Подготовка молодежи к семейной жизни, или «Забытое» самоопределение

576

Аннотация

В статье обращается внимание на один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека — формирование его психологической готовности к созданию своей будущей семьи. Обосновывается положение о том, что подготовка молодых людей к семейной жизни заключается, прежде всего, в повышении их культурного, нравственного уровня. Недостаточный уровень духовного развития ребенка к моменту его полового созревания приводит к конфликту сексуальности с высшими чувствами и стремлениями. Проблема «полового воспитания» состоит не только в занятиях по «семьеведению», не только в «половом просвещении», акцентирующем внимание на сексуальных отношениях, а, главное, в развитии качеств личности, необходимых для благополучной, счастливой семьи.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределение, половое воспитание, семья, школа, психологическая готовность к семейной жизни, нравственное воспитание

Рубрика издания: Психология воспитания

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. Подготовка молодежи к семейной жизни, или «Забытое» самоопределение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 17–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/Dubrovina (дата обращения: 08.02.2023)

Фрагмент статьи

Самоопределение — сложный и длительный процесс. Он означает определение себя в мире, предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, свободы выбора своего пути в жизни. Понятие «самоопределение» заключает в себе и значение «предела» (Е.А. Климов), то есть границы, ограничения, и потому может осмысливаться как самоограничение, создание для себя пределов, границ.

Литература

  1. Борман Р. Молодежь и любовь. — М., 1975.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. — М., 1929.
  3. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М., 2014. — С. 455.
  4. Ильин И.А. Возвращение. — Минск, 2008. — С. 475.
  5. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. — Минск, 1981. — С. 143.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979. — С. 180.
  7. Макаренко А.С. Книга для родителей // Собрание сочинений: В 7_ми тт. — Т. IV. — М., 1957.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: В 39_ти тт. — Т. 1. — М., 1955.
  9. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни: Сб. научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1980. — С. 164.
  10. Розенова М.И. Психология чувств и отношений: парадоксы любви. — Омск, 2005. — С. 150.
  11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. — М., 1976.
  12. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. — СПб.. 2007. — С. 205.
  13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.
  14. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность // Собрание сочинений: В 14_ти тт. — Т. 1. — М., 1951.
  15. Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств. — М., 2006. — С. 182.
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти. — Минск, 1959. — С. 275.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru