Общественно-профессиональная экспертиза реабилитационных центров

146

Аннотация

В статье описывается процедура и критерии оценки деятельности реабилитационных центров, занимающихся лечением и реабилитацией людей, страдающих химической зависимостью.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Для цитаты: Крупнова В.Л., Иванова Е.Ю. Общественно-профессиональная экспертиза реабилитационных центров [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 4. С. 19–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n4/Krupnova_Ivanova (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

 
Развитие общественных отношений, сфер деятельно­стей и жизнедеятельности ставит задачи по определению новых механизмов социализации и формирования у подрастающего поколения ценностей и социо-культурных норм, которые противостоят асоциальному поведению. Задача по воспитанию подрастающего поколения приобретает особую актуальность и в связи с тенденцией к распространению наркомании среди подростков, которая приобретает угрожающие размеры. По данным управления ООН по наркотикам и преступности, в России один наркоман втягивает не менее 10-15 человек в свой порочный круг. За последние несколько лет отмечается омоложение потребителей психоактивных веществ. Основная доля лиц, впервые попробовавших психоактивные вещества, приходится на 14-15 лет. Случаи приобщения к наркотическим веществам детей 10-13 лет учащаются. А чем раньше происходит приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость.
 
 

Наркомания — это био-психо-социо-духовная болезнь. Вылечить наркомана только медицинскими средствами в большинстве случаев невозможно, поэтому лечение психологической и социальной зависимости берут на себя реабилитационные центры. Работа с лицами, страдающими зависимостью от психотропных веществ, имеет свои особенности. Основной функцией реабилитационных центров является перевоспитание, то есть изменение в действиях, поступках, образе мыслей, негативных привычках и порочных наклонностях у людей с аддиктивным поведением. При нахождении в реабилитационном центре происходит временная изоляция от внешнего мира по нескольким причинам: с одной стороны, чтобы устранить социальные связи и контакты с неблагоприятным окружением, а с другой стороны, чтобы не дать возможность в кризисные периоды возобновить употребление психотропных веществ.

Для выявления эффективности и качества работы реабилитационных центров необходима общественно-профессиональная экспертиза. Данная экспертиза возможна в рамках предусмотренных процедур и методов оценки деятельности центров, которая была разработана сотрудниками федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский центр Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков» России (ФКУ НИЦ ФСКН России) и Автономной некоммерческой организацией «Институт демографии, миграции и регионального развития» (АНО ИДМРР) в рамках Системы добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в не­медицинских целях.

В системе содержится 46 критериев, которые функционально разделяются на 3 группы:

1.   Оценка базовых условий для социальной реабилитации и ресоциализации.

2.   Оценка процесса социальной реабилитации и ре­социализации.

3.   Оценка результатов социальной реабилитации и ресоциализации.

В данной системе общественно-профессиональная экспертиза осуществляется на основе учёта мнения граждан — потребителей, их родственников (со- зависимых), выпускников реабилитационных центров, общественных организаций, профессиональных сообществ, имеющих успешный практический опыт организации социальной реабилитации и ресоциали­зации наркозависимых, и экспертов из разных областей (здравоохранения, образования, труда и социальных защиты населения, ФСКН и МВД России). В состав экспертной комиссии по добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в не­медицинских целях, входят представители государственных и общественных организаций из числа педагогов, психологов и сотрудников ФСКН.

В созданной системе сертификации заложены критерии, наличие которых определяется специалистами-экспертами на основе общественного мнения (реабилитантов, родных и близких реабилитантов, выпускников центра, лиц из общественных организаций, сотрудничающих с центром). Такими критериями являются:

—   обеспечение информационной полноты;

—   реализация программы реабилитации;

—   исключение коммерческих целей в деятельности центра;

—   открытость реабилитационного сообщества, транспарентность (прозрачность) всех аспектов его деятельности, всех фаз реабилитационного процесса;

—   добросовестность и достоверность рекламы;

—   отсутствие физического, психологического или духовного насилия;

—   допуск к участию в социальной реабилитации и ресоциализации только официально зарегистрированных в РФ религиозных организаций. Недопущение к участию в социальной реабилитации и ресоциализации религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект, иностранных религиозных организаций и миссионеров, деятельность которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации;

—   связи и направления сотрудничества реабилитационного центра и реабилитируемых с профессиональными и общественными организациями;

—   позитивный имидж реабилитационного центра в сообществах;

—   морально-нравственный климат в реабилитационном сообществе;

—   наличие устойчивого реабилитационного сообщества как главного фактора реабилитации.

Существуют также и другие критерии, связанные с оценкой качества и эффективности реабилитационных услуг и процесса ресоциализации.

Система добровольной сертификации, кроме документальной проверки деятельности реабилитационного центра, использует социологические и психологические методы и процедуры.

Важным является использование метода включённого наблюдения, где эксперты, участвуя в занятиях и в процессах жизнедеятельности, могут ознакомиться со средой и жизнью реабилитантов, продуктами их деятельности. Данный метод позволяет убедиться в том, как на практике реализуется программа реабилитации, которая была представлена экспертам руководителями реабилитационного центра, и выявить стиль взаимоотношений.

Одним из методов, выявляющих отношение резидента к процессу реабилитации, используемых для оценки социально-антропологических изменений его в процессе реабилитации, является неформали­зованные интервью. Неформализованное интервью относится к качественным методам исследования и позволяет наиболее полно и достоверно приблизиться к исследуемой проблеме. В интервью используются элементы биографического метода. В условиях начала исследовательской, сертификационной работы применение такого метода просто обязательно, так как при недостаточной изученности вопроса использование иных количественных методов может привести к ошибкам в интерпретации результатов и выбору неподходящего инструментария.

Еще один метод — сочинение в вольной форме о своей жизни после выхода из реабилитационного центра. Тестируемому дается чистая бумага, ручка и задание описать максимально подробно и реалистично свою будущую жизнь: один день после выхода из реабилитационного центра и один день через 10 лет после выхода из реабилитационного центра. Первое задание, по сути, предполагает развернутый план действий после выхода из реабилитационного центра, а второе — стратегическое, перспективное видение своей жизни.

Такое сочинение позволяет оценить качество работы центра в области профессиональной ориентации,

степень готовности к жизни после окончания реабилитации, включенности в те или иные позитивные сообщества, зрелости личности в целом. Кроме того, текст сочинения может быть подвергнут контент-анализу.

Анкетирование для реабилитантов создано на основе диагностики и экспертизы детско-взрослой общности в школе [1]. В анкетировании выявляются аспекты, связанные с направленностью реабилитационного сообщества и степени включённости реабилитируемого. В анкетирование заложены вопросы, направленные на осознание реабилитируемым того, какие личностные изменения и трансформации происходят с ним, какие новые способы взаимодействия с окружающими людьми появляются.

Таким образом, основная задача социально-антропологических исследований реабилитантов, в том числе анкетирования, состоит в проверке их готовности к жизни за стенами реабилитационного центра, в обнаружении значительного числа социальных идентичностей, социальных включений. Чем выше потенциал позитивных социальных связей, тем ниже риск возобновления наркопотребления.

Анкета на идентичность для выпускников реабилитационного центра позволяет судить о потенциальном «качестве» и «многоаспектности» личности и «качестве» социальной идентичности и потенциале множественности социальных включений для реаби­литируемых лиц.

В работе с родными и близкими реабилитантов используется в основном метод блиц-опроса. Он заключается в выявлении разнообразных мнений, суждений, точек зрения по одному и тому же вопросу, одной и той же проблеме. Если кто-то из приглашённых неактивно участвует в коллективном диалоге, то с ним проводится углублённое интервьюирование. Выборочное интервью проводится и с участниками, которые могут дать развёрнутые ответы на конфиденциальные вопросы.

С представителями общественных организаций, социальными партнёрами проводятся беседы, выявляющие проблемы, по которым сотрудничает реабилитационный центр с ними, выявляется уровень инициативности и активности работы центра.

Важным моментом является проведение интервьюирования и анкетирования с руководителем и сотрудниками реабилитационного центра. По данным интервью выявляется основная миссия центра, формы работы с реабилитантами, уровень солидарности и сплочённости всех работников организации. Направления деятельности и формы работы, которые в интервью описывали работники центра, сравниваются с тем, как описывают данные процессы реабилитанты. На данном сходстве/расхождении описаний деятельности реабилитационного центра делается вывод об уровне осмысления и реализации деятельности центра руководством и коллективом сотрудников.

Существенным аспектом исследования реабилитационных центров является общность, которая в центрах формируется. Для этого используются вышеперечисленные методики, выявляющие наличие общности и степень её развития.

Общественно-профессиональная экспертиза в реабилитационных центрах, направленных на предоставление услуг по социальной реабилитации и ре­социализации лиц, потребляющих наркотики в неме­дицинских целях, осложнена тем, что экспертной комиссией должна быть обеспечена полная анонимность и приватность реабилитируемых лиц и их родственников. Поэтому эксперты комиссии должны быть способными расположить к себе людей, завоевать доверие, чтобы получить достоверную информацию, и несут ответственность за неразглашение полученной информации.

Общественно-профессиональная экспертиза деятельности центров реабилитации основана на исследовании и выявлении мнения общественности относительно условий, процессов и результатов реабилитации профессиональными методами психологических и социологических наук. Важным аспектом исследования реабилитационных центров является общность, которая в центрах формируется. Для этого необходимо использовать особые методики, выявляющие наличие общности и её уровень развития.

Литература

  1. Детско-взрослая образовательная общность в Школе будущего: Сборник статей / под общей ред. Акоповой Э.С., Ивановой Е.Ю. — М.: Учебный издательский центр «Берёзка», 2007. — 84 с.

Информация об авторах

Крупнова Валерия Леонидовна, ведущий научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский центр федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», Москва, Россия

Иванова Елена Юрьевна, ведущий научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский центр федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 420
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 146
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0