных образовательных учреждениях.
Представляем небольшие отрывки из трудов ученых института, ставших классиками психологической науки, без знания идей, мыслей, подходов которых к пониманию сути человека, его развития на всех возрастных этапах, психологических проблем обучения и воспитания молодого поколения страны невозможно плодотворно работать ни в научной, ни тем более в практической психологии.
Одну из своих работ В.В. Давыдов заканчивает такими словами: «Наверное, смысл человеческой жизни и заключается в том, что смерть наступает лишь как печальный итог развития организма, а личность, воплощенная в результатах ее деятельности, может жить многие годы, а иногда и века». Эти слова имеют непосредственное отношение к нашим великим предшественникам - их идеи, размышления, замыслы живут в их книгах, учебниках, статьях, в умах и душах их учеников, коллег друзей.
В нынешнем юбилейном году важно осознать, насколько мы сохраняем и развиваем рожденные замечательными предшественниками научные идеи, насколько сохраняем присущий им дух истинной интеллигентности.
Редакция благодарит архив Психологического института РАО за предоставленный материал.
Метрики
Просмотров
Всего: 388
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 145
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1