Цели, задачи и основные направления деятельности Федерации психологов образования России

217

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В. Цели, задачи и основные направления деятельности Федерации психологов образования России [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 10–15. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Rubtsov (дата обращения: 25.07.2024)

Полный текст

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» является основанным на членстве общероссийским общественным объединением психологов образования России. Была учреждена 18 декабря 2003 года в соответствии с решениями Всероссийского съезда психологов образования Российской Федерации, который состоялся 25-27 мая 2003 г в Москве.

Основной целью ФПО России является развитие практической психологии образования и психологической службы как системообразующего фактора модернизации российского образования, и в том числе: — поиск путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования;

— содействие повышению профессионального уровня наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России;

—   содействие формированию единого информационного пространства психологов образования России;

—   укрепление профессионального статуса психолога образования в обществе, защита его профессиональных и социальных прав и интересов;

—   содействие повышению психологической культуры населения.

Задачи Федерации состоят в том, чтобы:

—   содействовать исследованиям в области педагогической и возрастной психологии и в других областях психологической науки, обеспечивающим развитие современного образования;

—   участвовать в разработке моделей и технологий психологического обеспечения широкомасштабных экспериментов и инновационных проектов по модернизации российского образования;

—   содействовать развитию научно-методического и программного обеспечения деятельности службы практической психологии в системе образования, реализации проектов, программ, разработок, мероприятий, ориентированных на углубление психологического знания, на совершенствование методов, методических средств, практических психологических техник и процедур работы практических психологов образования;

—   разрабатывать предложения по совершенствованию вертикали управления службой практической психологии образования, развитию механизмов взаимодействия структурных подразделений службы, механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;

содействовать развитию инфраструктуры службы практической психологии образования, совершенствованию механизмов ее финансового и материально-технического обеспечения;

разрабатывать предложения по совершенствованию нормативной и правовой базы деятельности службы практической психологии образования;

участвовать в разработке новых стандартов, моделей и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов службы практической психологии образования;

содействовать повышению качества психологической подготовки педагогов и других специалистов, занятых в сфере образования, а также процессам совершенствования систем подготовки и переподготовки профессиональных кадров образования всех направлений и уровней;

содействовать информационному обеспечению психологов образования, обмену опытом исследовательской и практической деятельности, освоению прогрессивных форм работы;

содействовать распространению психологических знаний и включению психологов в различные сферы социальной практики;

способствовать активному включению психологов — членов Федерации в систему международного психологического сообщества в целях взаимообо- гащения опытом и прогрессивного развития отечественной науки;

—   содействовать защите профессиональных, социальных и других законных интересов психологов, работающих в системе отечественного образования.

Съезд является высшим руководящим органом Федерации. Созывается Президиумом Федерации не реже одного раза в пять лет. При этом ежегодно проводится Национальная научно­практическая конференция Федерации «Психология образования» и ежегодное собрание членов Федерации.

Федерация издает научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования». Журнал выходит 4 раза в год. Обязательным приложением к журналу является компакт-диск с видеоматериалами о всероссийских мероприятиях, мастер- классами ведущих психологов, интервью с учеными и практиками. Журнал выпускается при информационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и имеет выраженную практико-ориентированную направленность.

Федерация проводит большую работу по формированию единого информационного пространства психологов образования, обеспечивает деятельность Информационно-аналитического портала «Российская психология», активно сотрудничает с такими ведущими информационными площадками, как портал РИА Новости «Социальный навигатор» и др.

Сегодня Федерация психологов образования России — это 67 отделений в большинстве регионов Российской Федерации. Она насчитывает в своих рядах более 1000 членов.

В рамках работы Федерации и ее отделений ежегодно проходит целый ряд всероссийских мероприятий, на которых психологи России обмениваются опытом, делятся своими наработками, демонстрируют свой профессионализм и компетентность.

Федерация видит в качестве своей основной миссии — развитие и популяризацию деятельности психологического сообщества, действующего как сфере образовании, так и в междисциплинарном пространстве России. Для этого в течение 10 лет проводятся ежегодные всероссийские мероприятия.

1.   Прежде всего, это Всероссийские научно­практические конференции под общим названием «Психология образования».

На этих конференциях поднимались самые актуальные темы современного образования: «Детство как стратегический ресурс развития общества», «Психология и современное российской образование», «Социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”», «Модернизация психолого-педагогического образования». В конференциях за 5 лет смогли принять участие более 1500 специалистов, работающих в сфере психологии образования. По итогам каждой конференции выпускался сборник материалов. За 5 лет в них смогли напечататься более 600 авторов. Эти материалы представлены для ознакомления на сайте Федерации, что позволило увеличить число вовлеченных в обсуждение специалистов из различных регионов России и ближнего зарубежья.

2.   Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие».

Форум — это уникальное ежегодное мероприятие, которое объединяет психологов системы образования Российской Федерации. Формат Форума позволяет охватить самый широкий спектр деятельности практического психолога в системе образования. Участие в этом мероприятии предполагает самое широкое представительство всех заинтересованных сторон, на его площадках есть возможность поставить самые острые вопросы, касающиеся психологии образования, и найти наиболее успешные пути решения проблем. Для участия в Форуме съезжаются специалисты из всех субъектов Российской Федерации. Примечательно, что за период его проведения более 2000 специалистов смогли повысить свой профессиональный уровень. По результатам работы ежегодно выпускается «Сборник материалов Форума».

Среди участников Форума традиционно:

—   руководители и специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам;

—   руководители образовательных учреждений всех типов и видов;

—   руководители и специалисты образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи;

—   педагоги-психологи образовательных учреждений;

—   методисты, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, преподаватели, студенты и аспиранты психолого-педагогических факультетов вузов;

—   ученые, исследователи в области психологии и педагогики;

—   представители общественных объединений в области психологии, педагогики, защиты прав детей;

—   представители организаций и учреждений, занимающихся инструментальным обеспечением психологической практики, изданием профессиональной и популярной литературы в сфере психологии и педагогики;

—   руководители и специалисты организаций и учреждений различных типов, видов, форм собственности, оказывающих психологическую и психолого-педагогическую помощь детям, семьям, педагогам;

—   специалисты системы образования, заинтересованные в активном использовании психологических знаний для повышения эффективности профессиональной деятельности и обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников.

Программа Форума, как правило, включает следующие мероприятия:

1)   Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

2)    Научно-практическая конференция.

Направления работы:

— психологическое обеспечение образования,

— психологическое сопровождение одаренных детей,

— общественно-профессиональная экспертиза,

— психологическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения,

— психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях новой школы,

— системно-ориентированная психологическая помощь в образовательном процессе,

— приоритетные направления работы специалистов по психолого-медико-социальной помощи школьникам с проблемами социальной адаптации,

— психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья,

— развитие универсальных учебных действий в познавательной сфере в начальной и основной школе,

— психологическое сопровождение индивидуально­личностного развития и воспитания учащихся,

— психодиагностическое сопровождение личностного развития учащихся,

— психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса,

— вопросы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов: работа психологической службы образовательного учреждения,

— новые психологические технологии и методики как средства совершенствования профессионализма учителя,

— здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение участников образовательного процесса.

Впечатляет уже перечень этих научно-практических направлений. Их тематика отражена в докладах и выступлениях на пленарных и секционных заседаниях, в семинарах, круглых столах профессиональных мастерских, тренингах и мастер-классах.

3) Следующее мероприятие — Всероссийская психологическая семинар-мастерская «Новые технологии в психологии».

Такая мастерская, как показывает практика, предоставляет уникальную возможность для обмена опытом профессионалам из различных уголков России. Это особое пространство, в котором специалисты могут узнать о новых технологиях и методах работы, обсудить нюансы новых программ с их разработчиками — победителями Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”», посетить мастер-классы ведущих практических психологов.

Все мероприятия Форума тесно взаимосвязаны друг с другом и ставят перед собой одну общую цель — поддержку и стимулирование процесса повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала психологов образования России, повышение престижа службы практической психологии в системе образования РФ.

3. Федерация психологов образования России в течение 8 лет выступает инициатором и основным организатором Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

Конкурс является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России, развитие Службы практической психологии образования, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования.

Цель конкурса — повышение профессионального уровня и наиболее полная реализация творческого потенциала психологов образования России, повышения престижа службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.

Задачи конкурса:

—   создание условий для самореализации специалистов, раскрытия их творческого потенциала;

—   выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Российской Федерации, их поддержка и поощрение;

—   распространение передового опыта работы педагогов-психологов образовательных учреждений всех и видов на всех образовательных уровнях.

Конкурс проводится согласно утвержденному Положению и состоит из регионального и всероссийского этапов. Во всероссийском этапе Конкурса принимают участие педагоги-психологи — победители региональных конкурсов профессионального мастерства.

В целях оценки достижений в профессиональной и общественной деятельности участников финала и выбора победителей создается Большое Жюри Конкурса.

В состав Большого Жюри входят ведущие ученые и практики в сфере психологии образования из различных регионов Российской Федерации.

Бессменным председателем Большого Жюри является Дубровина Ирина Владимировна.

За период проведения Конкурса — их было 8 — в нем смогли повысить свой профессиональный уровень более 5000 педагогов-психологов.

4. Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»

Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”» является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России, развитие Службы практической психологии в системе образования, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования.

Конкурс проводится с целью повышения качества психолого-педагогических программ развития и адаптации обучающихся, воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях России.

Благодаря этому Конкурсу решаются следующие важные организационные и научно-методические задачи:

—   обобщение опыта образовательных учреждений Российской Федерации по разработке и реализации психолого-педагогических программ развития и адаптации обучающихся, воспитанников;

—   создание банка психолого-педагогических программ развития и адаптации обучающихся, воспитанников, соответствующих требованиям современной образовательной практики;

—   внедрение достижений современной науки, а также современных технологий и методов в практику психолого-педагогической работы в учреждениях образования.

К участию в Конкурсе допускаются авторские психолого-педагогические программы, апробированные в образовательных учреждениях Российской Федерации и имеющие положительные отзывы руководителей образовательных учреждений, в которых проходила апробация. Участие в Конкурсе является сугубо добровольным.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

I.   Профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

II.   Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы — программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др.

III.  Развивающие психолого-педагогические программы — программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

IV.  Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогов (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Для проведения экспертной оценки представленных психолого-педагогических программ Оргкомитетом создается Экспертный совет Конкурса.

Всего ФПОР проведено 5 конкурсов. На протяжении всей истории Конкурса бессменным Председателем Экспертного совета является Романова Евгения Сергеевна.

Результатом работы Конкурса стал банк из 300 психолого-педагогических программ, получивших гриф ФПО России «Рекомендовано к использованию

в образовательных учреждениях», что позволило повысить уровень практической работы психолога образования.

Федерация активно участвует в совместных проектах с Министерством образования и науки России, в частности:

—   в проекте по разработке и обсуждению стандартов профессиональной деятельности педагога-психолога, педагога, психолога в социальной сфере;

—   в рабочей группе по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 в вопросах, связанных с порядком проведения псоциально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования;

—   в проекте по созданию нормативно-правовой базы для ППМС центров;

—   в проекте по реализации программы повышения квалификации для руководителей и специалистов ППМС центров «Оказание комплексной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним». В программе смогли повысить свою квалификацию более 1000 специалистов.

Федерация поддерживает идею общественно-государственного взаимодействия, реализуя совместные проекты с УМО по психолого-педагогическому образованию, Рособрнадзором и региональными администрациями в разных субъектах Российской Федерации.

В рамках Федерации создан Совет директоров ППМС центров.

Первоочередные направления деятельности ФПОР на ближайшие годы:

—   внедрение стандартов профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, воспитателей, педагогов-психологов и т. п.);

—   развитие педагогического образования на основе психолого-педагогического компонента;

—   психологическое сопровождение образовательного процесса и всех участников образования, развитие психологической службы образования;

—   разработка и внедрение новых стандартов профессионального педагогического и психолого-педагогического образования;

—   развитие и модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогов- психологов;

—   подготовка психологов для системы дополнительного образования;

— повышение качества образования через развитие механизмов общественно-профессиональной аккредитации технологий, образовательных программ и сертификации специалистов — психологов образования.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 520
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 217
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0