Вестник практической психологии образования
2014. Том 11. № 4. С. 19–21
ISSN: 2658-3100 (online)
Общественно-профессиональная экспертиза реабилитационных центров
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Для цитаты: Крупнова В.Л., Иванова Е.Ю. Общественно-профессиональная экспертиза реабилитационных центров [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 4. С. 19–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n4/Krupnova_Ivanova (дата обращения: 11.12.2024)
Полный текст
Наркомания — это био-психо-социо-духовная болезнь. Вылечить наркомана только медицинскими средствами в большинстве случаев невозможно, поэтому лечение психологической и социальной зависимости берут на себя реабилитационные центры. Работа с лицами, страдающими зависимостью от психотропных веществ, имеет свои особенности. Основной функцией реабилитационных центров является перевоспитание, то есть изменение в действиях, поступках, образе мыслей, негативных привычках и порочных наклонностях у людей с аддиктивным поведением. При нахождении в реабилитационном центре происходит временная изоляция от внешнего мира по нескольким причинам: с одной стороны, чтобы устранить социальные связи и контакты с неблагоприятным окружением, а с другой стороны, чтобы не дать возможность в кризисные периоды возобновить употребление психотропных веществ.
Для выявления эффективности и качества работы реабилитационных центров необходима общественно-профессиональная экспертиза. Данная экспертиза возможна в рамках предусмотренных процедур и методов оценки деятельности центров, которая была разработана сотрудниками федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский центр Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков» России (ФКУ НИЦ ФСКН России) и Автономной некоммерческой организацией «Институт демографии, миграции и регионального развития» (АНО ИДМРР) в рамках Системы добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях.
В системе содержится 46 критериев, которые функционально разделяются на 3 группы:
1. Оценка базовых условий для социальной реабилитации и ресоциализации.
2. Оценка процесса социальной реабилитации и ресоциализации.
3. Оценка результатов социальной реабилитации и ресоциализации.
В данной системе общественно-профессиональная экспертиза осуществляется на основе учёта мнения граждан — потребителей, их родственников (со- зависимых), выпускников реабилитационных центров, общественных организаций, профессиональных сообществ, имеющих успешный практический опыт организации социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, и экспертов из разных областей (здравоохранения, образования, труда и социальных защиты населения, ФСКН и МВД России). В состав экспертной комиссии по добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, входят представители государственных и общественных организаций из числа педагогов, психологов и сотрудников ФСКН.
В созданной системе сертификации заложены критерии, наличие которых определяется специалистами-экспертами на основе общественного мнения (реабилитантов, родных и близких реабилитантов, выпускников центра, лиц из общественных организаций, сотрудничающих с центром). Такими критериями являются:
— обеспечение информационной полноты;
— реализация программы реабилитации;
— исключение коммерческих целей в деятельности центра;
— открытость реабилитационного сообщества, транспарентность (прозрачность) всех аспектов его деятельности, всех фаз реабилитационного процесса;
— добросовестность и достоверность рекламы;
— отсутствие физического, психологического или духовного насилия;
— допуск к участию в социальной реабилитации и ресоциализации только официально зарегистрированных в РФ религиозных организаций. Недопущение к участию в социальной реабилитации и ресоциализации религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект, иностранных религиозных организаций и миссионеров, деятельность которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации;
— связи и направления сотрудничества реабилитационного центра и реабилитируемых с профессиональными и общественными организациями;
— позитивный имидж реабилитационного центра в сообществах;
— морально-нравственный климат в реабилитационном сообществе;
— наличие устойчивого реабилитационного сообщества как главного фактора реабилитации.
Существуют также и другие критерии, связанные с оценкой качества и эффективности реабилитационных услуг и процесса ресоциализации.
Система добровольной сертификации, кроме документальной проверки деятельности реабилитационного центра, использует социологические и психологические методы и процедуры.
Важным является использование метода включённого наблюдения, где эксперты, участвуя в занятиях и в процессах жизнедеятельности, могут ознакомиться со средой и жизнью реабилитантов, продуктами их деятельности. Данный метод позволяет убедиться в том, как на практике реализуется программа реабилитации, которая была представлена экспертам руководителями реабилитационного центра, и выявить стиль взаимоотношений.
Одним из методов, выявляющих отношение резидента к процессу реабилитации, используемых для оценки социально-антропологических изменений его в процессе реабилитации, является неформализованные интервью. Неформализованное интервью относится к качественным методам исследования и позволяет наиболее полно и достоверно приблизиться к исследуемой проблеме. В интервью используются элементы биографического метода. В условиях начала исследовательской, сертификационной работы применение такого метода просто обязательно, так как при недостаточной изученности вопроса использование иных количественных методов может привести к ошибкам в интерпретации результатов и выбору неподходящего инструментария.
Еще один метод — сочинение в вольной форме о своей жизни после выхода из реабилитационного центра. Тестируемому дается чистая бумага, ручка и задание описать максимально подробно и реалистично свою будущую жизнь: один день после выхода из реабилитационного центра и один день через 10 лет после выхода из реабилитационного центра. Первое задание, по сути, предполагает развернутый план действий после выхода из реабилитационного центра, а второе — стратегическое, перспективное видение своей жизни.
Такое сочинение позволяет оценить качество работы центра в области профессиональной ориентации,
Анкетирование для реабилитантов создано на основе диагностики и экспертизы детско-взрослой общности в школе [1]. В анкетировании выявляются аспекты, связанные с направленностью реабилитационного сообщества и степени включённости реабилитируемого. В анкетирование заложены вопросы, направленные на осознание реабилитируемым того, какие личностные изменения и трансформации происходят с ним, какие новые способы взаимодействия с окружающими людьми появляются.
Таким образом, основная задача социально-антропологических исследований реабилитантов, в том числе анкетирования, состоит в проверке их готовности к жизни за стенами реабилитационного центра, в обнаружении значительного числа социальных идентичностей, социальных включений. Чем выше потенциал позитивных социальных связей, тем ниже риск возобновления наркопотребления.
Анкета на идентичность для выпускников реабилитационного центра позволяет судить о потенциальном «качестве» и «многоаспектности» личности и «качестве» социальной идентичности и потенциале множественности социальных включений для реабилитируемых лиц.
В работе с родными и близкими реабилитантов используется в основном метод блиц-опроса. Он заключается в выявлении разнообразных мнений, суждений, точек зрения по одному и тому же вопросу, одной и той же проблеме. Если кто-то из приглашённых неактивно участвует в коллективном диалоге, то с ним проводится углублённое интервьюирование. Выборочное интервью проводится и с участниками, которые могут дать развёрнутые ответы на конфиденциальные вопросы.
С представителями общественных организаций, социальными партнёрами проводятся беседы, выявляющие проблемы, по которым сотрудничает реабилитационный центр с ними, выявляется уровень инициативности и активности работы центра.
Важным моментом является проведение интервьюирования и анкетирования с руководителем и сотрудниками реабилитационного центра. По данным интервью выявляется основная миссия центра, формы работы с реабилитантами, уровень солидарности и сплочённости всех работников организации. Направления деятельности и формы работы, которые в интервью описывали работники центра, сравниваются с тем, как описывают данные процессы реабилитанты. На данном сходстве/расхождении описаний деятельности реабилитационного центра делается вывод об уровне осмысления и реализации деятельности центра руководством и коллективом сотрудников.
Существенным аспектом исследования реабилитационных центров является общность, которая в центрах формируется. Для этого используются вышеперечисленные методики, выявляющие наличие общности и степень её развития.
Общественно-профессиональная экспертиза в реабилитационных центрах, направленных на предоставление услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, осложнена тем, что экспертной комиссией должна быть обеспечена полная анонимность и приватность реабилитируемых лиц и их родственников. Поэтому эксперты комиссии должны быть способными расположить к себе людей, завоевать доверие, чтобы получить достоверную информацию, и несут ответственность за неразглашение полученной информации.
Общественно-профессиональная экспертиза деятельности центров реабилитации основана на исследовании и выявлении мнения общественности относительно условий, процессов и результатов реабилитации профессиональными методами психологических и социологических наук. Важным аспектом исследования реабилитационных центров является общность, которая в центрах формируется. Для этого необходимо использовать особые методики, выявляющие наличие общности и её уровень развития.
Литература
- Детско-взрослая образовательная общность в Школе будущего: Сборник статей / под общей ред. Акоповой Э.С., Ивановой Е.Ю. — М.: Учебный издательский центр «Берёзка», 2007. — 84 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 421
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 146
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0