Трудные подростки нашего времени

629

Аннотация

Автор рассматривает проблему «трудных» подростков на основе собственного опыта работы и классической типологии акцентуаций характера. Также он дает отдельные рекомендации по работе с каждым типом «трудных» подростков в соответствии с конкретной акцентуацией. Автор рассматривает проблему «трудных» подростков на основе собственного опыта работы и классической типологии акцентуаций характера. Также он дает отдельные рекомендации по работе с каждым типом «трудных» подростков в соответствии с конкретной акцентуацией.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рыженко С.К. Трудные подростки нашего времени [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 20–28. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Ryzhenko (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Под определением «трудный подросток» в психологии и педагогике понимается подросток, имеющий отклонения в поведении, испытывающий трудности в социальной адаптации и обучении. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. В подавляющем большинстве случаев диагноз врачами не ставится. К психофизиологическим причинам испытываемых подростками трудностей развития и социальной адаптации можно отнести пограничные психические состояния, вызванные перенесенными нейроинфекциями, травмами головы, частыми и тяжелыми заболеваниями, ослабляющими организм, последствия алкогольной интоксикации плода, которые могут сказаться именно в

Нужно учитывать, что отклонения могут развиваться под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть при недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка, при неблагоприятном психологическом климате в семье. Родители не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Подросток не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными. Также большое влияние оказывает окружающая информационная среда, особенно Интернет и телевидение, отсутствие системы медиабезопасности, защищающей от негативного влияния морально дезориентирующей информации на детей и подростков. К трудным относят подростков, которые существенно различаются по своим индивидуальным особенностям. Эти различия затрудняют выбор путей педагогического воздействия, и потому в обществе на сегодняшний день существует некое клише трудного подростка, в которое вписан обобщённый образ. Попробуем для начала описать такого типичного трудного подростка.

Типичный трудный подросток ведёт себя с напускной независимостью, открыто высказывается о своем нежелании учиться, у него отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. Но грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков являются маскировкой чувства собственной неполноценности. Повышенная внушаемость, психологическая незрелость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Часто они поступают слишком по-детски, импульсивно, не осознавая в полной мере последствий своего поведения. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны, они склонны к промискуитету и ранним сексуальным связям.

В этом описании приведены некие наиболее негативные черты или «слабые звенья» разных типов характера, которые обнаруживают себя при различных обстоятельствах и мешают полноценной социализации подростка. Но другие, скрытые черты остаются «за кадром». Более того, у каждого трудного подростка есть позитивное начало и предпосылки социальных достижений, которые трудно разглядеть, если использовать приведенное выше клише и не видеть особенности типа характера. Говоря об особенностях характера трудных подростков, нельзя не признать, что многие из них формируются как акцентуированные личности, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты очень усилены, вследствие чего эти личности очень чувствительны и уязвимы в отношении определённых психогенных воздействий, но в то же время могут быть более устойчивы к другим. В данной статье, опираясь на классические типологии акцентуаций в подростковом возрасте (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко, В.В. Бойко, В.Т. Кондрашенко) и на свой практический опыт работы с современными подростками, нуждающимися в психологической помощи, мы постараемся рассмотреть основные психологические типы трудных подростков нашего времени. Между собой они различаются не только чертами характера, но и способностями, потребностями, интересами, особенностями самооценки, способами поддержания контакта с окружающими, что необходимо учитывать в своей работе педагогам, психологам и родителям.

Неугомонный тип

Подростки неугомонного типа с детства отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность, но чаще первые серьёзные трудности выявляются при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении быстро все схватывать обнаруживается их неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно — то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек.

Главная их черта — почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Хорошее настроение неугомонных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон.

С наступлением подросткового возраста в их поведении растёт грубость, непослушание, игнорирование распоряжений и мнений взрослых. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль со стороны взрослых, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и в школе на советах профилактики. Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, неугомонные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы, но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда довольно продолжительным.

Подростки данного типа постоянно тянутся к компаниям сверстников и стремятся к лидерству в этих компаниях. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает неугомонных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду в популярных молодёжных направлениях и субкультурах. Алкоголизация представляет серьезную опасность для них с начала подросткового возраста. Предпочитают легкие алкогольные напитки (пиво, дешёвые коктейли), выпивая в компаниях с приятелями, случайными знакомыми и легко становясь на путь частых и регулярных выпивок.

Увлечения отличаются богатством и разнообразием проявлений, но главное — крайним непостоянством. Увлечение компьютерными играми сменяется чтением рэпа, одно спортивное увлечение другим, одна секция меняется на другую, мальчики нередко отдают мимолетную дань техническим увлечениям, девочки — художественным направлениям. Вследствие недостаточной целеустремленности каких-либо серьёзных результатов в дополнительном образовании им обычно достичь не удаётся.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление «показать себя больше, чем есть на самом деле». Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации.

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате. К сожалению, жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и нарушение закона — в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни.

В семейном воспитании бунт подростка вызывает как чрезмерная опека, мелочный контроль и жестокий диктат, так и безнадзорность, часто сочетающаяся с неблагополучием внутрисемейных отношений. В школьной жизни неугомонный подросток будет причинять меньше неприятностей, если его стремление к лидерству будет замечено учителями, и найдутся пути его реализации. Для данных подростков очень важна активная организация внеурочной деятельности, общественные мероприятия, значимые события, в которых они могут реализовать свою кипучую энергию. Одним из эффективных средств профилактики отклоняющегося от норм поведения неугомонных подростков являются занятия спортом. В наибольшей степени им подходят такие командные виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, регби и т. д.

Ранимый тип

С детства они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще — не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего мира, однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с тем, с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании.

Некоторые из них читают, многие увлечены компьютерными играми, чаще стратегического или приключенческого характера. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто среди окружающих слывут «домашними детьми».

Школа пугает их скоплением сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Трудности адаптации возникают обычно чуть позже, чем у сверстников, в 16-18 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества данного типа, отмеченные ещё П.Б. Ганнушкиным, — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

В подростковом возрасте в отличие от других типов, к родным они сохраняют детскую привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм, на этой почве возникают причиняющие страдания самообвинения.

Чувство собственной неполноценности у ранимых подростков иногда заставляет их искать самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

Удивительным образом, но ранимые подростки в школе часто оказываются на общественных постах (старосты, лидеры школьного самоуправления и т. п.). Их выдвигают учителя, привлеченные их послушанием и старательностью. Однако подростков данного типа хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим.

Ранимые подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не хотят быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к противоправному поведению подростки ранимого типа не склонны. Они, как правило, не курят, а алкогольные напитки способны внушать им отвращение.

Самооценка ранимых подростков отличается довольно высоким уровнем объективности, но имеет склонность к занижению. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес. Видимо, все это бывает связано со сложно окрашенными эмоциями, затаенными переживаниями.

Самым слабым звеном для ранимых подростков является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Такие ситуации могут привести подростка к суицидальным действиям, а так как для них не характерен шантажный или демонстративный суицид, то тем чаще это заканчивается трагически. Поэтому родители и педагоги должны занимать очень осторожную и взвешенную позицию по отношению к данным подросткам и обвинениям их в возможных конфликтных ситуациях, в которые те, скорее всего, втянуты случайным образом.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Намерение избавиться от робости и слабоволия иногда толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, тяжелой атлетикой и т. п. Но они часто разочарованы тем, как сложно достичь успеха. У подростков ранимого типа бывают слабы и неловки руки при более сильных ногах. Тогда привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж и т. п., что такому подростку облегчает возможность утвердиться в своих спортивных способностях.

Вспыльчивый тип

Главными чертами вспыльчивого типа являются склонность к сниженному настроению, раздражительность и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, а также вязкость, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Для них характерны периоды злобно-тоскливого настроения, которые могут длиться часами и днями, накипает раздражение, идет поиск объекта, на который можно сорваться и выплеснуть агрессию. Аффективные разряды вспыльчивого типа лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли, нередко подростки сами ищут повод для скандала. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны — подросток долго не может остыть.

С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве они часто капризничают, стремятся нарочито изводить окружающих хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистические склонности — такие дети любят мучить животных, исподтишка избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда в свою пользу. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего своего. Любые попытки покуситься на их ребячью собственность вызывают крайне агрессивную реакцию.

В подавляющем большинстве случаев основные проблемы развертываются в период полового созревания. От 12 лет всё более ярко проступают черты властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Вспыльчивый подросток в ярости способен наотмашь по лицу ударить пенсионерку, столкнуть с лестницы показавшего ему язык малыша, броситься с кулаками на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить противника по наиболее уязвимым местам. Соматические признаки гнева очень выражены: лицо наливается кровью, выступает пот и т. д.

Любовь у подростков этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают, многое трактуется как тяжкое предательство и, по их мнению, требует наказания.

Борьба за свою взрослость нередко в семье протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Такие подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и «прав», своей доли имущества, жилища, материальных благ. При конфликтах с матерью и отцом они могут держаться за бабушек и дедушек, которые их балуют и им потакают.

Отношения со сверстниками тесно сопряжены со стремлением к властвованию, поэтому охотно выискивается компания из младших или слабых, безвольных, не способных дать отпор. В группе такие подростки хотят установить свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Они чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, тем более подростки именно этого типа чаще попадают в специализированные закрытые школы-интернаты за совершенные правонарушения. Там они, как часто бывает, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть формальными постами, дающими в их руки определенную власть, установить диктат над другими и использовать свое положение к собственной выгоде. Их боятся, но постепенно против них зреет бунт, в какой-то момент их «подводят» и они оказываются низ­ринутыми со своего пьедестала. Наоборот, перед начальством они бывают готовы на угодничество, если ждут поддержки или каких-либо выгод для себя.

Подростки вспыльчивого типа рано начинают употреблять различные психоактивные вещества, предпочитают крепкие напитки, в состоянии опьянения их жестокость и агрессивность усиливается. Интенсивность примитивных влечений наряду с низкими моральными качествами, когда такие понятия, как долг, честь, милосердие, абсолютно чужды, создают предпосылки для асоциального поведения и совершения преступлений.

Большинство подростков вспыльчивого типа отдают дань азартным играм, быстро становятся игрома­нами, лудоманами, если в доступности находятся игровые автоматы или казино, так как у них присутствует почти инстинктивная тяга к обогащению. Коллекционирование их привлекает только материальной ценностью собранного.

В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить и показать физическую силу. Подвижные коллективные игры даются им плохо, в большей степени удается достичь успеха в таких видах спорта, как самбо, карате, бокс. В компьютерных играх подростка данного типа привлекает возможность сброса агрессии, поэтому им нравятся «стрелялки», а также игры, где он может подчинять себе других и накапливать материальные ресурсы.

Самооценка подростков вспыльчивого типа носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, крепкий сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более сговорчивыми и либеральными, чем это есть на самом деле.

Подростки вспыльчивого типа любят устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Они не заводят случайных знакомств, а предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Положительным качеством является то, что если такой подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе, как и в любви, они никогда не прощают.

При реализации воспитательных воздействий с подростком вспыльчивого типа нужно придерживаться жестких правил и удерживать твердую линию поведения, помнить, что он подчиняется, только если признаёт вашу власть и силу. С целью профилактики отклонений поведения у подростков данного типа можно предложить интенсивные занятия спортом, где они могут не только «одерживать верх», но и развивать моральные качества, самообладание. Такие подростки иногда совершенно неожиданно для педагогов и родителей при полученной возможности могут стать лидерами в военно-патриотическом направлении внеурочной деятельности школы: военно-полевых сборах, конкурсах строя и песни и т. д. С возрастом у многих подростков данного типа растет волевая саморегуляция, аккуратность и исполнительность, формируются другие компенсаторные черты, что позволяет им не только избежать криминального образа жизни, но и выбрать социально одобряемую деятельность, такую, как служба в армии или в полиции.

Замкнутый тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

С наступлением полового созревания замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза, и данные черты характера выступают с особой яркостью. Иногда духовное одиночество даже не тяготит замкнутого подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же они страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, повышенная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») нередко побуждают к еще большему уходу в себя.

Недостаток интуиции в общении проявляется неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, догадаться о неприязненном отношении к себе или, наоборот, о симпатии и расположении, уловить тот момент, когда не следует навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника с самим собой.

К этому следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания — неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального интеллекта. Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желанием получить садистическое наслаждение, что более характерно для вспыльчивого типа.

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда до конца, и столь же нежданно вновь упасть. Такой подросток нередко раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда остаться скрытой, непонятной «вещью в себе» для близких или тех, кто знает его много лет. Богатство внутреннего мира свойственно далеко не всем замкнутым подросткам и, конечно, связано с определенным интеллектом или талантом. Но во всех случаях их внутренний мир заполнен необычными увлечениями и фантазиями.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие их поступки, ибо все, что им предшествовало, — весь ход переживаний и мотивов — осталось скрытым. Некоторые выходки носят характер чудачества, но они не служат цели привлечь к себе всеобщее внимание.

В семье замкнутый подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Формирующееся у подростка чувство взрослости легко может оборачиваться негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, ценностями, интересами. Подобного рода суждения могут долго и скрытно вынашиваться и неожиданно для окружающих реализоваться в публичных выступлениях или решительных действиях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лиц без учета ее последствий для себя.

Как правило, подростки замкнутого типа стоят особняком от компаний сверстников. Их необщительность затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей. В классе они зачастую бывают «белыми воронами». Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию.

Увлечения подростков замкнутого типа нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Это может быть, как чтение книг запоем, так и увлечение сетевыми компьютерными играми. Но в наше время первое, безусловно, уступило место второму. Именно при таком типе личности у подростка скорее формируется компьютерная зависимость. Он застревает в виртуальных мирах, где может осуществлять свои грандиозные фантазии и проекты. Но его не будет интересовать бесцельная переписка на форумах и чатах для общения в сети Интернет. Иногда подросток замкнутого типа избирает для себя интеллектуальные направления, такие как компьютерное программирование, моделирование или компьютерный дизайн, достигая немалых успехов.

Вообще в интеллектуально-эстетических хобби подростков замкнутого типа поражает прихотливость выбора предмета. Это может быть увлечение санскритом, китайскими иероглифами, древнееврейским языком, срисовыванием древних символов и знаков, генеалогией дома Романовых, музыкой раннего средневековья, сопоставлением конституций разных государств и разных времен и т. д. и т. п. Все это никогда не делается напоказ, а только для себя. Увлечениями делятся, если встречают искренний интерес, но часто таят их, боясь непонимания и насмешек. На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить такие недостатки, как неуклюжесть, неловкость, угловатость движений и моторики. Систематические занятия ушу, плаванием, велосипедным спортом, упражнения йогов сочетаются обычно с отсутствием интереса к коллективным спортивным играм. Некоторым подросткам замкнутого типа хорошо даются тонкие ручные навыки — игра на музыкальных инструментах, прикладное искусство — все это также может составить предмет увлечений.

Самооценка отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. В беседе любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность. Подростки замкнутого типа могут стать инициаторами конфликта, сами того не желая, а вследствие недостаточно развития социальных навыков, находиться в классе в положении изгоя, не жалуясь и не рассказывая о том, что происходит, поэтому требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей.

Демонстративный тип

Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания или сочувствия. На худой конец, предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества демонстративного типа питаются этой чертой. Внушаемость отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направленны на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Демонстративные черты нередко намечаются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают, а желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно читают стихи перед зрителями, танцуют, поют и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Среди поведенческих проявлений демонстративных подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о демонстрациях суицида, «псевдосуицидах», «суицидальном шантаже». Способы при этом избираются либо наименее опасные, либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.). Обильная суицидальная «сигнализация» нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: в социальных сетях на страничках пишутся различные прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям и т. п.

Нередко причиной, толкнувшей подростка на «суицид», называется несчастная любовь. Однако часто это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола «избранника». Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, предпочтение соперника или соперницы наносят чувствительный удар по эгоцентризму, особенно если все события развертываются на глазах приятелей и подруг. Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение тому же эгоцентризму демонстративного подростка.

Желание выделиться любым путем может привести и к изображению необычных таинственных заболеваний или к стремлению попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить репутацию необычности. Для достижения этой цели используется разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы, почерпнутые из учебников психиатрии, причем разного рода деперсонализационно-дереа- лизационные симптомы и циклические колебания настроения пользуются особой популярностью. Реальная алкоголизация или употребление наркотиков у демонстративных подростков также носит показной характер.

Наиболее благодатная среда для подростков данного типа — это молодежные субкультуры. Демонстративные подростки очень легко вступают в группы эмо, готов, толкиенистов, анархо-панков, футбольных фанатов и т. д. Причем зачастую они переходят из одной субкультуры в другую очень быстро, так как подражают, в первую очередь, внешней форме данного течения, не вдаваясь глубоко в его содержание.

Подростки не с явной, а несколько скрытой демонстративностью часто становятся зависимыми от общения в социальных сетях. Это даёт им возможность «обнажаться» перед большим количеством людей и в то же время не испытывать стеснения, которое бы неизбежно возникло в реальных отношениях. Они становятся активными блоггерами, где делятся не столько полезными ссылками или интересной информацией, сколько выставляют напоказ глубоко личные вещи. Зависимость от общения в Интернете у подростков демонстративного типа опасна тем, что уровень их популярности в соцсетях начинает сильно влиять на самооценку и настроение. Из-за высокой внушаемости они легко попадают под влияние пропаганды девиантных ценностей на сайтах самоубийств, порнографических сайтах, сайтах, призывающих к экстремизму и расизму.

У демонстративных подростков во многом сохраняются черты детских реакций. Чаще всего приходится видеть, что при утрате или уменьшении привычного внимания со стороны родных, при потере роли семейного кумира они уходят в болезнь, делают попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом), но чаще эта детская реакция оппозиции выявляется подростковыми нарушениями поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы просигнализировать: «Верните мне прежнее внимание, иначе я собьюсь с пути!» Переживая подростковый бунт, они осуществляют побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласно требуют свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа — от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться.

Иногда многое в поведении демонстративного подростка определяет некий кумир, модель, выбранная для подражания. Чаще избирается образ абстрактный или лицо, пользующееся популярностью среди подростков, но не имеющее непосредственного контакта с данной группой (кумир моды, рэпа, гламура и т. д .). Иногда же подражание основывается на собирательном образе: в погоне за оригинальностью воспроизводятся сногсшибательные высказывания одних, необычная одежда других, вызывающая манера вести себя третьих и т. п. При этом они готовы соврать «для красного словца», например, о дружбе со «звёздами». Их фантазии всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам.

В отношении со сверстниками они претендуют на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней порой неосознанных желаний и стремлений, демонстративные подростки могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, группа вскоре распознает за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется особенно быстро, когда они добиваются лидерской позиции, «пуская пыль в глаза» историями о своих удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что демонстративные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала. Если от такого подростка вы слышите, что он разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те «раскусили» его.

Самооценка демонстративных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. Увлечения почти целиком эгоцентрические. Предпочитаются все те направления массовой культуры, которые наиболее модны среди подростков своего круга или поражают своей необычностью. Если родитель хочет повлиять на беспокоящее его увлечение демонстративного чада каким-либо направлением молодежной субкультуры, музыки или искусства, он может тактично показать заурядность этого увлечения, и тот наверняка к нему остынет.

Смешанные типы характера у трудных подростков составляют почти половину случаев, но их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания типов всегда не случайны и подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других — практически никогда. Например, могут сочетаться черты неугомонного и демонстративного типа личности подростка, но не могут сочетаться такие противоположные типы характеров, как неугомонный и замкнутый. Что же посоветовать родителям и педагогам в воспитании трудного подростка независимо от типа его характера? Главное, не потерять контакт с подростком, не потерять его доверие. Поэтому не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Находите причины его поведения, анализируя его потребности и мотивы в соответствии со складывающимся типом личности. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Старайтесь вовлекать подростка в разные виды взрослой деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. Замечайте даже незначительные изменения в его поведении, пока асоциальное поведение не укоренилось и не вошло в привычку. Необходимо найти сильные стороны трудного подростка и правильно их использовать, развивать, ставя посильные задачи. Громадное значение имеет для подростка возможность испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Подростковый возраст не является временем патологии, несмотря на то, что поведение подростков часто выходит за переделы нормы психического и социального здоровья. Это нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большинство трудных подростков постепенно справляются со всеми возрастными проблемами. Подтверждением тому мы с вами — взрослые люди, многие из которых в прошлом были такими же трудными. Мало периодов в жизни человека, которые характеризуются столь быстрыми темпами развития и изменений, как подростковый. Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же значительны могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно и ге- терохронно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Другие же с задержками физического или полового развития, наоборот, могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

В любом случае педагогам и родителям не стоит преувеличивать проблемы и трудности подростка, равно как и преуменьшать их. Самое главное, чтобы близкий подростку взрослый человек не пытался абстрагироваться от его проблем. Наоборот, его задача, зная особенности характера подростка, помочь ему научиться самостоятельно и успешно разрешать такие новые для него проблемы и трудности.

 

Литература

  1. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М., 1999.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. — СПб: Союз, 2002.
  3. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. — СПб: Речь, 2005.

Информация об авторах

Рыженко Светлана Кронидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, главный внештатный педагог-психолог Краснодарского края, Краснодар, Россия, e-mail: sv-rg@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 953
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 629
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6