Дорогие друзья!
Вместе с выходом федерального закона, закрепляющего понятие «инклюзивное образование» в образовательной политике и практике нашей страны, появилось определение «обучающийся с расстройством аутистического спектра». Эти два понятия изменили многое в профессиональном мышлении, общественном сознании и политической активности в сфере образования. Инклюзия, признающая разнообразие потребностей и индивидуальных особенностей детей, ставшая источником трансформации образования, и обучающиеся с РАС, которые обратили внимание педагогов на то, что все мы разные, — имеют одну историю.
Официальная статистика фиксирует в России постоянный рост числа детей с РАС, впрочем, как и во всем мире. Это связано не только с качеством диагностической работы, но и с формированием системного и компетентного взгляда на проблему аутизма. В России создаются условия для систематизации опыта государственных и негосударственных организаций, накопленного более чем за 40 лет в разных регионах нашей страны, на законодательном уровне закрепляются нормы непрерывного межведомственного сопровождения лиц с РАС и их семей. Все это позволяет сформировать необходимые механизмы для успешной социализации детей с РАС, создает условия для их включения в общее и профессиональное образование.
Изменения происходят не только на политическом уровне, активно трансформируется профессиональное поле: появляются новые знания, формируются компетенции, создаются сервисы и среды. Важной технологической единицей опыта и обучения становится инклюзивная практика в работе с детьми с РАС, которая сегодня нуждается в использовании доказательного подхода.
Современной проблемой инклюзии в образовании является надомное обучение. Немало детей с аутизмом получают образование в форме надомного обучения: почти в два раза больше, чем приходят в класс инклюзивной школы. С другой стороны, растет число детей с аутизмом, которые обучаются в условиях инклюзивной модели «Ресурсный класс». Все существующие формы и модели обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в образовании — предмет широкого методического обмена в профессиональной педагогической среде. Вариативность этих форм поможет обеспечить право на качественное и доступное образование каждому ребенку с аутизмом.
Тема образования и сопровождения детей с РАС не перестает быть актуальной на многих площадках ученых и практиков. Она будет обсуждаться и в рамках VIII Международной конференции «Актуальные вопросы обеспечения инклюзивного образования в Российской Федерации», которая пройдет в Москве 16 и 17 октября 2025 года.
Представляемый специальный выпуск журнала посвящен теме инклюзивного образования и приурочен к конференции, организатором которой выступило Министерство просвещения Российской Федерации.
Светлана Владимировна Алехина,
кандидат психологических наук,
директор Федерального центра по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования
Московского государственного психолого-педагогического университета