Инклюзивное образование: исследования и лучшие практики

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 3 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: Колонка тематического редактора

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Алехина, С.В. (2025). Инклюзивное образование: исследования и лучшие практики. Аутизм и нарушения развития, 23(3), 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2025_n3/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Алехина С.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Дорогие друзья!

Вместе с выходом федерального закона, закрепляющего понятие «инклюзивное образование» в образовательной политике и практике нашей страны, появилось определение «обучающийся с расстройством аутистического спектра». Эти два понятия изменили многое в профессиональном мышлении, общественном сознании и политической активности в сфере образования. Инклюзия, признающая разнообразие потребностей и индивидуальных особенностей детей, ставшая источником трансформации образования, и обучающиеся с РАС, которые обратили внимание педагогов на то, что все мы разные, — имеют одну историю.

Официальная статистика фиксирует в России постоянный рост числа детей с РАС, впрочем, как и во всем мире. Это связано не только с качеством диагностической работы, но и с формированием системного и компетентного взгляда на проблему аутизма. В России создаются условия для систематизации опыта государственных и негосударственных организаций, накопленного более чем за 40 лет в разных регионах нашей страны, на законодательном уровне закрепляются нормы непрерывного межведомственного сопровождения лиц с РАС и их семей. Все это позволяет сформировать необходимые механизмы для успешной социализации детей с РАС, создает условия для их включения в общее и профессиональное образование.

Изменения происходят не только на политическом уровне, активно трансформируется профессиональное поле: появляются новые знания, формируются компетенции, создаются сервисы и среды. Важной технологической единицей опыта и обучения становится инклюзивная практика в работе с детьми с РАС, которая сегодня нуждается в использовании доказательного подхода.

Современной проблемой инклюзии в образовании является надомное обучение. Немало детей с аутизмом получают образование в форме надомного обучения: почти в два раза больше, чем приходят в класс инклюзивной школы. С другой стороны, растет число детей с аутизмом, которые обучаются в условиях инклюзивной модели «Ресурсный класс». Все существующие формы и модели обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в образовании — предмет широкого методического обмена в профессиональной педагогической среде. Вариативность этих форм поможет обеспечить право на качественное и доступное образование каждому ребенку с аутизмом.

Тема образования и сопровождения детей с РАС не перестает быть актуальной на многих площадках ученых и практиков. Она будет обсуждаться и в рамках VIII Международной конференции «Актуальные вопросы обеспечения инклюзивного образования в Российской Федерации», которая пройдет в Москве 16 и 17 октября 2025 года.

Представляемый специальный выпуск журнала посвящен теме инклюзивного образования и приурочен к конференции, организатором которой выступило Министерство просвещения Российской Федерации.

Светлана Владимировна Алехина,
кандидат психологических наук,
директор Федерального центра по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования
Московского государственного психолого-педагогического университета

Информация об авторах

Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: alehinasv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 74
В прошлом месяце: 64
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 33
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 107
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 12