Как измерить эффективность профориентационной работы?

390

Аннотация

В статье описываются четкие критерии эффективности профориентационной работы с каждым конкретным клиентом.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Резапкина Г.В. Как измерить эффективность профориентационной работы? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 4. С. 87–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n4/Rezepkina (дата обращения: 11.12.2024)

Полный текст

Директора школ или чиновники разного уровня часто задают специалистам, занимающимся профориентацией, один и тот же вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Специалисты привычно говорят об отсро- ченности результатов — мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите. Директора и чиновники столько ждать не хотят и подозревают, что подчиненные водят их за нос, как Ходжа Насреддин, который взялся за двадцать лет научить осла говорить, не без оснований полагая, что за двадцать лет кто-то из троих...

На запрос «эффективность профориентационной работы» интернет-вселенная откликается десятками тысяч ссылок. Вот наиболее популярные варианты ответов:

«Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».

«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определяются по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».

«Эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним».

«С педагогической точки зрения, эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы».

«Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

«Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом» (орфография всех текстов сохранена — авт.).

Последовал ученик совету педагога — значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» автоматически означает эффективную профориентационную работу. Чем больше, тем лучше. Хотя избыточность профориентационных мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, способна вызвать у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно если ее главная задача — «удовлетворить актуальные потребности города, района, региона, общества в целом».

Большинство предлагаемых критериев сошло со страниц рефератов, диссертаций и монографий. Нередко люди, которые их придумали, имеют очень отдаленное отношение к практической работе. Поэтому воспользоваться результатами их труда не представляется возможным.

Мы видим, что за критерии выдаются условия, факторы, причины, следствия, собственные представления о смысле профориентационной работы. Критерий — это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо — это дает уверенность в том, что мы действуем правильно, или рождает сомнения, то ли мы делаем, что еще важнее.

В основе предлагаемых нами критериев эффективности профориентационной работы лежит личное понимание ее целей и факторов психологической готовности подростков к выбору профессии.

Итак, первый и самый очевидный критерий — своевременность профессионального выбора. Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Нормативный, то есть обеспеченный полноценным развитием. В нашем случае это — психолого-педагогическое сопровождение самоопределения ребенка на протяжении всей учебы в школе. Как минимум. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть — плюс-минус 1 год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию? Если да, то какую?».

Второй критерий — осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу — могу — надо». Считается, что профессия должна нравиться. Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессий на рынке труда, — то такой выбор нельзя считать осознанным. Отвечая на вопрос анкеты «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», подросток начинает понимать, как много надо знать, чтобы выбор был осознанным.

Подросток может знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т. д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности — интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора — еще один критерий. Например, подросток хочет стать ученым, но результаты работы с интеллектуальными тестами невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка собирается стать певицей, но не обладает ни слухом, ни голосом. И в первом, и во втором примере выбор трудно признать реалистичным, хотя есть случаи, когда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.

И, наконец, четвертый критерий — согласованность, или непротиворечивость, профессионального выбора, при котором выбор профессии, профиля обучения, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в одной плоскости. Пример противоречия: юноша хочет стать журналистом, но собирается учиться в физико-математическом классе, а предпочитает профессии сферы «человек — природа». Причины этого рассогласования мы можем увидеть в ходе индивидуальной работы.

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление — не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.

Своевременность, осознанность, реалистичность и напротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методов психологической диагностики. Анкету самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, целесообразно повторить через год систематической профориентационной работы в форме занятий, тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим в наших детях позитивные изменения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ1

I . Мои профессиональные планы.

1.    Я хочу быть (запишите профессию) __________

2.    Какое образование вы считаете необходимым и достаточным для получения этой профессии?

1)    обучение на рабочем месте,

2)     краткосрочные курсы,

3)    среднее профессиональное образование (колледж, лицей),

4)    высшее профессиональное образование (институт, университет).

3.    Что повлияло на ваш выбор (не более 2-х вариантов):

1)    высокая зарплата,

2)     престиж профессии,

3)     будет легко найти работу,

4)     посоветовали родители и друзья,

5)     мне это интересно.

4.        Что вы знаете о своей будущей профессии?

1)    предмет, содержание, условия труда,

2)     профессионально важные качества,

3)     где можно получить эту профессию,

4)     спрос на профессию на рынке труда,

5)     все перечисленное,

6)     ничего из перечисленного.

11)  Содержание будущей профессии.

5.    Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-3 варианта):

1)    человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники),

2)    информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования),

3)    финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты),

4)    техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины),

5)    искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т. д.),

6)    животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т. д.),

7)    изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т. д.),

8)    природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т. д.).

6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-2 варианта):

1)    управление (руководство чьей-то деятельностью),

2)        обслуживание (оказание различных услуг),

3)    образование (воспитание, обучение, формирование личности),

4)        производство (изготовление продукции),

5)    конструирование (проектирование деталей и объектов),

6)    исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо),

7)    защита (охрана от болезней и враждебных действий),

8)        контроль (проверка и наблюдение).

7.    Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-4 варианта):

1)    ручные,

2)     механические,

3)     автоматические,

4)     компьютерные,

5)     мышление,

6)     голос, мимика, жесты,

7)    физические возможности организма (сила, выносливость, координация),

8)    органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

8.    Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4 варианта):

1)    бытовой микроклимат (кабинет, класс, аудитория),

2)     помещения с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы, аэропорт и т. д.),

3)        разъезды и командировки,

4)        открытый воздух,

5)    экстремальные условия (работа с риском для здоровья и жизни),

6)        работа на дому,

7)    специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная),

8)    повышенная ответственность (жизнь и здоровье людей).

1       В приложении приводится вариант Анкеты профессионального самоопределения для программы компьютерной профдиагнос- тики «Грани личности», апробация которой проходит в рамках ФЦПРО на 2011-2015 гг.

III. Профиль обучения и отрасли экономики.

9.     Отметьте три самых любимых учебных предмета

10.    Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения:

1)    физико-математический профиль,

2)    естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),

3)     социально-экономический профиль,

4)     гуманитарный профиль,

5)     филологический профиль,

6)     информационно-технологический профиль,

7)     агротехнологический профиль,

8)     индустриально-технологический профиль,

9)     художественно-эстетический профиль,

10)     оборонно-спортивный профиль.

11)    Отметьте 2-3 отрасли экономики, которые считаете наиболее важными для вашего региона:

1)    сельское, лесное и рыбное хозяйство,

2)     добыча полезных ископаемых,

3)     тяжелая промышленность,

4)     легкая промышленность,

5)     обрабатывающие производства,

6)    производство и распределение электроэнергии, газа и воды,

7)    разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы,

8)     строительство,

9)     торговля и общественное питание,

10)     ремонт транспорта и бытовых изделий,

11)     транспорт и связь,

12)     финансовая деятельность,

13)    операции с недвижимым имуществом, аренда,

14)     государственное управление,

15)    обеспечение правопорядка и военной безопасности,

16)     социальное обеспечение и здравоохранение,

17)     образование и наука,

18)     IT-технологии, связь и телекоммуникации,

19)     жилищно-коммунальное хозяйство,

20)     средства массовой информации,

21)     культура и искусство,

22)     физическая культура, спорт и туризм.

12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии.

 

Информация об авторах

Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования и Центра практической психологии образования Академии социального управления, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 622
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 390
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4